Исследовательская работа "История русской избы"
проект
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Как наши предки подходили к постройке жилища, что было важным в начале и во время строительства деревянной избы? Об этом исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_russkoy_izby.docx | 637.54 КБ |
Предварительный просмотр:
История русской деревянной избы
(исследовательская работа)
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть
Глава 1. Сакральное значение русской деревянной избы 3
Глава 2. Заготовка бревен для стройки 4
Глава 3. Выбор места постройки избы 5
Глава 4. Закладка избы 5
Глава 5. Главные обереговые символы избы:
матица, двери, окна, печь 6
Глава 6. Обереговое украшение избы 8
3. Заключение 8
4. Список используемой литературы 9
5. Приложение
Введение
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для русского народа дом всегда являлся не только местом жительства, но и защитой от врагов видимых и невидимых, т.е. от нечистой силы. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Нам захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба.
Цель: познакомиться с историей строительства и обустройства русской деревянной избы; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.
Задачи:
1. Познакомиться с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной;
2. Провести анализ научной литературы в аспекте исследования;
3. Выявить традиции строительства и обустройства русской избы.
Основная часть
Глава 1. Сакральное значение русской деревянной избы.
Основным жилищем восточных славян была изба. История и культура избы насчитывает многие сотни лет. Архитектурная традиция, обрядовая, обереговая традиция имеет очень глубокие корни. Славяне традиционно свое жилище делали из дерева, которое символически было связано с Мировым Древом. Наши предки обожествляли всю живую природу, особо выделяя в природе дерево. В деревянном доме и наши предки, и современный человек понимает, что жить комфортно, хорошо, человек в нем чувствует себя лучше, лучше думает, дольше живет. Чтобы выжить в сложном мире, наши предки создали сложную систему оберегов и руководствовались ею в жизни. Человек понимал, что в мире все, что его окружает, имеет две стороны – добро и зло, свет и тьму, черное и белое. Поэтому и к построению дома люди подходили со всей серьезностью и ответственностью.
Глава 2. Заготовка бревен для стройки.
Первый и главный этап постройки русской избы была заготовка бревен для стройки. Заготовку леса проводили только осенью или зимой, т.к. летом и весной дерево считалось живым. Перед тем, как срубить дерево славяне ударяли по нему один раз, считалось, что при этом вылетала душа из дерева, далее быстро рубили и потом просили прощенье, чтобы будущее бревно не скрипело, не пугало. Если дерево, срубленное по всем правилам, по какой-то причине падало верхушкой на запад – сторону ада, так люди понимали мир, а не на восток, где располагался рай, где живет солнце – то это дерево не брали, т.к. по поверьям, в этом дереве нечистый живет, людям плохо будет жить в этом доме. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Не брали определенные сорта деревьев: так сказать проклятое дерево – осину, дерево трусости; не брали липу – считалось, что если липу взять, то в лес не ходи, т.к. леший закружит, лыком запутает и из лесу не выйдешь. Это понятно и с практической точки зрения: осина – трухлявая, а липа – мягкое дерево, подходящее больше для изготовления посуды, игрушек, т.к. легко обрабатывалось.
Глава 3. Выбор места постройки избы.
Второй и очень важный этап – это выбор места постройки. Обычно место для постановки дома выбирали специальные люди, владеющие чувством, определяющим вольную, благодатную землю при помощи рамки или просто чутья. Еще место новой застройки выбирали, наблюдая за животными, чаще всего за коровами. Люди на восходе солнца шли вслед за стадом, и там, где в полдень стадо ложилось отдыхать, там и начинали строить. Животные чувствовали, что это место хорошее, чистое. Также на ночь привязывали собаку на месте будущего дома, и если она вела себя спокойно, то убеждались в правильности выбора.
Место для будущей избы выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево.
Итак, место определено. Сначала на земле чертили контур будущего дома. Он был строго ориентирован по частям света. Будущий хозяин вставал в центр очерченного контура и кланялся на 4 стороны. Затем он шел в четыре поля и брал по большому камню, которые клал по углам будущего дома, на них и ставился будущий фундамент дома. В итоге получался знак (идеограмма) плодородия у древних славян. Строительство начинали чаще всего 1 марта на Евдокию-капельницу – дню великих начинаний. В центр будущего дома садили березу, клали христианскую иконку, чтобы помогала в делах. Дерево стояло до тех пор, пока не нужно будет крыть крышу. Икону оставляли в доме, а дерево выносили, и его или отправляли по воде-дороге, которая определит его судьбу, или ломали, расщепляли на куски и разбрасывали по полю, потому что это благословляло поле на будущее плодородие. Часто жертвой при закладке дома был конь или петух. Череп коня закладывали в основание дома, или вешали череп на ограду, считая, что это отвратит от скота мор, дом оберегает.
Глава 4. Закладка избы.
Следующий этап закладка первого венца. Брали 4 крепких ствола и клали их вершиной на комель. Под восточный угол клали череп коня. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу. При закладке дома очень важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб. Пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной.
Далее ставили сруб, пристраивали палати. Видов домов, конечно, было несколько, но в богатых домах предполагался первый этаж, хозяйственный, к которому по бокам пристраивались палати, потом палати стали делать под потолком, где часто укладывали детей и стариков, поближе к печи. На втором этаже строилась светелка, или горница, в которой спали хозяева дома. Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей делая таким образом подполье.
Глава 5. Главные обереговые символы избы: матица, двери, окна, печь.
Существовала очень сложная обереговая система в русской избе. Очень важной деталью в избе являлась матица – балка, на которую клались доски потолка. В «Слове о полку Игореве» приснился киевскому князю Святославу сон, что рухнула над ним матица, и с этого момента начинается раздор в доме, государстве, нарушение и разрушение порядка в мире. Укладка матицы означала конец возведения сруба. В русских избах ее никогда не украшали ни резьбой, ни росписью. Матицу обрабатывали гладко, подчеркивая тем самым её надёжность и твёрдость. Так же, матица разделяла дом на внутреннее и внешнее пространство, на низ и верх. Незнакомый человек не мог пройти от двери дальше матицы без приглашения. Уходя из дома на долгое время, держались за матицу на удачу. Люльку с младенцем вешали на крюк, ввинченный в матицу. Сватать приходили – вставали под матицу. Колядовщики приходили колядовать – располагались под матицей. В общем, казалось бы, такому простому конструктивному элементу, как матица уделялось всегда пристальное внимание.
Большое значение имели оконные и дверные проемы. Двери и окна всегда считались самыми опасными местами в доме для человека, так как являлись связью с внешним потусторонним миром. Окна, опасные места, «закрывали» наличниками. Это был оберег, молитва, заговор. Очень часто в наличниках мы видим: круги, розетки – солярные (солнечные) знаки; квадраты, ромбы – плодородие, плодовитость; знаки воды. На ночь ставни закрывают – защищают дом от темноты, когда солнце уже не может оберечь мир, силы света убывают. Несколько отличается от окна деверь, где есть особое место – порог. Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Дверь была всегда очень низкой и с высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу. Старые женщины не разрешают малым детям влезать в избу через порог, считая, что ребенок заболеет. Существовало поверье, что надо при входе в дом нужно очистить, отряхнуть ноги, даже чистые – отряхнуть прах мира внешнего. А когда заходишь в чужой дом, порог надо перешагнуть, не наступив на него, что показывает, что вы заходите в дом с чистыми намерениями. Говорят, нельзя сидеть на пороге – ум забудешь.
Центральное место в доме занимала печь. Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки.
Глава 6. Обереговое украшение избы.
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.
Крышу делали покатой с двух сторон. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Коньки на крышах русских изб ставили отнюдь не «для красоты». В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного конька некогда укрепляли настоящий лошадиный череп.
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками. Русские люди испокон веков ценили чистоту, т.к. понимали, что грязь – это рассадник болезней.
Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью, передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «История русской деревянной избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве жома – это внутренний мир русского человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. В настоящее время мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.
В ходе работы над проектом я узнал много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства и обустройстве русской избы.
Список используемой литературы
1. Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. I / А.В. Терещенко - М.: Русская книга, 1997. – многотомное издание.
2. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки/ В.Н. Елкин - М.: Просвещение, 1978 - 18 с.
3. Ополовников А.В. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества/ А.В. Ополовников, Островский Г.С. - М.: Дет. лит., 1981-184 с.
Приложение
1. Закладка первого венца
2. Постановка сруба
3. Центральное место в доме – печь
4. Матица
5. Крыша
6. Окна с наличниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Русская изба".
Дети посещают станцию юных туристов для ознакомления с русскими традициями ,сами принимают непосредственное участие....
«Русская изба. Быт русского народа»
Пояснительная запискаКаждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для ученико...
Методическая разработка урока технологии в 3 классе по теме "Древние русские постройки. Изготовление русской избы" (технологическая карта)
Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторско – технологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и...
Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.
Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс
Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...