научно-исследовательская работа по русскому языку
проект (4 класс)
Работа подготовлена на районную НПК "Шаг в будущее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление Образования Джидинского района
Филиал МБОУ «Оёрская СОШ»-«Тохойская ООШ»
Научно-практическая конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Секция «Русский язык»
Тема: «Такие сложные слова»
Автор: Быстрова Люба, ученица 4 класса
Тохойской ООШ Джидинского района
Научный руководитель: Аксентьева Вера Павловна,
учитель начальных классов
к/т 89247566268
2017 г.
Рецензия
Творческий потенциал учащейся раскрыт, ученица публично продемонстрировала достигнутый результат, он был значим и интересен для детей. Люба выступила в роли журналиста. Кругозор детей расширился.
В данном проекте ученица показала большую самостоятельность и ответственность в реализации выбранного направления, проявила творчество.
Методы, выбранные для решения поставленных задач, полностью обоснованы. Проделана большая работа по сбору информации. Все выводы обоснованы.
Исследовательская работа развивает информационные и коммуникативные компетенции. Направления подбирались с учётом необходимости творческого подхода учащегося, посильности и интересности для данного учащегося.
Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.
Научный руководитель_______________ /Аксентьева В.П./
Содержание
Ι.Введение…………………………………………………………………………............. 1
ΙΙ.Основная часть:………………………………………………………………………….2-.6
1.Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ
1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ………………….......2-3
1.2.Семантика глаголов, не употребляющихся без НЕ…………………………………..3
1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ…………...3-4
2..Теоретическое исследование правописания частицы не с глаголами……………4-5
3.Практическое исследование правописания частицы не с глаголами……………..5-7
ΙΙΙ.Заключение..........................................................................................................................7
ΙV.Литература ...........................................................................................................................8
V.Указатель источников………………………………………………………………………8
Приложение ………………………………………………………………...............................9
Ι. ВВЕДЕНИЕ.
« Русский язык в умелых руках ловок,
гибок и послушен…»
А.И.Куприн.
Великий русский писатель Константин Паустовский говорил о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и, поистине, волшебный русский язык». Я пока еще не знаю некоторые правила, которые работают в языке, но каждый учебный день приносит мне что-то новое, неизвестное. Мы постепенно знакомимся с секретами родного русского языка и узнаем, что частица не с глаголами пишется раздельно. Но всегда ли?
В русском языке насчитывается 24 глагола, не употребляющихся без НЕ.
Природа происхождения этих глаголов интересна, она связана с этимологией глаголов.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью расширить представление о семантическом своеобразии указанных языковых единиц и их тяготении к устойчивым сочетаниям.
Цель работы: Выявление тех глаголов, которые с не пишутся слитно, чтобы знать их и правильно, грамотно использовать в письменной речи.
Объектом исследования: Правописание глаголов с частицей не.
Предмет исследования-семантика, а также специфика словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
- изучить и проанализировать учебную литературу по данному вопросу;
- обобщить полученные результаты;
- научиться безошибочно писать «не» с глаголами.
Гипотеза: считаю, что правописание не с глаголами зависит от исторического употребления некоторых из них.
В ходе работы мной использованы методы:
- информационный
- наблюдение
- опрос
- обработка данных.
ΙÌ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Специфика глаголов, не употребляющихся без НЕ
1.1.Тематические группы глаголов, не употребляющихся без НЕ
Отобранные из толковых словарей глаголы, не употребляющиеся без НЕ, опираясь на классификацию тематических групп глаголов можно отнести к глаголам состояния человека.
- Небречь – качественное состояние
- Невзвидеть эмоциональное состояние
- Невзлюбить - эмоциональное состояние
- Нездоровиться- физическое состояние
- Неистовствовать –эмоциональное состояние
- Неймёт(ся) – эмоциональное состояние
- Неймёт –эмоциональное состояние от глагола ограничения (не иметь )
- Нейти - глагол отрицания
- Неможется – эмоциональное состояние
- Ненавидеть –эмоциональное состояние
- Несдобровать-глагол внешнего проявления
- Неметь глагол физического состояния
- Нежничать эмоциональное состояние
- Нежиться – эмоциональное состояние
- Невеститься –глагол поведения
- Небрежничать глагол поведения
- Недужиться глагол физического состояние
- Несть - глагол отрицания (нет)
- Нехватить- глагол отрицания
- Негодовать - эмоциональное состояние
- Невежничать- глагол поведения
- Неволить- глагол подчинения
- Неглижировать –глагол отрицания
- Нежить существительное
Семантика этих глаголов отражает физическое (неможется, нездоровится) или душевное состояние (нежиться, ненавидеть, негодовать), отрицание, семантику поведения, внешнего проявления, а также подчинения.
Отметим, что большую группу представляют глаголы со значением «эмоциональное состояние» ( 10 из 24)
1.2. Семантика глаголов , не употребляющихся без НЕ
Анализируя значение данных глаголов, мы обратились к «Словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, «Историко-этимологическому словарю современного русского языка» П.Я.Черных, «Этимологическому словарю русского языка» М.Фасмера.
Так, историко-этимологический словарь П.Я.Черных даёт толкование только двух слов из отобранных нами единиц: негодовать и ненавидеть.
Именно на них мы и остановили свое внимание.
Слово «Негодовать»- переживать и выражать крайнее неудовольствие, недовольство, возмущение, гнев. До 11 века это слово употреблялось без НЕ и имело значение «пировать»- hodovati, godowac. С 11 века в древнерусском языке и старославянском появляется «негодовати»- быть недовольным, выражать неудовольствие, а также с трудом переносить , страдать, отвергать, отказывать «Годовати» - позволять (11век). Корень «год» как и в словах угождать, угодить, годный. Значение «позволять», возможно , развилось из значения «доставлять удовольствие», «угождать». Другие значения более поздние.
В словаре В.И.Даля «негодовать» - на кого, на что; быть недовольным, роптать, изъявлять с сердцем презрение и жалобу. Ему что-то негодовалось тогда на меня.
В словаре М.Фасмера «негодовать»- от древнерусского «негодъ»- «неудовольствие», въ годъ быти – «нравиться».
Слово «ненавидеть» в историко-этимологическом словаре: «испытывать чувство острой вражды, злобы к кому-либо. Очевидно, по мнению П.Черных, слово образовано от «навидъти» - «жить согласно, в дружбе». Быть терпимым, любить,отсюда «navist» -симпатия, приязнь, любовь. В древнерусском языке слово, судя по памятникам письменности, было утрачено. Однако , у В.И. Даля : «навидеть не могу, то есть «навидеть»- терпеть, жаловать.
Словарь М.Фасмера трактует слово так «ненавидеть» так: образовано отрицанием от «навидъти» (охотно смотреть, навещать), украинское «навидитися» - «с радостью смотреть друг на друга».
1.3.Особенности словообразования глаголов, не употребляющихся без НЕ
Рассматривая словообразовательные возможности анализируемых нами глаголов, мы обратились в словообразовательному словарю А.Н.Тихонова.
Так, глагол «негодовать» имеет только одно словообразовательное гнездо:
Негодовать-негодование-негодующий-негодующе-вознегодовать-занегодовать-понегодовать
А глагол «ненавидеть» образует три словообразовательные цепочки от слов:
1)ненависть
2)ненавистник
3)ненавистница
Некоторые глаголы вообще не образуют словообразовательных цепочек( небречь, невзвидеть, невзлюбить нездоровиться, неймет, неймется, неможется, несдобровать, невеститься)
Так, глагол «небречь» находится в словообразовательном гнезде слова «пренебрежение».
Если рассматривать такую грамматическую особенность глагола, как спряжение, применительно к глаголам, не употребляющимся без НЕ, то необходимо отметить, что глаголы неймет, неймется, неможется не имеют спрягаемых форм, а глагол неможется употребляется только в безличной форме.
Такая специфическая особенность данных глаголов объясняется их семантикой эмоционального состояния.
2.Теоретическое исследование правописания частицы не с глаголами.
Когда мы подводили итог наших исследований, то вопрос вызвало слово «негодовать». Нам предложили открыть материалы исследования и вместо пропусков вставить нужные слова. В итоге у нас получилось более подробное правило:
Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без неё. Если без не
не употребляется, то пишется слитно.
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ НЕГОДОВАТЬ НЕЗДОРОВИТСЯ и другие.
То есть, бывают глаголы, которые с частицей не пишутся слитно. Что же это за глаголы?
В учебнике «Русский язык» Бабайцевой Веры Васильевны и Чесноковой Лилии Дмитриевны наше первое правило дополнено другим правилом: «Частица не пишется слитно только с теми глаголами, которые без не, не употребляются». Например:
- ненавидеть, невзлюбить.
В «Справочнике по орфографии и пунктуации» Ди́тмара Элья́шевича Розента́ля мы находим более полный список глаголов, которые с частицей не пишутся слитно:
- негодовать невзвидеть недоумевать несдобровать нездоровится
Автор предупреждает нас о том, что нельзя путать частицу не с составной приставкой недо- «…которая придает глаголу значение неполноты, недостаточности действия…».
Например:
- недоварить картофель,
- недооценить свои возможности,
- недоедать,
- недосыпать,
- недосмотреть,
- недослышать.
В этих словах недо- сложная приставка, и ее не следует путать с «…созвучными глаголами с приставкой до-, которые в сочетании с частицей не, обозначают, что действие не доведено до конца». Например: эти люди постоянно недоедали, но - эти дети часто не доедали за обедом суп.
- Это правило действует и в других сочетаниях: не добежать (до финиша), не доводить (до конца), не докончить (письмо), что-то не доделать и т.д.
3. Практическое исследование правописания частицы не с глаголами.
Меня заинтересовали слова, записанные в правилах, а каково их значение? Я обратилась к толковому словарю Дмитрия Николаевича Ушакова и выяснила, что:
- Недомогать-болеть.
- Ненавидеть - испытывать ненависть.
- Неволить - принуждать что-то сделать против желания.
- Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чѐм дело.
- Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.
- Неистовствовать - безудержно буйствовать.
Кстати, некоторые слова, к которым присоединилось Не, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.
Моему исследованию очень помогла грамматическая сказка Фе́ликса Дави́довича Кри́вина «Сила любви»:
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу! Неистовствую!» И вдруг замерла от неожиданности…
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
Затем меня заинтересовал вопрос «А все ли мои одноклассники знают все слова, которые пишутся с не слитно?»
Я решила это проверить и предложила им пройти следующий тест (Приложение 1):
«Сейчас я буду диктовать вам словосочетания, а вы должны определить, слитно или раздельно пишется НЕ с глаголом и с другими частями речи в данных словосочетаниях. Делаем все самостоятельно, чтобы проверить свои знания.
1) ненавидеть болеть, 2) недоумевать об исчезновении, 3) невежество друга,
4) невзлюбить человека, 5) не решить задачи, 6) не кирпичный дом,
7) тебе несдобровать, 8) неистовствовать из-за поражения, 9) мне нездоровится,
10) не сложная, а легкая задача 11) не нарушать правила, 12) неволить птицу,
13) недомогал весь день, 14) ему неймется, 15) бороться с невзгодами.
Обработав полученные данные, я выяснила, что 34 % опрошенных одноклассников ответили верно, 66 % допустили ошибку в написании глаголов с не, 19 % допустили ошибку в написании с не существительных, 13 % допустили ошибку в написании с не прилагательных. Таким образом, можно сделать вывод, что многие ребята не владеют информацией о правильном написании частицы не с разными частями речи, а в особенности с глаголами.
Затем я предложила одноклассникам памятки правописания Не с глаголами (Приложение 2) и надеюсь, что они теперь будут меньше допускать ошибки.
ΙΙΙ. Заключение.
Проанализированные нами языковые единицы позволяют отметить их тяготение к устойчивым формам:
1.Они в своём происхождении восходят к периоду до возникновения древнерусского языка и связаны исторически с корнями, которые употреблялись без НЕ.
2.Современная семантика этих глаголов связана со значением эмоционального состояния человека
3.Эти глаголы непродуктивны, о чем свидетельствует отсутствие у большинства из них возможностей словообразования
В ходе исследования мною была изучена и проанализирована учебная литература по данному вопросу, обобщены полученные результаты и сообщены всем учащимся нашего класса.
Теперь я точно знаю, о каких словах идёт речь в правиле «Частица не с глаголами, кроме нескольких слов, пишется отдельно». Это те слова- глаголы, которые без не не употребляются.
Следовательно, я достигла поставленной цели.
Таким образом, я считаю, что моя работа актуальна и значима, т.к. теперь все ученики нашего класса знают и владеют выводом ученых в полном объеме. А найденные слова-глаголы, которые с не пишутся слитно, мы поместили в наш словарик.
Закончить своё выступление я хотела бы стихотворением поэта Василия Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
ΙV. Литература:
- Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»: В 4т.- Москва- Терра, 1994
- Кривин Ф. «Сказки из жизни»
- Ожегов С.И, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»:М., 1993
- Розенталь Д.Э. «Справочник по орфографии и пунктуации» Москва «Столетие»,1996-с.88-89
- Тихонов А.Н. «Словообразовательный словарь русского языка»:М.,2003
- Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова:М.,1996
- Ушаков Д.Н. «Толковый словарь»
- Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»: СПб.,1996
- Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь современного русского языка»: М, 1999
V. Указатель источников.
http://www.yandex.ru
http://img1.liveinternet.ru
Приложение
Без не не употребляется Не пишется раздельно
- Ненавидеть не люблю
- Невзлюбить не хотел
- Негодовать не пришёл
- Невзвидеть не знал
- Недоумевать не решил
- Несдобровать не нарисовал
- Нездоровится не запустил
- неистовствовать не прилетел
- неймётся
- неможется
- неметь
- нежничать
- нежиться
- невеститься
- небрежничать
- неволить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 2го класса (согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального
согласно фгоситоговая аттестация 2016 год...
Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку
Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»
Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...
Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"
Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но некоторые из приёмов потерпели неуд...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...