Урок русского языка по теме "Слог и слово"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 1 классе. Урок получения новых знаний, направлен на формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

                        Слово и слог.        

        Цели: повторить и закрепить знания о слоге как части слова; развивать умение делить слова на слоги, находить ударный слог в слове; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слов.

                        Ход урока.

I.Сообщение темы и целей урока.

        1.Проверка домашнего задания. 

II.Актуализация знаний.

         - Прочитайте загадку и отгадай к ней.

         - Какие предложения вы оставили, используя слово-отгадку?

        2.Работа над предложениями.

         - Посмотрите на доску.

        Широка, родная, моя, страна

         - Что записано на доске?(слова)

         - Составьте из данных слов предложение, поставьте слова в определённом порядке,                   чтобы появился смысл. Запишите его.

         - О чём говорится в этом предложении? ( Страна наша очень большая. Она раскинулась с          севера на юг, с запада на восток.)

        Это строчка из песни:

                Широка страна моя родная!

                Много в ней лесов, полей и рек.

         - Прочитайте предложение так, чтобы чувствовалась гордость за страну, в которой мы         живём.

         - Какой знак мы должны поставить в конце такого предложения? ( Восклицательный)

         - Из букв каждой строчки составьте слова, запишите их.

        ГРУГ (Круг)

        ИРАГ (Игра)

        АРУК (Рука)

        ТАЛПИ (Лапти)

        КАОЛЖ (Ложка)

         - В получившихся словах подчеркните гласные буквы.

III.Самоопределение к деятельности.

         - Посмотрите на доску.

        Ком, кол, коф, кот, кок.

        Бок, бощ, боб, бор, бот.

        Рой, рог, ров, рот, рор.

         - Можем ли мы все записанное назвать словами? Найдите «лишнее» слово в каждой           строке.

        - Почему коф, бощ, рор оказались лишними?

         - Как вы думаете, имеют ли значение слоги?

        (Учитель обращает внимание учащихся на слоги, состоящие из нескольких звуков.)

         - послушайте стихотворение.

                 - Что за ЛИ?

                 - Что за МОН?

                 - В звуках нету смысла.

                Но едва шепнут:

                «Лимон» - сразу станет кисло. (Г.Сапгир)

         - Из каких слогов состоит слово лимон?

         - Какие плоды мы называем лимонами?

         - Сформулируйте тему урока.

IV .Работа по теме урока.

        1.Наблюдение над словами и слогами.

         - Прочитайте слова, разделите их на слоги, выделите ударный слог.

      Речка, снежинка, ягода, город, лист, снег, мальчик, подснежник.

         - Запишите в первой строке односложные слова, во второй – двусложные, в третьей –         трёхсложные, разделив слова на слоги.

         - Как узнать, сколько в слове слогов? ( Сколько гласных, столько и слогов.)

Игра «Доскажи словечко»

                Жил-был маленький щенок.

                Он подрос, однако,

                И теперь он не щенок –

                Взрослая … (собака)

                Он круглый и красный,

                Как глаз светофора.

                Среди овощей

                Нет сочней … (помидора).

                Летом в огороде – свежие, зелёные,

                А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

                Отгадайте, молодцы,

                Как зовут нас? (Огурцы).

                Он всю зиму в шубе спал,

                Лапу бурую сосал,

                А проснувшись, стал реветь.

                Это зверь лесной - … (медведь).

         - На доске записаны слова. Запомните, как нужно их произносить.

      Портфель, магазин, ремень, свёкла, морковь, шофёр, понял, поняла, начал, начала, начали.

Упр.6 (с.5)

         - Рассмотрите кроссворды. Названия каких учебных вещей вы узнали?

         - Выполните задание.

        (Проверка)

V. Физкультминутка.

VI.Продолжение работы по теме урока

    Упр.7 (с.6)

         - Прочитайте. Назовите главную черту линейки. Объясните, как вы это понимаете.

         - Выполните задание.

   Каждое слово имеет своё значение. Если вам назовут знакомое слово, вы можете объяснить, что   оно означает. Вы также угадаете слово, если вам скажут его значение.

         - Чтобы проверить, так ли это, выполните следующее задание: замените словосочетания одним словом.

        

        * Группа птиц. (Стая)

        * Небольшая высокая  копна сена. ( Стог.)

        * Средство переправы через реку.( Мост.)

        * Твёрдая корка на  снегу. (Наст.)

        * Длинная  палка. (Шест.)

VII.Рефлексия

      ( Учитель читает отрывок из сказки Л.Яхнина «Красные ягоды».)

   Цыплёнок с лягушонком пошли в лес и увидели там какие-то красные ягоды. ( Какие это могли быть ягоды?) Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они называются,  вспомнить не могли. ( А вы вспомнили?)

         - Давайте их есть без названия, - сказал Лягушонок.

         - Поедим, а там, может быть, и вспомним.

    И начали они глотать ягоды.

     - Клю, - скажет Цыплёнок и клюнет красную ягоду.  ( А  что должен был сказать  Лягушонок?  Как же  называется  ягода?)

      - Ква, - скажет Лягушонок и тоже ягоду проглотит.

  Только и слышится: «Клю! Ква! Клю! Ква!»

         - Из чего состоят слова?

         - Оцените свою работу на уроке.

VIII.Итог урока

         - О чём мы говорили сегодня на уроке? На что обратили  особое  внимание? ( Все слова состоят из слогов, количество которых может быть разным. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Домашнее задание

        Упр. 8. (с.6).        

          

                        

        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...