Изменение имен прилагательных по падежам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Конспект урока по технологии деятельностного метода в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект урока русского языка  

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам     

Цели: 1. Познакомить детей со словообразованием прилагательных по падежам.

             Выявить особенности склонения этих частей речи.

            2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Ход урока

1. Мотивация учебных действий

- Легкий или  трудный для вас урок русского языка?

- Почему?

- Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

(говорим, читаем, слушаем, пишем)

-  Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

«Мудрым никто не родился, а научился».

- Как вы понимаете эту пословицу?( Мудрости можно научится на ошибки других. Му́дрость- это способность грамотного, точного и истинного применения знаний.)

-Поднимите руку, кто хочет стать сегодня мудрее. Значить будем – учиться.

- Какой раздел русского языка мы начали изучать?(Имя прилагательное)

- Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи                                        

2. Чистописание и актуализация знаний

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

- Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?(изменяемая часть слова)

- Назовите, какие окончания могут иметь существительные ж.р., м.р., с.р.

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

- Посмотрите, что общего в этих словах?(Все слова им. прилагательные в ед.ч.)

- Что такое имя прилагательное?

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р. → ж.р. → с.р.

Запись на доске: Ойыйий  аяяя  оеее

- Напишите эту цепочку до конца строки.

3. Словарная работа

1. Задание:

- По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

Прекрасная, солнечная, морозная…( погода)

Сладкие, яблочные, горячие, ароматные…( пироги)

Белые, легкие, пушистые, кучевые …( облака)

Свежая, русская, интересная, ежедневная…( газета)

Водный, белый, комфортабельный…( корабль)

-Проверьте, так получилось?

2. Задание:

В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

- Какие это слова?

3. Задание:

Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому-либо грамматическому признаку.

По роду:    погода              пироги       облака

             газета               корабль

По числу: ед.ч (газета, корабль, погода)

                  мн.ч. ( пироги, облака)

Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным,  имя прилагательное  имеет те же  грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.

- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?(род, число, падеж)

Физминутка

4. Постановка проблемы и выход из нее.

1. Задание:

Записать под диктовку.(Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.)

а) Определите роль имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.( В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р. и т.д.)

б) Определите число имен прилагательных.

- Сделайте  вывод. (Имя прилагательное всегда находится в том числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.)

- Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

- Мы не можем это сделать.

- Какой вопрос возникает?(Склоняются ли имена прилагательные?)

2. Задание. Работа в парах.

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1ряд : зимний день

И.п. какой?  зимний что? день

Р.п.   какого? зимнего чего? дня

Д.п.   какому? зимнему? чему? дню

В.п.     какой? зимний? что? день

Т.п.      каким? зимним чем? днём

 П.п.    о каком?зимнем о чем?о дне  

 2 ряд: зимнее утро

Им.п. какое? зимнее что? утро

Р.п. какого? зимнего чего? утра

Д.п. какому? зимнему чему? утру

В.п. какое? зимнее что? утро

Т.п. каким? зимним чем? утром

П.п. о каком? о зимнем о чем? об утре

3 ряд: зимняя погода

Им.п. какая? зимняя что? погода

Р.п. какой? зимней чего? погоды

Д.п. какой? зимней чему? погоде

В.п. какую? зимнюю что? погоду

Т.п. какой? зимней чем? погодой

П.п. о какой? о зимней о чем? о погоде

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой пары.

Какой сделаем вывод?

Вывод: Имена прилагательные склоняются по падежам. Имя прилагательное находится в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

- Определите, какая сегодня тема урока? (Изменение имен прилагательных по падежам).

-Подтвердите свои наблюдения.

Учебник с. 81, прочитать правило.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Просклонять существительное и прилагательное. Упр.211

И.п.  святой  источник   , святые  источники  

Р.п.  святого источника ,  святых  источников  

Д.п.  святому  источнику , святым  источникам  

В.п.  святой  источник     ,  святые  источники  

Т.п.  святым  источником , святыми  источниками

П.п.  о святом  источнике  , о святых источниках  

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Упр.211(3-4).

И.п.  золотое сердце ,    родная    дочь

Р.п.   золотого  сердца  , родной        дочери  

Д.п.  золотому  сердцу ,  родной     дочери  

В.п.  золотое   сердце   ,  родную   дочь  

Т.п.  золотым   сердцем  ,   родной      дочерью  

П.п.  о  золотом   сердце   , о   родной   дочери      

- С какими трудностями вы встретились?

7.Включение в систему знаний и повторение.

Упр.212, с.82

Прочитайте выразительно стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

-Сколько в этом стихотворении прилагательных?(11)

Выпиши из текста 5словосочетаний сущ.+ прил., определите род, число, падеж.

лиловый  лес      (м.р., ед. ч., И.п.)

золот ой   лес    (м.р., ед. ч., И.п.)

багрян ый   лес     (м.р., ед. ч., И.п.)

весёл ой   стеной  (ж.р., ед. ч., Т.п.)

пёстрою   стеной  (ж.р., ед. ч., Т.п.)

над светлою  поляной  (ж.р., ед. ч., Т.п.)

жёлтою  резьбой   (ж.р., ед. ч.,  Т.п.)

в голубой   лазури   (ж.р., ед. ч., П.п.)

в сквозной   листве (ж.р., мн.ч., П.п.)

тихою  вдовой  (ж.р., ед. ч., Т.п.)

в пёстрый  терем    (м.р., ед. ч., В.п.)

Дополнительно:

-Прочитайте слова в рамке. Какие это цвета? Какие из этих слов являются синонимами? (Багряный, багровый)

-Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор?(Значение прил. багряный).

-Как это можно узнать?(Посмотреть в Толковый словарь.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- По какой теме мы работали?

- Как изменяются имена прилагательные?(по родам, числам, падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного?

- Где можно применить полученные знания?

-Определите на лестнице успеха свое место.

  Домашнее задание

   Выучить правило с.81 , упр.4.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

"Изменение имен прилагательных по падежам"

Презентация по русскому языку. 3 класс...

презентация по русскому языку, 3 класс "Изменение имен прилагательных по падежам. Закрепление"

данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Изменение имен прилагательных по падежам"...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...