Повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета. Научиться ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании, подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот. | Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка). |
Чистописание. Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске. У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками. - Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь? - Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? - Какой частью речи являются названные вами слова? - Что вы знаете об имени прилагательном? Молодцы! Вы много знаете по этой теме.
Словарная работа: На доске записаны слова: Ветер, земляника, суббота, сахар, берёза. - От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными.
- Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.
- Поднимите руки те, у кого всё получилось?
- Что вам позволило подобрать нужные слова?
- Какие именно знания вам пригодились? Образованные вами слова обозначают предметы? действия предметов? - Как вы подбирали к прилагательным существительные?
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Назовите тему урока. | Пишут в тетрадях: ая , ое , ие , ые , яя , ее , ий , ый .
Выдвигают свои предположения, приводят примеры слов с окончаниями ая , яя , ое и др.; отвечают на вопросы ( имя прилагательное - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Самостоятельно образуют прилагательные и записывают их в тетрадях: Ветер – ветряная мельница, земляника – земляничный пирог, суббота – субботний вечер, сахар – сахарная пудра, берёза – берёзовый сок. Подчёркивают каранда-шом, обозначают орфограммы. Осуществляют взаимо-проверку, сверяясь с образцом, данным учителем. Поднимают руки. Отвечают на вопросы: - Жизненный опыт, уже имеющиеся знания. - Нет. Признаки предметов. - Рассуждали, какой предмет можно назвать субботним, земляничным и т.д. Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
- А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу обобщающие к ним слова ( например, маленький, колючий (ёж). Серый, хищный, глупый… Рыжая, хитрая, ловкая… Косой, слабый, трусливый… Сухое, свежее, душистое… Солнечный, весёлый…
Проверьте то, что у вас получилось, глядя на образец.
- Как называются части речи, из которых составлены словосочетания?
- Почему по моим словам вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? - Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные?
- Важны ли прилагательные в нашей речи? Докажите.
- Укажите в тетрадях стрелками связь между существительными и прилагательными, напишите над стрелками вопросы. |
Записывают в тетрадях: Серый, хищный, глупый волк. Рыжая, хитрая, ловкая лиса. Косой, слабый, трусливый заяц. Сухое, свежее, душистое сено. Солнечный, весёлый день. Осуществляют самопровер-ку с образца. Отвечают: имена существительные и имена прилагательные. Были названы признаки предметов. Какой? Какая? Какое?
Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос. Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной.
|
|
- Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». - Что нового вы узнали? - Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? - Прочитайте задания упр.152 (с.88) и упр.153 (с. 89). Разберём их вместе по шагам. - Выполните одно из упражнений (на выбор), понравившееся вам больше.
-Проверим. Кто выполнял упражнение 152? А кто выполнял упражнение 153?
Обобщите: какие знания и действия позволили вам выполнить упражнения? | Читают, отвечают на вопросы.
Самостоятельно выполняют одно из упражнений по выбору. Один ученик читает выписанные словосо-четания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+». Обобщают. |
|
На доске текст: Февральская метель Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель. - Каким вы представляете февраль? - К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу. - Какие прилагательные употребил автор для его описания? - Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений: Теперь я знаю… Я могу… Благодаря мне… - Кто попробует?
| Выписывают из текста прилагательные по образцу: Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена… .
Сверяют свою работу с образцом выполнения на доске. Оценивают свою работу на уроке.
|
|
- Что мы повторили на уроке? - Что нового вы узнали об имени прилагательном? Достигли цели урока? Домашнее задание: выполнить упр. 154 (с. 90). Дополнительное творческое задание: Напишите слова, противоположные по смыслу словам близкий, добрый, огромный, медленный, грустный. Напишите слова, близкие по смыслу словам мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой. Подберите к именам прилагательным подходящие существительные. Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике.
Желаю дальнейших успехов. |
Отвечают. |
|