Урок русского языка в 3 классе "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данная методическая разработка урока русского языка проводится в 3 классе в рамках освоения любого УМК. Тема урока "Местоимение". Это урок ознакомления с новым материалом.
Цели: познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи.
- познакомить с ролью местоимений в речи;
- формировать умение распознавать их в тексте;
- правильно употреблять;
- обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица.
- Воспитание интереса к русскому языку.
- Воспитание трудолюбия.
- Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
- Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
Материалы и оборудование:
- Плакат “ Древняя рукопись”.
- Проектор. Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Местоимение". УМК "Школа России" | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с использованием ИКТ в 3 классе УМК «Школа России»
Тема урока: «Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3-го лица»
- Воспитание интереса к русскому языку.
- Воспитание трудолюбия.
- Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
- Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
- Знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.
- Развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
Материалы и оборудование:
- Плакат “ Древняя рукопись”.
- Таблицы.
- Раздаточный материал.
- Проектор /Презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята, вы готовы к уроку?! Улыбнитесь друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.
2. Вводная беседа.
- Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)
-Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на урок принесла вам фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, прочитать его невозможно, так как часть слов не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.
-Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)
-Давайте пока оставим наши предположения и проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи.
Слайд № 1. (Презентация)
-Прежде, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа).
3. Чистописание.
-Прежде, чем выяснять значение символов и знаков, потренируемся в написании древних иероглифов:
заяц мыло вымыты
Колхоз пашет, а он руками машет.
- Как вы понимаете смысл этой русской пословицы, о чем она говорит?
4. Словарная работа. Слайд № 2
- Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.
Слайд № 3
-Перед вами образцы таких грамот, но тоже утратившие часть букв, прочтите эти слова. Давайте их запишем, разделив на группы. Как вы считаете, на какие группы их можно разделить?
М_сква, мы, ст_лица, вы, г_реть, ру_кий, ты, она, Род_на, я, св_ркать, д_журить, д_журный.
-Запишите эти слова в три столбика, выделяя пропущенную букву. (Далее идет проверка)
-Что общего между словами каждого столбика? (На какой вопрос отвечают? Что обозначают? К какой части речи относятся?)
-Ребята, какие слова остались? Запишем их отдельно: я, ты, вы, мы, она.
-Попытаемся выяснить что это за слова. Однако, где-то мы их уже встречали сегодня? В каких словах они затерялись? (Вымыты)
5. Объяснение нового материала.
-Продолжаем наше исследование. Знаете ли вы, где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях? Прочитайте текст об одном из них:
Слайд № 4.
В субботу наш класс отправился в музей. Музей расположен на Красной площади. В музее находится много интересных предметов.
(Читает вслух ученик)
-Не заметили ли вы в тексте какой-либо недостаток? Как можно его исправить? (Заменить слово музей.) Какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово музей? (Он, в нем.) Прочитайте отредактированный текст. Запишите его в тетради, подчеркнув слова, которые мы использовали.
Слайд № 5
- Проверим текст, который у вас получился. Вместо какой части речи употребили мы эти слова? (Вместо имени существительного.)
Слайд № 6
- Какие еще вам приходилось использовать слова, поставив их вместо имени рассказывая о себе?
- Приведите пример. (Я занимаюсь в спортивной секции.)
Обращаясь к товарищу? (Ты мне сегодня очень помог.)
- Говоря о друге, подруге, друзьях? (После уроков они пошли в библиотеку.)
- Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Какое она может иметь название? МЕСТОИМЕНИЕ.
- Ребята, а может это и есть та часть речи о которой говорится в грамоте. Подставим это слово, прочитаем фразу в рукописи: “ Местоимение – часть речи”. Значит, оставшиеся слова в словарной работе – я, мы, вы, ты – можем назвать местоимением.
Физминутка
- Давайте немного отдохнем и поиграем. Я буду называть слова, а вы если услышите новую часть речи - местоимение – дружно хлопайте, или отрицательно качайте головой, услышав известную часть речи.
Я, веселый, дружба, он, пошёл, ты, вы, по, они, урок, молодцы.
- Хорошо, вы были внимательны в игре.
- Продолжим наше исследование, попробуем разгадать следующий символ рукописи. Что он может означать? (Высказывания детей.) Читаем фразу: “Местоимение – часть речи, которая указывает на что…? Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.) Указывает на лица, предметы, но не называет их. Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.
Слайд № 7
- Возьмем таблички на ваших столах и определим:
- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.
- С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы) Определим их во вторую группу.
- С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они) Определим их в третью группу.
- Итак, местоимения бывают:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
- Сравните местоимения первой строчки: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? (Высказывания учеников.) Аналогично вторую строчку.
- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают ед.ч и мн.ч . Посмотрите, ведь у нас была подсказка – слово “число”.
- Итак, грамота расшифрована. Нет неопознанных знаков, символов, слов. О чем же сообщила нам древняя грамота? (Читают весь текст по грамоте.)
- Ребята, а в нашем учебнике есть современный перевод древней рукописи на стр. 140. Прочитайте.
6. Сообщение темы урока.
- Ребята, сможете ли вы сами определить тему нашего сегодняшнего урока? Обратите внимание, что местоимение присутствовало на нашем уроке с первых минут: в чистописании, словарной работе.
7. Закрепление изученного.
- Используя фрагмент древней рукописи, правило учебника, таблицу – подсказку, выполните упражнение № 373. Задание: прочитать текст, определить сколько в нем предложений. Выписать предложения с местоимениями в тетрадь.
Слайд № 8
Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух лёгкие снежинки они закружились в хороводе.
Определите в выписанных предложениях грамматическую основу. Что можно сказать о подлежащем? Чем оно выражено?
Слайд № 9
Работа в парах: прочитайте предложения, подберите подходящие по смыслу местоимения, определите лицо. Из каких произведений эти предложения? Кто их авторы?
8. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Но в заключении осталась маленькая тайна (три закрытых листочка).
Слайд № 10
- Если вы сможете ответить на три вопроса, я переверну эти листочки и вы узнаете, что там находится.
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- На что указывает местоимение?
- На сколько групп и какие делится местоимение?
МО – ЛОД – ЦЫ!
- Кому адресованы эти слова? Спасибо за урок!
9. Домашнее задание: найти и выписать в тетрадь пять предложений с местоимениями, указать лицо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....