Урок русского языка в 3 классе "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Зуева Наталья Александровна

Разработка урока русского языка в специальном коррекционном классе VII вида по теме "Части рчи. Суффикс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks.docx99.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 специальном коррекционном классе VII вида.

УМК «Школа России»

№ этапа, название,

задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Реальный образовательный

продукт

Содержание

Приемы

1. Этап

организационный

и мобилизующий.

Задача:

обеспечить

мотивацию к

изучению нового

материала,

подготовить

учащихся к работе

на уроке.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Вы познакомитесь с еще одним жителем домика - основы. Вашим пальчикам придется сегодня потрудиться, поэтому давайте подготовим их к работе.

- На улице сейчас становится холодно, мороз

подмораживает, наденем на пальчики перчатки.

- Разотрем замерзшие ладони.

- Жарко стало, подуем на них.

- А теперь запишите в тетрадях сегодняшнее число и вид работы.

Упр. для

разминки мелких

мышц рук.

Проводят

разминку для

мелких мышц

рук.

Записывают

число и вид

работы.

Проведена проверка

готовности к уроку и

анализ эмоциональ-ного состояния учащихся. Мышцы рук подготовлены к

письму. Оформлено начало работы в классных тетрадях.

2. Этап словарной

работы с минутой

чистописания.

Задача: повторить

правописание

словарных слов с  ОРО, обеспечить формирование каллиграфически

правильного письма, отработать навыки верхнего соединения овала.

-Подул Морозко на стекло,

Узор нарисовал.

Его напишете легко,

Овал, эр, вновь овал.

Лишь только приложи умение -

Здесь верхнее соединение.

Прописывание буквосочетания оро

- Какие словарные слова с таким буквосочетанием вы знаете?

Назовите их, выделяя орфограмму.

Письмо в воздухе.

Прописывание

в тетради.

Орфографичес-кое

проговаривание

словарных слов.

Работа в

тетрадях.

Называют

словарные слова

(воробей,

ворона, сорока,

город, огород,

горох, хорошо,

корова, мороз)

Дети вспомнили

начертание букв с

верхним

соединением.

Вспомнили

словарные слова с

ОРО.

3. Этап

повторения  изученного.

Коррекционная

работа.

Задача:

подготовить уч-ся

к восприятию нового учебного материала:

повторить изученные части слова, их

местоположение в слове и функции.

Развитие мышления

уч-ся путем установления общего свойства ряда слов и исключения из него лишнего.

- Посмотрите на представленные слова.

(Мороз, морозец, Морозко, заморозить, холод).

- Назовите лишнее слово и укажите причину, по которой вы его исключили.

- Назовите корень в оставшихся словах. Что такое корень?

- Найдите карточку. Прочитайте.

Корень в домике живет,      

Главный смысл в себе несет,                

Как и все его родные  

Слова однокоренные.

- Найдите лишнее слово из оставшихся. Почему? С помощью какой части слова образовано? Что такое приставка?

- Найдите карточку. Прочитайте.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она,

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

- Найдите лишнее слово. Почему? Назовите окончание, основу. Что такое окончание? Прочитайте карточку.

У любого в речи слова есть окончание и основа.

Окончание меняет форму слова, помогает

В предложение ему встать,

 чтобы смысл нам понять.

Если звука мы не слышим,

если букву мы не пишем,

То окончание немое, то есть просто нулевое.

Окончание отделяем – основу-домик получаем.

- Прочитайте оставшиеся слова. Чем отличаются их значения? Назовите орфограмму. Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на соединение букв.

- Какое окончание будет в этих словах? (нулевое)

- Выделите корень.

Словесный

ряд на

доске. Постепенное

его сокращение.

Индивидуальные

карточки –

части слова с

четверости-шиями.

Холод - не

родственное.

Корень МОРОЗ-

общая часть

родственных

слов.

Заморозить - гл.

Приставка ЗА.

Морозко - имя

собственное.

Рассказывают

правила.

Мороз, морозец.

Дети повторили

определение

изученных частей слова.

Коррекция

мышления:

установили общее

свойство каждого

нового ряда,

исключили лишние

элементы.

4. Этап усвоения

новых знаний.

Задача:

познакомить с

понятием

суффикс, его

ролью и положением в слове. Обеспечить

восприятие, осмысление и запоминание уч-ся

нового материала.

Развивать речь

учащихся.

- Назовите часть слова, которая образовала слово с новым смыслом. (ЕЦ)                                              

- Эта часть слова называется СУФФИКСОМ. Где  

находится суффикс?                                                  

- Какую же роль играет в слове суффикс? Чтобы   выяснить это, выполним упражнение 39.

- Какое значение придает суффикс словам? Сделайте вывод.

- В каких словах корневая гласная попала в слабую позицию, стала безударной?

Ф-МИН для глаз. Стоя отыскать на стенах класса все знаки обозначения суффикса. Сколько их?

- По картинкам упр. 40 составьте рассказ.

- Запишите последнее предложение. Найдите подлежащее и сказуемое. Разберите подлежащее по составу.

- Какая часть основы дала слову КОТЁНОК самостоятельное значение? Какое это значение? (детеныш)

- Прочитайте, от каких слов вы должны образовать слова с таким же суффиксом.

На доску

выставляется новая часть слова.

Карточки на доске, один составляет, все

записывают.

уменьшительно-

ласкательное значение,

 род деятельности

На доске: От испуга котенок убежал домой.

Детёныши животных

(после корня,

входит в основу)

Запись в тетрадь

упр.№39.

Делают вывод:

уменьшительно-

ласкательное значение.

(лесок, грибок, лесник, грибник)

(Девочка гуляла со

щенком. Она

встретила подругу.

Пока девочки

разговаривали, прибежал котенок. Щенок погнался за ним и запутал подружек. А котенок от испуга убежал домой.)

Познакомились с

понятием суффикс,

его положением в

слове.

Познакомились с

ролью суффикса в

слове.

Проведена работа

над орфографической зоркостью. Проведена работа по развитию речи.

5. Этап

релаксации.

Физминутка.

Задача: снять напряжение мышц плечевого пояса.

- Образуя слова с суффиксом ЕНОК, изобразите

детенышей животных. (Гусёнок, слонёнок, оленёнок,

тигрёнок.)

Показ движений.

тренинг.

Выполняют

упражнения.

Проведена ф/минутка, снято мышечное

напряжение.

6. Этап обобщения и

систематизации.

Коррекционная

мышления.

Задача:

Сформировать

первичные умения

и навыки в

нахождении

суффикса слова.

- Итак, суффикс служит для образования слов с новым лексическим значением.

-        Какие значения придает суффикс словам?

-        Прочитайте слова на доске. Чем они похожи?

-        Разделить предложенные слова на 2 группы. По какому признаку разделили? (суффиксы)

-        Девочки запишут слова с суффиксом ИСТ, мальчики с суффиксом НИК.

- Проверка устно.

- Вот вы и познакомились с новой частью слова - суффиксом.    

За корнем суффикс проживает,

 он уменьшает и ласкает,

 специальность скажет нам,

 деток назовет зверям.

Опоры на доске.

Карточки:

Тракторист, баянист, дворник, фокусник.

Четверостишие на индивидуальных

карточках.

Обозначают

занятия людей, профессии. Тракторист, баянист - суффикс ИСТ. Дворник, фокусник -

суффикс НИК.

Сформированы первичные знания и умения и заложено начало

формирования навыка в разборе слов по составу.

7. Этап

закрепления и

проверки понимания уч-ся

изученного

материала. Задача:

установить

правильность и

осознанность

понимания

изученного материала,

выявить пробелы осмысления материала, провести коррекцию.

- Суффикс подготовил для вас задание.

- Заменить словосочетания одним словом, записать, разобрать по составу  (рабочий в шахте; детеныш орла; участник игры; житель Кургана).

- Если вы затрудняетесь выполнить это задание, то предлагаю вам следующее: записать слова так, чтобы они обозначали слова с уменьшительно-ласкательным значением.

(береза, хвост, туча, коготь).

Разобрать новые слова по составу.

- Рассчитайте свои силы, и, если и это задание вам покажется сложным, выполните третье задание: образуйте и разберите по составу слова, используя суффиксы УШК или ОЧК    (изба, коза, зима, роза).

-        Проверим, как справились.

-        Как разобрать слово по составу?

Уровневые задания.

Самостоятельный

выбор задания,

выполнение его.

Демонстрация правильных ответов на доске.

Выбирают

задание и выполняют его.

Осуществляют проверку своих работ.

Установлена

правильность и

осознанность понимания

изученного

материала. Проведена проверка

и коррекция.

8. Этап

информации Д/'З. Задача:

обеспечить

понимание учащимися цели, содержания и

способов выполнения

домашнего задания.

Стандарт:

с. 105 - правило и схема разбора.

Упр. 42 - записать слова и разобрать по составу, как делали в классе.

Конструктивное:

Придумайте, запишите и разберите по составу существительное, в котором были бы все части слова. Карточки вам помогут.

Указания к выполнению.

Дифференциация задания.

Записывают

задание.

Обеспечено

понимание учащимися цели,

содержания и

способов выполнения Д/3.

9. Этап

подведения итогов

и рефлексии.

Задача: совместно

с учащимися выявить

качественную оценку работы класса. Анализ

эмоционального

состояния и результатов

взаимодействия с

учителем и

одноклассниками.

- С какой частью основы вы сегодня познакомились?

- Что такое суффикс?

- Где он находится в слове?

- Для чего служит?

- Заполните клетки кроссворда.

- Теперь вы знакомы со всеми частями слова.

- Подумайте, какие части слова вам кажутся самыми интересными. Выберите карточки с ними и по моему сигналу поднимите их.

- Большое спасибо вам за вашу работу на уроке.

Беседа.

Фишки с

кроссвордами.

Индивидуальные

карточки.

Отвечают на

вопросы, еще раз

делают вывод о

суффиксе и его

роли в слове.

Разгадывают

кроссворд.

Выбирают

карточки с

частями слова.

Урок цели достиг.

Проведен анализ

эмоционального

состояния учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....