Урок русского языка в 3 классе "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка урока русского языка в специальном коррекционном классе VII вида по теме "Части рчи. Суффикс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks.docx | 99.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 специальном коррекционном классе VII вида.
УМК «Школа России»
№ этапа, название, задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Реальный образовательный продукт | |
Содержание | Приемы | |||
1. Этап организационный и мобилизующий. Задача: обеспечить мотивацию к изучению нового материала, подготовить учащихся к работе на уроке. | - Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Вы познакомитесь с еще одним жителем домика - основы. Вашим пальчикам придется сегодня потрудиться, поэтому давайте подготовим их к работе. - На улице сейчас становится холодно, мороз подмораживает, наденем на пальчики перчатки. - Разотрем замерзшие ладони. - Жарко стало, подуем на них. - А теперь запишите в тетрадях сегодняшнее число и вид работы. | Упр. для разминки мелких мышц рук. | Проводят разминку для мелких мышц рук. Записывают число и вид работы. | Проведена проверка готовности к уроку и анализ эмоциональ-ного состояния учащихся. Мышцы рук подготовлены к письму. Оформлено начало работы в классных тетрадях. |
2. Этап словарной работы с минутой чистописания. Задача: повторить правописание словарных слов с ОРО, обеспечить формирование каллиграфически правильного письма, отработать навыки верхнего соединения овала. | -Подул Морозко на стекло, Узор нарисовал. Его напишете легко, Овал, эр, вновь овал. Лишь только приложи умение - Здесь верхнее соединение. Прописывание буквосочетания оро - Какие словарные слова с таким буквосочетанием вы знаете? Назовите их, выделяя орфограмму. | Письмо в воздухе. Прописывание в тетради. Орфографичес-кое проговаривание словарных слов. | Работа в тетрадях. Называют словарные слова (воробей, ворона, сорока, город, огород, горох, хорошо, корова, мороз) | Дети вспомнили начертание букв с верхним соединением. Вспомнили словарные слова с ОРО. |
3. Этап повторения изученного. Коррекционная работа. Задача: подготовить уч-ся к восприятию нового учебного материала: повторить изученные части слова, их местоположение в слове и функции. Развитие мышления уч-ся путем установления общего свойства ряда слов и исключения из него лишнего. | - Посмотрите на представленные слова. (Мороз, морозец, Морозко, заморозить, холод). - Назовите лишнее слово и укажите причину, по которой вы его исключили. - Назовите корень в оставшихся словах. Что такое корень? - Найдите карточку. Прочитайте. Корень в домике живет, Главный смысл в себе несет, Как и все его родные Слова однокоренные. - Найдите лишнее слово из оставшихся. Почему? С помощью какой части слова образовано? Что такое приставка? - Найдите карточку. Прочитайте. Перед корнем есть приставка Слитно пишется она, Ведь при помощи приставки Образуются слова. - Найдите лишнее слово. Почему? Назовите окончание, основу. Что такое окончание? Прочитайте карточку. У любого в речи слова есть окончание и основа. Окончание меняет форму слова, помогает В предложение ему встать, чтобы смысл нам понять. Если звука мы не слышим, если букву мы не пишем, То окончание немое, то есть просто нулевое. Окончание отделяем – основу-домик получаем. - Прочитайте оставшиеся слова. Чем отличаются их значения? Назовите орфограмму. Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на соединение букв. - Какое окончание будет в этих словах? (нулевое) - Выделите корень. | Словесный ряд на доске. Постепенное его сокращение. Индивидуальные карточки – части слова с четверости-шиями. | Холод - не родственное. Корень МОРОЗ- общая часть родственных слов. Заморозить - гл. Приставка ЗА. Морозко - имя собственное. Рассказывают правила. Мороз, морозец. | Дети повторили определение изученных частей слова. Коррекция мышления: установили общее свойство каждого нового ряда, исключили лишние элементы. |
4. Этап усвоения новых знаний. Задача: познакомить с понятием суффикс, его ролью и положением в слове. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание уч-ся нового материала. Развивать речь учащихся. | - Назовите часть слова, которая образовала слово с новым смыслом. (ЕЦ) - Эта часть слова называется СУФФИКСОМ. Где находится суффикс? - Какую же роль играет в слове суффикс? Чтобы выяснить это, выполним упражнение 39. - Какое значение придает суффикс словам? Сделайте вывод. - В каких словах корневая гласная попала в слабую позицию, стала безударной? Ф-МИН для глаз. Стоя отыскать на стенах класса все знаки обозначения суффикса. Сколько их? - По картинкам упр. 40 составьте рассказ. - Запишите последнее предложение. Найдите подлежащее и сказуемое. Разберите подлежащее по составу. - Какая часть основы дала слову КОТЁНОК самостоятельное значение? Какое это значение? (детеныш) - Прочитайте, от каких слов вы должны образовать слова с таким же суффиксом. | На доску выставляется новая часть слова. Карточки на доске, один составляет, все записывают. уменьшительно- ласкательное значение, род деятельности На доске: От испуга котенок убежал домой. Детёныши животных | (после корня, входит в основу) Запись в тетрадь упр.№39. Делают вывод: уменьшительно- ласкательное значение. (лесок, грибок, лесник, грибник) (Девочка гуляла со щенком. Она встретила подругу. Пока девочки разговаривали, прибежал котенок. Щенок погнался за ним и запутал подружек. А котенок от испуга убежал домой.) | Познакомились с понятием суффикс, его положением в слове. Познакомились с ролью суффикса в слове. Проведена работа над орфографической зоркостью. Проведена работа по развитию речи. |
5. Этап релаксации. Физминутка. Задача: снять напряжение мышц плечевого пояса. | - Образуя слова с суффиксом ЕНОК, изобразите детенышей животных. (Гусёнок, слонёнок, оленёнок, тигрёнок.) | Показ движений. тренинг. | Выполняют упражнения. | Проведена ф/минутка, снято мышечное напряжение. |
6. Этап обобщения и систематизации. Коррекционная мышления. Задача: Сформировать первичные умения и навыки в нахождении суффикса слова. | - Итак, суффикс служит для образования слов с новым лексическим значением. - Какие значения придает суффикс словам? - Прочитайте слова на доске. Чем они похожи? - Разделить предложенные слова на 2 группы. По какому признаку разделили? (суффиксы) - Девочки запишут слова с суффиксом ИСТ, мальчики с суффиксом НИК. - Проверка устно. - Вот вы и познакомились с новой частью слова - суффиксом. За корнем суффикс проживает, он уменьшает и ласкает, специальность скажет нам, деток назовет зверям. | Опоры на доске. Карточки: Тракторист, баянист, дворник, фокусник. Четверостишие на индивидуальных карточках. | Обозначают занятия людей, профессии. Тракторист, баянист - суффикс ИСТ. Дворник, фокусник - суффикс НИК. | Сформированы первичные знания и умения и заложено начало формирования навыка в разборе слов по составу. |
7. Этап закрепления и проверки понимания уч-ся изученного материала. Задача: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы осмысления материала, провести коррекцию. | - Суффикс подготовил для вас задание. - Заменить словосочетания одним словом, записать, разобрать по составу (рабочий в шахте; детеныш орла; участник игры; житель Кургана). - Если вы затрудняетесь выполнить это задание, то предлагаю вам следующее: записать слова так, чтобы они обозначали слова с уменьшительно-ласкательным значением. (береза, хвост, туча, коготь). Разобрать новые слова по составу. - Рассчитайте свои силы, и, если и это задание вам покажется сложным, выполните третье задание: образуйте и разберите по составу слова, используя суффиксы УШК или ОЧК (изба, коза, зима, роза). - Проверим, как справились. - Как разобрать слово по составу? | Уровневые задания. Самостоятельный выбор задания, выполнение его. Демонстрация правильных ответов на доске. | Выбирают задание и выполняют его. Осуществляют проверку своих работ. | Установлена правильность и осознанность понимания изученного материала. Проведена проверка и коррекция. |
8. Этап информации Д/'З. Задача: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Стандарт: с. 105 - правило и схема разбора. Упр. 42 - записать слова и разобрать по составу, как делали в классе. Конструктивное: Придумайте, запишите и разберите по составу существительное, в котором были бы все части слова. Карточки вам помогут. | Указания к выполнению. Дифференциация задания. | Записывают задание. | Обеспечено понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения Д/3. |
9. Этап подведения итогов и рефлексии. Задача: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса. Анализ эмоционального состояния и результатов взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - С какой частью основы вы сегодня познакомились? - Что такое суффикс? - Где он находится в слове? - Для чего служит? - Заполните клетки кроссворда. - Теперь вы знакомы со всеми частями слова. - Подумайте, какие части слова вам кажутся самыми интересными. Выберите карточки с ними и по моему сигналу поднимите их. - Большое спасибо вам за вашу работу на уроке. | Беседа. Фишки с кроссвордами. Индивидуальные карточки. | Отвечают на вопросы, еще раз делают вывод о суффиксе и его роли в слове. Разгадывают кроссворд. Выбирают карточки с частями слова. | Урок цели достиг. Проведен анализ эмоционального состояния учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....