Работа над ошибками. Какой она должна быть?
рабочая программа по русскому языку по теме

Четайкина Марина Владимировна

В начальной школе мы знакомим детей более чем с двадцатью орфограммами. Однако, как показывает опыт работы, в 5 классе безошибочное письмо  - явление редкое.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками. Какой она должна быть?

В начальной школе мы знакомим детей более чем с двадцатью орфограммами. Однако, как показывает опыт работы, в 5 классе безошибочное письмо  - явление редкое.  

Проработав в школе много лет, пришла к твердому убеждению, что мой ученик будет писать грамотно, если я, учитель, буду знать все его ошибки. Это совсем нетрудно, если вести так называемую копилку слов. Что это такое? Это тетрадь, в которую каждый ученик записывает свои ошибки, выделяя орфограммы. Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибку. Поэтому урок начинается либо с вопроса: «Кто помнит свои ошибки?» (учащиеся орфографически проговаривают слово), либо с записи слов с пропуском орфограммы. (Работать с этими словами должен ученик , допустивший в них ошибки).

Традиционная работа над ошибками, которая проводится после диктанта, - это формальная работа. Вы убедитесь в этом, если через неделю повторно напишите тот же диктант. Ошибки в нем будут допущены в тех же самых словах. Чтобы избежать этого, я предлагаю систематически работать в следующей последовательности.

1. Орфограммы в корне слова.

Начиная со 2 класса, необходимо суммировать все способы проверки орфограмм в корне слова. Но для этого дети должны хорошо знать , что же проверяют в корне, поэтому в классе висит таблица:

              1. Безударные гласные.

                2. Непроизносимые согласные.

                3. Парные согласные.

                 4. Безударные гласные,  непроверяемые ударением.

Безударные гласные в корне слова – самые распространенные и устойчивые ошибки. Причина их появления – неумение детей найти способ проверки. Учитель же должен научить их проверять гласную в слабой позиции. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

Как же проверить безударную гласную?

1. Путем изменения формы:

       - у существительных числа: земля- земли, паруса- парус;

       - у прилагательных – полной формы на краткую: босой – бос, нагой – наг;

      - у глаголов – числа: хожу – ходим; времени: варил – варит; рода (для глаголов прошедшего времени): спасла – спас, принесла – принес.

2. Путем подбора родственных слов:

      Поспевать- спешка(существительное),

        Омрачать – мрачный ( прилагательное полное),

       Потихоньку – тих (прилагательное краткое),

       Запах – пахнет (глагол)

Парные согласные нужно проверять как звонкие,  так и глухие.

Вот способы их проверки:

1) изменение числа существительного: ногти – ноготь, локти – локоть;

2) изменение падежа существительного: луг – на лугу, лук – в луке;

3) замена существительного глаголом: молотьба – молотить, просьба – просить;

4) образование краткой формы прилагательного: жуткий – жуток.

В активный словарный запас детей необходимо включить слова: скользкий, жуткий, чуткий, дерзкий, меткий, ловкий, везти, ползти, идти, отгрызать, просьба, косьба, молотьба, ходьба, выдержка, вышивка, редкий.

Почему? Эти слова редко  употребляются. И  когда дети встречают их в тексте, то теряются, так как не знают их написания.

Словосочетания для орфографической разминки.

Ловкие гребцы, легкая изморось, скользкая дорожка, увядшая березка, близкие заморозки, чуткий разведчик, резкие прыжки, жидкость в кружке, низкая беседка, закладка в книжке.

Слова на парные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря.

Подбери синонимы с парными согласными:

  Отвратительный – гадкий

   Липкий – вязкий

   Страшный – жуткий

   Невиданный – редкий

   Грубый – резкий

  Неуклюжий – неловкий

Подбери антонимы с парными согласными:

Легкое наказание – тяжкое, частый гость – редкий, далекий друг – близкий, густой чай – жидкий, смелый малыш – робкий.

Непроизносимые согласные в корне слова проверяются с помощью проверочного  слова. Им может быть:

1) глагол: поздний - опоздать

2) существительное: тростник- трость, известный – весть

3) существительное с предлогом: безжалостный – без жалости,

                                                               Бесчестный – без чести.

Чтобы лучше закрепить материал, а также обогатить словарный запас учащихся, можно предложить следующие упражнения:

Подбери синонимы к словосочетаниям:

Огромное здание – гигантское, печальный взгляд – грустный,  

Храбрый воин – доблестный, тяжелая мебель – громоздкая.  

Подбери антонима к словам:

Счастливый – несчастный, печальный – радостный, знакомый – неизвестный.

После выполнения упражнений желательно обратить внимание на следующие слова:  

А) где стечение согласных сн пишется без т:

Небесный – небеса, чудесный – чудеса;

Б) которые нельзя проверить:

    Блестеть (блеснуть), подчеркнуть (почерк), чувствовать (чувство), участвовать (участие).

2. Безударные падежные окончания существительных.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных, необходимо определить склонение существительного , а для этого нужно поставить существительное в начальную форму.

В гавани (гавань, сущ., 3-е скл., П. п., оконч. – и);

На трамвае (трамвай, сущ., 2 – е скл., П. п., оконч. –е).

Более слабые дети , которые сразу не определяют окончание, могут воспользоваться контрольными словами:

1 –е склонение – лиса,

2 –е склонение – конь,

3 –е склонение – степь.

Наиболее часто ошибки встречаются :

1) в существительных 1-го склонения женского рода с гласной перед окончанием ( аллея, батарея);

2) в существительных 2-го склонения мужского рода с гласной перед окончанием ( герой, юбилей);

3) в существительных 2-го склонения среднего рода с окончанием –ье  (затишье, здоровье);

4) в однокоренных существительных женского рода 1-го и 3-его склонений ( площадь, площадка);

5) в существительных, грамматические признаки которых дети определяют неверно (шинель, яблоня, госпиталь);

6) при смешивании существительных 2-го склонения с мягкой основой ( например, слово конь) с существительным 3-го склонения ( например, слово степь). Эти существительные должны быть в поле зрения учителя ежеурочно.  

3. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

  Учащиеся должны знать, что для определения безударного личного окончания глагола его нужно поставить в неопределенную форму. Если он оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения ( кроме слов исключений брить, стелить). Итак, если глагол 2 спряжения, то пишется безударное окончание –и и –ат (-ят) в 3-ем лице множественного числа. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению и имеют окончание –е и –ут (-ют) в 3-ем лице множественного числа.

Для выявления неопределенной формы чаще всего используют вопросы что делать? Что сделать?, уделяя мало внимания дательному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа  нести, беречь. Однако, эти ошибки можно предупредить, если при знакомстве с неопределенной формой составить такую таблицу:

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА

Что делать?              Что сделать?

- ти  -ть  -чь

Нести, гнать, беречь; занестись, погнаться, уберечься.

Количество глаголов в неопределенной форме на –ти и –чь невелико. Для них можно составить отдельную таблицу и работать по ней.

ГЛАГОЛЫ НА –ТИ : идти, везти, пойти, вести, грести, нести, найти, пасти, ползти, расти, скрести, цвести.

ГЛАГОЛЫ НА –ЧЬ: беречь, достичь, жечь, лечь, течь, стричь, печь, помочь, увлечь, стеречь, сечь, запрячь.

Из-за небогатого словарного запаса дети иногда не могут подобрать нужный синоним, антоним, объяснить тот или иной фразеологический оборот. Чтобы помочь им , надо как можно чаще работать с таким материалом.

ОБЪЯСНИТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ С ПОМОЩЬЮ СИНОНИМИЧЕСКОГО ГЛАГОЛА:

Бить челом – просить, бить баклуши – бездельничать, зарубить на носу – запомнить, клевать носом – дремать, надуть губы – обидеться, повесить голову – приуныть.

Подбери синонимы к словосочетаниям:

Ловить рыбу – рыбачить, одерживать победу – побеждать, испытывать страх – бояться, томиться от безделья – скучать.

Подбери антонимы к словам:

Наказать – простить, торопиться – медлить, болтать – молчать, испортить – исправить, погасить – зажечь, любить – ненавидеть.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ  Ь  и  Ъ  ЗНАКИ.

Немало ошибок допускают учащиеся при употреблении разделительных ь и ъ знаков. Поэтому необходимо включить в тексты упражнений слова со всеми вариантами этих орфограмм:

1) иноязычные слова с разделительным Ъ перед Е,Я: объект, изъян, субъект;

2) иноязычные слова с разделительным Ь перед Е, Е, Я: серьезно, пьеса, премьера;

3) слова,  в которых ученики затрудняются выделить корень и приставку: необъятный, изъян;

4) слова, в которых ь предшествуют твердые согласные Ж и Ш: ружье, затишье;

5) слова, в которых Ь предшествуют мягкие согласные Ч  и Щ: ночью, вещью;

6) слова, в которых Ь пишется перед гласной И: чьи, муравьи, лисьи.

5.УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Затруднения у учащихся вызывают слова с удвоенными согласными, поэтому следует рассмотреть все случаи написания двойных согласных в слове:

1) на стыке корня и суффикса: длина – длинный, малина – малинник, осина – осинник, осень – осенний, весна – весенний, чугун – чугунный, рано – ранний;

2) на стыке приставки и корня: рассада, оттенки, рассвет, оттащить, поддержать, ссадить, вводить;

3) в корне удвоенная согласная: класс, группа, суббота, масса, перрон.

 

6. ПРЕДЛОГИ.

Эта тема требует периодического повторения, так как ошибки в правописании предлогов повторяются у учащихся на протяжении всех лет обучения. Чтобы избежать их , трудные случаи темы надо рассматривать в такой последовательности:

1) слияние при произношении: под деревом, под дубом, из земли, из зала, с Симой, с сестрой, в вазе;

2) озвончение глухого согласного звука: с дерева, с горы, с Зоей, с Галей, с Борей;

3) трудные случаи правописания предлогов со словами: в овраге, во дворе, в облаках, в воздухе;

4) предлоги пишутся отдельно, у глаголов нет предлогов: в сад входит, на ветки налетел, с дороги убежал.

Все рассмотренные вопросы должны быть в поле зрения учителя весь последний учебный год в начальной школе. Необходимо регулярно проводить проверочные работы (1 раз в 2 недели), чтобы иметь ясную картину , что плохо усвоено детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Эта информация заинтересует родителей будущих первоклассников....

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника  В области развития речи и готовности к овладению грамотой необходимо: - уметь четко произносить все звуки речи; - уметь выдел...

Какие знания должны быть сформированы у будущего перврклассника

Памятка для родителей первоклассников о том, какие знания должны быть сформированы у будущего первоклаасника....

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника

В этой статье представлен перечень знаний будущего первоклассника в области развити​я речи, математики и окружающего мира....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника....