Работа над ошибками. Какой она должна быть?
рабочая программа по русскому языку по теме
В начальной школе мы знакомим детей более чем с двадцатью орфограммами. Однако, как показывает опыт работы, в 5 классе безошибочное письмо - явление редкое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_oshibkami.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками. Какой она должна быть?
В начальной школе мы знакомим детей более чем с двадцатью орфограммами. Однако, как показывает опыт работы, в 5 классе безошибочное письмо - явление редкое.
Проработав в школе много лет, пришла к твердому убеждению, что мой ученик будет писать грамотно, если я, учитель, буду знать все его ошибки. Это совсем нетрудно, если вести так называемую копилку слов. Что это такое? Это тетрадь, в которую каждый ученик записывает свои ошибки, выделяя орфограммы. Ученик должен знать слова, в которых он допустил ошибку. Поэтому урок начинается либо с вопроса: «Кто помнит свои ошибки?» (учащиеся орфографически проговаривают слово), либо с записи слов с пропуском орфограммы. (Работать с этими словами должен ученик , допустивший в них ошибки).
Традиционная работа над ошибками, которая проводится после диктанта, - это формальная работа. Вы убедитесь в этом, если через неделю повторно напишите тот же диктант. Ошибки в нем будут допущены в тех же самых словах. Чтобы избежать этого, я предлагаю систематически работать в следующей последовательности.
1. Орфограммы в корне слова.
Начиная со 2 класса, необходимо суммировать все способы проверки орфограмм в корне слова. Но для этого дети должны хорошо знать , что же проверяют в корне, поэтому в классе висит таблица:
1. Безударные гласные.
2. Непроизносимые согласные.
3. Парные согласные.
4. Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Безударные гласные в корне слова – самые распространенные и устойчивые ошибки. Причина их появления – неумение детей найти способ проверки. Учитель же должен научить их проверять гласную в слабой позиции. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.
Как же проверить безударную гласную?
1. Путем изменения формы:
- у существительных числа: земля- земли, паруса- парус;
- у прилагательных – полной формы на краткую: босой – бос, нагой – наг;
- у глаголов – числа: хожу – ходим; времени: варил – варит; рода (для глаголов прошедшего времени): спасла – спас, принесла – принес.
2. Путем подбора родственных слов:
Поспевать- спешка(существительное),
Омрачать – мрачный ( прилагательное полное),
Потихоньку – тих (прилагательное краткое),
Запах – пахнет (глагол)
Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие.
Вот способы их проверки:
1) изменение числа существительного: ногти – ноготь, локти – локоть;
2) изменение падежа существительного: луг – на лугу, лук – в луке;
3) замена существительного глаголом: молотьба – молотить, просьба – просить;
4) образование краткой формы прилагательного: жуткий – жуток.
В активный словарный запас детей необходимо включить слова: скользкий, жуткий, чуткий, дерзкий, меткий, ловкий, везти, ползти, идти, отгрызать, просьба, косьба, молотьба, ходьба, выдержка, вышивка, редкий.
Почему? Эти слова редко употребляются. И когда дети встречают их в тексте, то теряются, так как не знают их написания.
Словосочетания для орфографической разминки.
Ловкие гребцы, легкая изморось, скользкая дорожка, увядшая березка, близкие заморозки, чуткий разведчик, резкие прыжки, жидкость в кружке, низкая беседка, закладка в книжке.
Слова на парные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря.
Подбери синонимы с парными согласными:
Отвратительный – гадкий
Липкий – вязкий
Страшный – жуткий
Невиданный – редкий
Грубый – резкий
Неуклюжий – неловкий
Подбери антонимы с парными согласными:
Легкое наказание – тяжкое, частый гость – редкий, далекий друг – близкий, густой чай – жидкий, смелый малыш – робкий.
Непроизносимые согласные в корне слова проверяются с помощью проверочного слова. Им может быть:
1) глагол: поздний - опоздать
2) существительное: тростник- трость, известный – весть
3) существительное с предлогом: безжалостный – без жалости,
Бесчестный – без чести.
Чтобы лучше закрепить материал, а также обогатить словарный запас учащихся, можно предложить следующие упражнения:
Подбери синонимы к словосочетаниям:
Огромное здание – гигантское, печальный взгляд – грустный,
Храбрый воин – доблестный, тяжелая мебель – громоздкая.
Подбери антонима к словам:
Счастливый – несчастный, печальный – радостный, знакомый – неизвестный.
После выполнения упражнений желательно обратить внимание на следующие слова:
А) где стечение согласных сн пишется без т:
Небесный – небеса, чудесный – чудеса;
Б) которые нельзя проверить:
Блестеть (блеснуть), подчеркнуть (почерк), чувствовать (чувство), участвовать (участие).
2. Безударные падежные окончания существительных.
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных, необходимо определить склонение существительного , а для этого нужно поставить существительное в начальную форму.
В гавани (гавань, сущ., 3-е скл., П. п., оконч. – и);
На трамвае (трамвай, сущ., 2 – е скл., П. п., оконч. –е).
Более слабые дети , которые сразу не определяют окончание, могут воспользоваться контрольными словами:
1 –е склонение – лиса,
2 –е склонение – конь,
3 –е склонение – степь.
Наиболее часто ошибки встречаются :
1) в существительных 1-го склонения женского рода с гласной перед окончанием ( аллея, батарея);
2) в существительных 2-го склонения мужского рода с гласной перед окончанием ( герой, юбилей);
3) в существительных 2-го склонения среднего рода с окончанием –ье (затишье, здоровье);
4) в однокоренных существительных женского рода 1-го и 3-его склонений ( площадь, площадка);
5) в существительных, грамматические признаки которых дети определяют неверно (шинель, яблоня, госпиталь);
6) при смешивании существительных 2-го склонения с мягкой основой ( например, слово конь) с существительным 3-го склонения ( например, слово степь). Эти существительные должны быть в поле зрения учителя ежеурочно.
3. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.
Учащиеся должны знать, что для определения безударного личного окончания глагола его нужно поставить в неопределенную форму. Если он оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения ( кроме слов исключений брить, стелить). Итак, если глагол 2 спряжения, то пишется безударное окончание –и и –ат (-ят) в 3-ем лице множественного числа. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению и имеют окончание –е и –ут (-ют) в 3-ем лице множественного числа.
Для выявления неопределенной формы чаще всего используют вопросы что делать? Что сделать?, уделяя мало внимания дательному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако, эти ошибки можно предупредить, если при знакомстве с неопределенной формой составить такую таблицу:
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА
Что делать? Что сделать?
- ти -ть -чь
Нести, гнать, беречь; занестись, погнаться, уберечься.
Количество глаголов в неопределенной форме на –ти и –чь невелико. Для них можно составить отдельную таблицу и работать по ней.
ГЛАГОЛЫ НА –ТИ : идти, везти, пойти, вести, грести, нести, найти, пасти, ползти, расти, скрести, цвести.
ГЛАГОЛЫ НА –ЧЬ: беречь, достичь, жечь, лечь, течь, стричь, печь, помочь, увлечь, стеречь, сечь, запрячь.
Из-за небогатого словарного запаса дети иногда не могут подобрать нужный синоним, антоним, объяснить тот или иной фразеологический оборот. Чтобы помочь им , надо как можно чаще работать с таким материалом.
ОБЪЯСНИТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ С ПОМОЩЬЮ СИНОНИМИЧЕСКОГО ГЛАГОЛА:
Бить челом – просить, бить баклуши – бездельничать, зарубить на носу – запомнить, клевать носом – дремать, надуть губы – обидеться, повесить голову – приуныть.
Подбери синонимы к словосочетаниям:
Ловить рыбу – рыбачить, одерживать победу – побеждать, испытывать страх – бояться, томиться от безделья – скучать.
Подбери антонимы к словам:
Наказать – простить, торопиться – медлить, болтать – молчать, испортить – исправить, погасить – зажечь, любить – ненавидеть.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь и Ъ ЗНАКИ.
Немало ошибок допускают учащиеся при употреблении разделительных ь и ъ знаков. Поэтому необходимо включить в тексты упражнений слова со всеми вариантами этих орфограмм:
1) иноязычные слова с разделительным Ъ перед Е,Я: объект, изъян, субъект;
2) иноязычные слова с разделительным Ь перед Е, Е, Я: серьезно, пьеса, премьера;
3) слова, в которых ученики затрудняются выделить корень и приставку: необъятный, изъян;
4) слова, в которых ь предшествуют твердые согласные Ж и Ш: ружье, затишье;
5) слова, в которых Ь предшествуют мягкие согласные Ч и Щ: ночью, вещью;
6) слова, в которых Ь пишется перед гласной И: чьи, муравьи, лисьи.
5.УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Затруднения у учащихся вызывают слова с удвоенными согласными, поэтому следует рассмотреть все случаи написания двойных согласных в слове:
1) на стыке корня и суффикса: длина – длинный, малина – малинник, осина – осинник, осень – осенний, весна – весенний, чугун – чугунный, рано – ранний;
2) на стыке приставки и корня: рассада, оттенки, рассвет, оттащить, поддержать, ссадить, вводить;
3) в корне удвоенная согласная: класс, группа, суббота, масса, перрон.
6. ПРЕДЛОГИ.
Эта тема требует периодического повторения, так как ошибки в правописании предлогов повторяются у учащихся на протяжении всех лет обучения. Чтобы избежать их , трудные случаи темы надо рассматривать в такой последовательности:
1) слияние при произношении: под деревом, под дубом, из земли, из зала, с Симой, с сестрой, в вазе;
2) озвончение глухого согласного звука: с дерева, с горы, с Зоей, с Галей, с Борей;
3) трудные случаи правописания предлогов со словами: в овраге, во дворе, в облаках, в воздухе;
4) предлоги пишутся отдельно, у глаголов нет предлогов: в сад входит, на ветки налетел, с дороги убежал.
Все рассмотренные вопросы должны быть в поле зрения учителя весь последний учебный год в начальной школе. Необходимо регулярно проводить проверочные работы (1 раз в 2 недели), чтобы иметь ясную картину , что плохо усвоено детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Эта информация заинтересует родителей будущих первоклассников....
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника В области развития речи и готовности к овладению грамотой необходимо: - уметь четко произносить все звуки речи; - уметь выдел...
Какие знания должны быть сформированы у будущего перврклассника
Памятка для родителей первоклассника...
Какие знания должны быть сформированы у будущего перврклассника
Памятка для родителей первоклассников о том, какие знания должны быть сформированы у будущего первоклаасника....
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника
В этой статье представлен перечень знаний будущего первоклассника в области развития речи, математики и окружающего мира....
Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!
Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены основные разделы программы школьного курса по русск...
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника....