Тема урока: «Раздельное написание предлогов с другими словами»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
· познакомить учащихся с понятием «предлог» и его ролью в речи
· ввести алгоритм определения предлога с помощью кластера
· формировать навыки раздельного написания предлогов со словами
· развивать речь, внимание, мышление, воображение учащихся
· воспитывать интерес к предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111moy_urok_2013.docx | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 03.12.2013 г.
Педагог: Лисунова Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Тема урока: «Раздельное написание предлогов с другими словами»
№ | Этапы урока | Содержание этапа | Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом) |
1. 2. | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с учителем, с одноклассниками. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: настроить учащихся на продолжительную, продуктивную работу: создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, напомнить учащимся о правилах посадки при письме, организовать учащихся на совместную познавательную деятельность. Методы: словесный, стимулирования. Форма работы: фронтальная Результат: готовность учащихся к активной деятельности на уроке Актуализация опорных знаний. Определение темы урока. Постановка задач. Цель, которая должна быть достигнута учащимися:на основе имеющихся знаний осознать потребность в построении нового способа действий. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы. Методы: словесный (вводная беседа), создание проблемной ситуации, волевые (формирование рефлексивности) Форма работы: фронтальная Результат: систематизация изученного материала и готовность учащихся к изучению нового материала Изучение нового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить роль предлогов в речи Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: сформировать знания о предлоге, его роли в речи Методы: словесный (беседа), проблемный, игровой Форма работы: фронтальная, парная Результат: причинно-следственные связи и значимость изучаемого материала установлены, тема и цель урока сформулированы учащимися в сотрудничестве с учителем Физминутка Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться определять на слух слова- предметы и предлоги, уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения определять на слух слова-предметы и предлоги, содействовать сохранению здоровья учащихся. Методы: дидактическая игра Форма работы: коллективная Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе Закрепление изученного Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться самостоятельно подбирать предлоги к словам, видеть роль предлогов речи Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: добиться осмысленности усвоения учебного материала, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у школьников коммуникативных способностей в совместной деятельности Методы: частично – поисковый, словесный (беседа), социальные (создание ситуации взаимопомощи), волевые (формирование рефлексии), словесный (беседа) Форма работы: индивидуальная, групповая Результат: выработка умений подбирать предлоги, развитие речи, расширение словарного запаса Домашнее задание творческое. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь учащимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предложить варианты домашнего задания с учётом возможности и желаний учащихся. Методы: словесный (беседа), познавательные (учёт познавательных интересов, выполнение творческих заданий) Форма работы: фронтальная Результат: осознание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Итог урока. Рефлексия деятельности Цель, которая должна быть достигнута учащимися: оценить значимость своих учебных действий Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить. Методы: словесный (беседа),волевые (самооценка и коррекция своей деятельности) Форма работы: групповая Результат: осознание учащимися своих учебных действий | Учитель: Вы хорошо провели перемену? Чем вы были заняты? СЛАЙД 2 Посмотрите на картинки. Расскажите о занятиях детей. Ученик: Дети рисуют. Мальчик катается на коне и т. д. Учитель: А какое настроение у детей? Ученик: Хорошее Учитель: Можно ли все их занятия назвать одним словом – деятельность Ученик: Да Учитель: Вот и нам на уроке предстоит учебная деятельность, и я хочу вам пожелать осуществлять её в очень хорошем настроении. Учитель: А что ещё нам может создать хорошее настроение и способствовать успешности нашей работы, мы попробуем выяснить в ходе словарной работы. Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем наклон и правила посадки при письме. Записываем: Третье декабря. Классная работа. Словарная работа. Учитель: Дополните слова к предложенным ситуациям
Учитель: Прочитайте слова, которые записали. Давайте проверим написание данных словарных слов. СЛАЙД 3 Учитель: Какие слова, из записанных вами, мы часто употребляем при общении друг с другом? Учитель: Как можно назвать эти слова? Ученик: Волшебные Учитель: Дополните эту группу слов. Ученик: Здравствуйте, добрый день и т.д. Учитель: Так что же ещё может нам помочь создать хорошее настроение и условия для успешной работы? Ученик: Употребление вежливых слов. Учитель: А как бы вы связали данные слова с другими записанными словами. Ученик: Было бы ошибкой не употреблять эти слова в речи. В транспорте, общаясь в классе и на улице, нам приобщении друг с другом необходимо в речи употреблять эти слова. Сегодня 3 декабря – начало зимы и хочется сказать: «Спасибо» Татьяне Андреевне Шорыгиной, которая написала замечательное стихотворение о снегирях. Прочитайте его. СЛАЙД 4 Стынут ветки морозе Подойду поближе ней, Учитель: Что вас насторожило в данном стихотворении? Ученик: Есть рифма - один из главных признаков стихотворного текста. Ученик: Не хватает слов, чтобы красиво звучало стихотворение. Учитель: А каких слов там не хватает? Ученик: Я думаю предлогов. Учитель: Сможете ли вы без них исправить предложения в стихотворении? Ученик: Нет. Учитель: Попробуйте найти недостающие слова в стихотворении и сформулируйте тему урока. Ученик: СЛАЙД 5 Стынут ветки на морозе Подойду поближе к ней, Ученик: Мы сегодня будем говорить о предлогах. СЛАЙД 6 Учитель: Давайте составим план урока. СЛАЙД 7 Ученик: Узнать, что такое предлог. Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги с другими словами? Учитель: Что мы сейчас делали? Ученик: Планировали свою деятельность. Работа в парах. Учитель: Откройте учебники на стр.79 и найдите упр.107 Прочитайте слова Ай, по, про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из. Учитель: Что общего у этих слов? Ученик: Они « маленькие». К ним нельзя поставить вопрос Учитель: На какие группы их можно разделить Учитель: Запишите слова в 2 столбика. ( по вариантам) СЛАЙД 8 Ученик: 1 группа: ай, ох, ух, эй, ой – это слова, выражающие чувства, - междометия 2 группа: по, про, на, к, у, от, до, за, из. Это предлоги. Учитель: Что вы знаете о предлогах? Ученик: Предлоги пишутся раздельно со словами. Относятся к какому-то слову. Учитель: А чем отличаются предлоги от междометий? Ученик: Предлоги не употребляются самостоятельно. Учитель: Сравните свои знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике о предлоге. Найдите эту информацию. Чтение текста о предлоге в рамке учебника(стр.79) Учитель: Можно ли добавить что-то к этой информации? Ученик: Не употребляются самостоятельно в речи. Учитель: Что сближает предлоги с междометиями? Ученик: К ним нельзя задать вопрос. СЛАЙД 9 Учитель: Предлог с греческого переводится "перед словом". В русском языке около 200 предлогов, Но мы будем работать только с самыми распространёнными. Вот они: СЛАЙД 10 в, с, у, о, от, до, на, по, со, над, под, при, про, без, около, перед. СЛАЙД 11 Учитель: А почему предлоги пишутся раздельно со словами, мы узнаем из сказки "Ссора предлогов с другими словами". Послушайте. Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так поссорились со словами – предметами и те очень обиделись на задир. Когда с Предлогами ставили другие слова, те далеко отодвигались от Предлогов. И Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так Предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог - это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. Учитель: Итак, почему предлоги пишутся раздельно? Ученик: Предлог - это слово, а все слова пишутся раздельно. СЛАЙД 12
Учитель: А что значит: зарубить на носу? Предположения детей. Ученик: «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Учитель: Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. «Игра с ручкой» Учитель: Давайте поиграем с вами в игру. Выполняйте мои команды: Положите ручку на книгу, под книгу, за книгу, в книгу, около книги. Проблемная ситуация: Положите ручку книгу - Почему вы не знаете, куда надо положить предмет? Ученик: Не назвали предлог Какой сделаем вывод: Каждый предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Предлог помогает понять, где находится предмет. Закрепление пройденного материала Учитель: Проверим, как вы поняли, что каждый предлог имеет своё значение. СЛАЙД 13 Учитель: Вставь предлоги, подходящие по смыслу: Кот Васька лежит …. (окно). Гриб растёт …. (дерево). Птенцы сидят в …. (гнездо). Лодка отчалила …. (берег). Лев готовится …. (прыжку). Проверка СЛАЙД 14 Учитель: Как пишутся предлоги с другими словами? Ученик: Отдельно Учитель: А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть предлоги и слова - предметы. Если произнесу слово - предмет - поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог - присядьте. Огонь, о, котёл, без, под, тина, черепаха, около, дружба, над, пиявка, про. Учитель: Откройте учебник на с.80 упр.109. Какое задание? (Дети читают.) Учитель: Запишите предлоги со словом «Москва» по образцу. Правильно выбрать предлог вам поможет таблица на доске. Выполняя упражнение, что мы должны помнить. Запись на доске: Из__Москвы, над__Москвой, под__Москвой, в__Москву, возле__Москвы, по__Москве, через__Москву, к__Москве, у__Москвы, от__Москвы. Учитель: Как пишутся предлоги со словами? Ученик: Предлоги со словами пишутся раздельно. Работа по группам. Учитель: Возьмите в руки карточки. Я утверждаю, что на карточках записаны предложения. Права ли я? Ученик: Нет Учитель: Почему? Ученик: Не хватает предлогов. Нет связи слов в предложении. Учитель: Подберите подходящие по смыслу предлоги.
Росла * лесу ёлочка. 2- группа Её принесли * школу. 3- группа :: пушистой красавице прибежали дети. 4- группа Вечером ::. ветках появились игрушки. 5- группа Ребята танцуют ::. ёлки. 6- группа Будет … елочки нашей веселье. Учитель: Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения. Дети по группам зачитывают. Учитель: Докажите, почему это можно назвать предложениями. Ученик: Все слова в предложении связаны по смыслу. Учитель: Подберите заглавие к этому тексту. Ответы детей Самостоятельная работа (дифференцированная) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Учитель: Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:
Учитель: Давайте подведём итог нашему уроку. Попробуем составить кластер о предлоге. Составление кластера учащимися по группам (Проверка на доске) Оцените свою работу Учитель: Кто может сказать себе: «Я хорошо поработал. У меня хорошее настроение, потому что мои знания о предлоге на высоте. Напишите на полях предлог НА. Учитель: Молодцы! У многих знания оказались на высоте. Мне очень приятно было с вами работать. Учитель: В заключение нашего урока Попов Никита прочитает нам стихотворение: Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за» ? И «за», и «по» - предлоги…» А хорошо бы – ЗА порог И – мчатся ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? ( А. Шибаев ) |
Аттестуемый педагог Лисунова Елена Николаевна
Предмет русский язык Класс 2 «Б»
Тема урока «Раздельное написание предлогов с другими словами»
Цель урока: создать условия усвоения детьми новых знаний по данной теме
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «предлог» и его ролью в речи
- ввести алгоритм определения предлога с помощью кластера
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами
- развивать речь, внимание, мышление, воображение учащихся
- воспитывать интерес к предмету
Тип урока: урок введения нового материала
Метод: деятельностный
Оборудование: мультимедийная презентация, выполненная в формате PowerPoint 2003, проектор, экран, компьютер, карточки для групповой и индивидуальной работы, таблица «Предлоги», кластеры, рисунки с домашним заданием, учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Формируемые УУД
Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.
Личностные: самоопределение, самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....
Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами
Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....
Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».
Проект урока русского языкаВо 2 классепо учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.Цель:Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и...
Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.
Тип знания: Правило.Тип диалога: Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс
Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Урок предназначен для обуающихся 2 класса. Программа "Школа 2100"...