Открытый урок по руусскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 3 классе.
Тема: « Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"»
Цель: формировать умение связно излагать свои мысли на письме; развивать орфографическую зоркость, творческое воображение детей, чувство прекрасного; воспитывать любовь к родному языку, родной природе
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством И. И. Левитана, получат возможность научиться выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки “Времена года”, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Кто из вас бывал в осеннем лесу?
- Что особенно интересного вы там заметили? (В осеннем лесу, как-то совсем тихо, наверное, потому, что птицы улетели. Насекомых практически нет.)
- Опишите ваше настроение. (Настроение грустное, потому что ненастная погода, теплые дни наступят не скоро, а впереди холодная зима.)
III. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется “Золотая осень”. Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
IV. Работа по теме урока.
1. Библиографические сведения о художнике.
- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
Посмотрите на некоторые работы художника. (Презентация)
Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день" , «Осень», «Река» , «Осень» , «Октябрь» , «Дубовая роща», «Поздняя осень» .
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...
2. Рассматривание репродукции картины.
- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.
Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.
3. Словарная работа.
- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное? (Грустное)
- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)
(Словарное слово пейзаж вывешивается на доску)
- Как называют художника, который изображает пейзаж на картине? (Художник-пейзажист вывешивается на доску)
4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? ( Грустное настроение. Ведь осенняя красота и последние теплые деньки закончатся быстро, и наступит холодная зима.)
2)Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Желтые, золотистые, теплые)
3)Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы, река резко поворачивает влево).
4)Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).
5)Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане- тень)
6)Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).
7)Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: “В багрец и золото одетые леса”. Что это значит? (Листья на деревьях цвета-золота, т.е. ярко желтого.)
8)Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? (В конце осени, когда сухая, солнечная погода.)
9)Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? (Ели и сосны вечно зеленые.)
10)Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная? (У ближних березок листики желтее, чем у тех берез, которые растут чуть дальше.)
11)Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)
12)Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво? ( На картине красивее всего Левитан изобразил деревья и речку. Листва - необыкновенной красоты.)
Осень в произведениях писателей
Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.
(Подготовленные дети читают стихи)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С. Пушкин
Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Е. Благинина
Физкультминутка.
5. Речевая подготовка.
- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их.
- А какие слова больше подходят для описания реки?
- В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.
- А какие слова больше подходят для описания травы?
6. Составление плана.
- Сколько будет частей в сочинении? (Три части)
- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение)
- О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
- Какими словами можно начать? (“Передо мной картина известного художника…”)
- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину.)
- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
- Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)
- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)
- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)
(Мне эта картина нравится тем, что…)
На слайде появляется развёрнутый план.
1. Передо мной - картина известного художника…
2. Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)
На картине изображена ранняя осень…
3. Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…)
Физкультминутка
V. Написание сочинения по плану.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока.
- Какое сейчас у Вас настроение? ( Настроение, просто замечательное. Получилось очень хорошее сочинение.)
- Что для Вас в работе было самым сложным или наоборот простым? (Немного сложно было подобрать нужные слова для выражения своего отношения к картине.)
- Чему учились на уроке? ( Писать сочинение.)
Заслушивание некоторых работ учащихся.
Приложение 1
Карточка 1 голубое светлое тихая неширокая чистая с белыми облаками спокойная глубокая с медленным течением чистое солнечное |
Карточка 2 жёлтые золотые жёлтая как свечки бурая разноцветные сухая красивые как ковёр |
Карточка 3 зелёное, свежее, маленькая, как бархатный мягкий коврик, дальняя |
Карточка 4 План 1. Передо мной - картина известного художника… 2. Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины) На картине изображена ранняя осень… 3. Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что… |
Карточка 5 Используй в сочинении: деревья, кусты, трава (нежно-золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки). небо и вода на картине (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки). настроение, чувства вызывает пейзаж (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....
Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...
Тема:«[Йа] өнө ниндәй хәреф менән тамғалана».Открытый урок по башкирскому языку, 2 класс, КМО учителей начальных классов, 20.03.2019 год
Тема: [Йа] өнө ниндәй хәреф менән тамғалана. Нығытыу дәресе. Маҡсат: 1) Я хәрефенең ҡалын ижекле һүҙҙәрҙә яҙылыуын миҫалдарҙа күрһәтеү был хәреф ингән һүҙҙәрҙе күреп яҙырға өйрәтеү;2)...