Открытый урок по руусскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Матвеева Светлана Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговое сочинение 24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 3 классе.

Тема: « Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"»

Цель: формировать умение связно излагать свои мысли на письме; развивать орфографическую зоркость, творческое воображение детей, чувство прекрасного; воспитывать любовь к родному языку, родной природе

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством  И. И. Левитана, получат возможность научиться                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

 Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки “Времена года”, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Кто из вас бывал в осеннем лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили? (В осеннем лесу, как-то совсем тихо, наверное, потому, что птицы улетели. Насекомых практически нет.)

- Опишите ваше настроение. (Настроение грустное, потому что ненастная погода, теплые дни наступят не скоро, а впереди холодная зима.)

III. Самоопределение к деятельности.

 - Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется “Золотая осень”. Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме урока.

1. Библиографические сведения о художнике.

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника. (Презентация)

Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день" , «Осень», «Река» , «Осень» ,  «Октябрь» , «Дубовая роща», «Поздняя осень» .

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...

2. Рассматривание репродукции картины.

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.

3. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное? (Грустное)

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

(Словарное слово пейзаж вывешивается на доску)

- Как называют  художника, который изображает пейзаж на картине? (Художник-пейзажист вывешивается на доску)

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? ( Грустное настроение. Ведь осенняя красота и последние теплые деньки  закончатся быстро, и наступит холодная зима.)

2)Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Желтые, золотистые, теплые)

3)Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы, река резко поворачивает влево).

4)Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5)Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане- тень)

6)Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7)Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: “В багрец и золото одетые леса”. Что это значит? (Листья на деревьях цвета-золота, т.е. ярко желтого.)

8)Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? (В конце осени, когда сухая, солнечная погода.)

9)Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? (Ели и сосны вечно зеленые.)

10)Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная? (У ближних березок листики желтее, чем у тех берез, которые растут чуть дальше.)

11)Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12)Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво? ( На картине красивее всего Левитан  изобразил  деревья и речку. Листва - необыкновенной красоты.)

Осень в произведениях писателей

Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

(Подготовленные дети читают стихи)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

А.С. Пушкин

Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.

Е. Благинина

    Физкультминутка.

5. Речевая подготовка.

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их.

- А какие слова больше подходят для описания реки?

- В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.

- А какие слова больше подходят для описания травы?  

6. Составление плана.

- Сколько будет частей в сочинении? (Три части)

- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение)

- О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

- Какими словами можно начать? (“Передо мной картина известного художника…”)

- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину.)

- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

- Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)

- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)

- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем, что…)

На слайде появляется развёрнутый план.

1. Передо мной - картина известного художника…

2. Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3. Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…)

Физкультминутка

V. Написание сочинения по плану.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока.

- Какое сейчас у Вас настроение? ( Настроение,  просто замечательное. Получилось очень хорошее сочинение.)  

- Что для Вас в работе было самым сложным или наоборот простым? (Немного сложно было подобрать нужные слова для выражения своего отношения к картине.)

- Чему учились на уроке? ( Писать сочинение.)

Заслушивание некоторых работ учащихся.

Приложение 1

Карточка 1

голубое светлое        тихая

неширокая чистая        с белыми облаками

спокойная глубокая        с медленным течением

чистое солнечное

Карточка 2

жёлтые золотые        жёлтая как свечки        бурая

разноцветные сухая        красивые как ковёр

Карточка 3

зелёное, свежее, маленькая, как бархатный мягкий коврик, дальняя

Карточка 4

План

1. Передо мной - картина известного художника…

2. Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины)

На картине изображена ранняя осень…

3. Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Карточка 5

Используй в сочинении:

деревья, кусты, трава (нежно-золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки).

небо и вода на картине (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки).

настроение, чувства вызывает пейзаж (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Тема:«[Йа] өнө ниндәй хәреф менән тамғалана».Открытый урок по башкирскому языку, 2 класс, КМО учителей начальных классов, 20.03.2019 год

Тема: [Йа] өнө ниндәй хәреф менән тамғалана. Нығытыу дәресе.  Маҡсат: 1) Я хәрефенең ҡалын ижекле һүҙҙәрҙә яҙылыуын миҫалдарҙа күрһәтеү был хәреф ингән һүҙҙәрҙе күреп  яҙырға өйрәтеү;2)...