Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гасанова Эльнара Алиевна

Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
  • научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;

Воспитывающие:

  • формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
  • воспитывать любовь к родному языку;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, любознательность;
  • развивать речь учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся;

План урока:

  1. Релаксация.(1 мин)
  2. Организационный момент(2 мин)
  3. Постановка темы и цели урока (4 мин)
  4. Чистописание(2 мин)
  5. Работа по теме урока (29 мин
  6. Физкультминутка (2 мин)
  7. Итоги урока (4 мин)
  8. Домашнее задание(1 мин)

Вопросы и задания: по ходу урока.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедийным оборудованием,
  • телеграмма,
  • костюм почтальона,
  • фигурки похожие на шляпу Незнайки,
  • пять гласных  букв требующих проверки (для прикрепления к груди учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
  • научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;

Воспитывающие: 

  • формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
  • воспитывать любовь к родному языку;

Развивающие: 

  • развивать воображение, память, любознательность;
  • развивать речь учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся;

План урока:

  1. Релаксация.(1 мин)
  2. Организационный момент(2 мин)
  3. Постановка темы и цели урока (4 мин)
  4. Чистописание(2 мин)
  5. Работа по теме урока (29 мин
  6. Физкультминутка (2 мин)
  7. Итоги урока (4 мин)
  8. Домашнее задание(1 мин)

Вопросы и задания: по ходу урока.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедийным оборудованием,
  • телеграмма,
  • костюм почтальона,
  • фигурки похожие на шляпу Незнайки,
  • пять гласных  букв требующих проверки (для прикрепления к груди учащихся).

Ход урока 

1. Релаксация. 

- «Сегодня прекрасный зимний день, у меня отличное настроение, я  буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!»

(Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты). 

2. Организационный момент. 

- Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой). Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.

- Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал  телеграмму наш старый знакомый Незнайка, который часто приходил к нам на уроки русского языка, теперь ему опять нужна наша помощь.

(Презентация, слайд 2)

- Поможем ему, ребята?

3. Постановка темы и цели урока. 

Буква а и буква о
Обижаются давно:
Нас ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,
Пишет через
а - «карова».
Букве,
а стоять здесь стыдно.
И в плохих словах - обидно!

(Стихотворение читает ученица в костюме Мальвины). 

-Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?

-Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?

-Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?

4. Чистописание. 

-У каждого из вас на столах лежит фигурка, похожая на шляпу Незнайки. Давайте, чтобы буква а и буква о не обижались на Незнайку, украсим этими письменными строчными буквами шляпу.

http://festival.1september.ru/articles/565955/01.gif

5. Работа по теме урока. 

1) - Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.

(Презентация, слайд 4).

-Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?

-А в остальных словах?

-Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.

2) - Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не  падает ударение, не совпадает.

(Презентация, слайд 5.)

-Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?

-Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными в тетрадь.

-Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.

(Выходят ребята на груди у которых написаны буквы А, О, Е, И. Я! Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять).

(Презентация, слайд 6)

3) - Незнайка вновь все напутал и неправильно записал проверяемые и проверочные слова, придется нам опять ему помогать.

-Соедините проверяемые и проверочные слова, и запишите их в тетрадь.

столбы 

 

 

 

крот

коты

 

 

 

лес

леса

 

 

 

ряд

ряды 

 

 

 

столб

кроты

 

 

 

нос

носы

 

 

 

кот

(Презентация, слайд 7) 

Проверьте.

4) - Жители Мультландии очень любят стихотворные строки. К сожалению они забыли, как выделять предложения. Прочитайте строки из стихотворения М.Лермонтова, выделяя предложения.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в
стране далекой
Что кинул он в
краю родном

(Презентация, слайд 8) 

Запишите стихи, расставляя знаки препинания. В выделенных словах поставьте знак ударения и отметьте буквы на месте безударных гласных звуков.

5) Дифференцированная работа.

-Нужно поучить жителей сказочной страны работать в тетрадочках с печатной основой (ведь у них таких нет) 

1-я группа (слабоуспевающие)- упр.1 на с.41

2-я группа (среднеуспевающие)- упр.2 на с.41

3-я группа (сильные)- упр.4 на с.42

5. Физкультминутка. 

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

6. Итоги урока.

-Что нового узнали о гласных звуках и буквах?

Назовите гласные буквы, которые нужно проверять.

(Заранее подготовленные ребята читают стихотворения, подводя итог урока). 

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!

(Презентация, слайд 9)

-Ребята, посмотрите, и Незнайка уже не плачет, а улыбается. Он сам придумал правило, которое нам нужно запомнить! (Давайте все вместе его повторим).

-Большое спасибо за урок, вы все сегодня постарались. 

(Презентация, слайд10)

7. Домашнее задание. 

Упр.113 на с.95. Выучить правило Незнайки.

Литература: 

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык.2класс.М.:Просвещение 2005
  2. Жиренко О.Е.Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса. -М.: «Вако» 2007
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2класс. Рабочая тетрадь. М.:Просвещение 2008
  4. Мукашева И.В.Нестандартные уроки по русскому языку. Волгоград 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....