Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными". 3 класс, "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество учителя: Панкова Надежда Юрьевна
Класс: 3 Дата: 20.02. 2014 г Время начала урока: 14.00
Название предмета: русский язык
Тема урока: «Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными». Урок № 2 в разделе «Имя прилагательное как часть речи»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном, определение его роли в речи
Задачи: 1. Продолжить знакомство с именем прилагательным, как частью речи. Определить роль имени прилагательного в речи и показать связь имен прилагательных с именем существительным;
2. развивать умения употреблять прилагательные в речи и умение определять их род и число;
3. воспитывать навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к родному языку.
ФГОС Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н. Русский язык. 3класс: учебник – М.: Баласс; 2013. – с.78-79
(в скобках обозначены группы универсальных учебных действий – УУД: Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные, П – познавательные)
Этап урока и его цель | Результаты (предметные, УУД) | Содержание деятельности (взаимодействие) | Комментарий | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Организацион ный момент Мотивационный настрой. Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | - организация учебного места (Р) - внутренняя позиция школьника (Л) - планирование совместного сотрудничества (К) | – Проверь, дружок, | Организация рабочего места, настрой на работу | |
2 . Актуализация знаний. Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения Минутка чистописания Цель: формирование умения правильного письма | - мотивационная основа учебой деятельности (Л) -извлечение необходимой информации (П) - формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К) - волевая саморегуляция (Р) - учебно-познавательный интерес (Л) - контроль и оценка своей деятельности (Р) -постановка и формулирование проблемы (П) - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К) | Продолжаем наше путешествие в страну «Морфология». Рассмотрим карту (Приложение 1). -Кто догадался, о какой части речи пойдёт речь на уроке? Почему так решили? – Чтобы продолжить путешествие надо построить мостик (из букв, слогов, слов составить предложение и записать с тетрадь (маршрутный лист) - Как связать наш урок с данной пословицей? - Мы путешественники в большой Мир Знаний, мы исследователи тайн русского языка. Нам важно знать, нужна дружба путешественнику? - Что значит дружба, служба? Что значит уметь дружить? Как вы думаете, части речи могут дружить, а как они могут служить? - Запишите в тетрадь дату, слова «Классная работа» | Ответы учеников. Учащиеся записывают пословицу и объясняют её смысл (Вместе служба, вместе дружба.)
| Карта страны на доске, либо слайд (презентация) Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Имя прилагательное. В, в, те, те, с, с, ме, ме, дружба, служба Вместо тетради можно использовать маршрутные листы Комментированная запись. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которые недостаёт для решения проблемы | - подведение под понятие (П) - постановка и формулирование проблемы (П) - учебно-познавательный интерес (Л) - формулирование и аргументация своего мнения и позиции других (К) | -Что вы знаете об имени прилагательном? -Как вы думаете, мы всё знаем об этой части речи? | - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы … | Возможно использование ЦОР (Цифровые Образовательные Ресурсы): http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8d50610f-71d7-4818-af91-c0b864050b4c/98784/?&class |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий | - самоопределение (Л) - постановка познавательной цели (П) - планирование, прогнозирование (Р) - планирование учебного сотрудничества (К) | - Что ещё нам предстоит узнать? - Попробуйте сформулировать тему и цель урока? - Как будем доказывать свою точку зрения? - Составим план урока. - Предлагаю провести исследование по группам и сделать выводы. (Приложение 2). -Необходимо сочинить сказку о стране «Морфология». | Учащиеся предполагают - Какую роль играют имена прилагательные в речи и как они связаны с именем существительным? | Учитель вместе с детьми составляет план урока. |
5. Реализация проекта Цель: выдвижение гипотез и построение модели исходной проблемной ситуации | - осознание ответственности за общее дело (Л) - познавательная инициатива (Р) - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П) - достижение договоренностей и согласования в группе (К) | - Причитайте текст. - Чего не хватает в тексте? - Можно ли обойтись без них? Почему? - Прочитайте сказку. - Какую ещё цель мы ставили? - Выпишите в тетрадь из текста имена прилагательные, определите род и число. - Что заметили? - От чего зависит форма прилагательного? - Почему прилагательное согласуется с именем существительным? - Как изменяются имена прилагательные? - Зачем нужны имена прилагательные в речи? - Чем похожи, чем отличаются имена существительные и имена прилагательные? - Рассмотрите таблицу на слайде (Приложение 3). - Как бы вы её назвали? Заполните. - Что исследовали на уроке? - К какому выводу пришли? - Мы проделали большой путь и сейчас самое время отдохнуть. | - Нет имён прилагательных. Имена прилагательные уточняют, украшают речь -В чём дружба, а в чём служба двух частей речи? В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное. Потому что прилагательное обозначает признак предмета. Выдвижение гипотез Изменение существительных и прилагательных по родам и числам. | Имена прилагательные на слайде, в текст можно вставить свои примеры. Супер физминутка http://infourok.ru/ |
6. Первичное закрепление с проговариванием Цель: решение типовых заданий на новый способ действия | - контроль (Р) - учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П) | Введение новых словарных слов с. 78 учебника. Упр. 310 Дополнительные вопросы и задания. – Какие признаки предметов называют прилагательные? (Цвет, размер, форму, вкус.) – Назовите слова, правописание которых надо запомнить. Подчеркните в этих словах буквы, которые нельзя проверить. – Что обозначают слова апельсин, смородина, оранжевый? – Какой вывод о роли имён прилагательных в речи можно сделать после выполнения упражнений? | Выполняют по образцу. Многообразие имён прилагательных в русском языке, их способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т.д. | (Апельсин – «китайское яблоко», смородина – от «смрад» – сильный запах, оранжевый (фр.) «оранж» – апельсин (от него – оранжерея).) |
7.Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону Цель: самостоятельное выполнение заданий нового типа
| - волевая саморегуляция (Р) - использование общих приёмов (П) - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) | Упр.311 – Чем можно дополнить наш вывод о роли имён прилагательных в речи? Упр.312 – Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? – Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному? | Вариант записи: Человек (какой?) – душевный, аккуратный, добрый, внимательный, сердечный и т.д. Человек (какой?) – неряшливый, грубый, злой, неприветливый, себялюбивый и т.д Прилагательные зависят от существительных, от них можно поставить вопрос. Прилагательные называют признак предмета. | |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению новых норм | - использование общих приёмов, знаково-символических средств (П) - планирование учебного сотрудничества (К) - оценивание усваиваемого содержания (Л) | Упр. 313
– Сделайте вывод: как определить род и число имён прилагательных? Упр. 314 | Выполняется комментированная запись. В ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением. Выполняется разбор по составу Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата | - внутренняя позиция и самооценка (Л) - контроль и оценка результатов (П) - формулирование и аргументация своего мнения (К) | – Как определить род и число имени прилагательного? – Что нужно помнить, определяя род прилагательного? – Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия. Заполните маршрутные листы. Оцените свою работу. – Что нового узнали во время путешествия? – Достигли мы поставленных целей во время путешествия? – Вы помогали друг другу, активно работали сами, благодаря этому мы справились со всеми заданиями. – Как вы думаете, закончилось наше путешествие по морю прилагательных? Домашнее задание: с.98-99 упр.2. | По существительному, с которым связано это прилагательное. Во мн.ч. у прилагательных род не определяется. Конечно, нет, еще многое предстоит узнать и многому научиться | Используем: красный цвет – отлично, желтый – сомневаюсь, зеленый – не получается |
Приложение 1
Приложение 2
Тексты на карточках[3]:
- В _______ стране «Морфология» жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки в ________ стране были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.
- На _______ деревьях пели ________ песни мухи. В _______ лесах водились _______ слонята, ________ цыплята, _______ – ежики и _________ ящерицы. А на _______ черепахах ______ – человечки ездили в гости. Правитель _______ – страны «Морфология» был человеком ______ и ________. Он жил во ________ дворце с __________ окнами и дверями. У него были _______ слуги. Раз в _______ саду возле _______ дворца выросло _______ растение.
(На слайде): Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д.
Приложение 3
Изменяются | По родам | По числам |
Имя существительное | - | + |
Имя прилагательное | + | + |
Список литературы:
Электронные ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...