Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Панкова Надежда Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными". 3 класс, "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_pankovoy_n._yu.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество учителя: Панкова Надежда Юрьевна

Класс: 3      Дата: 20.02. 2014 г  Время начала урока:     14.00

Название предмета:  русский язык

Тема урока:  «Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными». Урок № 2  в разделе «Имя прилагательное как часть речи»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:  совершенствование знаний об имени прилагательном, определение его роли в  речи

Задачи: 1. Продолжить знакомство с именем прилагательным, как частью речи. Определить роль имени прилагательного в речи и показать связь имен прилагательных с именем существительным;

              2. развивать умения употреблять прилагательные в речи и умение определять их род и число;

              3. воспитывать навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к родному языку.

  ФГОС Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н. Русский язык. 3класс: учебник – М.: Баласс; 2013. – с.78-79

(в скобках обозначены группы универсальных учебных действий – УУД: Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные, П – познавательные)

Этап урока и его цель

Результаты (предметные, УУД)

Содержание деятельности (взаимодействие)

Комментарий

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Организацион

ный момент Мотивационный настрой. Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

- организация учебного места (Р)

- внутренняя позиция школьника (Л)

- планирование совместного сотрудничества (К)

– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Организация рабочего места, настрой на работу

2 . Актуализация знаний. Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания,  выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения  

 Минутка чистописания Цель: формирование умения правильного письма

- мотивационная основа учебой деятельности (Л)

-извлечение необходимой информации (П)

- формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К)

- волевая саморегуляция (Р)

- учебно-познавательный интерес (Л)

- контроль и оценка своей деятельности (Р)

-постановка и формулирование проблемы (П)

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

Продолжаем наше путешествие в страну «Морфология». Рассмотрим карту (Приложение 1).

-Кто догадался, о какой части речи пойдёт речь на уроке? Почему так решили?

– Чтобы  продолжить путешествие надо построить мостик (из букв, слогов,  слов составить предложение и записать с тетрадь (маршрутный лист)

- Как связать наш урок с данной пословицей?

- Мы путешественники в большой Мир Знаний, мы исследователи тайн русского языка. Нам важно знать, нужна дружба путешественнику?

- Что значит дружба, служба? Что значит уметь дружить? Как вы думаете, части речи могут дружить, а как они могут служить?

- Запишите в тетрадь дату, слова «Классная работа»

Ответы учеников.  

Учащиеся записывают пословицу и объясняют её смысл (Вместе служба, вместе дружба.)

 

 

Карта страны на доске, либо слайд (презентация) Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Имя прилагательное.

В, в, те, те, с, с, ме, ме, дружба, служба

Вместо тетради можно использовать маршрутные листы

Комментированная запись.

3. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которые недостаёт для решения проблемы

- подведение под понятие (П)

- постановка и формулирование проблемы (П)

- учебно-познавательный интерес (Л)

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции других (К)

-Что вы знаете об имени прилагательном?

-Как вы думаете, мы всё знаем об этой части речи?

 - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы …

Возможно использование ЦОР (Цифровые Образовательные Ресурсы): http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8d50610f-71d7-4818-af91-c0b864050b4c/98784/?&class

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий  

- самоопределение (Л)

- постановка познавательной цели (П)

- планирование, прогнозирование (Р)

- планирование учебного сотрудничества (К)

- Что ещё нам предстоит узнать?

- Попробуйте сформулировать тему и цель урока?

- Как будем доказывать свою точку зрения?

- Составим план урока.

- Предлагаю провести исследование по группам  и сделать выводы.  (Приложение 2).

-Необходимо сочинить сказку о стране «Морфология».

Учащиеся предполагают

  - Какую роль играют имена прилагательные в речи и как они связаны с именем существительным?

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

5. Реализация проекта Цель: выдвижение гипотез и построение модели исходной проблемной ситуации

- осознание ответственности за общее дело (Л)

- познавательная инициатива (Р)

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П)

- достижение договоренностей и согласования в группе (К)

- Причитайте текст.

- Чего не хватает в тексте?

- Можно ли обойтись без них? Почему?

- Прочитайте сказку.

- Какую ещё цель мы ставили?

- Выпишите в тетрадь из текста имена прилагательные, определите род и число.

- Что заметили?

- От чего зависит форма прилагательного?

- Почему прилагательное согласуется с именем существительным?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Зачем нужны имена прилагательные в речи?

- Чем похожи, чем отличаются имена существительные и имена прилагательные?

- Рассмотрите таблицу на слайде (Приложение 3).

-  Как бы вы её назвали? Заполните.

- Что исследовали на уроке?

- К какому выводу пришли?

- Мы проделали большой путь и сейчас самое время отдохнуть.

- Нет имён прилагательных.

Имена прилагательные уточняют, украшают речь

-В чём дружба, а в чём служба двух частей речи?

В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное.

Потому что прилагательное обозначает признак предмета.

Выдвижение гипотез

Изменение существительных и прилагательных по родам и числам.

Имена прилагательные на слайде, в текст можно вставить свои примеры.

Супер физминутка http://infourok.ru/

6. Первичное закрепление с проговариванием Цель: решение типовых заданий на новый способ действия

- контроль (Р)

- учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

Введение новых словарных слов с. 78 учебника. Упр. 310

Дополнительные вопросы и задания.

– Какие признаки предметов называют прилагательные? (Цвет, размер, форму, вкус.)

– Назовите слова, правописание которых надо запомнить. Подчеркните в этих словах буквы, которые нельзя проверить.

– Что обозначают слова апельсин, смородина, оранжевый?

– Какой вывод о роли имён прилагательных в речи можно сделать после выполнения упражнений?

Выполняют по образцу.

Многообразие имён прилагательных в русском языке, их способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т.д.

(Апельсин – «китайское яблоко», смородина – от «смрад» – сильный запах, оранжевый (фр.) «оранж» – апельсин (от него – оранжерея).)

7.Самостоятель

ная работа с самопроверкой по эталону Цель: самостоятельное выполнение заданий нового типа

 

- волевая саморегуляция (Р)

- использование общих приёмов (П)

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

Упр.311

– Чем можно дополнить наш вывод о роли имён прилагательных в речи?

Упр.312

– Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные?

– Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному?

Вариант записи:

Человек (какой?) – душевный, аккуратный, добрый, внимательный, сердечный и т.д.

Человек (какой?) – неряшливый, грубый, злой, неприветливый, себялюбивый и т.д

Прилагательные зависят от существительных, от них можно поставить вопрос.

Прилагательные называют признак предмета.

8. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению новых норм

- использование общих приёмов, знаково-символических средств (П)

- планирование учебного сотрудничества (К)

- оценивание усваиваемого содержания (Л)

Упр. 313

 

 Сделайте вывод: как определить род и число имён прилагательных?

Упр. 314  

Выполняется комментированная запись.

В ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением.

Выполняется разбор по составу

Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата

- внутренняя позиция и самооценка (Л)

- контроль и оценка результатов (П)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

– Как определить род и число имени прилагательного?

– Что нужно помнить, определяя род прилагательного?

– Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия. Заполните маршрутные листы.

Оцените свою работу.

– Что нового узнали во время путешествия?

– Достигли мы поставленных целей во время путешествия?

– Вы помогали друг другу, активно работали сами, благодаря этому мы справились со всеми заданиями.

– Как вы думаете, закончилось наше путешествие по морю прилагательных? 

Домашнее задание: с.98-99 упр.2.

По существительному, с которым связано это прилагательное.

 Во мн.ч. у прилагательных род не определяется. 

Конечно, нет, еще многое предстоит узнать и многому научиться

Используем: красный цвет – отлично, желтый – сомневаюсь, зеленый – не получается

Приложение 1

Приложение 2

 Тексты на карточках[3]:

  1.  В _______  стране «Морфология» жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки  в  ________  стране были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.
  2. На _______ деревьях пели ________ песни мухи. В _______ лесах водились _______ слонята, ________ цыплята, _______ – ежики и _________ ящерицы. А на _______ черепахах ______ – человечки ездили в гости. Правитель _______ –  страны «Морфология» был человеком ______ и ________. Он жил во ________ дворце с __________ окнами и дверями. У него были _______ слуги. Раз в _______ саду возле _______ дворца выросло _______ растение.

(На слайде): Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д. 

Приложение 3

Изменяются

По родам

По числам

Имя существительное

-

+

Имя прилагательное

+

+

Список литературы:

  1. Губанова, М.И. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность [Текст]:  учебное пособие /    М. И. Губанова, Е. П. Лебедева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 167 с.
  2. Приглашаем на урок. 3-й класс./Лободина Н.В. – Волгоград: Учитель. – 2007.
  3. Развитие орфографической грамотности младших школьников./Карягина Н.Н. – Волгоград: Учитель. – 2009.

Электронные ресурсы:

  1. http://beginschool.ru – видеоуроки.
  2. http://www.school2100.ru/ /pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1974 – конспекты уроков. Русский язык. 3 класс. Имя прилагательное как часть речи. Урок 95.
  3. notifications@nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
  4. http://infourok.ru/
  5. images.yandex.ruстрана морфология - иллюстрация «Страна Морфология».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...