Формирование орфографической грамотности
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека». А «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы
. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Орфографическая зоркость формируется
• в процессе языкового анализа и синтеза,
выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографическойзоркос-ти:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита у ребёнка способность, ставить перед собой орфографические задачи.
Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи: Слайд 15.
1)увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая она или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить.
Решить орфографические задачи можно при помощи следующего алгоритма:
1) выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции);
2) выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма;
3) подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему;
4) выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции;
5) обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции. Конечно, этот алгоритм регулирует написание не всех абсолютно орфограмм, т.к. в русском языке есть написания, противоречащие основному принципу, однако все эти отступления, по подсчетам ученых, составляют не более 5% написаний.
Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость - это
1. Списывание. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое дей-ствие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ре-бята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреж-дение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработ-ки скоростного письма является списывание на время.
6. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников я опираюсь на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитываю возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.
Приёмы, методы, формы, используемые в ходе работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звукобуквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.
Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
В основе опыта своей работы по развитию орфографических и речевых навыков и умений я использую разнообразные творческие наработки. Задания и упражнения художественно-творческого характера активизируют, развивают мыслительную и речевую деятельность учащихся. На уроках я добиваюсь связной, образной, яркой, эмоциональной речи посредством разнообразия и совершенствования форм обучения и введения новых методик развития речи. Использование на уроках художественно-занимательного материала, заданий творческого характера благотворно влияет на развитие орфографических и речевых умений и навыков учащихся. Происходит активизация учебной деятельности, развивается познавательная активность учащихся, развивается умение применять свои знания в жизни.
Важнейшими условиями овладения орфографическим навыком являются:
1) знание правил;
2) знание приемов, правил и умение их применять;
3) упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.
На уроках я систематически использую такие упражнения, как
● Правила в стихотворной форме
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
● Стихи-опоры и рифмы-подсказки
ПЛАТЬЕ ЗАКАТ
Пальто, платье и платок Запах, запад и закат
Буквой «А» пиши, дружок! Пишем, дети, с буквой «А».
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги!
● Орфограммы в загадках
● Упражнения с использованием пословиц
Словарным упражнениям отвожу особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьника. Чем лучше будет поставлена работа над словом, тем богаче будет язык учащегося. К.Д. Ушинский писал «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не умеет им свободно распоряжаться в устной и письменной речи. Всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого рода другого предмета». Работая на уроке письма над словом, объясняя его значение, незаметно ввожу ребят «в мир интересного».
Работа со словарными словами может быть проведена на любом этапе урока:
- в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;
- в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;
- в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания..
Работа над словарным словом делится на несколько этапов:
I этап. Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова:
а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.
II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
III этап. Запись слова с «окошком»: мдведь.IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Не менее важное место занимает Этимологическая справка ,например
ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей.
В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья , а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВО= место, очищенное от деревьев.
ДЕРЕВО – ДЕРУ = то, что дёргают из земли, очищая её.
Места не хватало, приходилось расчищать участки леса – вырубать, драть целину.
Так возникли деревни.
В своей практике я использую различные виды и формы работы над словарными словами, например:
● написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета составление ребусов
● Создание ассоциативного образа слова.
Например: слово «ЯГОДА»
МАЛИНА ЗЕМЛЯНИКА ЧЕРНИКА РЯБИНА
● Приём замены развёрнутого определения одним словом
Ответить письменно одним словом:
▪ комната для занятий в школе (класс);
▪ дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);
▪ учащийся средней школы (ученик);
▪ длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал) и т. д.
● Словообразовательные упражнения со словарными словами
Игра «Собери слово».
● Упражнения лексического характера
Выпиши из словаря слова на заданную тему
Игра «Найди лишнее слово». В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его.
По какому принципу отобраны слова?
Ошибки в письменной речи приводят к ошибкам в поступках и действиях, так как небрежное отношение к языку порождает небрежное отношение ко всему, что окружает маленького человека.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_gramotnosti.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической грамотности
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека». А «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский
Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы.
Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Орфографическая зоркость формируется
- в процессе языкового анализа и синтеза,
- выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита у ребёнка способность, ставить перед собой орфографические задачи.
Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи: Слайд 15.
1)увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая она или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить.
Решить орфографические задачи можно при помощи следующего алгоритма:
1) выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции);
2) выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма;
3) подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему;
4) выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции;
5) обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции. Конечно, этот алгоритм регулирует написание не всех абсолютно орфограмм, т.к. в русском языке есть написания, противоречащие основному принципу, однако все эти отступления, по подсчетам ученых, составляют не более 5% написаний.
Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость - это
1. Списывание. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое дей-ствие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ре-бята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреж-дение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработ-ки скоростного письма является списывание на время.
6. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников я опираюсь на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитываю возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.
Приёмы, методы, формы, используемые в ходе работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звукобуквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.
Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
В основе опыта своей работы по развитию орфографических и речевых навыков и умений я использую разнообразные творческие наработки. Задания и упражнения художественно-творческого характера активизируют, развивают мыслительную и речевую деятельность учащихся. На уроках я добиваюсь связной, образной, яркой, эмоциональной речи посредством разнообразия и совершенствования форм обучения и введения новых методик развития речи. Использование на уроках художественно-занимательного материала, заданий творческого характера благотворно влияет на развитие орфографических и речевых умений и навыков учащихся. Происходит активизация учебной деятельности, развивается познавательная активность учащихся, развивается умение применять свои знания в жизни.
Важнейшими условиями овладения орфографическим навыком являются:
1) знание правил;
2) знание приемов, правил и умение их применять;
3) упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.
На уроках я систематически использую такие упражнения, как
● Правила в стихотворной форме
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
● Стихи-опоры и рифмы-подсказки
ПЛАТЬЕ ЗАКАТ
Пальто, платье и платок Запах, запад и закат
Буквой «А» пиши, дружок! Пишем, дети, с буквой «А».
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги!
● Орфограммы в загадках
● Упражнения с использованием пословиц
Словарным упражнениям отвожу особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьника. Чем лучше будет поставлена работа над словом, тем богаче будет язык учащегося. К.Д. Ушинский писал «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не умеет им свободно распоряжаться в устной и письменной речи. Всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого рода другого предмета». Работая на уроке письма над словом, объясняя его значение, незаметно ввожу ребят «в мир интересного».
Работа со словарными словами может быть проведена на любом этапе урока:
- в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;
- в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;
- в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания..
Работа над словарным словом делится на несколько этапов:
I этап. Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова:
а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.
II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
III этап. Запись слова с «окошком»: мдведь.IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Не менее важное место занимает Этимологическая справка ,например
ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей.
В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья , а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВО= место, очищенное от деревьев.
ДЕРЕВО – ДЕРУ = то, что дёргают из земли, очищая её.
Места не хватало, приходилось расчищать участки леса – вырубать, драть целину.
Так возникли деревни.
В своей практике я использую различные виды и формы работы над словарными словами, например:
● написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета составление ребусов
● Создание ассоциативного образа слова.
Например: слово «ЯГОДА»
МАЛИНА ЗЕМЛЯНИКА ЧЕРНИКА РЯБИНА
● Приём замены развёрнутого определения одним словом
Ответить письменно одним словом:
▪ комната для занятий в школе (класс);
▪ дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);
▪ учащийся средней школы (ученик);
▪ длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал) и т. д.
● Словообразовательные упражнения со словарными словами
Игра «Собери слово».
● Упражнения лексического характера
Выпиши из словаря слова на заданную тему
Игра «Найди лишнее слово». В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его.
По какому принципу отобраны слова?
Ошибки в письменной речи приводят к ошибкам в поступках и действиях, так как небрежное отношение к языку порождает небрежное отношение ко всему, что окружает маленького человека.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности
Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся....
Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.
Эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников....
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка».
Работа состоит из двух частей теоритической ( анализ литературы) и практической(эксперементальная работа)...
Формирование орфографической грамотности. Слова с непроверяемым написанием.
В работе содержится материал, который помогает запоминанию словарных слов: загадки, пословицы, скороговорки, ребусы. Есть фрагмент урока, на котором вводится новое словарное слово. Предложены сп...
Дидактические условия формирования орфографической грамотности первоклассников
Выпускная квалификационная работа в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина, факультет психологии, кафедра Педагогики и педагогических технологий, 2016 год...
Формирование орфографической грамотности
Презентация...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Выступление на ШМО классных руководителей начальной школы о закономерностях формирования орфографической грамотности в первых классах....
Комментарии
Словарная работа — залог повышения грамотности и развития речи
Словарная работа — залог повышения грамотности и развития речи
творческий отчёт
Автор - составитель
Кудряшова Раиса Николаевна учитель начальных классов
Отрадный 2014г.
Содержание
Введение__________________________________________________3
1. Тематические блоки для прочного запоминания слов с непроверяемыми написаниями ___________________________4
2. Методика работы по тематическим блокам ____________ ____7
3. Упражнения для грамотного написания словарных слов ______8
4. Приёмы работы со словами с непроверяемым написанием __11
Заключение _______________________________________________15
Список литературы _________________________________________18
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать грамотно. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверить. Слова с такой орфограммой называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить.
При изучении орфографии в начальной школе, тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением, пожалуй одна из самых трудных, поэтому остаётся актуальной всегда.
Исходя из вышеизложенного была поставлена цель – сделать процесс изучения и усвоения словарных слов более эффективным.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить и систематизировать методическую литературу по данной теме;
• Найти эффективную методику работы для прочного запоминания и грамотного написания словарных слов;
• Использовать в практике игровые приёмы работы со словами с непроверяемым написанием
1. Тематические блоки для прочного запоминая словарных слов
Работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями предложила С.Н. Лысенкова. Опираясь на её опыт были разработаны 9 тематических блоков для 2, 3 и 4 классов. С каждым блоком дети работают 6-10 уроков. Все слова были взяты из программы по русскому языку для начальных классов (1 – 4) (Л.М. Зеленина , Т.Е. Хохлова)
2 класс
1. Учебные вещи
карандаш
тетрадь
пенал 2. Россия
Москва
город
деревня
язык
русский
Россия
мороз
коньки 3.Наш огород
ягода
капуста
берёза
горох
морковь
5. Класс
класс
ребята
девочка
мальчик
дежурный 6. В школе
учитель
ученик
алфавит
хорошо 6. Завод
машина
завод
работа
лопата
7. Птицы
сорока
ворона
воробей
петух
8. Животные
корова
собака
медведь
лисица
заяц 9. В магазине
посуда
молоко
одежда
пальто
платок
сапоги
мебель
тарелка
стакан
сахар
3 класс
1. Транспорт
трамвай
трактор
метро
ракета 2. Наша родина
союз
столица
улица
родина
народ 3. Растения
осина
овёс
погода
отец
пшеница
растения
сирень
солома
четверг
4. Наш огород
овощи
картофель
огурец
помидор
огород
урожай
5. Месяцы
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
6. Мой дом
хозяйство
квартира
комната
кровать
картина
лестница
ужин
обед
завтрак
7. Каникулы
лагерь
пятница
понедельник
четверг
суббота 8. В лесу
восток
земляника
ладонь
лисица
малина 9. В магазине
лимон
яблоко
орех
молоток
топор
4 класс
1. Транспорт
пароход
самолёт
теперь
тепловоз
металл
автомобиль
чёрный
колесо
жёлтый
железо 2. В библиотеке
здравствуйте
библиотека
беседовать
газета
интересно
интересоваться
переписывать
однажды
восемь
шестнадцать
фамилия
костер
адрес 3. Мой дом
квартира
кастрюля
портрет
телефон
около
прекрасно
корзина
4. Электричество
электричество
электровоз
электростанция
электроэнергия
экскурсия
завтра
одиннадцать 5. Путешествие
багаж
билет
вокзал
вагон
пассажир
путешествие
шоссе
дорога
берег 6. В деревне
агроном
комбайн
сеялка
хозяйственный
хлебороб
земледелие
инженер
потом
иней
7. Руководство
директор
правительство
председатель
приветливо
радостно
коллектив 8. На природе
волноваться
горевать
горизонт
облако
медленно
сегодня
двенадцать
заря
восток 9. Военные дни
свобода
революционер
революция
салют
сверкать
командовать
командир
желать
тревожиться
оборона
2. Методика работы по тематическим блокам.
Каждый блок вывешивается в классе. Работа ведётся по следующему плану.
Понедельник : Ознакомление с блоком и его обозначение; постановка ударения и выяснение значения этих слов, орфографическое проговаривание.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют
данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Вторник : Запись слов по слогам, для переноса, выделение орфограмм, орфографическое проговаривание.
Среда : подбор однокоренных слов (где возможно), подбор синонимов и антонимов, орфографическое проговаривание. Четверг : составление словосочетаний, составление предложений с данными словами и их запись, составление связного рассказа, отбор лучших текстов.
Пятница : Словарный диктант (3 – 5 слов из первых трёх блоков)
• Зрительный диктант (с предварительным разбором, запись по памяти);
• Картинный диктант;
• Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный);
• Диктант с использованием загадок;
• Диктант по памяти
• Диктант с комментированием
• Творческий диктант (заменить развёрнутое определение одним словом, например: четвёртый день недели (четверг); приём пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко) и т.д.
У каждого ученика есть блокнот для зрительных диктантов по словарю. Каждый набор проверяется с целью, как усвоены словарные слова каждого блока.
В конце учебного года учащиеся орфографически озвучивают все слова из своих словариков и записывают их, диктуя один раз.
Результатом такой работы стало уменьшение количества ошибок в словарных словах, у ребят появился интерес запоминать трудные слова.
4. Упражнения для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
С помощью специальных упражнений развивается интерес к предмету, который является более эффективным для прочного запоминания грамотного написания словарных слов и их понимания.
Например:
Упражнение 1 (предусматривает выявление слова через работу с составляющими его буквами)
• Расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них (слово «медведь») :
• Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность остальных букв:
• Какое слово вы прочитали? («учитель», начали с прямоугольника, который выделен ярче, ещё он самый маленький).
Упражнение 2
Дети выявляют среди других слов нужное слово, соответствующее заданию учителя:
Игра «Угадай, какое словарное слово у нас в гостях?» на доске 6 – 8 словарных слов (обед, ужин, спасибо, завтрак, тарелка, вчера) без выделения орфограмм, отгадать имя существительное женского рода.
Игра «Найди лишнее слово» (Берёза, багаж, беседа, библиотека, изморозь, билет), слово «изморозь»; или (Воробей, ворона, сорока, лисица), слово «лисица».
Упражнение 3
Ребусы, кроссворды и т.д
Игра «Угадай слово» : схемы ( перед );
Ребусы
40 а
Использование загадок; кроссворды, где зашифровано слово.
О О О
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще ….(молоко)!
Упражнение 4 «Какие это слова?»
К данным согласным добавьте нужное количество букв так чтобы получилось слово.
БГЖ (багаж) . НЗД (назад) ЗВТР завтра
ТРМВЙ (трамвай) ЗВТРК (завтрак) РССКЗ (рассказ)
КРНДШ (карандаш) КЛСС (класс) МГЗН (магазин)
- Запишите полученные слова в алфавитном порядке . (Багаж, завтра, завтрак, карандаш класс, магазин, назад, рассказ, трявай.)
— Упражнение 5 «Вставьте слово».
ГО(…)КОТ (БОЙ) НА(...)НИК (РОД)
СНА(...)ОВОЙ (РЯД) ЗА (…)ЕЦ (БОР)
ПА(...)ОЛ (СОК) КУ (...)ОЛ (СОК)
ТА(.. .)АТ (ПИР) ТЕ (...)РОЖ (‘СТО)
БАЛ (… )ЕДА (ВЕС) ПО (…)ОК (ХОД)
-- Вставьте вместо точек слово, состоящее из трёх букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и начом слова, которое находится за скобками.
Упражнение «Какие это слова»
- К данным согласным ждобавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово
ВРН (ворон)
ВСТК (восток)
ГРД (город)
МЛК (молоко)
МЛТК (молоток)
МРЗ (мороз)
ГРД (город, огород)
ОКЛ (около)
Запишите данные слова в алфавитном порядке. (Ворон, восток, город, молоко, молоток, мороз, огород, около, потом, )
Упражнение 6 «Анаграммы».
Расшифруйте слова, которые «рассыпись>.
ЖНУИ (ужин)
ЛУЦИА (улица)
УЙЖОРА (урожай)
-УКЧИН Е (ученик)
ЬТУЕЛЧИ (учитель)
--Что общего в этих словах? (Имена существительные на букву У, с непроверяемым написанием.)
4. Игровые приёмы работы со словами с непроверяемым написанием.
Особую важность приобретает использование приёмов, которые позволяют опираться на ассоциации, на пережитое и в большей степени понять изучаемые слова.
Приём 1
Шуточные вопросы, загадки, например:
• В каких словах живёт рак? (завтРАК, РАКета); какие слова любят ворона? (КАРандаш, КАРтина, КАРтофель); какие слова любит лягушка? (КВАртира, МосКВА)
Приём 2
• Игра «Подскажи словечко» с использованием загадок с хоровыми ответами:
Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его … (мороз)
Приём 3
• Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения. (Бер_г, в_кзал, адр_с, р_кета, п_нал, т_пор, п_суда, ябл_к_);
Приём 4
• Игра «Догадайся, что за слово»
О О
О О
О О
О О
О О
Ворона
сорока
молоко
корова
солома
Приём 5
• Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточку со слогом, учащиеся записывают составленные слова: (город, горох, гореть, горизонт);
И, наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало
Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили, из книжки в норку утащили. (_суда, _рёза)
Приём 6
• Игра «Собери слово» (пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак);
Приём 7
• Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
Приём 8
• От слов газета, железо, картина образуйте новые слова с суффиксом –к-;
Приём 9
• Работа со словарём (Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения);
Приём 10
• Спишите предложение, вставляя нужное по смыслу слово из словаря, отвечающее на вопрос КТО?___________на ухо наступил.
Приём 11
• Связь словарного слова с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму) Берёза по цвету Белая, бЕрёза – кудрявая, нужен грЕбень по форме, как буква Е, чтобы расчесать. Или зАяц любит кАпусту, в кАрмане – дырА и т.д.;
Приём 12
• Наиболее распространённый вид словарно-орфографических упражнений – диктанты:
• Зрительный диктант (с предварительным разбором, запись по памяти);
• Картинный диктант;
• Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный);
• Диктант с использованием загадок;
• Диктант по памяти
• Диктант с комментированием
• Творческий диктант (заменить развёрнутое определение одним словом, например: четвёртый день недели (четверг); приём пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко) и т.д.
Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
- Болото, болотце,болотный,болотистый.
- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Синонимы:
алмаз – бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь,
воин – боец – солдат – витязь,
желать – хотеть,
извините – простите,
иногда – изредка – подчас – порой,
комната – светлица – горница – каморка,
космос – вселенная,
красивый – прекрасный,
путешественник – путник – турист,
рассвет – восход,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.
Антонимы:
богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.
Этимологические сведения:
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)
бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )
изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)
космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)
пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)
сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)
тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)
футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)
цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа
работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
От зари до зари (весь день).
Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина. (Я. Аким)
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)
Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.
2 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.
2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
2 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
3 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... . Составь предложение с одним из словосочетаний.
2 уровень.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый.
2 .... черна , да молоко у нее бело.
3. ... – старая льстица.
4. Для ... зима – одна ночъ.
5. ... – верный друг человека.
3 уровень.
Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .
1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Ешь ... соломку, поминай лето.
3. Старую ... не травят молодыми собаками.
4. Два ... в одной берлоге не живут.
5. Без ... зайца не поймаешь.
Лексические упражнения.
1 уровень.
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
3. В лесу живет, кур крадет.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.
5. Зимой беленький, летом серенький..
2 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.
2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.
5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
3 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
2. Это слово означает “едящий мед”.
3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
3 класс
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.
Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..
2 уровень.
Выпиши слова в два столбика: в первый - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.
Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.
3 уровень.
Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.
16,4,16,18,16, 5.
16,3,16,27.
17,16,14,10, 5,16,18.
16,4,21,18,6,24.
12,1,18,20,16,22,6,13,30.
14,16,18,12,16,3,30.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.
2 уровень.
Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.
3 уровень.
Спиши, исправляя ошибки.
Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.
Словообразовательные упражнения.
1 уровень.
№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.
№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.
Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь
2 уровень.
№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.
№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.
3 уровень.
№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.
1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).
№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
салат работать
сажать помидор вскопать огород
ухаживать ходить
выращивать угощать
торговать овощ приготовить морковь
купить убирать
Морфологические упражнения.
1 уровень.
№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.
1. Оля любит есть на завтрак тертую ... .
2. Митя увидел крупные, розовые клубни ... .
3. Среди овощей нет сочней ... .
4. Сзади дома был большой ... с грядками, кустами смородины и малины.
5. Всякому ... свое время.
6. Сеня взял с тарелки соленый ... .
№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.
г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.
2 уровень.
Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.
1. Леня с папой все утро работали .... (огород).
2. Мама приготовила салат ... (огурец).
3. Бабушка испекла пироги ... (морковь).
2 уровень.
Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.
1. Леня с папой все утро работали .... (огород).
2. Мама приготовила салат ... (огурец).
3. Бабушка испекла пироги ... (морковь).
4. На обед дети ели котлеты ...(картофель).
5. На полке стояли банки ... (помидор ).
3 уровень.
№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.
Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.
№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.
Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.
Участок земли, где устроены грядки с овощами.
Огородное растение, растущее обычно кочаном.
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.
2 уровень.
№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.
3 уровень.
Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.
Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!
щей нет здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате своей деятельности пришла к выводу, работа над уточнением значения словарных слов позволяет в дальнейшем использовать данные слова при составлении рассказов и предложений. А если учесть, что работа со словарём не останавливается только на уточнении значения словарных слов, а закрепляется составлением словосочетаний, предложений и наконец связного рассказа, то можно смело утверждать, что такая работа приводит не только к обогащению словарного запаса, но и развитию речи.
Систематическая работа по орфографическому чтению приводит к развитию орфографической зоркости, так как в основе орфографического чтения лежит артикуляционная и слуховая память, которая выполняет роль связующего звена.
Таким образом использование данной методики упражнений и приёмов работы позволяет:
• Формировать навык грамотного написания слов с непроверяемыми буквами
• Прочно усвоить правописание словарных слов, предусмотренных программой начальной школы;
• Обогатить словарный запас младших школьников;
• Развивать речь и интерес к предмету;
• повышать процент качества обучения на уроках русского языка.
Результаты педагогической диагностики показали:
Вид работы 2класс 3 класс 4 класс
1пол. 2пол. 1пол 2пол. 1 пол. 2пол.
Словарные диктанты 40% 50% 55% 65% 70% 75%
Приложение
1-2 классы. Примерные проверочные работы
• Вставьте пропущенные буквы и назовите одним словом каждый столбик:
М. .лина б. .рёза . .гурец за. .ц м. .лоток
З..мл..ника ..сина п..мидор л..сица л..пата
См. родина ябл..ня к..пуста м..дведь т..пор
• Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в три группы.
С. лома, п. нал, су. .ота, с. .рока, кла.., в. рота, п. .сок, п. .тух, а..ея, пш..ница, в..робей, шо..е.
• Прочитайте. Составьте пословицы из двух столбиков.
У курицы серёжки,... ...потехе час.
Не гони коня кнутом,... ...а у петуха сапожки.
Работе время,... ...а корми овсом.
Выпишите словарные слова. Произведите фонетический разбор слов.
• Запишите слова в три столбика.
- а- -о- -е
П..льто, м..роз, к..р..ндаш, р..бята, т..традь, р..бота, м..дведь, п. .тух, з. .вод, д. .ревня, л. .пата, с..рока, м..шина, п..суда, учит..ль.
• Ответьте на вопросы:
1. Кто чирикает?
2. Кто каркает?
3. Кто мычит?
4. Кто стрекочет?
• Прочитайте. Из данных слов выпишите слова, обозначающие:
1) животных; 2) птиц; 3) растения.
С..рока, г. .рох, за..ц, в..робей, в. .рона, к. .гiуста, м. .лина, м..дведь, б..рёза, л..сица.
• Подберите к данным прилагательным подходящее по смыслу существительное.
Зимнее, тёплое, меховое …
Красивая, умная, охотничья …
Быстрый, серенький, трусливый …
Парное, вкусное, коровье …
Порывистый, тёплый, северный …
С л о в а д л я с п р а в о к: собака, молоко, пальто, заяц, ветер.
• Припишите к каждому слову подходящее по смыслу слово из словаря.
Школьный учит. .ль, ру. .кий ..., чистая ..., синий ..., парное…, прилежный ..., чайная . .., тёплый . .., осенняя ..., трусливый…, б. .розовая . .., гоночные . .., тракт..рный . .., бурый . .., резиновые…, сильный . .., голосистый....
• Из данных слов составьте и запишите предложения, чтобы получился рассказ.
Класс, наш, стенную, газету, выпускал. Рассказ Алла написала. Рита, стихотворение, сочинила. В, заметке, о, рассказал, бабочках, Вова, своей. Анна Петровна, работу, нашу, одобрила.
• Выпишите из текста словарные слова. Подберите к ним однокоренные.
• Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Печ. .льная б. .рёза
У моего . . кна,
И прихотью м. .роза
Разубрана она.
А. Фет
• Выпишите словарные слова, подберите к ним однокоренные.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Вот и мама тут как тут,
Идёт д. .ить к. .рову.
Значит, мне сейчас дадут
М..л..ка п..рного.
Я нап..юсь м..л..ка
И—ск..рее к речке.
Это, видите, р. .ка,
З.л..тые б..р..га,
Глубокие м..стеч..ки!
• Прочитайте. Подумайте, какие слова из словаря надо вставить вместо точек.
За.. ц — это животное, а это птицы.
К. .пуста — это ов.. щ, а — это яг. ды.
Кр..вать — это меб..ль, а — это п..суда.
• Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Всем даёт здоровье ... коровье.
Не учи щуку плавать, а . . . лаять.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите однокоренные слова к выделенным.
М.дведь и волк как закричат на зайца. За.. ц так и присел, уши поджал.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
К..л. .ндарь — это расп. .сание р..боты солнышка на весь го.. Го.. состоит из мес. .цев, и . . нварь — его первый мес. ц, носик года. За ним идут еще дес. .ть мес. .цев: ф. .враль, март, . .прель, май, июнь, июль, август, с.. нтябрь, . . ктябрь, н. .ябрь. А самый последний мес. . ц, двенадцатый, хвостик года, — д.. кабрь. (По В. Бианки.)
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Мы на оз. .ро л..сное ух. .дили дал..ко, пили вкусное, п..рное с лё..кой пеной м..л..ко. (М Смирнов) 2. Ябл..ко спелое, красное, сла..кое, ябл..ко хрусткое, с кож..цей гла..кою. (Я Аким) З. Небо синее над бором — не спеш. .т ст. .рик-м. .роз под серебряным убором спрятать зол. то б. .рёз. (О. Высотская)
• Подчеркните словарные слова.
• Прочитайте. Объясните написание орфограмм.
Ох, неле. кая это р. .бота —
Из б. .лота тащить бегемота!
К. Чуковский
• Выпишите словарные слова, подберите к ним однокоренные.
• Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами.
Здесь м. .линник свеж и густ —
Полон яг. .д каждый куст.
В сла.. ком зап. .хе м. .лины
Все кусты, весь тёмный бор!
Е. Трутнева
• Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
Х. .роший за. .ц,
сильный кла..
ро..кий м..роз
светлый п. нал
новый з..вод
б. .льшой д..журный
• По какому принципу слова распределены в столбики?
• Составьте из слов первого и второго столбиков словосочетания.
• Можно ли составить с одним и тем же существительным несколько словосочетаний, используя разные прилагательные? В каком значении будут употребляться эти словосочетания?
• Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Продолжите предложения словарными словами. Подберите однокоренные слова к выделенным.
В шкаф убрали п..суду…………..(тарелка, стакан...).
На вешалку повесили ..дежду …(пальто).
В к..рзину положили овощи …..(капуста, морковь).
• Дополните предложения подходящими по смыслу словарными словами.
1. М..дведь, .. ……, ……….— это животные.
2. П..тух, …………,……….- это птицы.
3.Юг……….,………, ……. —это стороны г..ризонта.
4. Пятница, ……., …….., …….- это дни недели. .
5. П. .льто— это . .дежда, а ….. — это обувь.
6. . .решник — это кустарник, а ... . — это дерево.
• Прочитайте вопросы.
Кому дал книгу Вася? Чем наполнена корзина? С чем Марина отлично справилась? Что засолила мама?
• Письменно дайте полные ответы на вопросы, используя слова для справок. Подчеркните орфограммы в словарных словах.
С л о в а д л я с п р а в о к: огурец, товарищ, работа, овощи.
3—4 классы. Примерные проверочные работы.
• Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
— а — — а — а —
Например:завод Например:магаэин
……а …………… ……а…… а …….
……а …………… ……а…… а …….
……а…………… ….. а…… а……
Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
— о — — о— о —
Например: овёс Например: сорока
……о …………… ……о…… о …….
……о…………… ……о…… о …….
……о…………… ….. о……о……..
Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
— е — — и —
Например: берёза Например: сирень
……е …………… ……и………….
……е…………… ……и……………
……е…………… ….. и……………
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
День пригреет — возле дома
Пахнет поз..нею тр..вой,
Яровой, сухой с..ломой
И к..ртофельной ботной.
А. Твардовский
По . . врагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Л..ется тихо и пугливо
Ж..лтолистая р..ка.
М Исаковский
• Подберите однокоренные слова:
работа рабочий
желтизна ………..
солома ………..
………. картофельная
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Мне прих..дилось ездить на автом..билях, тр..ваях, на л..ш..дях. 2. В п..ртфеле л..жат книги и т..тради. 3. Была глубокая ночь, когда мы добрались до д..ревни. 4. Из д..ревни доносился лай с..бак. 5. Мы поехали по шо..е.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Мы строим
Х..р. .шо, что есть на свете
Камень, глина и п..сок!
Х..р. .шо, что есть на свете
Клещи, гвозди, м..л..ток.
Нитки есть и есть л..пата —
Можно шить и можно рьтть!
Уважайте труд, р..бята!
Приуч. . итесь труд любить!
С. Михал ков
• Заполните пропуски:
П..сок п..сочек
М..л..ток ………..
Л..пата …………
Р..бята ………..
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Ноч..ю выпал на д..рев..я ин..й с палец толщиной. Стала сказоч..ной д..ревня и такой р..дной-р..дной! (Т. Белозеров) 2. Будто со..нцу улыбаясь, на с. . .ломке з..лотои дремлет, медленно качаясь, ржи к..лосик м..лодой. (В. А. Жуковский) 3.Д..леко, д..леко колокольчик звенит. (И. Никшпин)
• Подчеркните словарные слова.
• Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалёты, замечятель— ные картины, цветущие сады, гарода, масты, титратки и ручьки, книги и музыка. Всё это создано трудом челавека. Трут нужен чиловеку, как воздух, как вода, как хлеп.
(По Ю. Яковлеву.)
• Подчеркните словарные слова.
• Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
1. Давньтм-давно жыл один челавек багатый. У него были прекрасные дама, множество слуг, залатая и серебряная пасуда, залачёные каретьт и великолепные кони. 2. Оставив гастей, она побижала вниз по потайной леснице. Прибежав к потайной комноте, она остановилась. 3. Опомнившись, она поднила ключ, пошла в свою комнотку. 4. «Где ключ от маленькой комнотушки?» — спросил Синяя Борода.
• Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Л..сной ..рех, пш..ничное з..рно, к..лосья пш..ницы, в..ренье из ябл..к, ур..жай хл..бов, с..довая м..лина, под..рить к..ртину, т..мно в комн..те, з..лёный ..гурец, кр..сноватый п..мидор, заб..вает м..лотком, посп..вают ов..щи, пол..вают ..город, цв..тная к. .ртина.
• На какие две группы можно разделить слова? Подберите проверочные слова, где возможно.
• Подберите однокоренные слова к словарным.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пог..ворить с ..тцом, п..года перем..нилась, сб. .жать с лес..ницы, под..рить к..ртину, прекрасный ур..жай пш..ницы и ..вса, запл..тить за уж..н, св..тлеет в..сток, поздр..влять г..роя, покр..снели п..м..доры, прод..вали к..пусту и ..гурцы, пере спр..сить т..варища, осмотреть комн..ту, разбивать ..рехи м..л..тком, сгребать с..лому, пол..вать комн..тные р..стения.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ру..кий н..род создал ру..кий ..зык, яркий, как радуга после в..сеннего ливня, меткий, как стрелы, п..вучий и б..гатый, задушевный, как песня над колыбелью... (А. Толстой)
• Подберите к прилагательному богатый антоним.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Яркое, солнеч..ное утро разбудило р..бят. По..зд мч..лся мимо з..л..тъiх п..лей пш..ницы, мимо з..лёных лугов. К..ровы л..жали в густой тр..ве. Прыгали м..лоч..но-ж..лтые т..лята. Цвела розовая гр..чиха. Сиреневые шарики клевера сл..вались в один пуш..стый к..вёр. С..нел лес. Под м..стом покачивались на в..де кувш..нки.
(По В. Осеевой.)
• Спишите. вставляя пропущенные буквы.
Душ..стые яг..ды з..мл. . . ники, жареный к..ртоф..ль, свеж..й ..гурец, соч..ный п..м..дор, замеч..тельный т..пор, х..рош..й коч..н к..пусты, стуч..ть м..л..тком, угощ..ть ябл..ком.
• Подчеркните орфограммы в словарных словах.
• Запишите, вставляя пропущенные буквы:
А..ея, шо..е, ка..а, па..ажир, су..ота, хо..ей, гру..а.
• Подчеркните двойные согласные.
• Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях золотилась рожь овёс зеленел сено было смётано в стога по зелёному лугу расхаживал аист.
(По Г-Х Андерсену.)
• Выделите орфограммы в словарных словах.
• Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
По бирёзовой але горада чепуховска быстро ехал афтобус. Вдруг он остановился. Вокруг него вместе с варабями весело за- прыгали сароки и вороны. На вастоке от горада была диревня. В ней жили рибята, лиса, медведь, заец, питух, собака и другие удивительные жывотные. В лесу на асине росли арехи, горячие пироги и молоко в пакетах. Мидведь на огароде выращивал авёс и пшиницу , а у зайца в саду росли оващи: морковь, помедоры, огурцы, гарох, капуста и картофель. У лисы в поле росли яблани, кусты малины и малодые ростения зимленики. Мидведь и леса носили адежду, а заиц ходил в сопагах и поль- те. Народ удивлялся. На заводе учиниками работали питух и сабака.
Однажды зимой в панидельник стояла марозная пагода. Лиса, заяц и медведь покатались на коньках и пошли греться в квартиру. Поели, попили, пасуду помыли и спали до пятнецы. В читверг проснулись, взяли пинал с карандашами, нарисовали картину «Карзина с цветами». Поехали на машыне давать телеграму: «Дети, приезжайте! Все исправьте!»
Потом вернулись дамой, поднялись по леснице, взяли в руки лапаты и написали этот раскас. Для вас. Если хотите, сами допишыте.
• Подчеркните словарные слова.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы.
Ру..кий ..зык. кла..ный журнал, м..ш..нное масло, осенние ябл..ки, утренний м..роз, ранние ов..щи, су..отний вечер, длинный ..гурец, рассада к..пусты, идти на су..отник, рассказ о м..лине, коллекция к..ртин.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
В нашем доме две комн..ты. В первой комн..те стоит столик, два стульчика и кр..ватка. На столе лежат книжки, т..традки и к..рандаши. В этой комн..те живёт моя сестра.
• Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
….в музей была очень интересной.
Наш... улетает через час.
Слова для справок: самолёт, экскурсия.
• Запишите, расставляя ударения.
Портфель, магазин, свёкла, шофёр, стаканы, алфавит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варганова Л.Д. Орфографическое написание как способ к формированию орфографической зоркости \\ начальная школа 2005, №6
2. Дубовец З.В. «Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи» \\ начальная школа 2004, - №3
3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык 1, 2 класс» М: Просвещение, 2004.
4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык 3, 4 класс» М: Просвещение, 2006.
5. Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка».\\ начальная школа 2001, №3, с.9
6. Купров В.Д. «Словарная работа на уроке русского языка» \\ начальная школа, 1990, -№3
7. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Орфографические шпаргалки», издательский центр «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2005
8. Пономаренко П.Г. « О формах работы над усвоением правописания слов непроверяемых ударением» \\ начальная школа 1990, - №4
9. Тоцкий П.С. «Орфографическое чтение, как основа правописания» \\ начальная школа 1998, - №7