Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности
статья (русский язык, 1 класс) по теме

Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Меня зовут Огородникова Екатерина Викторовна. Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №89 г. Челябинска. Стаж работы 17 лет. Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении , который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Необходимо, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира. У большинства детей, идущих в школу, ярко выражена познавательная деятельность, и учитель может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его безграничную потребность в новых впечатлениях. Поэтому я часто на своих уроках использую упражнения, в выполнении которых дети получают новые знания из разных областей. Использование межпредметных  связей  на уроке является эмоциональным  стимулом к работе, источником впечатлений учащихся.

         «Большую роль играет межпредметные связи при обучении любому предмету. Они, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой  и речевой опыт и,  в-третьих, обеспечивают полноту знаний». (Онищук  В.А.)

Особый интерес у детей вызывают задания, связанные с нахождением  правильного ответа. Н-р:

 Тема « Буквосочетания жи-ши, чу-щу. (1 кл)

- Вставив пропущенные буквы, вы узнаете правильный ответ:


Каков был размер самых больших в мире снежинок, выпавших однажды в Саксонии?

Пру…на,    маш…на,     хиж…на

Ы – 7 см

И – 12 см

   

             Какой орган чувств сильнее развит у летучей мыши?

              Ч…лан,    щ…ка,     ч…гун

              У - уши

              Ю – зрение


Для какого животного красный мухомор служит лекарством?

       Ж…раф,   ш…ло,    ж…знь

       И – для лося

       Ы – для медведя

Предлагаю детям найти также и в  вопросе слова с данной орфограммой.

Аналогичные упражнения можно использовать на различных этапах урока, в том числе и на этапе «Целеполагание» с постановкой учебной задачи: почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить.

Тема урока « Правописание гласных в ударных и безударных слогах» (1 кл.)

       

           Какая река самая длинная на свете?

         Д…жди,   м…ря,    в…да

         А – Волга

         О – Нил

 

Аналогичные упражнения можно использовать на таких этапах урока, как «Обобщение изучаемого и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений»; «Самостоятельная работа».

Тема «Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя» (1 кл.)

   

                Как переводится слово «п…мидор»?

М…локо,    к…рова,   в…робей

О – золотое яблоко

А – красный шар

Тема «Наблюдение над обозначением парных по глухости – звонкости согласных звуков буквами» (1 кл.)

     

           Что такое град?

       Лё…,   ду…,   моро…

       О – осадки в виде крупных хлопьев снега

       А – осадки в виде замёрших дождливых капель

 

Тема урока « Согласный звук [й] и буква И краткое» (2 кл.)

       

      Как называется ядовитая змея, обитающая в нашей стране?

            Края  , Егор ,  Софья

            Сколько звуков в этих словах?

            4 звука – КОБРА

            5 звуков – ГАДЮКА

После того, как ответ детьми найден и обоснован, предлагаю найти в заданном вопросе аналогичные орфограммы.

Для  развития памяти, мышления, воображения, расширения кругозора на уроках русского языка. Я также использую головоломки.

. Вот лишь некоторые из них:

-Измените первую букву в название костного образования, органа во рту для схватывания,  откусывания и разжёвывания крупного лиственного дерева с крепкой древесиной и плодами – желудями. ( зуб – дуб )

- Добавьте  к названию атмосферных осадков  (белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой )  три буквы в конце слова – и вы узнаете название небольшой певчей птички, серой, с красной грудью у самцов

- Как превратить ель в олений мох? ( ель- ягель)

- Измените вторую букву в названии. Хлебца из пшеничной муки – и вы получите название небольшого лесного зверька – грызуна с пушистым хвостиком. ( булка – белка )

Из личного опыта, я убеждена, что выполнение подобных упражнений  мотивирует детей добывать новые знания - находить искомый материал  не только  в учебниках, но и в других источниках информации.  

                                                                                                    Огородникова Е.В.

                                                                                                    МБОУ СОШ № 89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе овладения грамотой.

Процесс развития познания – есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход...

Статья по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки».

Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально- ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе родного края позволяющ...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения

Cтатья. Применение развивающих игр  разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге....

Статья:«Активизация познавательной деятельности учащихся – ключевая проблема в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса».

В данной статье раскрывается одна из ключевых проблем в решении задач и повышении эффективности и качества учебного процесса....

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В статье описаны пути активизации познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе....

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения

Выступление на МО с обобщение опыта работы по данной теме...