Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности
статья (русский язык, 1 класс) по теме
Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте. Меня зовут Огородникова Екатерина Викторовна. Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №89 г. Челябинска. Стаж работы 17 лет. Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении , который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Необходимо, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира. У большинства детей, идущих в школу, ярко выражена познавательная деятельность, и учитель может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его безграничную потребность в новых впечатлениях. Поэтому я часто на своих уроках использую упражнения, в выполнении которых дети получают новые знания из разных областей. Использование межпредметных связей на уроке является эмоциональным стимулом к работе, источником впечатлений учащихся.
«Большую роль играет межпредметные связи при обучении любому предмету. Они, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний». (Онищук В.А.)
Особый интерес у детей вызывают задания, связанные с нахождением правильного ответа. Н-р:
Тема « Буквосочетания жи-ши, чу-щу. (1 кл)
- Вставив пропущенные буквы, вы узнаете правильный ответ:
Каков был размер самых больших в мире снежинок, выпавших однажды в Саксонии? Пру…на, маш…на, хиж…на Ы – 7 см И – 12 см |
Какой орган чувств сильнее развит у летучей мыши? Ч…лан, щ…ка, ч…гун У - уши Ю – зрение |
Для какого животного красный мухомор служит лекарством? Ж…раф, ш…ло, ж…знь И – для лося Ы – для медведя |
Предлагаю детям найти также и в вопросе слова с данной орфограммой.
Аналогичные упражнения можно использовать на различных этапах урока, в том числе и на этапе «Целеполагание» с постановкой учебной задачи: почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить.
Тема урока « Правописание гласных в ударных и безударных слогах» (1 кл.)
Какая река самая длинная на свете? Д…жди, м…ря, в…да А – Волга О – Нил |
Аналогичные упражнения можно использовать на таких этапах урока, как «Обобщение изучаемого и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений»; «Самостоятельная работа».
Тема «Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя» (1 кл.)
Как переводится слово «п…мидор»? М…локо, к…рова, в…робей О – золотое яблоко А – красный шар |
Тема «Наблюдение над обозначением парных по глухости – звонкости согласных звуков буквами» (1 кл.)
Что такое град? Лё…, ду…, моро… О – осадки в виде крупных хлопьев снега А – осадки в виде замёрших дождливых капель |
Тема урока « Согласный звук [й] и буква И краткое» (2 кл.)
Как называется ядовитая змея, обитающая в нашей стране? Края , Егор , Софья Сколько звуков в этих словах? 4 звука – КОБРА 5 звуков – ГАДЮКА |
После того, как ответ детьми найден и обоснован, предлагаю найти в заданном вопросе аналогичные орфограммы.
Для развития памяти, мышления, воображения, расширения кругозора на уроках русского языка. Я также использую головоломки.
. Вот лишь некоторые из них:
-Измените первую букву в название костного образования, органа во рту для схватывания, откусывания и разжёвывания крупного лиственного дерева с крепкой древесиной и плодами – желудями. ( зуб – дуб )
- Добавьте к названию атмосферных осадков (белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой ) три буквы в конце слова – и вы узнаете название небольшой певчей птички, серой, с красной грудью у самцов
- Как превратить ель в олений мох? ( ель- ягель)
- Измените вторую букву в названии. Хлебца из пшеничной муки – и вы получите название небольшого лесного зверька – грызуна с пушистым хвостиком. ( булка – белка )
Из личного опыта, я убеждена, что выполнение подобных упражнений мотивирует детей добывать новые знания - находить искомый материал не только в учебниках, но и в других источниках информации.
Огородникова Е.В.
МБОУ СОШ № 89
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе овладения грамотой.
Процесс развития познания – есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход...
Статья по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки».
Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально- ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе родного края позволяющ...
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения
Cтатья. Применение развивающих игр разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге....
Статья:«Активизация познавательной деятельности учащихся – ключевая проблема в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса».
В данной статье раскрывается одна из ключевых проблем в решении задач и повышении эффективности и качества учебного процесса....
Активизация познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В статье описаны пути активизации познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе....
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
Выступление на МО с обобщение опыта работы по данной теме...