Пособие для учащихся русский язык и математика.
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
В помощь учащимся русский язык и математика.(правила, задания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правила русский язык, математика. Задания. | 525.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание приставок Согласные в приставках раз-,рас-,из-,ис-,без-,бес- пишутся так, как слышатся. Если корень начинается со звонкого согласного, пишется з, если с глухого - с .
Приставки с гласной а: за-, на-, над-. Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-. Приставки з- не бывает, есть приставка с-. | Буквы о, ё после шипящих в корне слова После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или при образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится- пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о - шорты , шорох Обозначение звука [ы] после звука [ц] В корнях слов после Ц звук [ы] обозначается буквой И – цирк, цифра. Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц. В окончаниях после Ц пишется буква Ы – огурцы. В словах на –ция пишется буква буква И – станция, милиция. |
Словарные слова 3 класс 1 четверть М…лина, остр…в, п…сок, п…рог, р…кета, инт…ресный, м…рковь, г…гант, ра…т…ян…е, пр…вет, шел…ст, ог…род, медл……, …сина, ябл…ко. 2 четверть. Ш…к…лад, ш…фёр, г…зета, тр…мвай, оч…нь, …бычный, дев…чка, б…гаж, учит…ль, инж…нер, …дин, …рех. | Части речи
Обозначает предмет, явления природы, животных и людей и отвечает на вопросы кто? что?
Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? |
Квадрат. Р = а • 4 а = Р : 4 S = а • а Прямоугольник. Р = а •2 + в • 2 Р = (а+в) • 2 а = Р : 2 – в S = а • в а = S : в | Таблица умножения 2•2 = 4 3•3=9 4 •4=16 5 •5=25 6 •6= 36 7 •7=49 8 •8=64 9 •9=81 3 • 2=6 4 •3=12 5 •4=20 6 •5=30 7 •6=42 8 •7=56 9 •8=72 4 •2=8 5 •3=15 6 •4=24 7 •5=35 8 •6=48 9 •7=63 5 •2=10 6 •3=18 7 •4=28 8 •5=40 9 •6=54 6 •2=12 7 •3=21 8 •4= 32 9 •5=45 7 •2=14 8 •3=24 9 •4=36 8 •2-16 9 •3=27 9 •2=18 |
Свойства сложения Переместительное. а + в = в + а Сочетательное. (а + в) + с = а + (в + с) Свойства умножения Переместительное. а • в = в • а Сочетательное. (а • в) • с = а • (в • с) | Порядок действий В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение и деление, а затем сложение и вычитание. 2 1 3 48 – 42:6 + 9
В выражениях со скобками сначала выполняют действия в скобках. 1 2 4 3 (408 + 27 - 420) : (30 : 6)
|
Сложение 1 слагаемое (-) 2 слагаемое (-) сумма 6 + 3 = 9 Вычитание уменьшаемое(+) вычитаемое (-) разность 6 - 3 = 3 Умножение 1 множитель(:) 2 множитель(:) произведение 6 • 3 = 18 Деление Делимое (•) делитель (:) частное 6 : 3 = 2 | Дроби 5 числитель(показывает, сколько частей взяли) 9 знаменатель (показывает, на сколько частей разделили)
Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель. 4 Чтобы найти 5 от числа 45, нужно 45: 5 • 4 = 36 Чтобы найти число по дроби, нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель. 4 Чтобы найти число, если 5 равно 28, нужно 28: 4 •5 = 35 |
Гласные звуки [а] [о] [ы] [э] [и] [у] Буквы, обозначающие гласные звуки на письме а я о ё ы и э е у ю Буквы ё е я ю обозначают два звука
| Единицы длины 1см = 10 мм 1дм = 10 см = 100 мм 1м = 10 дм = 100 см = 1000 мм 1 км = 1000 м Единицы массы 1 кг = 1000 г 1 ц = 100 кг 1т = 10 ц = 1000 кг Единицы времени 1 час = 60 мин 1 год = 12 месяцев 1 мин = 60 с 1 век = 100 лет 1 сутки = 24 часа |
Согласные звуки Звонкие парные Звонкие непарные [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й] Глухие парные Глухие непарные [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ] Твердые парные [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х] Мягкие парные [б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′] Твердые непарные Мягкие непарные [ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′] | Фонетический анализ слова 1 Произнеси слово, выдели слоги, поставь ударение, запиши транскрипцию. 2 Произнеси слово, укажи в нем последовательно все звуки, охарактеризуй их: а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен; б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару), твердый или мягкий (назови пару), какой буквой обозначен. 3 Запиши количество звуков, букв. |
Разбор слова по составу 1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова: настольный, настольного, настольным, о настольном. Окончание –ый, основа настольн- 2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов – стол-. Это корень. 3. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах. Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный. 4. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах. Приставка –на-. Такая приставка есть в словах наручный, настенный | Предложение. По цели высказывания:
По интонации :
По наличию второстепенных членов:
|
Грамматическая основа (главные члены предложения) Подлежащее Сказуемое Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? | Второстепенные члены предложения
Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-.
Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Подчеркивается ~~~~~~~~~~~
Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчеркивается - - - - - |
Однородные члены предложения Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Однородные члены не зависят друг от друга, являются одним и тем же членом предложения. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая. Осенью цветут астры, гладиолусы, хризантемы. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Между однородными членами, соединенными союзами а, но, ставится запятая. Между однородными членами, соединенными неповторяющимися союзами и, или, запятая не ставится. Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами. |
Имена прилагательные Качественные прилагательные называют такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сильный – сильнее – более сильный – сильнейший – самый сильный Относительные прилагательные называют такой признак, который относится к предмету или действию. Указывают на материал, время, место нахождения, вес, длину, назначение предмета. Деревянный, утренний, лесной. Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей?чья?чьё?чьи? Папин(плащ), волчье (логово), сестрицын | Правописание ь после шипящих Ь пишется ь не пишется * у существительных * у существительных женского рода мужского рода дочь, ночь , дрожь ключ, нож, калач * в неопределённой * у существительных форме глагола в род. пад. мн. числа беречь, жечь (нет) туч, лыж, луж * у глаголов 2-лица * в краткой форме ед.числа имен прилагательных играешь, бежишь хорош, пригож, могуч
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правописание окончаний имён прилагательных
Безударные окончание имён прилагательных проверяй по вопросу. Какой? – м.р. –ый, -ий ж.р. – ой, ей После шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – е | Местоимения Местоимение – это слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Я,ты,мы,вы,он,она,оно,они,такой,то,этот,все и др. Личные местоимения
Личные местоимения изменяются по падежам. Местоимения с предлогами пишется раздельно. (у нас, за ними, обо мне) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морфологический разбор имени существительного 1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение. 4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число. 5. Укажи, каким членом предложения является. На поляну выбежал заяц. 1. (На) поляну – имя существительное. 2. Начальная форма – поляна. 3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 скл.. 4. Непостоянные признаки: ед.ч., предложный падеж. 5. В предложении является обстоятельством: (выбежал) на поляну | Морфологический разбор имени прилагательного 1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число, род ( только в ед. числе). 5. Укажи, каким членом предложения является. 1. (за) высоким (забором) – имя прилагательное 2. Начальная форма – высокий 3. Постоянные признаки: качественное 4. Непостоянные признаки: ед.ч., творительный падеж, м.род. 5. Забором (каким?) высоким - определени ~~~~~~~~~ |
Синтаксический анализ предложения
1. Определи цель высказывания предложения.
2. Определи интонацию.
3. Найди грамматическую основу.
4. Найди второстепенные члены предложения и определи, распространенным или нераспространенным является предложение.
5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.
Образец.
С юга потянул тёплый ветер.
Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, распространенное, однородных членов нет.
класс миллионов | класс тысяч | класс единиц | ||||||
сотни миллионов | десятки миллионов | единицы миллионов | сотни тысяч | десятки тысяч | единицы тысяч | сотни | десятки | единицы |
Для того чтобы прочитать многозначное число, его запись разбивают справа налево на классы по 3 цифры в каждом. В последнем (слева) классе может оказаться 3, 2 или 1 цифра.
При записи многозначного числа нужно следить за тем, чтобы в каждом классе (кроме первого слева) было три цифры. Если в каком-нибудь классе отсутствуют один, два или три разряда, то в этих разрядах пишут нули.
Как определить вид глагола 1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы. 2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида. 3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида. Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида. | Не с глаголами Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др. Правописание ться и тся Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется тъся — улыбаться, смеяться. Если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на конце пишется тся — волнуется, улыбаются. |
Как определить спряжение глагола 1. Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание — -ут/-ют или ат/-ят) или начальную форму. 3. Если в начальной форме глагол оканчивается на -итъ (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2-го спряжения. 4. Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1-го спряжения. Глаголы-исключения: Гнать, дышать,держать, обидеть, Слышать,видеть, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, А ещё смотреть, вертеть. | Правописание окончаний глаголов
Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые |
Русский алфавит.
! Слова состоят из звуков. Слова мы можем не только произносить, но и писать. Когда мы пишем, то звуки речи обозначаем буквами.
Звуки - произносим и слышим, буквы - пишем и видим.
Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них, Ь и Ъ - звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают один или два звука. Каждая буква имеет своё место и своё название. |
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ
Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн
зэ и и краткое ка эль эм эн
Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх
о пэ эр эс тэ у эф ха
Цц Чч Шш Щщ Ъ Ыы
цэ чэ ша ща твёрдый знак ы
Ь Ээ Юю Яя
Мягкий знак э ю я
Выполни задания
- Спиши названия спортивных игр в алфавитном порядке.
Футбол, хоккей, городки, лапта, теннис, волейбол, баскетбол.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши в алфавитном порядке имена одноклассников, которые сидят на первом ряду._______________________________________________________
________________________________________________________________________
Гласные звуки и буквы
Гласными называются звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая препятствие. |
! Не путай звуки и буквы.
Гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы].
Гласных букв 10: а, о, э, у, ы, я, е, ё, ю, и.
Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
- в начале слова: яма—[ й’а] ма, юг—[ й’у] г, ель—[ й’э] ль, елка—[ й’о] лка.
- После гласной: маяк—ма [й’а] к, дают—да[ й’у] т, поет—по[ й’о] т.
- После разделительных Ъ и Ь: друзья—дру з[ й’а] , съел—с[ й’э] л.
Гласные звуки и буквы
[a] | а | Звук [a] после твердых согласных обозначается буквой а Буква а показывает на твердость согласного звука | |
[a] | я | Звук [а] после мягких согласных звуков обозначается буквой я Буква я показывает на мягкость согласного звука | |
[о] | о | Звук [о] после твердых согласных звуков обозначается буквой о Буква о показывает на твердость согласного звука | |
[о] | ё | Звук [о] после мягких согласных звуков обозначается буквой ё Буква ё показывает на мягкость согласного звука | |
[у] | у | Звук [у] после твердых согласных звуков обозначается буквой у Буква у показывает на твердость согласного звука | |
[у] | ю | Звук [у] после мягких согласных звуков обозначается буквой ю Буква ю показывает на мягкость согласного звука | |
[э] | э | Звук [э] после твердых согласных звуков обозначается буквой э Буква э показывает на твердость согласного звука | |
[э] | е | Звук [э] после мягких согласных звуков обозначается буквой е Буква е показывает на мягкость согласного звука | |
[ы] | ы | Звук [ы] после твердых согласных звуков обозначается буквой ы Буква ы показывает на твердость согласного звука | |
[и] | и | Звук [и] после мягких согласных звуков обозначается буквой и Буква и показывает на мягкость согласного звука |
Море, гуси, клён, клок, крыша, сыр, нос, нёс, мир, мышь, брюки, пчела
Гласные буквы я, ё, ю, е в начале слова
я_________ | Буква я в начале слова обозначает два звука [й,] [а] яма-4 звука, 3 буквы Яна- зв. бук. яхта- зв. бук. яблоко- зв. бук. |
ё_________ | Буква ё в начале слова обозначает два звука [й,] [о] ёлка-5 звуков, 4 буквы ёжик- зв. бук. ёлки- зв. бук. ёрш- зв. бук. |
ю_________ | Буква ю в начале слова обозначает два звука [й,] [у] юла-4 звука, 3 буквы Юра- зв. бук. юнга- зв. бук. Юля- зв. бук. |
е_________ | Буква е в начале слова обозначает два звука [й,] [э] ели-4 звука, 3 буквы ежи- зв. бук. Елена- зв. бук. ежата- зв. бук. |
Гласные буквы я, ё, ю, е после гласных
__________я | Буква я после гласного звука обозначает два звука [й,] [а] Рая-4 звука, 3 буквы, красивая- зв. бук. какая- зв. бук. синяя- зв. бук. |
__________ё | Буква ё после гласного звука обозначает два звука [й,] [о] Моё-4 звука, 3 буквы, твоё- зв. бук. даёт- зв. бук. своё- зв. бук. |
__________ю | Буква ю после гласного звука обозначает два звука [й,] [у] Поют-5 звуков, 4 буквы, роют- зв. бук. бегаю- зв. бук. моют- зв. бук. |
__________ е | Буква е после гласного звука обозначает два звука [й,] [э] Моет-5 звуков, 4 буквы, роет- зв. бук. ноет- зв. бук. лает- зв. бук. |
Гласные буквы я, е, ё, ю, (и) после ь - разделительного знака
__ья | Буква я после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [а] семья- 5 звуков, 5 букв друзья- зв. бук. |
__ьё | Буква ё после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [о] льёт- 4 звука, 4 буквы пьёт- зв. бук. |
__ью | Буква ю после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [у] полью- 5 звуков, 5 букв сошью- зв. бук. |
__ье | Буква е после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [э] платье- 6 звуков, 6 букв кутюрье- зв. бук. |
__ьи | Буква и после ь – разделительного знака обозначает два звука [й,] [и] муравьи- 7 звуков, 7 букв воробьи- зв. бук. |
Гласные буквы я, е, ё, ю после ъ - разделительного знака
__ъя | Буква я после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [а] объяснил- 8 звуков, 8 букв, разъяснил- зв. бук. |
__ъё | Буква ё после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [о] съёмка- 6 звуков, 6 букв, объём- зв. бук. |
__ъю | Буква ю после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [у] предъюбилейный- 14 звуков, 14 букв, |
__ъе | Буква е после ъ – разделительного знака обозначает два звука [й,] [э] объединил- 9 звуков, 9 букв, разъединил- зв. бук. |
Выполни задания
1.Прочитай. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
Апрель, дрова, друзья, подъезд, тюльпан, листья, кукла, коньки, вьюга, сильный, южный
2.Прочитай. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ружье, лимон, юбка, маяк, платье, язык, семья, въезд, вьюн, ящик, стулья, сильные
Согласные звуки
Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие. При произнесении согласных звуков слышится шум [х],[ф]или голос и шум[з],[н]. Согласных букв 21, а звуков гораздо больше, потому что есть твёрдые и мягкие согласные р→[р]( руль), р→[р’](река). |
Твёрдые и мягкие согласные
По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:[б]-[б’],[ф]-[ф’] и другие. Звуки[ж],[ш],[ц] всегда твёрдые. Звуки [й’],[ч’],[щ’] всегда мягкие.
- Придумай и запиши слова, в которые начинаются на эти звуки.
[к] каша [к’] кепка
[л] [л’]______________________
[с] [с’]______________________
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки, образующиеся при помощи голоса, называются звонкими. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими.
Парные Непарные
Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з] [й’], [л], [м], [н], [р]
Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] [х], [ц], [ч’], [щ’]
Согласный звук [й’]
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ь, ъ обозначают два звука: [й’э],[й’о],[й’у],[й’а]. Буква И после гласных букв или после ь, ъ тоже обозначает два звука:[й’и]-соловьи-[салав’й’и], свои-[свай’и].
2.В каких словах «спрятался» звук[й’]? Над буквой, где спрятался этот звук, напиши с помощью транскрипции звуки, которые обозначаются этой буквой.
Воробьи, лает, юнга, герой, заявление, енот, чайка, юла, полёт, ёжик.
Запись слов с помощью транскрипции
Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции, то есть так, как слово произносится. Значок транскрипции-[ ]: парад-[парат].
Смех - [см’эх] мех - [_________] _________________________
Ряд - [р’ат] лёд - [_________] _________________________
Еда - [й’эда] яма - [_________] _________________________
Вьюн - [в’й’ун] вьюга - [_________] _________________________
Маяк - [майак] мои - [___________] _________________________
Бег - [б’эк] лебедь - [_________] __________________________
Бегун - [б’игун] меховой - [________] __________________________
Ряды - [р’иды] мясной - [_________] __________________________
Большая буква в словах
-Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы: Сергей Иванович Васильев. -Клички животных пишутся с большой буквы: кошка Мурка, щенок Барбос. -Названия улиц, сёл, деревень, городов, рек, морей пишутся с большой буквы: улица Сибирская, село Егорово, город Москва, река Нева, Чёрное море. |
Весёлая «запоминалка»
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва.
Выполни задания
1. Напиши свою фамилию и имя.
Моя фамилия_______________________, моё имя ___________________________.
2.Прочитай. Подчеркни имена, отчества, фамилии людей, клички животных.
Анна Ивановна Петрова работает ветеринаром. Она лечит животных. Дочь Анны Ивановны Юля помогает маме. Её любят собачки Булька и Тузик. Но самый лучший её друг - белая мышь Моня.
- К каждому слову из верхнего столбика подберите фамилию, имя и отчество.
Космонавт_______________________________________________________________,
Композитор_____________________________________________________________,
Писатель________________________________________________________________,
Учёный__________________________________________________________________
Слова для справок: Юрий Алексеевич Гагарин, Иван Владимирович Мичурин, Пётр Ильич Чайковский, Александр Сергеевич Пушкин.
- Допиши предложения.
Мы живём в городе __________________________________________________.
Школа находится на улице ________________________________________.
- Напиши названия городов, в которых живут эти жители.
Москвичи - _______________, рязанцы - _______________, омичи - _____________,
Туляки - _______________, вологжане - ______________, калужане - ____________,
Новгородцы -___________________, костромичи_____________________________.
- Исправь ошибки.
Город орёл – родина моей мамы. Хищная птица – Орёл. У никиты Чёрный карандаш. Летом я купался в чёрном Море. По небу плывёт Белое облако. В белом море много рыбы.
Сочетания ЖИ, ШИ
Сочетания ЖИ и ШИ пиши с буквой И. Написание буквы И после Ж и Ш- это орфограмма. |
Весёлая «запоминалка»
В садах летают чижи,
Прячутся в норках ежи,
Плавают в речках ерши,
В камыши уползают ужи
А на льдине живут моржи –
Ты только с буквой И пиши
Все сочетанья ШИ и ЖИ!
Выполни задания
1.Обведи сочетания ЖИ и ШИ.
Широкого, шишки, живая, старший, жир, лыжи, лешие, у Алёши, рыжий, спешим, пересушили, пружина, жимолость, съёжились, жители, рушит, вскружит, животные, тишина, снежинка, пушистую, мышиная, хижина.
2. Найди слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Обозначь орфограмму.
Пушистых, верблюжьих, шила, сила, папаши, шифры, рыбачить, картошина, досушить, ошибками, мыльце, жителей, у Любаши, вишня, шины, машина, ландыши, вышивка, пеший, сибиряк, чижик, жилет, ожил.
3.Вставь букву И или Ы. Слова с ЖИ-ШИ подчеркни зелёным карандашом.
Ж_лищем, ковш_ка, р_нка, расш_ряло, ш_пела, _ва, кувш_нов, п_ск, ж_дкое, кр_жовник, рыж_х, о наш_вках, кр_льцо, ш_роко, сш_тым, ж_листый, пруж_ну, ж_вотом, яз_к, заш_тую, ж_знью, продаж_, х_трый, ж_лищам, расш_ряют, м_шь, младш_х, уж_н, наж_ли, ш_рма, р_ба.
4.Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначь орфограмму.
Летучие ____________, душистые ________________, колючие _________,
Проворные ___________, цветные _________________, густые ___________.
Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.
5. Замените выделенное слово близким по значению.
Ароматный чай - _____________________________________
Просторные улицы - _________________________________
Толстый кот - _______________________________________
Мохнатые ели - ______________________________________
6. Вставьте в данные слова сочетания ЖИ или ШИ.
Малы___, эта____, гру____, ер____, лу____, _____тель, ма____на, о____бка.
Сочетания ЧА, ЩА
ЧА, ЩА пиши с буквой а. Например: пища, чайка Написание буквы А после Ч и Щ- это орфограмма. |
Весёлая «запоминалка»
Сочетанья ЩА и ЧА-
В словах пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Туча, роща, саранча,
Чаща, дача и печать-
Нужно с буквой «а» писать!
Выполни задания
- Прочитай слова. Обведи сочетания ЧА, ЩА.
Чародейка, встречал, внучата, печальному, в часовне, обещание, печатают,
капризничаешь, частую, щавель, замечал, часами, чаю, чайник, хозяйничали, раскачать, прощай, качает, обозначает, соперничал, кочану.
2.Прочитай. Обозначь орфограмму ЧА, ЩА.
В Брянске, укрощали, извещаю, секретничала, чародеями, лентяйничать, подмечаю, подключаю, частоты, добряк, грача, венчание, облучают, зайчата, дощатые, гулять, жарища, сгущают, о скрипачах, площадь, о чаепитии.
3.Вставь букву а или я . Подчеркни сочетания ЧА-ЩА.
Куч_, ч_й, м_со, дымч_тый, пищ_, ч_сы, смущ_ть, свеч_, м_й, щ_вель,
ч_йник, встреч_, прощ_ние, обращ_ться, печ_ть, Сон_, пощ_да, Ол_, внуч_та, щ_дить, ч_сто, Алл_, тысяч_, крич_т, молч_т, ут_та, кач_ют, у ключ_, выруч_й, ст_к_н, саранч_, коч_н, ч_бан, перч_тки, нач_ло, м_гкий, уч_щиеся, галч_та, ч_стушка, перч_тки, мч_ться, м_стер, кор_га.
4.Вставь нужную букву, подчеркни зелёным карандашом слова с
сочетанием ЧА.
Встреч_, начал_, калош_, пуш_нка, ч_сто, ш_рокий, прич_л, ш_ть, щ_ка.
5.Подбери подходящее по смыслу слово. Обозначь орфограмму ЧА-ЩА.
Коровы___________. Сороки___________. Дятлы___________.
Мыши____________. Медведи____________. Петухи____________.
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
- К данным словам подбери слова, близкие по значению, с сочетанием
ЧА-ЩА. Написать их. Обозначь орфограмму.
Волшебник-__________________, горемычный-____________________,
нередко-_____________________, храбрец-________________________,
глушь-_______________________, жалеть-_________________________.
Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак
Сочетания ЧУ, ЩУ
ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чудо, щука. Написание буквы У после Ч и Щ - это орфограмма. |
Весёлые «запоминалки»
«Щука, чум, ищу, молчу», - я слова учу, учу.
«Чу да щу, щу да чу», - я «пятёрку» получу.
Не стучу и не кручу, не ворчу и не кричу,
А учу, учу, учу все слова на ЩУ и ЧУ:
«Щуплый, щуриться, чулан,
Щука, щупальце, чурбан».
Выполни задания
1. Прочитай слова. Обведи сочетания ЧК, ЧН.
Ночка, речной, ночной, цветочки, уточка, ночник, сочный, ниточка, ёлочка, синичка, печка, отличный, уличный, полочка, белочка, птичка, встречный, колючка, печной, грибочки, ласточка, молочко, удачный, Леночка, Олечка.
2.Прочитай. Найди слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Обозначь орфограмму.
Сельский, горчичный, сочный, ельник, вечный, лавочка, больница, ёлочка, денёчки, бочка, деньки, щучка, минуточка, резьба, печка, срочный, польза, личный, вольная, чулочки, долька, дочка, стальной, пальчик, бабочка.
3.Вставь, где надо Ь. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН подчеркни зелёным карандашом.
Медал_ка, л_дистая, оч_ки, палоч_ка, сеточ_ку, шпил_ка, брюч_ные,
водич_ка, мол_чание, бол_тун, мароч_ка, пал_мовое, щёточ_ка, тряпоч_ка, проточ_ные, выпеч_ка, тол_стый, улоч_ки, овеч_ки, булоч_ная, девоч_ки, ёл_ки, кошеч_ке, знач_ки, сливоч_ная, восточ_ные, веч_ные, аптеч_ные, лич_ные.
4. Запишите имена ласково.
Лена - __________________, Зина - ___________________________,
Оля - ___________________, Женя - __________________________,
Аня - ___________________, Рая - __________________________
5.Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.
Кормить белку - _______________________________________
Доброе сердце - ________________________________________
Красивая свеча - ________________________________________
Нарисовать собаку - _____________________________________
- Найдите и исправьте ошибки. Спишите грамотно.
Яичьница, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик, гоньщик, ласточька, точка, барабаньщик, очьки, клеточька.
Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков
Буква Ь (мягкий знак) звука не обозначает. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко. Например: конь, деньки |
Весёлая «запоминалка»
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать мягкий знак в словах писать!
Выполни задания
Ь - показатель мягкости в конце слова
- Вставь нужные по смыслу слова.
Юра________сливу. В лесу растёт _________ . (ель, ел)
У Юли___________. Тётя, _____________ рыбу! (жарь, жар)
- Вставь, где нужно Ь. Обозначь орфограмму.
Маз_, стол_, кисел_, рис_, рыс_, куст_, осен_, хлеб_, голуб_, учител_, лос_.
- Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Много - один. Много - один Много - один
Звери - ___________. Медведи - _____________. Кони - __________.
дожди - ___________. Площади - ____________ . Дни - ___________.
Рыси - ____________. Тетради - _____________. Лоси - __________.
гвозди - ___________. Журавли - _____________. Олени - __________.
Ь – показатель мягкости согласных в середине слова
- Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.
Пузырёк - ______________, уголёк - _____________, хорёк - ___________,
Пенёк - ______________, зверёк - ______________, денёк - ______________,
- Допиши подходящие по смыслу слова с Ь в середине слова.
Жаркие____________, Маленький______________, указательный___________.
- Вставь, где надо, Ь.
Доржен_ки, бол_шая, бул_ка, корол_ки, пес_ня, крол_чата, Олен_ка, фиал_ка, сел_ское, дал_ний, Кос_тя, пал_цы, рыбал_ка, суд_ба, вешал_ка.
Ь-разделительный
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласного перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, ружьё, ручьи, вьюга. |
Весёлая «запоминалка»
Деревья, сучья и ручьи,
Чьи, перья, крылья, воробьи.
Семья, и братья, и жильё
Скамья, и листья, и бельё,
колосья, вьюга и ружьё,
Варенье, пьеса и копьё-
В таких словах стою, друзья,
Я перед Е, Ё, И, Ю, Я.
Выполни задания
1. Прочитайте слова. Подчеркните слова с ь-разделительным.
Осень, осенью, деньки, здоровье, стулья, мальчик, крылья, братья, окуньки, семья, окунь, льёт, деревья, огоньки, листья, вьюга, сосулька, вьюн, друзья, пьёт, платье, дочерью, угольки, заячьи, елью, перья, осень, волчьи, вьёт.
2.Запишите слова во множественном числе.
Крыло - ________, брат - __________, соловей - _____________,
Стул - __________, сучок - _________, муравей - _____________.
3. Запишите однокоренные слова с ь- разделительным.
Варить - __________, учить - _________, сидеть - ____________,
Уметь - ___________, солить - _________, гулять - ____________.
4. Ответьте на вопросы. Обозначьте орфограмму «ь-разделительный».
Когда загораются звёзды?_________________________________.
Чем заставили комнату?__________________________________.
Как заливается соловей?__________________________________.
Чем покрыли стол?_____________________________________.
Когда улетают лебеди?___________________________________.
5.Запишите слова в два столбика. Укажите условие выбора.
Письмо, пьют, коньки, семья, рыбьи, капельки, сильный, оладьи, колокольчик, певунья, просьба, хлопья, кольцо, ученье, скользко, Дарья, пальчик, жильё, ручьи, деньки, собачьи, крыльцо, цепью, льдина, Ульяна, беличьи, большой
СЛОГИ
Слоги – это звуки слова, которые мы можем произнести на одном дыхании, одним толчком воздуха. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов |
- Красным карандашом, обозначь все гласные буквы. Подчеркни слова, которые состоят из одного слога. Остальные слова раздели на слоги вертикальной линией.
Урок, погода, среда, стул, шарф, ковёр, язык, стол, окно, лён, мой, море, моя, май, свой, своя, Зоя, дом, ёлка, сыр, моё, имя, Аня, он, река, они.
- Напиши слова в 2 столбика. По какому признаку распределишь? (Подсказка: красным карандашом обозначь гласные красным карандашом)
Мимоза, язык, глаза, зайка, заколка, волосы, голосок, змея, зима, знаки, носик, зеркало, заноза, загар, заря, ария, горы, узоры, морозы, утёнок.
Докажи условие выбора слов (в обоих столбиках, раздели слова на слоги вертикальной линией)
- Придумай и напиши по 6 слов в три столбика. В первый столбик – слова, состоящие из одного слога, во второй – слова, состоящие из двух слогов, в третий – слова, которые состоят из трех слогов
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
Поставь в словах ударение
Ударение
В каждом слове один гласный произносится дольше других. Это ударный гласный . Остальные гласные звуки в слове безударные. |
! В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё
- Поставь в словах ударение. Напиши в 2 столбика.
Мама, рука, школа, стена, атлас, потом, парта, коза, доска, окно, окна, утка, тряпка, замок, мою
| |
Какие слова написали в оба столбика?
Допиши по 1 слову в каждый столбик.
- Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Соедини слово со схемой.
Цыплёнок | Бегемот | Крокодил | ||
Ягоды | Рубашка | Утёнок | ||
Ботинки | Уточка | Килограмм | ||
Косточка | Сантиметр | Палочка | ||
Километр | Радуга | Суббота | ||
Дедушка | Работа | Гусёнок | ||
Перенос | Бабушка | Музыка | ||
Кормушка | Тракторист | Машина | ||
Переход | Слонёнок | Чтение | ||
Пение | Колесо | Прогулка |
- Прочитай слова
Подчеркни слово с правильным ударением
работали | говорили | индюшонок |
работали | говорили | индюшонок |
работали | говорили | индюшонок |
работали | говорили | индюшонок |
Перенос слова
-Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал.
-Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио. -Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: чай-ник. -Букву Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки. -Слова с удвоенными согласными надо переносить так: рус-ский, жуж-жит.
Переноси: раз-го-во-рил-ся, пе-ре-прыг-нул, подъ-ём-ник, по-дру-жил-ся. |
Выполни задания
1.Прочитай. Подчеркни слова, которых нельзя перенести.
Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа, ели, ёлки, берёза, кедр.
- Измените слова по образцу. Напишите их, разделяя для переноса.
Образец: гараж – га-ражи, гара-жи.
Девочка - _____________________________, стриж - _______________________,
Портфель - ____________________________, юноша - _______________________,
Удочка - ______________________________, камень - ______________________,
Поставь во всех словах ударение.
- Вертикальной линией разделите слова на слоги. Запишите разделяя на слоги для переноса.
Илюша - ________________, жаркие - ________________, ягода - _______________,
Осина - _________________, озёра - ______________, учитель - ________________,
Охотник - _______________, платье - _____________, гостья - __________________.
4. Запишите слова, разделяя их для переноса.
Лужайка - _______________, ручейки - _______________, чайки - ______________,
Скамейка - _______________, стройка - _______________, стайка - _____________,
Россия - _________________, перрон - ________________, хоккей - _____________,
коллектив - _______________, Юлия - ________________, огоньки - _____________,
Осенью - _________________, массаж - _______________, Алёша - _____________.
- Раздели на слоги для переноса слова с приставками. Выдели приставку.
Пробежать - ______________, запрятать - _____________, заплакать - ___________,
Разлетелись - _______________, погреться - _______________, подЪём - _________,
Присниться - ________________, поехать - _______________, слететь - __________,
Дослушать - _________________, ожить - ________________, поход - ___________,
Поглядеть - _________________, доплатить - ______________, запись - __________,
Покрасить - _________________, оттащить - ______________, принёс - __________,
Прибрежный - _______________, запел - _______________, перелил - ____________.
Части речи
Имя существительное
Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто? что? – имена существительные. |
! Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
(что?) – тетрадь, карандаш, метель, роса.
! Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?
(кто?) – мальчик, курица, бабочка, щука.
Выполни задания
- Запиши в два столбика.
Машина, человек, дерево, тополь, дедушка, мышь, метель, девочка, окунь.
Кто? | Что? |
! Существительные бывают собственные и нарицательные.
Собственные – географические названия, имена людей, клички животных.
- Подчеркни имена собственные.
Река Ангара, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Петруша.
! Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.
! Имена существительные изменяются по числам
Единственное число Множественное число
Женский род – она моя (книга)
Мужской род – он мой (учебник) они мои (книги, учебники, яблоки)
Средний род – оно мое (яблоко)
Имя прилагательное
Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какое? – имена прилагательные. |
3.Прочитай. Найди имена прилагательные и подчеркни волнистой линией.
Чудесная погода, красный бант, яркое солнце, бегает по берегу, зелёная трава, идёт быстро, маленький воробей, высоко прыгает, высокий дом.
Глагол
Слова, которые называют действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать? – глагол. |
4. Прочитай. Найди глаголы и подчеркни двумя чертами.
Трамвай, жёлтый, учится, пишет, осина, синеет, письмо, поёт, пение, смотрят, прочитали, осенний, улетает, учитель, учит, молодой, помолодел.
5.Прочитай. Имена существительные подчеркни одной чертой,
имена прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.
Старые часы тикают. Жужжит мохнатый шмель.
Лесной ручей журчит. Лежит волнистый туман.
Звенит весенняя капель. Чуткий камыш дремлет.
Слово и предложение
Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. |
! Окончание служит для связи слов в предложении. Только в нужной форме слова составляют предложение.
1. Прочитай. Подчеркни только предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся: 1)на повествовательные (рассказ, повествование) 2)на вопросительные (вопрос), 3) на побудительные (приказ, просьба). |
2.Прочитай. Рядом с предложением напиши, какое оно по цели высказывания.
Как хорошо весной в лесу! (_______________________)
Приготовьтесь к уроку. (___________________________)
Мы пойдём завтра в гости? (_______________________)
В саду поют соловьи. (____________________________)
Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными. Предложения по интонации делятся на восклицательные( в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные. |
! С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.
Повествовательные: Мы гордимся нашей Родиной!
Вопросительные: Ты не убрал свои вещи?!
Побудительные: Ребята, охраняйте природу!
Главные члены предложения
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Подлежащее обозначает, оком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? |
! Подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.
Остальные члены предложения являются второстепенными.
3. Прочитай. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Пришла поздняя осень. Птицы улетели на юг. В лесу и в поле звери готовятся к зиме. Белка тащит в дупло орехи. Медведь готовится к спячке.
Слова изменяемые и неизменяемые
Вспомни. Так изменяется форма слова:
Книга – книги – книге – книгой – (о) книге
Папа – папы – папе – папой – (о) папе
Красивый – красивого – красивому – красивым – (о) красивом – красивые
Принёс – принесла – принесли – принесло
! При изменении формы слова его значение не меняется.
Вспомни правило. Часть слова, которая изменяется, называется окончанием.
Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.
! Окончание изменяет форму слова. Только в нужной форме слова составляют предложение.
Лес(?) – леса – лесу – лесом – (о) лесе
У первого слова лес окончание под шапкой-невидимкой. Оно не выражено звуками. Его называют нулевым окончанием.
! Нулевое окончание находим при сравнении форм слова и обозначаем пустым квадратиком.
- Прочитай слова. Распредели их в два столбика. Обозначь условие выбора.
Вода, воды, водичка, воде, водянистый, водой, воду, водный, (о) воде, водопровод, водосточная (труба).
Форма слова | однокоренные слова |
Неизменяемые слова
В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму.
Пальто метро пони радио кенгуру
Кино пианино шоссе желе какао
Кафе эскимо меню кофе такси
- Прочитай. Подчеркни неизменяемые слова.
Вкусный кофе, фруктовое желе, передавали по радио, маршрутное такси, австралийский кенгуру, видели пони, играет на пианино, шёл по шоссе, московское метро, в новом пальто.
- Поставь слова лиса, кенгуру,заяц, пони в нужную форму. Допиши.
Школьники видели______________________________________________________.
Детям читают о _______________________________________________________.
Ребята наблюдают за____________________________________________________.
Что такое родственные слова и формы слов
Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными (однокоренными). Общая часть родственных слов называется корнем. Корень- это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Лес - лесок - лесник - лесной. Корень в родственных словах и в разных формах одного слова пишется одинаково. |
Выполни задания
- Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
Лётчик, самолёт, полёт, Морячок, моряк, морской,
Ледяной, ледовый, лёд, Цвет, цветочек и цветной,
Ходит, выходка, ходы, садовод, садовый, сад,
Трудовой, трудись, труды. виноградный, виноград.
2.Напиши как можно больше родственных слов к словам
мороз___________________________________________________________________,
вода___________________________________________________________________ .
! Запомни чередование звуков и букв в корне однокоренных слов
[г//ж] книга – книжный [с//ш] носить – ноша
[к//ч] жук – жучок [м//мл’] кормить – кормлю
[х//ш] пух – пушок [б//бл’ ] любить – люблю
[д//ж] обида – обижать [в//вл’] ловить – ловлю
[ц//ч] заяц – зайчонок [п//пл’] купить – куплю
Формы слов – это изменения одного и того же слова в речи. Изменяемая часть слова, которой различаются разные формы слова, называется окончанием. Окончание служит для связи слов в предложении. Сравни: книга, лежать, на, стол. Книга лежит на столе. Иногда в слове может быть нулевое окончание, его отмечают пустым квадратом : рак , рак и Основа – это часть слова без окончания: лес , лесн , лесник . |
! Так изменяется форма слова:
дом – дома – дому – домом – (о) доме
мама – мамы – маме – мамой – (о) маме
весёлый – весёлого – весёлому – весёлым – (о) весёлом – весёлые
пришёл – пришла – пришли - пришло
При изменении формы слова его значение не меняется.
3. Формы каких слов даны?
берёзу, берёзы, берёзой, (о) берёзе, берёзами, берёзам - ____________________,
лесного, лесному, лесным, лесная, лесной, лесные - ________________________.
4. Напиши однокоренные слова к словам берёза_________________________________________________________________,
лес___________________________________________________________________,
летел_________________________________________________________________.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Безударные гласные в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением: река – реки, сосна – сосны, лесной – лес. • = • = • = |
Весёлая « запоминалка»
Если в слове гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение.
Гора – горы, горный. Трава – травы- травушка. Поля – поле – полюшко
Выполни задания
- Проверьте безударные гласные. Обозначьте орфограмму.
Дворы - _________, глаза - __________, мясной - ___________, следы - _________,
Столы - _________, сады - __________, мячи - ____________, мечи - ___________,
Мосты - _________, дары - __________, ряды - ____________, сестра - __________,
Нора - __________, часы -_________, появились - ___________, пчела - __________,
Косил - __________, грачи - ________, пятно - _____________, цветёт - __________,
Свистит - __________, скрипит - _________, письмо - ___________, лиса - ________.
- Прочитай. Подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные.
Давно, волна, гроза, степной, вязать, тропинка, ведро, стекло, встряхнуть, взглянуть, глоток, улетел, зерно, босой, сосновый, село, звезда, тепло, оса.
- Перед каждым словом пиши проверочное слово.
__________ - котёнок, _________ - часовщик, ________ - больница, _______- лесок,
__________ -солонка, __________ - зверёк __________- конёк, ___________- окно,
__________- косил, ___________-ловил, _____________- кормил, __________- возил.
- Прочитай. Поставь ударение. Подчеркни проверочные слова.
Варка, варенье, варить, повар. Бегун, беговая, беготня, бег, бежит.
Грибы, гриб, грибок, грибной. Лиса, лисы, лис, лисица, лисята.
Мосты, мостик, мостовой, мост. Лесник, леса, лесной, подлесок, лес.
- Напишите слова в четыре столбика.
П_так, б_да, дл_на, м_сной, л_ства, т_мнота, н_га, с_стра, кр_чать, зм_я, тр_па, стр_жи, по_вился, м_сты, п_тно, к_рмили.
Написание непроверяемых безударных гласных в корне слова(словарные слова) надо запомнить:
алфавит, язык, Россия, ветер, природа, хорошо, ягода, облако, урожай, лопата, овощи, морковь, помидор, картофель, огурец, огород.
Парные согласные в корне слова | б | в | г | д | з | ж |
п | ф | к | т | с | ш |
Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например[п, ф, к, т, ш, с,],-это орфограмма. Обязательно проверь перед записью. Чтобы проверить, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные [л, м, н, р, й]. Сад - сады, берёзка-берёзы. = = = = |
Весёлая «запоминалка»
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй,
рядом гласный подставляй!
Парные согласные
Самые опасные:
Стог- стога, гриб – грибок.
Вот и кончился стишок.
Выполни задания
1.Прочитай слова так, как написаны (орфографическое чтение). Обозначь орфограмму.
арбузы - арбуз стрижи - стриж нет улова - улов зубы - зуб
голоса - голос алмазы - алмаз нет багажа - багаж дубы - дуб
волосы - волос посевы - посев нет клада - клад глаза - глаз
морозы - мороз вальсы - вальс нет груза - груз рога - рог
народы - народ наряды - наряд нет грязи - грязь льды - лёд
2. Прочитай. Подчеркни слова, которые являются проверочными для парных согласных. Выдели корень слов. Подчеркни проверяемую согласную.
Город, городской, загородный, города.
Сказка, сказочка, сказочный, сказитель, пересказ, рассказывает.
Дождь, дождливый, дождик, дождевой.
Травушка, трава, травка, (много) трав, травяной(чай).
Глаз, глазки, глазной, глаза.
3. Проверь написание парной согласной (назови ласково)
книжка - ______________, кошка - _______________, чашка - __________________,
тетрадка - _____________, берёзка - ______________, ложка - __________________,
указка - _______________, лапка - ________________, бумажка - ________________.
4. Вставь пропущенную букву. Рядом пиши проверочное слово.
ло_кий - _____________, бли_кий - _____________, ни_кий - ________________,
у_кий - ______________, мя_кий - ______________, гла_кий - _________________,
сколь_кий - ______________, лё_кий - ______________, ро_кий - _______________.
Непроизносимые согласные
Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с]и[н](сТн);[з]и[н](зДн). (-рДц-, -Лнц-, - Вств-) Сочетания звуков[сн] и [зн] в середине слова-«опасное место». Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный был бы или в сильной позиции, или в конце слова. изве[сн]ый - известный - известен, весть. - ====== здра[ств]уй – здравствуй – здравие. ====== Запомни! лесТница, чуВство, празДник, СЧастливый Отличайте слова с непроизносимыми согласными от слов, в которых они не пишутся: вкус(?)ный-вкусен, (хороший вкус); опасный – опасен. |
Весёлые «запоминалка»
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Интересно!
Но извесТно, как прелесТно
Букву Т писать умесТно!
Выполни задания
1.Прочитай так, как написано. Обведи сочетания -сТн-, -зДн, -рДц-, Лнц,-Вств-.
Поздний, звёздный, окрестный, здравствуй, областной, местный, сердце, солнце, участник, чувство, лестница, праздник, злостный, постный, частный.
2. Перед каждым словом записывай проверочное. Обозначь орфограмму.
______________-капустный, _______________- честный, _____________- ясный,
______________- местность, _______________-участник, ___________- вкусный,
______________- поздний, _______________- солнце, ___________-ужасный,
______________-сердце, _______________-грустный, __________-чудесный.
3. Вставь, где нужно, буквы.
счас_ливый лес_ница чудес_ный звёз_ный
свис_нул праз_ник прекрас_ный поз_ний
Ненавис_ный здра_ствуйте опас_ный со_нце
Ненас_ный чу_ствовать интерес_ный сер_це
Прелес_ный с_астье напрас_ный счас_ливый
4. Найди слова с непроизносимыми согласными звуками. Подчеркни их.
Добрый, облако, честный, взгляд, прелестный, сердце, известный, вдруг, грустный, насквозь, звёздный, солнце, ветвистая, тростник, пёстрый, счастье, окрестность, участник, счастливый, устный, скользкий, бег, здравствуйте, известно, грозный, прекрасные, лестный, тропинка, областной, гигантский, вдруг, прилетел, багаж, яростный, узкий, торт, островки, прекрасно, честно.
Суффикс
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: лиса – лисёнок; дом – домик. |
Суффикс имеет значение
суффиксы | Их значение | Пример |
-к- -ик- -ок- -ичк- | придают словам уменьшительное или ласкательное значение | туча – тучка дождь – дождик ветер – ветерок вода - водичка |
-ник- -щик- -тель- -ист- -арь- | указывают на профессию или занимаемую должность | печь – печник бетон – бетонщик учить – учитель связь – связист ворота - вратарь |
-есть- -от- -изн- -ищ- | обозначают свойство или качество называет место | свежий – свежесть прямой – прямота белый – белизна пожар - пожарище |
Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в словах окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс.
котёнок– какой суффикс ? котёнк , котёнк
Значит, в слове котёнок нулевое окончание.
Кот котик котище
Значит, суффикс в слове котёнок -ёнок- (он находится между корнем кот и нулевым окончанием).
Выполни задания
- Прочитай. Выдели суффиксы в словах.
Берёза, берёзка, березняк, берёзовый, подберёзовик;
Мышь, мышка, мышонок, мышиная (нора).
2.Придумай 2-3 слова с данными суффиксами.
-еньк-__________________________________________________________________,
-ёнок-__________________________________________________________________,
-ечк-___________________________________________________________________.
3.Найди лишнее слово.
Диванчик, шкафчик, карманчик, ключик, трамвайчик;
Носик, глазик, садик, вагончик, тортик, коврик, листик. _____________________________________________________________________________________________________________________________
Если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным:
ночь + н =ночной, мех + ов =меховой.
Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно образовано.
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов имён существительных.
Суффиксы -ёнок-, -онок-.
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс -ёнок-: тигрёнок, телёнок. После твёрдых согласных и [ч’] пишется суффикс -онок-: волчонок, мышонок. |
1.Напиши названия детёнышей
Моржа -__________________ , орла - ______________, льва - ______________,
Мыши -__________________, оленя - ______________, тигра - _____________,
Зайца -___________________, коровы - _____________, слона - _____________,
Белки - __________________, лисы - _______________, лося - ______________,
Барсука -_________________, страуса - ______________, волка - _____________.
Суффиксы -ик-, -ек-.
Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает: ключик – ключика. Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: Замочек – замочка. |
- Объясни написание суффиксов в словах. Выдели суффикс.
Гвоздик - ______________, городочек - _________________, шарик - ____________,
Дождик - ______________,листочек - ___________________, садик - _____________,
Годик - ________________, лесочек - ___________________, часик - _____________.
Запомни как пишется суффикс -ость-.
- Прочитай слова так, как написаны. Выдели суффикс -ость-.
Смелость, радость, хитрость, жалость, слабость, злость, мудрость, строгость.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Суффиксы -ив-, - ев-
Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - -ев-: красивый; волевой, игривый, грушевый. |
- Вставь нужную букву. Обозначь условие выбора (поставь ударение).
Черв_вый, игр_вый, сторож_вой, груш_вый, бо_вой, сирен_вый, правд_вый, дожд_вой, щавел_вый, лен_вый, фальш_вый.
Суффиксы -лив-, -чив-
В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква И, как под удареним, так и без него: пугливый, сонливый, заботливый, доверчивый. |
- Прочитай. Подчеркни слова с приставкой -лив-, -чив-. Выдели суффикс.
Счастливый, правдивый, плюшевый, дождливый, дождевой, игривый, торопливый, настойчивый, задумчивый, талантливый, заманчивый, шутливый.
Приставка
Приставка - это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать – дочитать – перечитать. |
Приставка имеет значение
Приставка | Значение приставки | примеры |
пре-, раз-, рас- | значение «очень» | распрекрасный, разлюбезный, предобрый |
раз-, рас- | делить на части | разбить, распилить |
без-, не- | отрицание | безоблачный, неинтересный |
за- | начало действия | запеть |
до- | окончание действия | допел |
при- | приближение | приехал, прилетел |
Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются.
Выход - ?ход. Уход, заход, приход.
Поэтому приставка в слове выход – вы.
1. Прочитай слова. Найди слова с приставками. Приставки выдели.
Добежать, дорога, улетели, добро, объехал, отметил, сосчитал, наигрался, наряд, посуда, сшил, сушка, обласкал, облако, выбросил, пролежал, высоко, пришла, засмеялся, замок, обошёл, обои, провожает, постоял, полка, невод.
Правописание приставок
В приставках до-, о-, об ( обо- ) от- (ото-), по-, под- (подо-) про-, во- всегда пишется гласная буква О: окрик, поезд, добежать, обдумал, отдал. |
2.Вставь нужную букву. Выдели приставку.
Д_бежать, д_брый, _думался, _бувь, _т_шёл, п_ехал, п_дписал, пр_писал, п_года, _тлов, _ бработка, об_ шёл,_ бщая , _ смотр, в_шёл, д_машний.
В приставках за-, на-, над- всегда пишется гласная буква А: запись, надпись, налететь. |
3. Прочитай слова. Вставь нужную букву. Выдели приставку.
З_солить, з_лотая, з_ходить, з_морозить, н_писать, н_сорог, н_дпись, н_ра, н_дежда, н_летели, н_ливает, н_рисовал, н_сухо, н_бор, н_дсмотрщик, н_сос.
________________________________________________________________________
Если слово образовано при помощи приставки, то способ образования называется приставочным: хотеть – захотеть, бежать – прибежать.
Если слово образовано при помощи приставки и суффикса, то способ образования слова называется приставочно-суффиксальным:
При + море + ск = приморский при + школа + н = пришкольный
Разделительный твёрдый знак
Разделительный Ъ пишется после приставок, заканчивающих на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: сЪел, подЪём, обЪяснение, предЪюбилейный |
Весёлая «запоминалка»
Было слово «сели»,
Стало - «съели».
Догадаться вы сумели,
Почему стало так?
- Кто виновник?
- Твёрдый знак!
Твёрдый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение
И подъезд, и объявление.
Выполни задания
1. Прочитай. Подчеркни слова с разделительным Ъ.
Платье, приехал, съёмный, дочерью, подъёмный, вьюга, съедобный, объедки, поесть, въехал, вьюн, наехал, прутья, въезжать, съехал, переехал.
- Напиши слова в 2 столбика Обозначь условие выбора.
Подъёмный, проехал, приём, подъём, объехал, заехал, приехал, подъехал. объём, обнюхал, появился, объявился, повеял, разъяснил, съёжился, поел.
4.Вставь, где нужно, разделительный Ъ. Обозначь условие выбора.
В_ехал, вы_ехал, под_езды, пере_езды, об_яснил, от_ехать, по_явление, об_явление, раз_яснил, раз_решил, за_явил, с_ёмная, под_езжать, с_еденный, пере_ел, вы_писал, под_ёмник, об_ёмный, под_крутил, вз_ерошенный.
5.Напиши слова в два столбика. Обозначь условие выбора.
Муравьи, подъезды, объём, вьют, въехал, объезд, платье, съезды, бьём, вьюга.
- Вставь, где нужно, буквы Ь-разделительный или Ъ-разделительный.
С_ехал, по_еду, в_юга, Кол_я, кол_я, под_ём, по_лёт, пол_ёт, в_юнок, в_езд,
Тат_яна, раз_ярён, раз_езд, раз_местил, об_яснение, об_жаловать, от_езд,
обез_яна, по_явился, об_явил, об_учил, друз_я, раз_ехались, вороб_и, л_ёт, л_дина, лист_я, об_егорил, об_едать, об_едать, пол_ёт, по_едет, под_едет,
об_ём, у_ехал, об_евшийся, в_едливый, пере_ел, об_едение, под_ехал.
Предлоги и приставки
Приставка – это часть слова. Приставки пишутся слитно со словами. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. Предлог - это самостоятельное слово. Предлоги нужны для связи слов в предложении. Предлоги пишутся с другими словами раздельно. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово. |
Весёлая «запоминалка»
Постоял да побежал, из леса, к лугу, на поляну,
нагрубил да обласкал, у кустика, с тропинки, в яму,
Поносил да выбросил от речки, около дороги -
А приставки ты узнал? Отдельно пишутся предлоги.
Учись применять правило.
Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:
1)проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например слово большой;
2)если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.
Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.
От?бежать от?дома
1. Пробуем вставить слово большой в места сомнения.
2. от большой бежать – вставить слово невозможно. Пишем слитно: отбежать.
От большого дома – вставить слово можно, значит, это предлог. Пишем отдельно: от дома.
отбежать от дома
Выполни задания
- Прочитай. Выдели приставки. Подчеркни пробел между предлогом и словом.
У Жени убежал ручной ёжик.
От остановки отъехал трамвай.
Машина съехала с дороги.
- Вставь нужные предлоги. Подчеркни пробел между предлогом и приставкой.
… овец вырастает длинная и мягкая шерсть.
… лесу пахнет сыростью.
… болотом сосновый лес.
Идём … лес … земляникой.
- Раскрой скобки.
Рыбаки далеко (от) плыли (от) берега.
Лиса (до) бралась (до) курятника.
Луна ( за) шла (за) тучи.
Орфографический словарик
☺Абзац, абрикос, автобус, автомобиль, адрес, аллея, апрель, арбуз, артист
☺Берёза, бульон, быстро
☺Ванна, вдруг, весело, ветер, вокруг, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера
☺Герой, город, гражданин, грамм, грамматика, группа
☺Двенадцать, девочка, дежурный, деревня, дорога, до свидания
☺Ещё
☺Жужжание
☺Завтра, завтрак, задача, заяц, здание, здравствуй, земляника
☺Идти (пойти), извините, иней, иногда, интерес, июль, июнь
☺Йогурт, йод
☺Капуста, карандаш, карамель, картина, картофель, касса, квартира, килограмм, кино, кинофильм, класс, комар, компьютер, конечно, коньки, корзина, корова, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кросс, кроссовки
☺Лестница, лимон, лопата
☺Магазин, майонез, мало, мальчик, масса, машина, медведь, метро, месяц, мечта, много, молоко, морковь, мороженое, мороз, Москва, мультфильм
☺Надо, народ, наряд, нельзя, ноябрь
☺Обед, облако, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, октябрь, осина, отец, Отечество, ошибка
☺Пальто, пассажир, пенал, платок, пломбир, пожалуйста, погода, понедельник, помидор, посуда, потом, праздник, прекрасный, природа, пятница
☺Работа, район, ранец, рассказ, ресницы, решать, рисунок, Родина, Россия, в России, россиянин, русский, рябина
☺Сегодня, сейчас, сентябрь, скоро, слева, сначала, собака, соловей, сорока, спасибо, ссора. Среда, столица, столько, суббота, сумма, суффикс
☺Театр, телевизор, телефон, тетрадь , товарищ, тогда, трамвай, троллейбус
☺Ужин, улица, ученик, учитель, учительница
☺Фамилия, февраль ☺Хоккей, хорошо ☺Человек, четверг, чувство
☺Щавель ☺Шёл, шоссе ☺Эскимо ☺Яблоко, ягода, язык, январь
Произноси эти слова правильно
/ / / / / / /
Алфавит начал – начали – начала ожил – ожили - ожила
Здравствуй [ств] / / / / / /
Конечно [шн] понял – поняли – поняла повторить – повторишь – повторил
Сегодня [в] / / / /
Свёкла звонит – звонят – позвонишь –позвонят
/ / / / / /
Щавель-щавеля жалюзи метро – у метро – в метро
/ /
Что [ш] помощь – помощник [ш] – помощница [ш]
/ / /
Чего [в] торт – торты шарф – шарфа - шарфы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Входные (сентябрь)контрольные работы по русскому языку и математике для учащихся 4 класса
Входная контрольная работа по математике по теме "Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление".Цель: контроль знаний, умений и навыков по изученной теме.Контрольный диктант...
Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1–4 классов с разноуровневыми заданиями.
Настоящий материал предназначен для учащихся начальных классов. В данное пособие включён теоретический и практический материал, который поможет школьникам повторить основные правила по русскому языку ...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.
Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.
Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....
Активизация работы учащихся на уроках русского языка и математики
В материале предлагаются задания для уроков русского языка и математики, которые способствуют усвоению материала, развитию речи, интеллекта и творческих способностей....
Методическое пособие "Дидактический материал для 1 класса по русскому языку и математике с использованием национально - регионального компонента"
Данное методическое пособие, разработанное на основе регионального материала, помогает осуществить реализацию федерального компонента образования ...