Активизация работы учащихся на уроках русского языка и математики
учебно-методический материал (2 класс) на тему

В материале предлагаются задания для уроков русского языка и математики, которые способствуют усвоению материала, развитию речи, интеллекта и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация работы учащихся на уроках русского языка и математики

Русский язык  – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. Этому способствуют следующие задания.

  1. Составить предложения с заданным словом (Москва) или из группы слов (Туман, лес, спящий, белый, укрыл.).
  2. Описать предмет (капуста) используя прилагательные, глаголы или составить предложения.
  3. Подобрать слова синонимы (дети – ребята), или антонимы (дети – взрослые).
  4. Вставить слова противоположные по значению (Летом – жарко, а зимой -… . Слушай больше, а говори - …).
  5. Назвать антонимы к прилагательным (молодой человек - …), к глаголам (идти -…, говорить -…), к наречиям (тихо -…, быстро -…)
  6. Подобрать слово  в рифму  на изучаемую орфограмму (Мы с сестрой вдвоем утром чай горячий … пьем).
  7. Найти лишнее, обосновать ответ (Декабрь, январь, ноябрь, февраль).

Для обогащения словарного запаса и развития речи провожу систематическую работу над словами.

  1. Распределить слова по темам или сгруппировать слова на основе общего признака (Комар,  кот,  ворона,  муха,  лиса,  собака, бабочка,  волк,  грач,  медведь,  снегирь,  пчела, стрекоза,  жаворонок,  белка,  жук,  воробей, муравей,  лошадь,  синица,  лебедь)
  2. Вставить пропущенные слова по смыслу (Наступил месяц ___. По небу ползут серые ___. Иногда падает первый  ___. Часто дует сильный ___. )
  3.  Заменить слово в тексте сходным или противоположным  по значению.

А также задания на внимание.

  1.  «Голова – хвост»,  «Ложное слово», «Запомни слова на одну букву» (Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Петушок покупался в песке. Перышки почистил. Попрыгал.)

Тематические задания на развитие речи.

  1.  «Сложные слова»

На уроках  математики можно использовать следующие задания.

  1.  Ребусы (подвал, родина, сорока и др.)
  2.  Загадки –шутки (У стены стоят кадушки. В каждой ровно по лягушке. Если было пять кадушек, сколько было в них лягушек?).
  3.  Упражнения на развитие памяти  (назови фигуры, запомни и нарисуй)
  4.   Найди отличия, цена предмета.
  5.  Задачи на смекалку.
  6.  Шифровки.
  7.  Задания на внимательность («Что изменилось?»)

Различные виды работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках руководствуются, обычно, не логическими рассуждениями, а чувствами. А все это помогает усилить интерес учащихся к учебе, содействует развитию познавательных способностей у учащихся, появляется возможность создания атмосферы, творческого вдохновения, самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы на уроках.

Чтобы возбудить интерес к уроку, надо стараться не только привлечь внимание детей к каким – то элементам предмета, но и вызвать у ребят удивление, поэтому важно создавать такие ситуации на уроках, которые вызывают приятное удивление, потому что именно удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, с их стремлением увидеть новое, узнать неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет активизировать мыслительную деятельность учащихся и развивать любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории,  Пасько Татьяны...

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы

Статья для педагогов и психологов по активизации эмоциональной сферы младших школьников....

Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе....