урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Самохвалова Галина Тимофеевна

Урок введения нового материала по теме "Имя прилагательное" с презентацией, аудиозаписью и приложением 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_no_96.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Основные понятия

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЗНАК

Дата: 05.02

Инструментальный блок

Тема

Урока     № 96

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Задачи:

– Развитие умений подбирать прилагательные к существительным,

 определять признаки, сопоставлять их с признаками существительного,

  определять признаки прилагательного как части речи

– Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их

 роль.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа». 

Словарная работа (Звучит гимн сочинской олимпиады)

– Прочитайте слова: ол..мпиада, х..ккей, фу…бол, р..корд

- Почему мы на урок взяли эти словарные слова?

-Сколько дней осталось до открытия Олимпийских игр?

-Будете ли вы болеть за наших спортсменов?

- А как вы можете показать свою солидарность с нашими спортсменами?

 - Вы для этого должны хорошо учиться, чтобы вырасти хорошими людьми и приносить пользу своей стране. А сегодня на уроке мы будем    знакомиться с новыми понятиями, которые пригодятся вам в жизни.

Минутка чистописания (в тетради)

– Отгадайте мою загадку: (слайд № 2)

Конь …, хвост

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Как бы вы сформулировали тему урока?

-Что мы должны узнать об имени прилагательном? (слайд № 3)

– Откройте учебник. Прочитайте название раздела.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

II. Актуализация знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304.

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

– Почему легко было догадаться?

– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)

ФИЗМИНУТКА

б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:  

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

– Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)

в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных.

У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.

Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.

– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

– Что же это за слова? К какой части речи они относятся?

 Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

– Попробуйте догадаться, что означают эти загадочные буквы: СЧР (самостоятельная часть речи); ПП (признак предмета). О какой части речи они могут рассказать?

III. Открытие новых знаний.

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

– А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

 Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от

формы существительного.)

упражнение 308 попробуйте предположить что обозначает слово «прилагательное»

2. Работа с определением (с. 77).

Прочитайте 2-й абзац.

– Что вы узнали об имени прилагательном?

– Почему сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и числам»? (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)

– Какие примеры приводятся в этом абзаце? Обратите внимание на

выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно четыре.

– Ответьте на вопрос после определения. (Не может быть признака без предмета.)

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

– А по числам? Докажите.

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.

На партах лежат таблицы (ученики должны заполнить , поставив знаки «+» или «–»  в ячейках):

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V. Итог урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98–99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.

                                                                             

   Русский язык

ИМЯ   ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   КАК   ЧАСТЬ  РЕЧИ

Целевой блок

Тема:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цель:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ос "ШКОЛА 2100"

Урок русского языка с презентацией 2 класс по теме " учимся задавать вопросы что делать? что сделать?Урок построен в сисемно-деятельностном подходе...

Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"

Конспект  и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....

урок русского языка 2 класс ОС 2100

урок русского языка 2 класс ОС 2100...

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

Урок русского языка по программе "Школа 2100"

Тема урока "Глагол. Значение глагола"...