Методическая разработка урока русского языка с презентацией
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку в 3  классе

по теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ЕГО РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ».

Технология развивающего обучения

 (система Л.В. Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3  классе

по теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ЕГО РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ».

Технология развивающего обучения

 (система Л.В. Занкова)

                                   Разработала: учитель начальных классов

                                                  МБОУ Гимназия №2 г.Заозерного

                                                  Рыбинского района Красноярского края

2012 г.

Конспект урока с использованием ИКТ

Предмет: русский язык, урок-исследование.

Тема: «Второстепенный член предложения – определение.

Его роль в предложении».

Продолжительность: 1 урок - 40 минут.

Класс: 3класс

Технологии: применение ИКТ: презентация; видеоклип для физминутки «Оранжевая песня».

Аннотация: Практический материал урока даёт возможность закрепить полученные учащимися знания об определении, т.к. это второй урок по теме «Второстепенный член предложения – определение». Проблемно-поисковый и исследовательский метод, фронтальная, индивидуальная и парная работа с учащимися, применение презентации помогают сформировать необходимые навыки нахождения определений в тексте и провести наблюдение над ролью определений в предложении, речи.

Цель урока: провести наблюдение над ролью определений в предложении  и ответить на вопрос урока; развивать умение анализировать, делать выводы; продолжить  работу над развитием речи учащихся; способствовать воспитанию интереса к слову и к уроку русского языка.

Конспект урока

1.Чистописание.

Пп

- Запишем в тетрадях число, классная работа.

2. Словарная работа.

1) Знакомство  с новым словом.

Слайд 

Прекрасный

- Спишите его, поставьте ударение, подчеркните «опасные места».

- Разберите слово по составу. Проверка задания.

- В какой части слова находится «опасное место»?

- Как вы понимаете значение этого слова? (Очень красивый).

Слайд

Значение слова прекрасный - -ая, -ое; -сен, -сна.

1. Очень красивый. Прекрасный вид на море. Прекрасное лицо.

2. Очень хороший. Прекрасный характер. Прекрасное образование. 

Происхождение.  Заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью приставки пре -  - «наи - » от «красный» - «красивый».

Пословица. Прекрасно говорит, а делает плохонько.

- Как понимаете смысл пословицы?

3. Актуализация знаний.

- Определите часть речи слова прекрасный? Что такое имя прилагательное?

- Составьте предложение с этим словом. (Заслушиваются ответы детей)

- Запишем одно ваше предложение в тетради и на доске. (1 человек работает у доски)

Катя прочитала прекрасную книгу.

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

- Определите род, число и падеж  имени прилагательного.

- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?  (От существительного)

- Докажите. (Определяют род, число, падеж существительного книгу, 1 человек работает у доски)

- Как называется член предложения, выраженный именем прилагательным? (Определением)

- Что называется определением?  (второстепенный член предложения)

- Вы знаете, зачем нам нужны определения в речи и предложениях?

4. Постановка проблемы.

Слайд

-  Прочитайте вопрос.

Какую роль в предложении  выполняют определения?

- Сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

- Ваши гипотезы. (Высказывания детей)

5. Работа по проблеме урока.

Слайд.

  1. - Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.Бунин.

- В какое время года лес бывает таким, как описал поэт? (осенью)

- Какие слова вам помогли это понять? (Лиловый, золотой, багряный)

- Найдите в тексте определения. Назовите их.  (Расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою, светлою)

- Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

- Давайте поработаем и убедимся, для чего нужны определения.

Читаем отрывок стихотворения без определений и с ними. 

- Что заметили?

- Похожи ли тексты? Чем?  (Они о лесе)

- Какой текст красивее? Почему?  (Определения украшают)

- Прочитав, какой текст вы можете более точно представить описываемую картину?   (Определения уточняют)

- Попробуем сделать вывод, для чего нужны определения в предложении и речи? (Определения уточняют, украшают) 

Вывод: Определения в предложении  нужны для точности описания и красоты нашей речи.

Физминутка 

Свободные движения под аудиозапись «Оранжевая песня».
– Назовите словосочетания с прилагательным «оранжевая».
На доске записаны словосочетания: 
Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевые песни.
2) Комментированное письмо. 

Давайте поработаем с упр. 445.

- Понятен ли вам смысл предложений?  Чего не хватает в предложениях?

- Включите «лучик воображения» и дополните предложения определениями.

- Для чего мы дополняли предложения определениями?

Вывод. Определения дополняют и уточняют  смысл предложения.

3) Самостоятельная работа.

Работа в парах.  (Карточки)

Слайд

Напишите слова по определениям.

Голубые, карие, грустные _______________________ .

Десертная, чайная, столовая _____________________ .

Заглавная, прописная, печатная _____________________ .

Злая, сторожевая, дворовая ___________________ .

Новогодняя, зеленая, пахучая ________________________ .

Заварной, фарфоровый, электрический ____________________ .

Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.

- Чем вам помогли определения? (Отгадать предметы)

- Слова, какой части речи уточняют определения? (Им. сущ.)

- Какой еще вывод можем сделать?

Вывод: если точно описать предмет с помощью определений, то можно узнать его, даже не видя.

6. Итог урока

- Ребята, смогли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

Какую роль в предложении  выполняют определения?

Слайд

Вывод: Определения в предложении  нужны для точности описания и красоты нашей речи.

Вывод: Определения дополняют и уточняют  смысл предложения.

- Чьи гипотезы подтвердились?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

7. Домашнее задание

По выбору уч-ся

  1. Упр.446

Списать. Подчеркнуть определения и поставить к ним вопросы. Определить падежи существительных 2-го склонения.

  1. Подготовить описание предмета, не называя его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении». Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова ) Учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 2 г. Заозерного Красноярского края Иванова Оксана Владимировна

Слайд 2

С ловарная работа. Прекрасный Значение слова прекрасный - -ая, -ое; -сен, -сна. 1. Очень красивый. Прекрасный вид на море. Прекрасное лицо. 2. Очень хороший. Прекрасный характер. Прекрасное образование. Происхождение. Заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью приставки пре- - « наи -» от « красный » - « красивый ». Пословица. Прекрасно говорит, а делает плохонько.

Слайд 3

Постановка проблемы. Какую роль в предложении выполняют определения? Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И.Бунин.

Слайд 4

Напишите слова по определениям. Голубые, карие, грустные __________. Десертная, чайная, столовая ___________. Заглавная, прописная, печатная ____________. Злая, сторожевая, дворовая _____________. Новогодняя, зеленая, пахучая _____________. Заварной, фарфоровый, электрический _________.

Слайд 5

Проверка Голубые, карие, грустные гл а за.

Слайд 6

Десертная, чайная, столовая ло ж ка .

Слайд 7

Заглавная, прописная, печатная буква. А а

Слайд 8

Злая, сторожевая, дворовая с о бака.

Слайд 9

Новогодняя, зеленая, пахучая ел ь .

Слайд 10

Заварной, фарфоровый, электрический ч а йник .

Слайд 11

Какую роль в предложении выполняют определения? Вывод : Определения в предложении нужны для точности описания и красоты нашей речи. Вывод: Определения дополняют и уточняют смысл предложения.

Слайд 12

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Иванова Оксана Владимировна учитель начальных классов МБОУ Гимназия №2 г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края Физминутка оранжевое настроение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока русского языка "Орфограммы в пословицах и поговорках" с презентацией

Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Глаголы-исключения» с презентацией.

Разработка содержит конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Глаголы-исключения» и презентацию к уроку. Урок разработан по программе УМК «Школа России». Технологии, п...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...