Урок Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок формирует умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Используется алгоритм, как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного. На уроке проводится мини- исследование. В процессе наблюдений и деятельностного подхода ученики сами устанавливают проблему, находят пути её решения, делают выводы, осуществляют орфографический самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
Класс: 4
Учитель: Зоткина Валентина Леонтьевна
Программа: « Планета знаний»
Учебник: Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. Русский язык. В 2-х ч. Часть 2– М.: АСТ, Астрель,2011.
Тип урока: ОНЗ
Аннотация к уроку.
Данный урок формирует умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Используется алгоритм, как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного. На уроке проводится мини- исследование. В процессе наблюдений и деятельностного подхода ученики сами устанавливают проблему, находят пути её решения, делают выводы, осуществляют орфографический самоконтроль.
Тема: Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе
Цель: формировать навык определения и правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи:
- систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного;
- сформировать способы определения правильного написания безударного падежного окончания имени существительного;
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать речевые навыки в процессе объяснения правила;
- формировать способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин);
- воспитывать интерес к изучаемому материалу, внимание.
В результате изученной темы учащиеся должны
1. Знать грамматические признаки существительного, правило и правильно писать изучаемую орфограмму.
2. Уметь и обозначать орфограмму «Безударная гласная в окончаниях существительного», определять склонение и падеж существительных.
Оборудование: презентация с использованием дистанционных пультов голосования, ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска, экран, колонки, учебник, презентация к уроку , план -конспект урока .
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Структура и ход урока
- Мотивация.
1. Актуализация знаний.
2. Создание проблемной ситуации. - Физкультминутка.
- Выход из проблемной ситуации.
1. Работа с памяткой и алгоритмом. - Первичное закрепление.
- 1. Тренировочные упражнения.
- Физкультминутка
- Включение в систему знаний и повторения.
- Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
- Информация по домашнему заданию. Инструктаж по его выполнению.
- Комментированное выставление отметок.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
− Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Мы изучали имя существительное: род, число, склонение)
− Сегодня мы с вами повторим , что уже знаем , продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Ответим на главные вопросы :ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
-Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, ЧТО мы не знаем.Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину - КАК?. Затем сами построим новое знание.ЗАЧЕМ?)
− Желаю вам успешной работы!
- Проверка знаний о существительном (тест с использованием дистанционных пультов голосования , выбор ответа)
Тест «Имя существительное».Приложение № 1
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вы повторили? (Повторили знания об имени существительном)
- На все ли вопросы вам удалось ответить ? (Нет, затруднялись при написании безударных окончаний у существительных, мы пытались найти ответ, но не получилось)
-Почему? ( не хватает новых знаний)
− Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.)
− А какая главная задача пробного действия? (Понять, ЧТО у нас не получается.)
Задание на пробное действие.
Работа в группа.
− Вставьте пропущенные буквы.Слайд 4.
КАРТОЧКА № 1: до земли (скл.,падеж), по степи (…), об окне (…)
КАРТОЧКА № 2: до ветк. (…),к ел. (…), о стул.(…)
− Что вы не смогли сделать? (Не смогли вставить пропущенную букву во 2 карточке)
− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?
− Укажите эталон, которым вы воспользовались. (Совпадает склонение и падеж)
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− В чем ваше затруднение? (В выборе написания окончаний)
− Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, ЧТО мы не знаем.)
- Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель нашего урока? (Понять написание безударных окончаний существительных)
− Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (написание ударных падежных окончаний, склонение)
− Ребята, Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить:почему вы выбрали такой порядок.Составить АЛГОРИТМ ( род-склонение-падеж) КАК вы будете делать?
Учащиеся предлагают свои варианты. Слайд 5.
План действий: 1) Тип склонения
2) Падеж
3) Выбор гласной
4) Вывод
5. Реализация построенного проекта
− А где мы можем проверить правильность вывода? ( В учебнике прочитаем правило, таблица)
– Правильно! Откроем учебник. Давайте прочитаем правило все вместе.
− Для того,чтобы ваша работа по выполнению третьего шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.ТАБЛИЦА ( окончания в Р.,Д.,П. падежах)
Задание.Просклонять существительные по вариантам (1вариант- земля, ветка; 2 вариант-окно, стул; 3вариант- степь, ель) Слайд 6.
− Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.)
Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения и падежа Слайд 7.
– А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.)Слайд 8.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Закрепить умение нам поможет следующее упражнение:
Работаем по цепочке. Слайд 9.
На доске: ветка вишн., поступить по совест., прочитать о подвиг., дверь на площадк., парад на площад., съели по сушк., идти по суш., рассказ о мужеств.
Слайд 10.
− Следующее задание на карточке лежит у вас на партах. Объясните выбор написания окончания своему соседу по парте, второе слово объяснит он вам соответственно. При объяснении используйте шаги для определения гласной:
ползла по тропк., сидит в клетк., письмо о подвиг., отзыв о спектакл., помнить о чест., зависит от скорост.
Проверка работы по образцу
Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
− Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Самостоятельная работа. Слайд 11.
– Прочитайте слова на доске. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Впишите окончания , пользуясь шагами определения гласной.
Запишите имена существительные, определив склонение, падеж, выделите окончания.
О пшениц. (…), о снегир. (…), без синичк. (…), к сорок. (…),
без тетрад.(…).
После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки .
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение. ЗАЧЕМ?
− Где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Нужно уметь грамотно писать- это наша орфографическая копилка)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
На доске таблица- эталон проверки
Слайд 12.
− Следующее задание. Спишите текст, исправляя ошибки, если они есть, объясните свой выбор написания.
У решётки(?) парка сидела кошка. Рядом на деревце(?) щебетала синичка. Она выводила свои трели(?). Взгляд кошки(?) был прикован к птички(?). Хищница тихонько поползла по тропке(?). Кошка была уже готова к атаки(?)…
9. Рефлексия учебной деятельности.ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? Слайд 13.
− Что нового вы узнали на уроке? (Правописание падежных безударных окончаний в Р.,Д.,П. падежах)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
Отметьте цветным кружком утверждения: зелёным- да ; красным- нет.
- Я знаю, как объяснить
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки
- Я доволен своей работой на уроке.
– Молодцы!
Слайд 14.
Домашнее задание:
Творческое задание: закончить рассказ, просклонять трель, кошка, деревце
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....