Урок Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Зоткина Валентина Леонтьевна 2

Данный урок формирует умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Используется алгоритм, как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного. На уроке проводится мини- исследование. В процессе наблюдений и деятельностного подхода ученики сами устанавливают проблему, находят пути её решения, делают выводы, осуществляют орфографический самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 4

Учитель: Зоткина Валентина Леонтьевна

Программа: « Планета знаний»

Учебник: Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. Русский язык. В 2-х ч. Часть 2– М.: АСТ, Астрель,2011.

Тип урока: ОНЗ

Аннотация к уроку.

 Данный урок формирует умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Используется алгоритм, как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного. На уроке проводится мини- исследование. В процессе наблюдений и деятельностного подхода ученики сами устанавливают проблему, находят пути её решения, делают выводы, осуществляют орфографический самоконтроль.

Тема: Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

 Цель: формировать навык определения  и правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи:

  • систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного;
  • сформировать способы определения правильного написания безударного падежного окончания имени существительного;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • формировать речевые навыки в процессе  объяснения правила;
  • формировать способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин);
  • воспитывать интерес к изучаемому материалу, внимание.

В результате изученной темы учащиеся должны

1. Знать грамматические признаки существительного, правило и правильно писать изучаемую орфограмму.

2. Уметь и обозначать орфограмму «Безударная гласная в окончаниях существительного», определять склонение и падеж существительных.

Оборудование: презентация с использованием дистанционных пультов голосования, ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска, экран, колонки, учебник, презентация к уроку , план -конспект урока .

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Структура и ход урока

  1. Мотивация.
    1. Актуализация знаний.
    2. Создание проблемной ситуации.
  2. Физкультминутка.
  3. Выход из проблемной ситуации.
    1. Работа с памяткой и алгоритмом.
  4. Первичное закрепление.
  5. 1. Тренировочные упражнения.
  6. Физкультминутка
  7. Включение в систему знаний и повторения.
  8. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
  9. Информация по домашнему заданию. Инструктаж по его выполнению.
  10. Комментированное выставление  отметок.

 Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.

− Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Мы изучали имя существительное: род, число, склонение)

− Сегодня мы с вами повторим , что уже знаем , продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Ответим на главные вопросы :ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

-Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, ЧТО мы не знаем.Для этого надо  выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и  выяснить его причину - КАК?. Затем сами построим новое знание.ЗАЧЕМ?)

− Желаю вам успешной работы!

 - Проверка знаний о существительном (тест с использованием дистанционных пультов голосования , выбор ответа)

  Тест «Имя существительное».Приложение № 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Что вы повторили? (Повторили знания об имени существительном)

- На все ли вопросы вам удалось ответить ? (Нет, затруднялись при написании безударных  окончаний у существительных, мы пытались найти ответ, но не получилось)

-Почему? ( не хватает новых знаний)

− Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.)

− А какая главная задача пробного действия? (Понять, ЧТО у нас не получается.)

Задание на пробное действие.

Работа в группа.

− Вставьте пропущенные буквы.Слайд 4.

КАРТОЧКА № 1: до земли  (скл.,падеж), по степи (…), об окне (…)

КАРТОЧКА № 2: до ветк. (…),к ел. (…), о стул.(…)

− Что вы не смогли сделать? (Не смогли вставить пропущенную букву во  2 карточке)

− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?

− Укажите эталон, которым вы воспользовались. (Совпадает склонение и падеж)

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− В чем ваше затруднение? (В выборе написания окончаний)

− Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, ЧТО мы не знаем.)

 - Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)

Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель нашего урока? (Понять написание безударных окончаний существительных)

− Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (написание ударных падежных окончаний, склонение)

− Ребята, Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить:почему вы выбрали такой порядок.Составить АЛГОРИТМ ( род-склонение-падеж)  КАК вы будете делать?

Учащиеся предлагают свои варианты. Слайд 5.

План действий:    1) Тип склонения

                               2) Падеж

                               3) Выбор гласной

                               4) Вывод

5. Реализация построенного проекта

− А где мы можем проверить правильность вывода? ( В учебнике прочитаем правило, таблица)

 Правильно! Откроем учебник. Давайте прочитаем правило все вместе.

− Для того,чтобы ваша работа по выполнению третьего  шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.ТАБЛИЦА ( окончания  в Р.,Д.,П. падежах)

  Задание.Просклонять существительные по вариантам (1вариант- земля, ветка; 2 вариант-окно, стул; 3вариант- степь, ель) Слайд 6.

− Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.)

 Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения и падежа Слайд 7.
 А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.)Слайд 8.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Закрепить умение нам поможет следующее упражнение:

Работаем по цепочке. Слайд 9.

На доске: ветка вишн., поступить по совест., прочитать о подвиг., дверь на площадк., парад на площад., съели по сушк., идти по суш., рассказ о мужеств.

Слайд 10.        

− Следующее задание на карточке лежит у вас на партах. Объясните выбор написания окончания своему соседу по парте, второе слово объяснит он вам соответственно. При объяснении используйте шаги для определения гласной:

ползла по  тропк., сидит в клетк., письмо о подвиг., отзыв о спектакл., помнить о чест., зависит от скорост.

Проверка работы по образцу

Физкультминутка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

− Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Самостоятельная работа. Слайд 11.

– Прочитайте слова на доске. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Впишите окончания , пользуясь шагами определения гласной.


 Запишите имена существительные, определив склонение, падеж, выделите окончания.

О пшениц. (…), о снегир.  (…),  без синичк.  (…), к сорок. (…),

без тетрад.(…).

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки .

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение. ЗАЧЕМ?

− Где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Нужно уметь грамотно писать- это наша орфографическая копилка)

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

На доске  таблица- эталон проверки

 Слайд 12.

− Следующее задание. Спишите  текст, исправляя ошибки, если они есть, объясните свой выбор написания.

У решётки(?) парка сидела кошка. Рядом на деревце(?) щебетала синичка. Она выводила свои трели(?). Взгляд кошки(?) был прикован к птички(?). Хищница тихонько поползла по тропке(?). Кошка была уже готова к атаки(?)…

9. Рефлексия учебной деятельности.ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? Слайд 13.

− Что нового вы узнали на уроке? (Правописание падежных безударных окончаний  в Р.,Д.,П. падежах)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

Отметьте цветным кружком  утверждения: зелёным- да ; красным- нет.

  • Я знаю, как объяснить
  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я смог понять причину ошибки
  • Я доволен своей работой на уроке.

– Молодцы!

 Слайд 14.

Домашнее задание:

Творческое задание: закончить рассказ, просклонять  трель, кошка, деревце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....