Урок русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительныхс"  презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок новых знаний.45 КБ
Файл Презентация к уроку.211.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сахарова

Ирина Викторовна

учитель нач. классов

МОУ «ООШ № 9»

Предмет: русский урок.

Класс: 3 «а»

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Задачи урока:

1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.

   Учить определять род имён существительных.

2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;

   Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку  

   зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и

   самооценку деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают

   хлеб.

Оборудование: таблицы, карточки, картинки.

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1.Организационный момент (психологический настрой на урок).

- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

2.Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Какая буква спряталась, подсказка в загадке.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

Прописать М мм М мм

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

  1. Замени одним словом.

- Плод яблони.      яблоко

- Мебель для сна.  кровать

- Помещение, в котором ведут торговлю.   магазин

- Железнодорожный подземный транспорт.   метро

- Седьмой день недели.   воскресенье

- Командная игра на льду.   хоккей

- Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном.  тарелка

  1. Предложение. Найти ошибки, списать правильно.

Дул халодный ветир.        Дул холодный ветер.4

IV. ПОВТОРЕНИЕ. Блиц – опрос. Продолжить предложение.

  1. Имя существительное – это…                                          часть речи
  2. Имя существительное обозначает…                                предмет

3.   Имя существительное отвечает на вопросы…                кто? что?

4.   Имя существительное  в предложении может быть…   подл., второст. член

5.   Постоянный признак имени существительного…          одушев - неодушев

6.   Непостоянный признак имени существительного…      число

V. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

  1. «Мозговой штурм». Картинки.

А теперь приготовились делать открытие!

-Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой.        Пенал      Он мой – м. р.

-Кто это? – ЛИСА    (чья?) – она моя        Лиса        Она моя – ж. р.

-Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё    Молоко    Оно моё – ср. р.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Род имён существительных».

  1. Работа с правилом. Учебник, с. 19.

 

Прочитайте правило самостоятельно.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

- Какие слова можно подставить к словам женского рода?

- Какие слова можно подставить к словам среднего рода?

Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.

Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.

Женский род запомню я и скажу «она моя».             Определить род словарных слов.

И запомню род мужской, и опять скажу «он мой».      – Как определить род имён

Средний род – «оно моё» - это правило моё.                    существительных?

3. Работа по учебнику. Работа по рядам.   Упр. 404.

1 ряд – М. р.: ..., …, …,

2 ряд – Ж. р.: …, …, …,

3 ряд – Ср. р.: .., …, …,

Проверка.  – Как определить род имён существительных?

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

слова6 берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

VII. УСВОЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1. Упр. 406.

Прочитать текст.

- О чём говорится в тексте?

- Определить главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям,

                                                                  которые выращивают хлеб).

2. Выборочное списывание.

Задание: Выписать имена сущ-ные, определить род.

Проблема: на столе – как определить род?

3. Составление алгоритма.

1.Начальная форма.

2.Он, она, оно.

3.Вывод: м. р., ж. р., ср. р.

4. Выполнение задания: на столе (стол) – м. р.

VII. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа по группам.

1 группа: надписать род имён сущ.

Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.

2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.

3 группа: определить род имён существительных.

Пример: овёс – м. р.

понедельник

рассказ

вторник

отец

доска

басня

тыква

задача

сестра

пение

задание

молоко

2. Проверка.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.         Определить род слов – отгадок.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…      гол

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла…   зима

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…             василёк

 

Над котом кружилась муха,

Навострил Василий…    ухо

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает…..     обезьяна

Зиму спит в берлоге он

Косолапый, бурый….   медведь

Кто любит по ветвям носиться?    

Конечно рыжая…   белка

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия.

        узнал

        научился

                я

        задумался

        удивился

- Что для вас было самым интересным на уроке?

- Что было сложным?

- Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?

        Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Выучить правило, с 19.

-Упр.405 или 406 – на выбор, по желанию – можно оба.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

урок русского языка 3 класс УМК «Школа России» учитель: Сахарова И.В.

Слайд 2

ЧИСТОПИСАНИЕ Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я, Ты да я», а между тем Получилась буква … М мм М мм

Слайд 3

СЛОВАРНАЯ РАБОТА - Плод яблони. - Мебель для сна. - Помещение, в котором ведут торговлю. - Железнодорожный подземный транспорт. - Седьмой день недели. - Командная игра на льду. - Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. Дул халодный ветир .

Слайд 4

ПОВТОРЕНИЕ 1. Имя существительное – это … 2. Имя существительное обозначает … 3. Имя существительное отвечает на вопросы … 4. Имя существительное в предложении может быть … 5. Постоянный признак имени существительного … 6. Непостоянный признак имени существительного…

Слайд 5

«Мозговой штурм». -Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой . Пенал Он мой – м. р . -Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р . -Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.

Слайд 6

ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ 1 группа: надписать род имён сущ. Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство. 2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода . 3 группа: определить род имён существительных. Пример: овёс – м. р. Понедельник, рассказ, вторник, отец, доска, басня, тыква, задача, сестра, пение, задание,молоко .

Слайд 7

Рефлексия. узнал научился Я задумался удивился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....