Методическая разработка Урока письма
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Методическая разработка проведения Урока письма для учащихся начальной школы по теме "Учимся писать письма, представлена на Всероссийский конкурс "Лучший урок письма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Всероссийский конкурс «Лучший Урок письма»
Номинация:
Выполнила работу
учитель начальных классов
МБОУСОШ №2
Федорченко Наталья
Анатольевна
г.Апшеронск -2012г.
Тема: Учимся писать письма.
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма;
- обеспечить у школьников развитие умений составлять личные письма;
- способствовать возрождению российской традиции эпистолярного жанра;
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к другим людям
Оборудование: : конверты и почтовый ящик (сделаны детьми на уроках труда), интерактивная доска, карточки разного цвета, слова-подсказки, алгоритмы, аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
Оборудование: конверты и почтовый ящик (сделаны детьми на уроках труда), сумка почтальона, интерактивная доска, карточки разного цвета, слова-подсказки, алгоритмы, кроссворд, аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прочитав слова на доске, подумайте, в чём их смысл?
- Совершенно верно вы говорите об огромной значимости слов в общении между людьми. Люди давным-давно научились пользоваться разными видами речевых жанров в различных жизненных ситуациях. Но, скажите, пожалуйста, когда легче высказать свои мысли: при личной встрече с человеком или на расстоянии?
- Конечно же, передать свои мысли, чувства при личной встрече гораздо проще. Но не всегда люди находятся рядом, а общаться хотелось бы.
-Отгадайте загадку:
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
-Что это? (Письмо)
- Назовите однокоренные слова к слову «письмо» (писать, письменность, написанный)
- А знаете ли вы, что письмо – слово многозначное? Давайте обратимся к толковому словарю.
Письмо – 1) умение писать;
2) система знаков, употребляемых для писания;
3) бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо.
2. Словарный диктант.
- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова, записываем в тетради.
1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письмо)
2) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес)
3) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт)
4) Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс)
5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон)
Ученики записывают слова, подчёркивают изученные орфограммы.
- Ребята, мы совсем забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.
- Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради).
- Но как приятно получить письмо, в котором будто находишься рядом с родным человеком, чувствуешь все его переживания, радости. А ещё письмо можно перечитывать и вновь переживать приятные чувства от общения.
3. Формирование новых знаний.
- Оказывается, написать письмо не так просто. Ведь надо учитывать для чего мы пишем письма, какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми.
- Давайте запишем с вами, для чего мы пишем письма (дети выходят к доске и мелками разного цвета пишут свои предположения):
- сообщить, оповестить;
- поздравить;
- извиниться;
- поделиться чувствами, впечатлениями;
- поблагодарить.
- Письма принято делить на 2 вида: деловые и личные. В связи с этим письма имеют разный стиль написания: деловой и художественный. Но все они подчиняются одному алгоритму написания.
(Алгоритм высвечен на интерактивной доске)
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
(Звучит песня «Вологда» муз. Б.Мокроусова, слова М. Матусовского)
- Ребята, нам на почте попалось такое письмо. Как вы думаете, что в нём не так?
Дети отвечают:
- Письмо не вложено в конверт, а значит, его информация доступна всем.
- На письме нет марки, а значит, письмо не оплачено и оно не дойдёт адресату.
- На письме не указан точный адрес получателя, а значит, письмо никуда не дойдёт.
(Ученик читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Почта»)
Письмо само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.
4.. Практическая часть
1. Ознакомление с правилами оформления конверта.
- Как письма доходят до адресата? Какой путь они проделывают? Кто должен потрудиться, чтобы наши друзья, родные получили наши послания?
- Что же такое почта?
Обратимся к толковому словарю.
Почта – 1) учреждение для пересылки писем, посылок, денег, газет;
2) пересылка, доставка чего-либо средствами этого учреждения
3) то, что доставлено этим учреждением.
- Вы бросаете письмо в почтовый ящик, и почта доставляет ваше письмо по адресу. Но, чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно подписать конверт.
Изучите памятку оформления конверта (сопровождается показом)
- Правильно и разборчиво напиши адрес того, кому отправляешь письмо:
- вначале название республики, области, края,
- затем название населенного пункта (города, села, деревни),
- далее название улицы (проспекта, переулка и т.д. )
- номер дома
- номер квартиры
- Правильно заполни индекс
- Напиши свой обратный адрес (откуда и от кого отправлено письмо), если адресат выбыл, письмо отправят обратно, сообщив тебе об этом.
- Попроси родителей, чтобы они проверили правильность заполнения конверта
2.Игра «Верный адрес»
На доске – карточки-слова: «город Апшеронск», «Краснодарский край», «дом № 24», «квартира 43», «ул. Ленина», Иванову Петру, «352690» и конверт. Необходимо правильно заполнить адрес получателя или отправителя.
(На доске высвечивается алгоритм-образец заполнения конверта)
- От кого Попова Ивана
- Откуда Краснодарский край, г.Апшеронск, ул.Ленина д.24 кв.43
- Индекс 352690
- Кому Иванову Петру
- Куда г. Астрахань ул. Космонавтов, д.37 кв.45
- 6.Индекс 450034
.
3. Работа в группах.
- Написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта. (Учитель назначает консультантов, которые будут проверять задания в группах.)
Задания для групп
1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.
Слова-подсказки: у меня к тебе большая просьба, очень прошу тебя, с приветом, заранее благодарен.
2. Напишите первой учительнице письмо-поздравление.
Слова-подсказки: поздравляю, разрешите поздравить, позвольте пожелать, дорогая, уважаемая, от всей души, от всего сердца, сердечно.
3. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Слова-подсказки: сердечно, от всего сердца, от всей души, очень благодарен, как я благодарен, большое спасибо, благодарю Вас за то, что…
4. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.
Слова-подсказки: дорогой, хочу рассказать тебе о, мы очень скучаем без тебя, напиши нам о, с нетерпением ждём ответа.
Запомните основные правила написания писем:
- Указывайте дату и место написания письма.
- Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
(У каждой группы есть слова-подсказки, по которым дети могут составить свои письма)
(Дети пишут письма личного характера, а в конце урока вкладывают их в конверты, подписывают конверт, но не запечатывают, т.к. на следующем уроке будут анализировать написанное. Все письма бросают в заранее приготовленный почтовый ящик)
5. Подведение итогов. Домашнее задание: написание письма по одной из конкурсных тем.
-Пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло нам на почту, написал герой рассказа А.П.Чехова – Ванька Жуков. Его письмо дедушка не получил, как вы и предположили. Но, чтобы с другими не случилось то же самое и письма всегда находили своих адресатов, давайте, восстановим памятку – правило заполнения конверта.
- О чем вы узнали на уроке? Что было особенно интересным? Сможете ли вы самостоятельно написать и отправить письмо?
ФГУП «Почта России» ежегодно проводит конкурс «Лучший урок письма», подведение итогов которого проводится 9 октября во Всемирный день почты. Вы тоже можете принять участие в этом конкурсе. Для этого нужно написать письмо по одной из предложенных тем. Помните, что оно должно быть правильно оформленным, интересным, эмоциональным.
Список литературы:
- С. Маршак «Почта».
- А. Чехов «Ванька».
- С.Ожегов «Толковый словарь русского языка».
- Песня Б. Мокроусов, М.Матусовский «Вологда».
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока письма в 1 классе по системе Л.В. Занкова.
Методическая разработка урока письма в 1 классе по теме «Упражнение в написании слов и предложений» по системе Л.В.Занкова...
Методическая разработка урока письма в 1 классе по теме «Повторение букв четвёртой группы. Отработка трех видов соединений.»
Урок письма "Повторение букв четвертой группы. Отработка трёх видов соединений". Урок разработан по технологии "Перспективная начальная школа"....
Методическая разработка "Урока письма" во 2 классе
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Урок письма"...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий
Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок построен на материале учебника "Английский в фокусе 4". Тема урока: "Письмо о друге...
Методическая разработка урока "Письмо заглавной буквы «Е»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Е».Предметные результаты формирование умений анализировать слова, воспринят...