рабочая программа 3 класс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
рабочая программа 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_fgos.docx | 82.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 178
2013 -2014 учебный год
г. Нижний Новгород
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года ;
- Учебного плана начального общего образования МБОУ СОШ № 178 г.Нижнего Новгорода на 2013-2014 учебный год;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 178 г. Нижнего Новгорода;
- Авторской программы «Русский язык» Иванова В.С. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательство Вентана-Граф, 2012 год).
В авторскую программу изменения не внесены.
Объем программы: Программа в 3 классе рассчитана на 170 часов.( 5 часов в неделю)
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Русский язык: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. –М.: Вентана-Граф, 2013г.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2012г.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Русский язык. 2-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В., Тетрадь для контрольных работ по русскому языку , Москва, изд-во Вентана-Граф, 2013 год
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Задачи:
- формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка;
- развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
- формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
- формирование навыков самоконтроля;
- формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Общая характеристика учебного курса.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель- познакомить учащихся начальной школы с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели –сформировать у учащихся начальной школы навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Уроки блока «Развитие речи» также реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Исходя, из уровня подготовки класса, считаю наиболее целесообразным следующее распределение часов по блокам:
- Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) - 65 часов
- Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 54 часа
- Блок «Развитие речи» - 35 часов
- Закрепление знаний, повторение пройденного, контрольные работы, диагностические работы – 16 часов
- Тема «Повторение изученного во 2 классе» – (входит в состав всех блоков, изучается в начале 1 четверти в течение 22 часов: уроки 1-22).
Место курса в учебном плане.
В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное — 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.
Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 часов в неделю (170 часов в год).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Формы контроля. Для отслеживания уровня развития у учащихся знаний и умений применяются следующие виды контроля:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тематические проверочные работы;
- комплексная итоговая проверочная работа;
Контроль за уровнем достижений учащихся проводится в форме письменных работ (диктантов с грамматическим заданием, контрольных списываний, тестовых заданий, контрольных словарных диктантов).
Средства контроля (система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания):
Стартовая работа | 1 |
Диктант с грамматическим заданием | 5 |
Контрольное списывание | 3 |
Контрольный словарный диктант | 4 |
Тематические проверочные работы | 2 |
Комплексные итоговые проверочные работы | 1 |
Итого | 16 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
II. Содержание курса русского языка в 3 классе
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).Повторение фонетики и состава слова. Повторение изученного во 2- 3 классе
(3 ч.)
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология (37ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 часов)
Содержание и результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе (170 часов).
Раздел | Содержание учебного курса | Планируемый результат по содержанию учебного предмета. Предметные умения | |
Научится | Получит возможность научиться | ||
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч) | |||
Фонетика и графика (3 ч) | Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова | различать, сравнивать, кратко характеризовать: -парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки; | -проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова |
«Орфоэпия» | Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | -определять в слове ударный/ безударный слог | -соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). |
Состав слова (морфемика).(4 ч) | Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. | выделять, находить: -в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку; | -самостоятельно проводить по предложенному в учебнике алгоритму разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); |
Синтаксис (18 ч) | Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. | различать, сравнивать, кратко характеризовать: -главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; выделять, находить: -грамматическую основу простого двусоставного предложения; -в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); решать учебные и практические задачи: -устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; -находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; применять правила правописания: -знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. | -находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение; -самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; -разбирать по членам простое двусоставное предложение; |
Морфология (37 ч) | Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. | различать, сравнивать, кратко характеризовать: -имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; выделять, находить: -собственные имена существительные; -личные местоимения 1, 2, 3-го лица; решать учебные и практические задачи: -определять род изменяемых имен существительных; -устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного; -задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; -определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению; | -устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова); -склонять личные местоимения; -различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
|
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч) | |||
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч) | Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение: -приставки, оканчивающиеся на з, с; -соединительные гласные о, е в сложных словах; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)[1]; -буквы о, ё после шипящих в корнях слов; -буквы и, ы после ц в различных частях слов; -суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк; -мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; -безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; -безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие; -буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; -безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных; -раздельное написание предлогов с личными местоимениями; -знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. | применять правила правописания: -приставки, оканчивающиеся на з, с; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); -буквы о, ё после шипящих в корнях слов; -буквы и, ы после ц в различных частях слов; -мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; -безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; -буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; -безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных; -раздельное написание предлогов с личными местоимениями; решать учебные и практические задачи: -безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов; -использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; -подбирать примеры слов с определенной орфограммой; -определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; | -применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах; -применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк; -применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие; -при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; |
«Развитие речи» (30 ч) | |||
«Развитие речи» (30 ч) | Устная речь.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Письменная речь Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов. | ||
Резервные уроки (25 ч) | |||
Правописание (20 ч) | |||
«Как устроен наш язык» (5 ч) |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе
Предметные результаты:
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:
Различать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
Выделять, находить:
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);
Решать практические задачи:
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
-составлять план текста (при помощи учителя);
Применять правила правописания:
-падежных окончаний имен существительных;
-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;
-падежных окончаний имен существительных;
- словарных слов, определенных программой;
-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
- освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
- воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
- сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
- сознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада-
- ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
- задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
IV. Программное и учебно – методическое оснащение
учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | |||||||||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Компонент образовательного учреждения | |||||||||||
3б | 5 часов | С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова Русский язык. Программа «Начальная школа XXІ века» Москва, изд-во Вентана-Граф, 2011 год Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Соответствует ФГОС (2009 г.) | Иванов С.В., Евдокимова А.О. Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.
| Иванов С.В., Евдокимова А.О. Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.
|
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Основные средства обучения:
Учебник «Русский язык. 3 класс» в 2 частях. Авторы Иванов С.В., Евдокимова А.О.,
Кузнецова М.И., Петленко Л.В.,Романова В.Ю.
- Дидактические пособия:
- Рабочая тетрадь «Пишем грамотно. 3 класс» в 2 частях. Авторы Кузнецова М.И.
- Тетрадь для контрольных работ по русскому языку .3 класс. Романова В.Ю., Петленко Л.В
- Контрольно-измерительные материалы по математике 3 класс.
Автор: Никифорова В.В.
- Методические материалы для учителя:
- Комментарии к урокам. Методическое пособие. Русский язык. Кузнецова М.И.,
Иванов С.В.,
- Методическое пособие. Русский язык. Контрольные работы, тексты, диктанты, изложения.2-4 классы. Авторы: Петленко Л.В., Романова В.Ю.
- Русский язык. Программа «Начальная школа XXІ века». Авторы: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова
- Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 класс. Авторы: В.Ю.Романова, Л.В. Петленко
- Электронные образовательные ресурсы:
- Интерактивное учебное пособие 3 класс, серия «Наглядная школа» (в двух частях)
- Программно-методический комплекс «Страна Лингвиния»
- Электронное приложение по русскому языку 3 класс.
- Технические средства обучения.
- Классная магнитная доска.
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Принтер.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела и темы | Примечание | |
По плану | Фактически | |||
1. | Повторяем фонетику | |||
2. | Правила написания большой буквы | |||
3. | Фонетический анализ слова | |||
4. | Правила переноса слов | |||
5. | Повторяем: текст, его признаки и типы | |||
6. | Фонетический анализ слова | |||
7. | Правила обозначения гласных после шипящих | |||
8. | Состав слова | |||
9. | Правописание безударных гласных в корне слов | |||
10. | Признаки и типы текста | |||
11. | Разбор слова по составу | |||
12. | Контрольная работа №1 «Повторение орфограмм корня» | |||
13. | Работа над ошибками. Повторяем изученные орфограммы | |||
14. | Правописание согласных в корне | |||
15. | Словообразование | |||
16. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | |||
17. | Текст и его заглавие | |||
18. | Разбор слова по составу и словообразование | |||
19. | Вспоминаем правописание суффиксов | |||
20. | Повторяем правописание приставок | |||
21. | Заглавие и начало текста | |||
22. | Предложение и его смысл. Слова в предложении | |||
23. | Виды предложения по цели высказывания и интонации | |||
24. | Последовательность предложений в тексте | |||
25. | Деление текста на абзацы | |||
26. | Главные члены предложения | |||
27. | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | |||
28. | Главные члены предложения | |||
29. | Учимся писать приставки. Контрольный словарный диктант №1. | |||
30. | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | |||
31. | Подлежащее | |||
32. | Сказуемое | |||
33. | Правило правописания согласных в корне | |||
34. | Сказуемое | |||
35. | Учимся писать письма | |||
36. | Второстепенные члены предложения | |||
37. | Контрольная работа №2 «Простое предложение» | |||
38. | Работа над ошибками | |||
39. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | |||
40. | Учимся писать приставку с- | |||
41. | Обстоятельство | |||
42. | Учимся писать письма | |||
43. | Определение | |||
44. | Повторение и закрепление. | |||
45. | Повторение и закрепление. | |||
46. | Учимся писать слова с двумя корнями. | |||
47 | Определение. | |||
48. | Запоминаем соединительные гласные О, Е. | |||
49. | Учимся писать письма. | |||
50. | Дополнение. | |||
51. | Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | |||
52. | Дополнение. | |||
53. | Учимся писать письма. | |||
54. | Однородные члены предложения. | |||
55. | Учимся обозначать звук Ы после звука Ц | |||
56. | Однородные члены предложения. | |||
57. | Контрольная работа №3 «Члены простого предложения» | |||
58. | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | |||
59. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |||
60. | Учимся писать письма | |||
61. | Однородные члены предложения. | |||
62. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
63. | Однородные члены предложения. | |||
64. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
65. | Учимся писать письма | |||
66. | Повторяем фонетику и состав слова. | |||
67. | Контрольное списывание № 1. Однородные члены предложения. | |||
68. | Работа над ошибками. Части речи. | |||
69. | Части речи. | |||
70. | Самостоятельные и служебные части речи. | |||
71 | Самостоятельные и служебные части речи. Повторение. | |||
72. | Контрольная работа № 4 «Правописание изученных орфограмм» | |||
73. | Работа над ошибками. Имя существительное. | |||
74. | Имя существительное | |||
75. | Имя существительное Повторение. | |||
76. | Учимся писать изложение. | |||
77. | Род имён существительных. | |||
78. | Род имён существительных. | |||
79. | Учимся писать изложение. | |||
80. | Имя существительное .Число имен существительных | |||
81. | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. | |||
82. | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. | |||
83. | Число имен существительных | |||
84. | Изменение имен существительных по числам | |||
85. | Изменение имен существительных по числам. | |||
86. | Учимся писать изложение. | |||
87. | Контрольное списывание № 2. Число имен существительных | |||
88. | Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. | |||
89. | Падеж имен существительных | |||
90. | Падеж имен существительных | |||
91. | Слова с удвоенными согласными в корне слова. | |||
92. | Учимся писать письма | |||
93. | Падеж имен существительных | |||
94. | Контрольная работа №5 «Части речи. Род и число имён существительных» | |||
95. | Работа над ошибками. Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных | |||
96. | Падеж имен существительных | |||
97. | Учимся писать суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-. | |||
98. | Учимся писать суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк- | |||
99. | Работа с текстом. Контрольный словарный диктант №2. | |||
100. | Склонение имен существительных | |||
101. | Учимся писать сочетания -инк-, -енк-. | |||
102. | Склонение имен существительных | |||
103. | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. | |||
104. | Контрольная работа №6. Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных» | |||
105. | Работа над ошибками. Работа с текстом. | |||
106. | Склонение имен существительных | |||
107. | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. | |||
108. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | |||
109. | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения. | |||
110. | Учимся писать изложение. | |||
111. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | |||
112. | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения. | |||
113. | Имена существительные собственные и нарицательные. | |||
114. | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. | |||
115. | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. | |||
116. | Учимся писать изложение | |||
117. | Способы образования имен существительных. | |||
118. | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения. | |||
119. | Способы образования имен существительных. | |||
120. | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения. | |||
121. | Контрольная работа №7 «Правописание безударных окончаний имён существительных» | |||
122. | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных. | |||
123. | Повторяем фонетику и состав слова. | |||
124. | Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. | |||
125. | Имя прилагательное. Контрольный словарный диктант №3. | |||
126. | Правописание окончаний имен существительных множественного числа. | |||
127. | Работа с деформированным текстом | |||
128. | Имя прилагательное. | |||
129. | Правописание безударных окончаний имен существительных. | |||
130. | Имя прилагательное. | |||
131. | Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие. Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | |||
132. | Качественные имена прилагательные. | |||
133. | Качественные имена прилагательные. | |||
134. | Изложение с элементами сочинения. | |||
135. | Контрольное списывание № 3. Правописание окончаний имён прилагательных. | |||
136. | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных | |||
137. | Правописание окончаний имен прилагательных | |||
138. | Краткая форма качественных прилагательных. | |||
139. | Правописание окончаний имен прилагательных. Контрольный словарный диктант №4. | |||
140. | Учимся писать сочинение. | |||
141. | Относительные имена прилагательные. | |||
142. | Правописание относительных имен прилагательных | |||
143. | Образование относительных имен прилагательных | |||
144. | Тематическая проверочная работа № 1.Имя прилагательное и его грамматические признаки. | |||
145. | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | |||
146. | Правописание относительных имен прилагательных. | |||
147. | Учимся писать сочинение. | |||
148. | Правописание относительных имен прилагательных. | |||
149. | Притяжательные имена прилагательные. | |||
150. | Правописание притяжательных имен прилагательных. | |||
151. | Повторение. Имя прилагательное. | |||
152. | Повторяем фонетику и состав слова. | |||
153. | Правописание краткой формы имён прилагательных. | |||
154. | Местоимение. | |||
155. | Личные местоимения. | |||
156. | Тематическая проверочная работа №2. Правописание изученных орфограмм. | |||
157. | Работа над ошибками. Местоимение. | |||
158. | Личные местоимения. | |||
159. | Правописание местоимений с предлогами. | |||
160. | Как изменяются местоимения. | |||
161. | Комплексная итоговая проверочная работа №8 | |||
162. | Работа над ошибками. Правописание местоимений. | |||
163. | Учимся писать изложение. | |||
164. | Как изменяются местоимения. | |||
165. | Изложение с элементами сочинения. | |||
166. | Повторение пройденного. | |||
167. | Повторение. Имя существительное. | |||
168. | Повторение. Правописание имён существительных. | |||
169- 170 | Работаем с текстом. Повторение. Правописание имён прилагательных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...