Неделя русского языка
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Предметная неделя родного языка проводится с целью совершенствования знаний по русскому языку, выявления знатоков русского языка, воспитания гордости за наш могучий русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka_nedelya_russkogo_yazyka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка
Цель: формирование уважительного, отношения к своей стране, ее людям, родному языку.
Задачи: проявлять интерес к родному языку;
иметь потребность обращаться к справочной литературе;
стремиться к совершенствованию своих знаний в области
родного языка;
выявление знатоков русского языка.
План недели русского языка
1 день. Открытие недели русского языка. Каллиграфический конкурс «Золотое перо»
2 день. Праздник пунктуационных знаков.
3 день. Олимпиада по русскому языку.
4 день. В мире слов. История фразеологизмов.
5 день. Закрытие недели. Награждение знатоков родного языка.
Праздник пунктуационных знаков.
Ведущий
При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации 10 знаков. Вы должны иметь представление о каждом из этих знаков.
- Что же это за знаки препинания?
(ответы детей)
- Все знаки препинания пришли сегодня на праздник. Встречайте их!
Давайте попробуем угадать.
Ведущий
Вечно думая над смыслом изогнулся коромыслом.
Дети.
Вопросительный знак.
(Выходит вопросительный знак)
Разные вопросы задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
- Зачем?
- Где?
- Куда?
- Какая?
- Отчего?
- О ком?
- Что?
- Кому?
- Который?
- Чья?
- Каким?
- О чем?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
Ведущий
А вот вторая загадка.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.
Дети
Восклицательный знак.
Правильно, ребята!
Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения в грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Не зря я от рождения противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!
Ведущий
Следующая загадка.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Дети
Точка.
(Выходит Точка).
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка – вывод прост
Это значит – точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
И хотя она твердыня
В книжке и в тетради
Без особого труда можно с ней поладить,
Если Точку не забыть, вовремя поставить.
Ведущий
А это что за гостья пришла к нам на праздник?
Дети
Божья коровка.
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлек.
- Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала долго она.
И наконец обнаружила… точку.
Божья коровка удивлена:
- Кто умудрился и, главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
(показывает на впереди стоящую Точку)
Ведущий
А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречаются нам не так часто.
Многоточие
Я – многоточие (пауза)
Обо мне сложены такие строчки.
Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками.
Двоеточие
Я – двоеточие (пауза).
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему.
Тире
Я – тире (пауза).
Лягу палочкой на строчку:
Проходите по мосточку.
(две пары детей представляют кавычки и скобки)
Кавычки
Мы – кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
Скобки
Мы – скобки.
Словам раскрываем объятия:
Ждем в гости вас, милые братья!
Ведущий
Вот и все наши гости. Прошу садиться.
Ученик (шумно вбегая).
- Что же это такое? Еще один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нем забывают в своих сочинениях.
Ведущий
Кого же мы забыли?
Кого не пригласили?
Клякса (девочка со спутанными волосами с табличкой на груди «Клякса» в фиолетовом платье).
А это вы не пригласили ту, о которой говорят:
Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку.
Ученик
Нет, нет! Так говорят ее враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались, о ком идет речь?
Дети
Речь идет о запятой.
Ученик
Да, да! Это – о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
Ведущий
А вот и явились запятые
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Заявили запятые:
Запятые
Мы – особы занятые
Не обходятся без нас:
Ни диктовка, ни рассказ.
Ведущий
Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям. Вот послушайте несколько историй.
Поход
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее:
Быть дома нельзя идти в поход.
Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?
Телеграмма
Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:
Делегация выезжает утром встречайте.
Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. Как вы думаете почему? Как можно понять ее.
Куда делся товарищ Петра?
Внимательно прочитайте два предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?
На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.
На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.
Почему во втором предложении встречающих стало меньше?
Куда делся товарищ Петра? Что с ним стало?
Ведущий
Каких только историй не бывает на свете.
Буратино
Телеграмма! Телеграмма!
Срочная телеграмма!
Здравствуйте, ребята!
Вот принес вам телеграмму от Незнайки.
Только не разберу, что здесь написано?
Телеграмма
ребя | доро | ? | здрав |
гие | та | ляю | вас |
с празд | зна | препи | ков |
ником | нания | по | ? |
Ведущий
Действительно телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?
Знаки
МЫ!
Все знаки хором читают текст телеграммы.
Дорогие, ребята! Поздравляю вас с праздником знаков препинания!
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять,
Никогда не забывать!
Буратино
Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе.
Шьет иглой портниха в строчку,
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
Ведущий
Ребята, какие знаки могут стоять в конце предложения? (. ? ! )
В зависимости от знака, какие бывают предложения?
Инсценировка.
Вопросительные
Сейчас, когда приду домой
Произнесет их мама:
«Ты дрался, да? Ты что немой?
Ну что молчишь упрямо?»
Повествовательные
Повествовать придется мне, и я скажу:
«Не дрался, не, свалился с дерева, и вот…»
Восклицательные
Тут папа в комнату войдет, войдет и скажет:
«Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!»
Какие предложения сказала мама? Мальчик? Папа?
Знаки препинания. Инсценировка.
Ведущий
У последней точки, на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак Восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
Восклицательный знак
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Ведущий
Притащился кривоносый Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы
Вопросительный знак
Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий
Тут сказало многоточие, еле глазками ворочая
Многоточие
Если Вам угодно знать, я важней, чем прочие:
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.
Ведущий
Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак
То есть как?
Ведущий
Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак
То есть как!!
Ведущий.
И сказала точка, точка-одиночка.
Точка
Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас!
Ведущий
Но права ли точка, точка-одиночка?
Что вы скажите в ответ? Всех важнее точка
Все дети (хором)
НЕТ!
ЗНАКИ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ,
ЗНАКИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ.
Использована литература:
Бетенькова Н. М. Занимательный русский язык 3 часть Предложение. Словосочетание. Текст. (учебно-методическое пособие для начальной школы) Иваново 1994 г.
В сценарии использованы стихи А. Шибаева, Т. Поляковой, А. Тетивкина
Познавательная игра-путешествие «За меткими словами и крылатыми выражениями».
Форма проведения: коллективная творческая игра.
Участвуют 4 команды по 5 человек.
Ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла?
Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология – наука о значении и происхождении слов и фразеология – наука о значении и происхождении устойчивых выражений.
Устойчивые выражения в литературе называются по-разному: фразеологические словосочетания, фразеологические единицы, фразеологизмы, фразеологические обороты, устойчивые словосочетания, устойчивые обороты, крылатые слова. Такие устойчивые обороты являются одним из лучших украшений речи. Их нельзя разрывать, они имеют одно целостное значение.
Например, нужно сказать, что мы очень рано встали. Для этого мы используем выражение чуть свет. Такое выражение называется фразеологизмом. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль. С одним только словом нос в нашем языке более 10 фразеологизмов: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, нос не дорос, повесить нос, крутить носом, клевать носом и др., а со словом рука имеется более 50 фразеологизмов: из рук вон плохо, мастер на все руки, сидеть, сложа руки, как без рук, прибрать к рукам, легкая рука и др..
Но если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, они проигрывают рядом с фразеологизмами, создающими яркий образ и особую выразительность.
Калачом не заманишь – никакими средствами не уговорить прийти.
Звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, никаких способностей.
Ждать у моря погоды – бездействовать, напрасно надеяться.
Откуда пришли к нам фразеологические обороты?
Одни возникли на основе наблюдений человека (Много снега – много хлеба), другие связаны с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, басен, загадок. Итак, отправляемся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
Спустя рукава. Засучив рукава.
Почему рукава называются так – это понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях «Спустя рукава», «Засучив рукава». Зародились эти выражения в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см.
Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получиться плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить.
Народ приметил это, стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
Козел отпущения
У древних евреев существовал такой обряд: в специальный день священник возлагал руки на голову живого козла, перенося на него тем самым грехи своего народа. После этого козел изгонялся в пустыню.
Таким образом, утвердился в нашей речи фразеологический оборот «козел отпущения», употребляющийся в смысле: человек, на которого всегда сваливают чужую вину, ответственность за чужие проступки, чужие обязанности.
Где раки зимуют
Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы и там зимуют.
На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставить раков из ледяной воды. Много времени уходило, прежде чем крестьянин наловит раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болелю. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Лиса Патрикеевна
Лиса – хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Это вы все знаете. А вот почему она называется лисицей, да еще в сказках и Патрикеевной, сейчас узнаете.
Лиса образована от ЛИС лисый – желтоватый, залисеть – пожелтеть. Следовательно, лисицей зверя прозвали за желтую шерсть. А откуда странное отчество Патрикеевна?
Давным-давно лет 700 назад жил новгородский князь Патрикей. И так он прославился своей хитростью, что имя Патрикей, стало равнозначным хитрец. И хитрая умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.
Клест
Внешность птицы может послужить основанием для ее названия. Таков клест.
Слово произошло от старинного русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (Кстати, от слова клестить произошло и слово клещи. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена)
Завтрак
Что за странное слово для обозначения утреннего приема пищи?
Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось очень много времени. Для этого нужно было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро и называлась, поэтому, завтраком. С рассвета нужно было идти на добычу новой пищи, некогда было ждать, когда приготовиться еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера.
Сейчас все изменилось. Завтрак можно приготовить за 10 минут. Но наш язык не захотел расставаться с этим словом.
Фразеологический зверинец.
- Назови названия животных
Голоден, как …(волк) Нем, как …(рыба)
Хитер, как …(лиса) Грязный, как …(свинья)
Труслив, как…(заяц) Упрям, как …(осел)
Здоров, как…(бык) Болтлив, как …(сорока)
Изворотлив, как …(уж) Колючий, как …(еж)
Надут, как …(индюк)
- Сказочные фразеологизмы.
Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
- Поди туда – не знаю куда,…(принеси то – не знаю что)
- Скоро сказка сказывается,…(да не скоро дело делается)
- Это все присказка,…(сказка будет впереди)
- Что ни в сказке сказать,…(ни пером описать)
- Определи, где выражение «ни пуха, ни пера» употребляется в переносном смысле.
Рано утром мама-квочка в класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись, не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера.
Через час, едва живой, петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле он со школьного двора.
А на нем и в самом деле нет ни пуха, ни пера.
Загадки-складки. «Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь
О них обычно говорят: водой …(не разольешь)
Мы исходили городок буквально вдоль и …(поперек)
И вот устали мы в дороге, что еле …(волочили ноги)
Товарищ твой просит украдкой списать ответы из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь …(медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес, …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут: от этой песни уши …(вянут)
5. Укажи фразеологизмы со значением «бездельничать», «обманывать», «быстро»
Сломя голову, сидеть, сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
6. Что это?
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (НОС).
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, о их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные (УШИ)
в) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ВЕТЕР)
6. Пословицы «шутят»
Пословица, тебя мы знаем, но не такою ты была:
Неужто буква озорная вновь чье-то место заняла.
- Два сапога – тара (П)
- Ус хорошо – а два лучше (М)
- Голод – не щетка (Т)
- Трус своей лени боится (Т)
- Жди у горя погоды (М)
- Один в золе не воин П)
- Толочь в ступе соду (В)
- Полк в овечьей шкуре (В)
- Торус кормит, а лень портит (Д)
- Нашла коза на камень (С)
- Первый клин комом (Б)
- Мы свми с ушами (С)
7. Закончи стихотворение. Назови устойчивые обороты и замени их одним словом.
Ежата-детки хоть куда! И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда в ежовых (рукавицах)
За обедом в разговоре лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал: друзья, не в своей …(тарелке) я.
8. Каким словом можно заменить все эти обороты:
Бить баклуши, гонять лодыря, сидеть, сложа руки, толочь воду в ступе.
Все эти обороты можно заменить одним словом …(БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.
В данном материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....
План проведения недели русского языка в начальной школе.
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. П...
"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")
Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...
"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка
Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...
Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.
Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....
Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка
Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...
Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)
На уроке развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы, прове...