Урок русского языка по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок закрепления знаний. Разработан в системе Л.В.Занкова для 4 класса, в соответствии с новыми ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 65.5 КБ |
obrashchenie.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 «Б» классе
по системе Л.В.Занкова
Тема: «Обращение».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
Обучающая:
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;
Развивающая:
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать креативные способности обучающихся
Воспитательная:
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в паре и группе с целью создания коллективного творческого продукта
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Дети, проверьте, все ли готовы к уроку русского языка. Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь, пожалуйста к ним, поздоровайтесь. Садитесь на свои места.
- Актуализация знаний.
- Ребята, проведём мыслительную разминку.
- Работа в программе «Learningapps» - упражнение на повторение падежей.
3. Постановка учебной задачи.
- Сколько в русском языке падежей? (6 падежей).
- Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)
- Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме.
- Какие вопросы можно сформулировать к теме урока?
Что такое обращение?
Как обращение выделяется в устной речи?
Как обращение выделяется на письме?
Какое место обращение занимает в предложении?
Является ли обращение членом предложения?
Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу.
- Возьмите, пожалуйста, опорный конспект и напишите тему урока. В информационной карточке поставьте знак «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. И знак «-» там, где вы не уверены. Отложите тетрадочки.
- Давайте спланируем нашу деятельность (работа со слайдом).
1. Что подлежит изучению? (обращение)
2. С чем будем работать? (с интонацией и знаками препинания)
3. Как будем работать? (наблюдать, делать выводы, работать в парах и группах)
4. Закрепление пройденного.
а) «Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити
Навек в благодарную память вплетём».
- К кому я обратилась? Назовите обращение (дети).
- Как вы догадались, что это обращение? (по интонации)
- Что такое обращение? (слово, которое называет того, к кому обращаются)
Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой, вопросом, предложением.
- Сделайте вывод, чем может быть выражено обращение?
Вывод: обращение может быть выражено именем существительным, нарицательным и собственным в именительном падеже.
б) - Обратимся к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите обращения (свет мой, зеркальце; царица).
- Полина, прочитай еще один отрывок.
Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Назовите обращение.
Какими чувствами окрашены обращения в данных примерах?
(1-ласково, уважительно; 2- досада, разочарование, злость)
- У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение может насторожить и даже обидеть.
- Что еще интересное вы заметили?
Работа в парах.
- Прочитайте предложения, отметьте галочкой те, в которых обращение выражено одним словом. Прочитайте. Найдите и назовите предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Прочитайте выразительно, выделяя обращение интоннационно.
Вывод: обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием (свет мой).
~ Физминутка ~
в) - Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)
- Расставьте нужные знаки препинания.
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам господа...
Выпросил дурачина корыто!
Здравствуй грозная царица!
Бабушка постой немножко…
Проверьте правильность выполнения задания — слайд.
- Посмотрите внимательно на предложения и сделайте вывод, какое место обращение может занимать в предложении?
Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.
Психологическая разминка (слайд) — табличка.
- Внимательно посмотрите на схемы предложений, закройте глаза и мысленно представьте себе их.
г) - Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).
- Проверим вашу гипотезу. В задании № 2 подчеркните грамматическую основу предложений.
Засмеялся Балда лукаво:
«Что это ты выдумал, право?
«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.
*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.
- Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение.
- Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.
1. Найти грамматическую основу;
2. прочитать и понять по интонации.
Вывод: Обращение не является членом предложения.
- Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.
- На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)
- Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.
- Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).
5. Самостоятельная работа.
1 вариант
1) Отметь предложение с обращением.
Иван Федорович, у нас будет урок труда?
В тайге водятся волки, рыси, медведи.
2) Расставь знаки препинания, обозначь О.
Приходи ко мне в гости Валя
3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.
…вы заготовили корм для пернатых друзей …
2 вариант
1) Отметь предложение с обращением.
В реке много окуней, плотвы, ершей.
Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?
2) Расставь знаки препинания, обозначь О .
Помоги мне Коля решить задачу
3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.
Расставь знаки препинания.
... ты кормил сегодня птиц…
- Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу друг друга. У кого возникли разногласия, давайте обсудим.
- Подведение итогов урока. Работа в группах.
- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки.
- Проверка: от каждой группы выходит ученик и озвучивает вывод (1 группа — 1 вывод, 2 группа — второй вывод, 3 группа — третий вывод).
7. Рефлексивный момент урока.
- Возьмите конспект и в информационной карточке оцените свои знания на конец урока. Поднимите руку, у кого прибавилось «+». Есть в классе ученики, у кого все плюсы?
- Ребята, как вы думаете, мы добились цели. Что новое узнали? Сказки какого автора помогли нам лучше усвоить тему?
«Читайте Пушкина, друзья,
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Добра и ласки».
- Какое обращение я использовала? (друзья)
- Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.
- Обратитесь к гостям (Например: Уважаемые гости, вам понравился наш урок?)
Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....