Урок на тему "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Галашина Нина Геннадьевна

Урок - обобщение материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

Неверово-Слободская муниципальная основная общеобразовательная школа,

Пестяковский район, д. Неверово-Слобода, ул.Центральная,д.3

Конспект урока русского языка

в 3 классе на тему «Имя существительное как часть речи»

Учитель: Галашина Нина Геннадьевна

Тип урока: комбинированный

Цель: пополнить, обобщить и  систематизировать  знания об имени существительном.

 Задачи:

Обучающая:

- пополнить, систематизировать и обобщить знания детей об имени существительном;

- определять грамматические признаки имён существительных;

- обобщить знания детей о роли существительных в предложении, тексте;

- поиск информации для открытия новых понятий (конкретные и абстрактные имена существительные).

 Развивающая:

- развивать коммуникативную компетентность учащихся;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение;

- формировать навыки рефлексии.

Воспитательная:

- воспитание учебной активности и интереса к предмету;

-формирование личностных качеств;

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, метод творческих заданий.

Формы: фронтальная,  индивидуальная, парная.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации.

                                                                            Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать имена существительные среди других частей речи;
  • распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, абстрактные и конкретные имена существительные
  • использовать алгоритм выполнения заданий

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • планировать результат обучения;
  • делать вывод по наблюдениям;
  • классифицировать слова по общему признаку;
  • обосновывать правильность выполнения задания

Личностные:

  • развитие способности оценивать свои знания и умения;
  •  развитие познавательного интереса к предмету;
  • формирование гордости за родной язык.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., М: «Просвещение» 2012 г., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  

дидактические материалы.

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к уроку.

Ключевые слова: абстрактные и конкретные

                                                                         Характеристика этапов урока

Этап урока

Время

(мин.)

Цель

Содержание учебного материала

УУД учащихся

ФО

У

Д

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мобили-зующий этап

1

Настроить учащихся на работу.

Приветствие учителя

коммуникативные

Ф

      Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте – все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Приветствие учащихся

Организация своего рабочего места

2. Мотивация познаватель-

ной деятельности

3

1

Подвести к созданию алгоритма действий и

развивать рефлексию зтапов урока.

Здоровьесбереже-

ние.

Составление плана урока

Регулятивные

коммуникативные

познавательные

Ф

Ф

   

Ф

- Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом.

 А теперь посмотрим на экран (Слайд 1), я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

             План урока

1.Определение темы и цели урока

2. Планирование.

3. Практическая часть (Повторение и изучение нового материала)

5. Физкультминутка

6. Закрепление (Осуществление контроля и коррекции знаний)

7. Рефлексия.

8.Домашнее задание.

У вас на столах лежат оценочные листы. Не забывайте после каждого этапа урока оценить себя по пятибалльной системе

1. Сейчас, как всегда, «Минутка чистописания», а перед ней разминка.

1. Покатайте карандаш по столу. Одной рукой, другой.

2. Возьмите карандаш в руки, покатайте его.

3. Возьмите карандаш пальчиками и пробегитесь по нему.

4. Вертолётик, в одной руке, затем в другой.

- Молодцы! Напишите в своих тетрадях  строчку с буквой К.

Ответы детей

Анализ информации

Читают план. Определяют порядок действий.

\

Выполняется пальчиковая гимнастика

« Разогреем ручки»

Далее ученики пишут заданную букву.

3.

Актуализация знаний

4

Помогать анализировать информацию и действия.

Консультировать

Проблемная ситуация

Регулятивные

коррекции

Познавательные

регулятивные

коммуникативные

Ф

И

Ф

 – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо).

-А мы можем прожить без русского языка?

-Значит надо открывать его новые тайны?

-Как это будете делать – самостоятельно, со мной или только я?

2.На экране (Слайд 2) слова с пропущенными безударными гласными в корне   земля   вода  девчонка   трава  копать

           Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

- Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)

- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?

Ответы

Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую (-ие) букву(-ы) у своего соседа.

Дети объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова.

Ответы.

4.

Определение темы и постановка цели урока

6

Помочь определить тему и цель урока.

Развивать коммуникативную компетентность.

Координировать деятельность учащихся при помощи презентации

Поиск информации.

Определение темы урока.

Проблемный вопрос

Учебный полилог на повторение изученного ранее

   

Постановка цели урока.

Практическая часть урока.

Регулятивные целеполагания

познавательные

коммуникативные

Ф

Ф

Ф

Ф

И

- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное) (Слайд 3)

- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)

- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Мы можем гордиться богатством словарного запаса нашего языка?  Посмотрите на текст (Слайд 4) и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи, и мы без нее обойтись не можем.

-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)(Слайд5)

- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы  кто? что?) Мы начнем создавать кластер по нашей теме?

Помогите мне!

- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. Назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь.

Делаем вывод:

                  Имя существительное

                    Очень удивительное.

                   На вопросы Кто? и Что?

                  Отвечать оно должно.   

Отвечают хором.

Работают с текстом на инт. доске и сами делают вывод.

Ответы.

Формулируют тему и цель урока.

Ответы.

Помогают

создавать кластер по теме.

Выполняют задание и делают вывод

Вывод детей.

Рефлексия.

5. Повторение.

6

 Обобщать и систематизировать знания. Направлять учащихся на определение этапов урока для самоанализа деятельности.

Работа по слайдам

Познавательные

регулятивные

коммуникативные

ИФ

-Начнём этап повторения. Постараемся повторить и систематизировать ваши знания при помощи разных заданий. Вспомним алгоритм выполнения заданий!

 1) Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

-  1 ученик ищет слова, отвечающие на вопрос: Кто? у интерактивной доски,

 -остальные записывают слова, отвечающие на вопрос: Что?

Допишите еще по одному слову в каждый столбик. (Сл.6)

- Давайте ещё раз вспомним, какие имена существительные отвечают на вопрос кто? какие на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные).

Хором проговаривают алгоритм.

Выполняют задание по алгоритму.

Вывод.

Рефлексия.

6. Изучение нового материала.

7. Физкультми

нутка.

8. Закрепление.

10

1

6

Познакомить учащихся с новыми понятиями имён существительных.

Здоровьесбережение

Развивать орфографическую зоркость, внимание и систематизировать знания об имени существительном.

Проблемный вопрос

Словарная работа.

Проблемная задача.

Познавательные

регулятивные

коммуникативные

Познавательные

регулятивные

коммуникативные

Ф

П

Ф

Ф

И

  1. А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет».

Прислала мне тётя печенья, конфет,

Варежки, шарф и горячий привет.

Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем.

Где же привет? Я смотрю с нетерпеньем

И с чем он? С грибами? С капустой? С   вареньем?

Наверное, мама привет этот прячет,

Чтобы остыл,- видно, очень горячий.

-Какое существительное у героя стихотворения вызвало такое затруднение? Почему? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительные абстрактные.

Повторите названия этих новых понятий.

2. Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (кто сможет, приведите по одному своему примеру)

Холодный - …(холод)

Дружный - …(дружба)

Снежный - …(снег)

Добрый - …(доброта)

Радостный  - …(радость) (Сл.7)

3.- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? – А что обозначают абстрактные имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

- А что обозначают такие имена существительные: пересказ, просмотр, бег…

- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только конкретные предметы, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства, .)

-Ребята, а это было нашей целью?

А сейчас отдохнём с пользой. Новая спортивная игра. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.

4. - На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило, какие существительные пишутся с большой буквы?

На слайде 8  написано 12 букв:

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.  (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)

- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вспомним, как называются такие существительные?  (собственные и нарицательные)

А эти понятия мы занесли в кластер?

Слушают

Ответы

Проговаривание хором.

Выполняют задания

Ответы.

Вывод с проговариванием.

Рефлексия.

Работа в тетради, проверка и коррекция

Вывод:


Консультировать

Самостоятельная работа

Проверка.

Познавательные

регулятивные

коммуникативные

Д

5. Учащиеся выполняют тест.

  1. Какое слово является именем существительным?

1) подвиг;  2) по;  3) подвинул;  4) подвижная.

  1. Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя;  2) ягода;  3) яблоко;  4) лимон.

  1. Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел;  2) синица;  3) летел;  4) небо.

  1. Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное;  2) береза;  3) тополь;  4) дерево.

  1. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко;  2) гриб;  3) ягода;  4) помидор.

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
  1. руки;  2) брюки;  3) ноги;  4) круги. (Сл.9-10)

Учащиеся выполняют тест и осуществляют проверку по ключу на слайде.10.

Рефлексия этапа.

9.Итоги урока

Рефлексия.

10. Домашнее задание.

6

1

Учитель консультирует

Работа с оценочными листами

Познавательные

регулятивные оценивания

коммуникативные

.

Ф

И

Д

- Обратимся к нашему плану. (Слайд1) Все пункты плана мы выполнили? Всё узнали об имени существительном?  Что еще нам осталось сделать по плану?

Подсчитайте количество баллов.

25-30 баллов      оценка 5

18-25 баллов       оценка 4

10-17 баллов       оценка 3

Рефлексия: Дети, как вы думаете, достиг ли цели наш урок? Почему?

-Я вспомнил……

-Я узнал   ………..

--Я научился………

                        Имя существительное, мы с тобой дружны!

                        Разные предметы называешь ты.

                        Очень удивительное - имя существительное.

                        Трудно будет без него, если пропадёт оно,

 Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять.

Ребята, а мы всё успели внести в кластер? (Нет) Эта тема следующего урока.

- Изобразите бутон розы.

- Кому понравился урок – распустите свой бутон.

- Кому не понравился урок – бутон остается не раскрытым.

- Благодарю всех за урок

-  Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать

Кто все понял на уроке, дома выполняет упр. 68.

Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.56.

Творческое задание: составить рассказ «Как родители падежи учили!»

  .

Нет. Это работа следующих уроков. Ответы детей.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Дети из своих ладоней строят бутоны.

Записывают дом. задания

Итого: 45 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Признаки имени существительного"

Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...