Имя прилагательное - часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мельник Надежда Сергеевна

Представленный урок я обозначила как урок – проект. Ученики определяют тему, ставят цель, планируют деятельность, занимаются исследованием понятий и в итоге получают некий «интеллектуальный продукт» (в данном случае модель определения имени прилагательного). Построение проекта «Имя прилагательное – часть речи» позволяет удачно раскрыть содержание изучаемого материала и подготовить базу для дальнейшего изучения темы в течение учебного года. Урок обеспечивает становление учебной самостоятельности детей. Детальность заданий, использование карточек, моделей направлено на то, чтобы действия учащихся были осознанными, логика работы понятна не только учителю, но и ученику. Обучение на уроке проходит в условиях сотрудничества детей друг с другом и учителя с классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon imya_prilagatelnoe.ppt2.37 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc636.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент  Слайд 2.

Урок русского языка. Настроимся на работу. Дружно хором прочитаем стихотворение:

Существительное школа

Просыпается глагол

 С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

- Садитесь, пожалуйста.

II. Мотивация к учебной деятельности  Слайд №3.

- С помощью ребуса определите, в каком городе мы сегодня побываем.

                                                             (части речи)

III.  Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

- Какие части речи вы знаете?

- Послушайте отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль»:

«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь? Котора дверь?

- Котора дверь! Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту…»

- Что скажете?

( дверь – это имя существительное)

- Что такое имя существительное? Дайте определение.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

-Дайте полную характеристику слову дверь

(дверь-имя существительное, отвечает на вопрос что? ж.р., ед.ч., нарицательное, неодушевленное)

- Можем ли мы также полно рассказать о прилагательном? (нет)

- Что мы знаем о прилагательном?  (часть речи)

IV.   Определение темы, цели и основных понятий урока Слайд №4.

 - Определите тему нашего урока (имя прилагательное).        

На доске появляется табличка «Имя прилагательное»

- Какую цель мы поставим перед собой? (больше узнать о прилагательном как о части речи). Учитель ставит табличку «часть речи».

- Сегодня мы построим еще один дом в городе Частей речи.

 - Давайте спланируем нашу деятельность, определив основные понятия урока, «кирпичики» из которых выстроим дом.

- Перед вами ряд слов. Найдите лишнее. Слайд №5.

      Большой, маленький, огромный, оранжевый.

(Лишнее слово оранжевый, т.к. обозначает цвет. Остальные слова  указывают на размер.  У этих слов разное значение).

                                 На боковой доске появляется табличка «значение»

- «Лишние» слова будем записывать в тетрадь. Откройте тетради, запишите слово «оранжевый».

Лестница, слушать, видеть, сеять

(Лишнее слово лестница – это имя существительное. Остальные слова – это глаголы).

- Что общее для остальных слов? (вопрос)                                                 табличка «вопрос»

- Запишите слово лестница.

Океан, город, месяц, береза

(Лишнее слово береза, т. к. оно ж. р.. Остальные слова  указывают на сущ., м.р.)

 табличка «род»

вокзал, минуты, улица, адрес,

(лишнее слово минуты - мн.ч., остальные слова  указывают на сущ., ед. ч.)

                                                                                                   табличка «число»

- Закройте тетради.  Посмотрите, что у нас получилось на доске.

Мы исследуем эти понятия относительно имени прилагательного.

V.   Построение проекта

1.  Значение и вопросы имени прилагательного

- Рассмотрим, какова роль имен прилагательных в речи? Слайд №6.

          -  …, прочитай, пожалуйста, отрывок:

«Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной…»

 - Понравились вам эти строчки? Полностью это стихотворение можете прочитать в

 сборнике «Времена года».  

-Какое время года описывает поэт?

- Какие слова вам помогли понять это?                  

- Какая часть речи помогла автору так красиво «нарисовать» осенний лес?

Попробуйте прочитать эти строчки без прилагательных.

Лес, точно терем

Стеной стоит

Над поляной.

- Что скажете?  (без прилагательных некрасиво, непоэтично)

- Имена прилагательные делают нашу речь выразительной. Признаки каких предметов они обозначают?

- Лес какой? Точно терем. А терем какой? (лиловый, золотой, багряный)

- Поляна какая? (солнечная)      

Стеной какой?  (веселой, пестрою)                                

- Что обозначает имя прилагательное?              

на доске ставим кирпичик – табличку «признак» 

- Эту часть речи можно назвать художницей.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

(хором со Слайда №7)      Какой? Какая? Какое? Какие?

 Ученик выходит к доске и ставит «кирпичики» с вопросами.                                 

 - Художник Левитан увидел и описал осень по-своему. Слайд №8.

- Поделитесь,  какие чувства и мысли вызывает у вас  и картина, и музыка?

 - Как художник не может обойтись без красок, так и русский язык не может обойтись без имени прилагательного.

-        Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от существительного живопись. Имена прилагательные делают нашу речь … (живописной).

Учитель предлагает ученице прочитать отрывок из творческой работы.

 «Осень накинула свою волшебную шаль. Золотая шаль была соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей, а если приглядеться, виделись в золоте разноцветные осенние листья и улетающие журавли».

Ученики выражают свое отношение к данному отрывку.

- Почему красиво, живописно?

(Ученики дают свои варианты ответов, в т.ч. «Автор использовала эпитеты»)

- Сделайте вывод: какова роль прилагательных в нашей речи.

Вывод: Имена прилагательные делают  нашу речь эмоциональной, выразительной, показывают наше отношение к тому предмету, о котором мы говорим.

2.  Род и число имени прилагательного

- Прочитайте слова, которые записали в тетради: оранжевый, лестница, береза, минуты.

- Что вы о них можете сказать?  (словарные слова)

- Какое новое? Какая это часть речи? Докажите.

 Поставьте ударение.  Подчеркните непроверяемые  безударные гласные.

- Чтобы понять значение этого слова обратимся к толковому словарю.  Слайд №9.                                                                          

Из словаря: оранжевый -  желтый с красным отливом, цвета апельсина. От французского слова «orange» - апельсин, от него же – оранжерея.

- Называйте, что я показываю, употребляя слово «оранжевый».

- Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь. Учитель показывает разные предметы оранжевого цвета: оранжевый апельсин, оранжевое детское платье, оранжевая формочка.

- Сверьте свою работу с тем, что написано на доске.

- Что вы заметили?  Обсудите в четверках. Сделайте вывод.

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам.

      ставим кирпичик  «изменяется по родам»

- Проверим наш вывод ещё раз.

- Устно составьте словосочетания: золотой (осень, сердце, ключик).

Физминутка «Клён»

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.

 Работа в паре по карточке №1:

- Прочитайте словосочетания, измените в них существительные по числу.

жёлтый лист –

осенний дождь –

перелетная птица –

- Что вы можете сказать? (пришлось изменить и имена прилагательные)

-  Прочитайте вслух, какие словосочетания получились.

 - Какой вывод мы можем сделать, как еще изменяются имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные изменяются по числам.  

ставим кирпичик  «по числам»

- От чего зависит род и число имени прилагательного? (от имени существительного)  

- Признаки рода и числа у прилагательных непостоянные, т.к. одно слово может быть в форме мужского, женского и среднего рода и мн.ч.                 

VI. Закрепление изученного материала

Вы узнали много нового. Попробуйте применить новые знания.

- Предлагаю понаблюдать, как автор использовал прилагательные в своём стихотворении. Слайд 10  (дети работают со стихотворением на карточке).

1.  Выразительное чтение стихотворения.

- Какое время года описывает автор?

- Какие слова и выражения вам помогли понять это?

2.  Предложите задание классу (ученики могут предложить задание, которое очевидно, остальные предлагает учитель).

  • Решить орфографические задачи.
  • Найти и подчеркнуть имена прилагательные. Слайд 11.

Признаки каких предметов они обозначают?

  • Рассказать о прилагательном грустный (лес)  (прил.,ед.ч., м.р.)

VII. Итог урока (рефлексия) Слайд №12.

-  Какую цель мы ставили в начале урока?  Удалось нам это?

-  Что новое вы узнали на уроке?

- Дети, посмотрите, мы построили дом, в котором живут имена прилагательные.

- Кто хочет рассказать об этой части речи? (с опорой на модель на доске или на слайде)

- А что таится за знаком вопроса, вы узнаете на следующем уроке.

VIII. Творческое домашнее задание (по выбору):

  1. Выполнить рисунок к четверостишию.

Осенние жёлтые листья

Украсили грустный лес.

Рябинушки красные кисти

 Ждут солнца с холодных небес.

  1. Сочинить стихотворение об осени, используя красивые прилагательные.

Слайд 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме:"Имя прилагательное - часть речи"

Технологическая карта урока русский язык в 1 классе с УУД по ФГОС с объяснением, что даёт ребёнку каждый этап урока. Прописана деятельность ученика. Методические приемы: беседа(метод организации учебн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Урок по русскому языку "Имя прилагательное-часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе "Школа России". Учебники под редакцией : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий по теме "Что такое имя прилагательное".Урок разработан...