Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке представлены различные виды работы по наиболее трудной теме русского языка 4 класса" Правописание падежных окончаний имен существительных". На уроке можно наблюдать групповую, фронтальную работу. Упражнения подобраны таким образом, что вся работа связана новогодней тематикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений»
Цели урока:
- совершенствовать умения решать орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных трех склонений
- формировать умения связной речи
-формировать коммуникативные умения
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка проблемы урока.
На доске записаны словосочетания:
Около елк …
На ладон…
По полянк…
На мороз…
От радост...
Для посылк...
Посмотрите внимательно на данные словосочетания, сформулируйте тему нашего урока.
- Почему вы так решили?
( окончания существительных в данных словосочетаниях безударные.)
Что нам для этого надо знать? Уметь?
Чистописание
Посмотрите еще раз на данные словосочетания.
Около елк …
На ладон…
По полянк…
На мороз…
От радост...
Для посылк...
Определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания. Они находятся в окончаниях имен существительных. (Это гласные и е )
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Что называют склонением?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
Словарная работа.
Определить склонение имен существительных:
Пальто , варежка, каток,природа, билет,валенок,декабрь.
Взаимопроверка .
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ
4. Этап совершенствования ЗУН по теме и изученным орфограммам.
1) Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.
Самостоятельная работа
Просклонять имена существительные:( см. памятку в учебнике)
1 группа 2 группа 3 группа
Хлопушка фонарь ель
Комментированное упражнение АЛГОРИТМ НА ДОСКЕ
Подумай : Докажи : 1. Склонение
2.Падеж
Около елк … 3. Проверочное слово
На ладон… 4.Окончание
По полянк…
На мороз…
От радост...
Для посылк...
Индивидуальная работа с карточками (3 человека)
— Поиграем на быстроту действия нашего алгоритма.
Буквенный диктант ( 1 уч-ся у доски)
Мы вместе вспомнили, как пишется безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверим сами себя, напишем небольшой буквенный диктант : До рощи, в чаще, к березе, о ели, в тиши ,с ветки, о волке.
5.Физминутка.
- Мы немного устали, давайте отдохнем. ( ученик проводит зарядку)
Песня «Елочка, елка» ( закройте глазки и представьте себе то, о чем поется в песне)
6. Контроль и самоконтроль. Работа в группах.( у детей конверт с заданием, в котором каждое предложение напечатано на отдельной полоске)
Работа с деформированным текстом:
Ребята долго ждали веселый праздник. |
Наступил конец декабря. |
В комнату внесли пушистую елку. |
В доме запахло смолой и свежестью. |
Стали наряжать лесную красавицу. |
На ветках появились хлопушки, флажки и другие елочные игрушки. |
На верхушке елки мальчики укрепили звезду. |
Елочка ожила. |
Как можно озаглавить этот текст? «Лесная красавица»
7. Этап проверки знаний и умений использования алгоритма.
А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.
1группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.
1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном , дательном и предложном падеже окончание – е. |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения № …., что (зачитайте это утверждение)
Воспользуемся для доказательства опорным словом__________________________
Р.п.___________________________________окончание ____
Д.п. ___________________________________окончание______
П.п. ___________________________________окончание_______
Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..
2 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. | |
2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения № …., что (зачитайте это утверждение)
Воспользуемся для доказательства опорным словом__________________________
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а другое утверждение будет неверным.
3 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения № …., что (зачитайте это утверждение)
Воспользуемся для доказательства опорным словом__________________________
Р.п.___________________________________окончание ____
Д.п. ___________________________________окончание______
П.п. ___________________________________окончание_______
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?
На доске появляется:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. – И - - И
Д.п. –Е - - И
П.п. –Е -Е - И
Эта таблица поможет вам лучше запомнить правило и применять его .
- Итог урока. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу?
- Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание окончаний существительных второго склонения в творительном падеже".
Соответствует ФГОС...
Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи
Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...
Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс
Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.
презентация "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В....
Презентация к уроку русского языка по теме "Род имен существительных" 2 урок
УМК Планета Знаний,3 класс...
Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".
Предмет: русский язык.Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».Класс: 3Цель: -формирование знаний о взаимосвязи имени...
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...