"Что такое имя существительное?"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Цель урока: введение понятия «имя существительное»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Планируемые результаты (предметные): формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь
Планируемые результаты (личностные и метапредметные):
Познавательные УУД: распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД: анализировать, делать выводы, сравнивать
Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни человека
Средства обучения: интерактивная доска, презентация по теме урока, кружки зеленого и красного цвета
Форма работы: фронтальная, самостоятельная, дифференцированная, парно-групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushch_vvedenie.docx | 21.12 КБ |
imya_sushch_vvedenie.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Название этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
Орг.момент | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов. Откройте ваши тетради и запишите число и классная работа, но сначала повторим правило посадки: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья мои, не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. | |
Минутка чистописания | - Отгадайте загадку: Прилетели галки в поле И уселись на снегу. Стану я учиться в школе Разобраться в них смогу. - Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами. Пп п п Помидор, капуста, огурец, петух(к какой группе слов относится?) - Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? - Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите. | -Буквы - Огурец – нет буквы П, петух – не овощ. |
Словарная работа | Словарь:овощи,ребята,собака,артист,девочка,мороз Какие опасные места находятся в данных словах? Поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Запишите у себя в тетради. | Овощи,ребята,собака,артист,девочка,мороз |
Актуализация полученных знаний | - Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? | -Наша речь состоит из предложений. -Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу |
Подготовка к основному этапу урока | - На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика. Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой. - Что обозначают слова каждой группы? - Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе ? - Такие группы слов (части речи) называются именами существительными. Сегодня мы рассмотрим эту тему. | 1 – предметы, 2 – признаки, 3 – действия - Предметы |
Усвоение новых знаний и способов действий | Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? - Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите. - Приведите свои примеры имен существительных. - Ребята, объясните как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет? - Хорошо! Послушайте загадку. Ее всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. - Что это? - Докажите: - Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? - Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные - Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках. - Приведите свои примеры. Упр.1 Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение У _________ высокий рост, У _________ пушистый хвост, У _________ крепки рожки, У _________ тонки ножки. У _________ толсты губы, А у _______ остры зубы. Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа! Слова: цыплёнок слон волк мартышка козлёнок лиса Подчеркните имена существительные. Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка) | Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот. Елочка Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика. Летом и зимой стоит елочка зеленая.
Одушевленные Неодушевленные |
Физминутка | Зайке холодно сидеть Надо лапочки согреть Раз – два, раз – два Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать Кто-то зайку напугал Зайка – прыг – и убежал | |
Первичная проверка понимания | Запишите слова в два столбика. Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни. По каким признакам вы делили слова? Почему? - Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? Запишите слова во множественном числе. ед.ч. волна ягода яблоня сова воробей бревно помидор чиж мн.ч. волны ягоды яблони совы воробьи брёвна помидоры чижи - Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? - Какой вывод можем сделать?
| 1 – ед.ч., 2 – мн.ч - Окончания слов - Имена существительные изменяются по числам |
Закрепление знаний и способов действий | Выполните самостоятельно. 1 столбик – записать одушевленные существительные ед.ч. 2 столбик – неодушевленные существительные ед.ч. 3 столбик – имена существительные мн.ч. После выполнения упражнения обменяйтесь тетрадями для проверки . | |
Обобщение и систематизация знаний | -Что такое имя существительное? - На какие вопросы отвечает? - В чем различия между одушевленным и неодушевленным предметом? - Что нового узнали об имени существительном? | |
Рефлексия | -Кто может сказать,чему он сегодня научился на уроке? -Проанализируйте свою работу на уроке, если вы поняли и узнали много нового поднимите зеленый кружок, если вам было трудно , то поднимите красный кружок. | |
Домашнее задание | ||
Оценивание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.
Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные
У _________ высокий рост, У _________ пушистый хвост, У _________ крепки рожки, У _________ тонки ножки. У _________ толсты губы, А у _______ остры зубы. Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа Слова: цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса
Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни
ед.ч . волн а ягод а яблон я сов а воробе й бревн о помидо р чи ж мн.ч. волн ы ягод ы яблон и сов ы воробь и брёвн а помидор ы чиж и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....