"Понятия о местоимении" фрагмент урока
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Фрагмент урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_goda_lyuba.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      3 группа          

                                                                        ТЕСТ

  1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+»

Местоимение – это:

а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;

б) часть речи, которая не называет предмет, но указывает на него;

в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

  1. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.

  1. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.

а) указывает на количество предметов;

б) называет предмет;

в) указывает признак предмета;

г) указывает на предмет, не называя его.

  1. Подчеркни в предложении местоимение и объясни свой выбор, дописав фразу.

   Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

Подчеркнутое слово является местоимением, потому что оно_______________________________________________________________

                                                                                     

                                                                                   3 группа

                                                                                         ТЕСТ

  1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+»

Местоимение – это:

а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;

б) часть речи, которая не называет предмет, но указывает на него;

в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

  1. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.

  1. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.

а) указывает на количество предметов;

б) называет предмет;

в) указывает признак предмета;

г) указывает на предмет, не называя его.

  1. Подчеркни в предложении местоимение и объясни свой выбор, дописав фразу.

   Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

Подчеркнутое слово является местоимением, потому что оно_______________________________________________________________

                                                                       

                                                                          3 группа                                                                                        

                                                                                ТЕСТ

  1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+»

Местоимение – это:

а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;

б) часть речи, которая не называет предмет, но указывает на него;

в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

  1. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.

  1. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.

а) указывает на количество предметов;

б) называет предмет;

в) указывает признак предмета;

г) указывает на предмет, не называя его.

  1. Подчеркни в предложении местоимение и объясни свой выбор, дописав фразу.

   Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

Подчеркнутое слово является местоимением, потому что оно_______________________________________________________________

                                                                              1 группа

Задание: вставьте пропущенные местоимения.

  1. Недавно ……… были в зимнем лесу.
  2. Вот на ветку дерева села ворона.  ……. громко закаркала.
  3. На другой ветке сидел воробей.  ……. чистил свои перышки.
  4. ……. любим наблюдать за птицами.  ……. помогают нам узнавать новое.

                                                             1 группа

Задание: вставьте пропущенные местоимения.

  1. Недавно ……… были в зимнем лесу.
  2. Вот на ветку дерева села ворона.  ……. громко закаркала.
  3. На другой ветке сидел воробей.  ……. чистил свои перышки.
  4. ……. любим наблюдать за птицами.  ……. помогают нам узнавать новое.

                                                           1 группа

Задание: вставьте пропущенные местоимения.

  1. Недавно ……… были в зимнем лесу.
  2. Вот на ветку дерева села ворона.  ……. громко закаркала.
  3. На другой ветке сидел воробей.  ……. чистил свои перышки.
  4. ……. любим наблюдать за птицами.  ……. помогают нам узнавать новое.

                                                           1 группа

Задание: вставьте пропущенные местоимения.

  1. Недавно ……… были в зимнем лесу.
  2. Вот на ветку дерева села ворона. ……. громко закаркала.
  3. На другой ветке сидел воробей. ……. чистил свои перышки.
  4. ……. любим наблюдать за птицами. ……. помогают нам узнавать новое.

                                                             2 группа

Задание: прочитайте текст. Замените повтор слов местоимениями.

     Лиса зимой мышкует -  мышей ловит. Лиса встает на пенек, чтобы подальше было видно. Слушает и смотрит, где под снегом пискнет и шевельнется мышь. Услышит лиса, заметит – кинется. Попалась мышь в зубы лисе.

                                                           

                                                             2 группа

Задание: прочитайте текст. Замените повтор слов местоимениями.

     Лиса зимой мышкует -  мышей ловит. Лиса встает на пенек, чтобы подальше было видно. Слушает и смотрит, где под снегом пискнет и шевельнется мышь. Услышит лиса, заметит – кинется. Попалась мышь в зубы лисе.

                                                           

                                                             2 группа

Задание: прочитайте текст. Замените повтор слов местоимениями.

     Лиса зимой мышкует -  мышей ловит. Лиса встает на пенек, чтобы подальше было видно. Слушает и смотрит, где под снегом пискнет и шевельнется мышь. Услышит лиса, заметит – кинется. Попалась мышь в зубы лисе.

                                                           

                                                                2 группа

Задание: прочитайте текст. Замените повтор слов местоимениями.

     Лиса зимой мышкует -  мышей ловит. Лиса встает на пенек, чтобы подальше было видно. Слушает и смотрит, где под снегом пискнет и шевельнется мышь. Услышит лиса, заметит – кинется. Попалась мышь в зубы лисе.

                                                            2 группа

Задание: прочитайте текст. Замените повтор слов местоимениями.

     Лиса зимой мышкует -  мышей ловит. Лиса встает на пенек, чтобы подальше было видно. Слушает и смотрит, где под снегом пискнет и шевельнется мышь. Услышит лиса, заметит – кинется. Попалась мышь в зубы лисе.

Учитель: Мокеева Любовь Николаевна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема. Местоимение как часть речи

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

Средства обучения:

учебник «Русский язык», 3 класс; Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева ; мультимедийная презентация «Местоимение как часть речи»; карточки с заданиями; тест.

Цель:

 дать представление о местоимении как о части речи и раскрыть его роль.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи.
  2. Формировать умение выделять существенные признаки и свойства местоимения
  3. Учить анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

  1. Развивать умение работать в группах
  2. Развивать восприятие, внимание. Логику. Орфографическую зоркость, мышление. Устную и письменную речь.
  3. Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность, умение работать в коллективе (привитие культуры общения).
  2. Формировать положительную мотивацию к обучению, учебному предмету, трудолюбию.

Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

- устанавливать существенные признаки и свойства местоимений;

- развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы.

 Регулятивные УУД:

    -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

        - определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

       - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты:

     - контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Перед организацией урока звучит музыка и дети оформляют у доски свои настроения «Смайлики»

  1. Организационный момент.

            Посмотрите на меня.

            Посмотрите на себя.

Подарите мне улыбку,

Добрый, нежный, светлый взгляд.

На сегодняшнем уроке мы покажем чудеса.

Поработаем совместно

Ты и я, он и она.

А сейчас, а сейчас наступил ваш звездный час.                  

Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

  1. Минутка чистописания (число, классная работа записаны в тетради)

- Определите закономерность следования букв. (Ответы)

- Продолжите запись с соблюдением соразмерности букв. (последняя буква переставлена на первое место)

ова              аов             вао                      

 

                                                                                   

                                                                   

                                                          (Слайд 1)

  1. Перед вами открылась чудная картина. Слышны звонкие голоса птиц. Но одна птица молчит и внимательно следит за вашей работой. Кто же это? Назовите слово-отгадку.                                                      (Слайд 2)

                                                      Зорок ее глаз.

                                                      Видит она след.

                                                      Тонок ее слух.

                                    Слышит она звук.                       (Сова)

- Как правильно записать это слово? Докажите.      (Слайд 3)

- Запишите слово по образцу (на доске образец написания слова, где 1 и 4 буквы взяты в росчерк)

- Сегодня слово  сова  поможет нам на уроке.

  1. Устно составьте распространенные предложения со словом сова …

Я вам предлагаю прочитать маленький рассказ, подготовленный молодым журналистом.                                                           (Слайд 4)

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.

- Вам понравился рассказ?

-Что-то в нем не так, есть недостаток.      (повтор слов)

-Какой? Как можно исправить?                  (заменить повторяющиеся слова)

-Отредактируем текст.

- С какого предложения начинается повтор слов?

- Назовите эти повторяющиеся слова.             (сова, сову)

- На какой вопрос отвечает слово СОВА?           ( на вопрос кто?)

- Что обозначает?            (одушевленный предмет)

- Каким словом можно заменить слово СОВА?                (словом ОНА)

- Называет ли слово ОНА этот предмет?

- А какую выполняет роль?       (заменяет предмет и указывает на него)

- Какой частью речи является  слово СОВА?           (именем существительным)

- Каким словом мы заменили слово СОВА?        (словом ОНА)

- На какой вопрос будет отвечать слово ОНА?              (на вопрос кто?)

Т.е. на вопрос данного имени существительного.

Прочитайте отредактированное второе предложение.

Отредактируйте третье и четвертое предложение и прочитайте.

Хором прочитаем весь отредактированный текст.

- Вместо какой части речи мы употребили выделенные слова?     (вместо имен существительных)                                          (Слайд 5)

- Эти слова заняли место имени существительного          (место имени)

- Какое название можно дать этим словам?                 (Слайд 6) местоимение

- Вы определили тему нашего урока.

- Что же такое местоимение? Что вы узнали о местоимении?          

                                                  (они не называют предмет, а указывают на него).

- Какие бы вы поставили перед собой цели?      (выставляются карточки со словами на доску)

Наблюдать     за местоимением в предложении

Развивать   речь

Упражняться в употреблении местоимений

                               Вот мы и построили лесенку успеха

  1. Работа по группам

- Предлагаю поработать по группам и в парах. У каждой группы, пары есть задания, которые нужно внимательно прочитать и выполнить правильно. Приступаем к работе.

         

           Проведем коллективную проверку с использованием сигналов                (Слайд 7)                                       (Слайд 8)                                    (Слайд 9)

Рефлексия: Что вы узнали? (после каждого ответа)

  1. - Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи, используя слова конверта.

Местоимение, часть, речи, которая, не называет, предметы,

 а только, на них, указывает.

Рефлексия: На уроке я узнал, что …

- Соотнесем свой вывод с выводом учебника.

  1. (Слайд 10)

- Еще раз повторим и закрепим правило.

- Какую роль играют в речи местоимения? (они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь, чтобы не было повторов слов в предложении, т.е они – как запасные игроки на футболе, как дублеры в театре).

  1. «Заморочки из бочки »                   (Слайд 11)

  - А сейчас я предлагаю заморочки из бочки Мудрой Совы. Готовы?

- За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?            (Слайд 12)

- К какому местоимению нужно прибавить слог ЛО, чтобы получился неодушевленный душистый предмет?   (Слайд 13)

- Когда руки бывают местоимениями?   (Слайд 14)

(Слайд 15    РЕФЛЕКСИЯ                       ответы на вопросы)

-Я очень рада что мы цели на уроке достигли.

Спасибо, ребята, за урок.      

(слайд 16 Спасибо за урок)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие технологическая карта урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмен...

Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»Учитель: Ершова Марина ИвановнаТема урока: “Общее понятие о предлоге”.Цель урока: расширить знания ...

Урок математики в 1 классе. Тема урока: Ознакомление с понятием сложения и вычитания.

Важной темой каждого концентра является тема «Действия над числами». В концентре «Десяток» - это «Сложение и вычитание». Смысл действий «сложение» и «вычитания» раскрывается на уроке, где осуществляет...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.

Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты. Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК

В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...