Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.
книга по чтению (1 класс) на тему
Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты. Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ни одного из указанного выше способов защиты. Т.е. мат – это шах, от которого нельзя защититься. Когда король одного из противников получает мат, игра заканчивается
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_mat._ponyatie_shah.docx | 364.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»
Республика Коми, г. Сыктывкар
Составитель: тренер-преподаватель по шахматам Камашева Э.Р.
Тема: Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.
Во время игры в шахматы фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, уходят с доски. Но есть фигура, которую нельзя снять, - это король. Король не имеет права ступить на атакованное поле, не может съесть защищенную фигуру. Раньше, когда короля атаковали, говорили «шах». Теперь, когда играют в турнирах, этого не делают. Если король атакован, необходимо его обезопасить.
ШАХ
Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты.
- Можно съесть фигуру, нападающую на короля, одной из своих фигур или пешек (диаграмма 1).
- Король может уйти на соседнее поле, свободное от нападения неприятельских фигур (диаграмма 2).
- Можно поставить между неприятельской фигурой, дающей шах, и своим атакованным королем свою фигуру – закрыться от шаха (диаграмма 3).
Диаграмма 1
Ход белых. На белого короля нападает черный ферзь. Есть королем его нельзя, потому что ферзя защищает ладья. А вот белым ферзем съесть черного ферзя можно.
Диаграмма 2
Белый ферзь нападает на черного короля. Съесть его король не может, не дает белый король, а вот отойти на поле d8 можно.
Диаграмма 3
Ход белых. На белого короля нападает черная ладья с поля н1. Отойти королем никуда нельзя, но можно закрыться ладьей на поле f1.
МАТ
Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ни одного из указанного выше способов защиты. Т.е. мат – это шах, от которого нельзя защититься. Когда король одного из противников получает мат, игра заканчивается (диаграмма 4, 5).
Диаграмма 4
На белого короля нападает черный ферзь. Съесть его король не может, потому что иначе окажется под нападением черного слона. На доске мат.
Диаграмма 5
На черного короля нападает белая ладья. Куда бы король ни сходил, везде на него будут нападать белые ладьи. А своих фигур, чтобы защититься, у черных нет. На доске мат.
Очень важно научиться определять, шах на доске или мат. Ведь в последнем случае игра считается законченной. А если на доске шах, то игра может продолжаться. Для этого учащиеся решают задачи, в которых определяют, есть ли какие-нибудь возможности защиты у атакованного короля.
Диаграмма 6
На черного короля напала белая пешка с поля g7. Смотрим первый способ защиты: могут ли фигуры черных съесть нападающую пешку. Ответ: да, черный слон может съесть нападающую пешку. На доске шах.
Диаграмма 7
Белая ладья нападает на черного короля. Съесть ее черные не могут, первый способ защиты отпадает. У короля нет возможных ходов, поэтому второй способ защиты тоже отпадает. Но на доске есть черный слон, который, встав на поле f8, перекроет линию, по которой белая ладья нападает на черного короля. Срабатывает третий способ защиты. На доске шах.
Диаграмма 8
Черная ладья с поля н1 нападает на белого короля. Ни один из трех способов защиты здесь не работает. На доске мат.
Диаграмма 9
Задача-ловушка. На диаграмме 9 нет нападения ни на черного, ни на белого короля. Значит, правильный ответ: здесь нет шаха и нет мата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"
Программа "Школа 2100". Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...
Урок русского языка 2 класс "Развитие умения различать предлоги и приставки".
Урок направлен на развитие умения различать приставки и предлоги, на составление алгоритма написания и проверки приставок и предлогов....
Развитие умения различать приставки и предлоги.
Использование ЭОР помогают повысить мотивацию обучающихся, создать проблемную ситуацию на уроке. Обучающиеся вовлечены в процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмен...
Конспект по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100» по учебникам Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Прониной О. В. «Русский язык». Тема «Развитие умения различать сложные и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые».
Данный урок проводится в 3 классе....
Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: · развитие умения различать сходные приставки и ...
Сущность понятия исследовательские умения.
Статья на тему; " Сущность понятия исследовательские умения."...
Сущность понятия «конструктивные умения» младших школьников.
Новые подходы к усвоению содержания художественного труда и изобразительного искусства, которые входят в образовательные области «Технология» и «Искусство», является одним из путей разработки личностн...