Памятка "Пиши правильно"
материал (русский язык) по теме
Памятки и правила по русскому языку для работы над ошибками. Очень удобно их использовать в 2 - 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_pishi_pravilno.docx | 134.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Запиши слово, укажи часть речи.
I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. + гл. Неопределённая форма (с вопросом). II. Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный и несовершенный), спряжение (у гл наст. и буд. времени). Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, лицо (у гл. наст. и буд. времени), число, род (для гл. прош. вр. ед.ч.) III. Член предложения.
Образец разбора:
посапывали3 – гл. I. мальчики (что делали?) посапывали Н.ф. – (что делать?) посапывать. II. Пост. морф. призн. : несов. вид, I спр.. Непост. морф. призн. : пр. вр., во мн.ч.. III. мальчики (что делали?) посапывали.
Как работать с памяткой
1. Найди свою ошибку в списке орфограмм.
2. Открой нужную страницу и повтори правило.
3. Сделай работу над своей ошибкой по образцу.
4. Запомни правило!
5. Старайся больше не допускать эту ошибку.
____________________________________
Орфограммы, отмеченные знаком *
для учащихся, изучающих русский язык углублённо.
Список орфограмм:
1. Пропуск букв, искажение слов, замена букв.
2. Прописная буква в начале предложения,
точка (.!?) в конце предложения.
3. Прописная буква в словах.
Большая буква в именах собственных.
4. Гласные и, а, у, е после шипящих ж- ш, ч- щ.
5. Правописание буквосочетаний чк, чн, нч,щн, нщ, чт.
6. Перенос слов.
7. Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.
8. Безударные гласные в корне слова, проверяемые
ударением.
9. Парные звонкие и глухие согласные.
10. Мягкий знак – обозначение мягкости согласных.
* Ь в конце слов разных частей речи.
11. Мягкий знак после шипящих в конце существительных.
* Ь после шипящих в конце слов разных частей речи.
12. Разделительный мягкий знак.
13. Разделительный твёрдый знак.
Запиши слово (имя сущ. в скобках) Укажи часть речи. (Устно: имя прилагательное – обозначает признак предмета)
I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. + прил. Начальная форма (вопрос) (ед.ч., м.р., И.п.) II. Постоянные морфологические признаки: разряд, полная или краткая форма. Непостоянные морфологические признаки: род, падеж, число. Помни! Во множественном числе им. прилагательные по родам не изменяются. III. Член предложения.
Образец разбора:
на белой3 (печке) – имя прилаг. I. на печке (какой?) белой Н.ф.- (он какой?) белый II. Пост. морф. призн.: - Непост. морф. призн. : в ед.ч., в ж.р. III. на печке (какой?) белой.
~~~~~
Запиши слово. Укажи часть речи . (Устно: им.сущ. – обозначает предмет).
I. Выпиши словосочетание с вопросом. Начальная форма (вопрос) ( И. п., ед.ч.) II. Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, склонение, род. Непостоянные морфологические признаки: падеж, род. III. Член предложения.
Образец разбора:
на печке3 – имя сущ. I. посапывали на (чём?) печке Н. ф. – (что?) печка II. Пост. морф. призн.: нариц.; неодуш.; 1 скл.; ж.р. Непост. морф. призн.: в ед.ч., в П.п. III. посапывали (где?) печ̣ке ̣
14. Двойные согласные
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб).
15. Двойные согласные нн, сс на стыке приставки и корня,
на стыке корня и суффикса.
16. Непроизносимые согласные в, д, л, т.
17. Правописание предлогов.
18. Правописание приставок.
19. Предложение. Предложения с союзами а, но, и.
20. Предложения с однородными членами.
21. Приставки.
Безударные гласные и согласные в приставках.
22. Сложные слова.
Соединительные гласные о, е в сложных словах.
23. Гласные в суффиксах существительных.
24. Гласные о, ё в корне слова после шипящих.
25. Гласные и-ы после ц.
26. Безударные падежные окончания существительных
(единственное число).
27. Безударные падежные окончания прилагательных.
28. Местоимение. Правописание местоимений с предлогом.
29. Безударные личные окончания глаголов.
30. Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного
числа.
31. Не с глаголами.
32. – тся и -ться в глаголах.
33. * Правописание наречий.
34. Состав слова. Морфемный анализ.
35. Синтаксический разбор предложения.
36. Звуко – буквенный анализ слова.
Фонетический разбор. Фонетика
37. Морфологический разбор имени
существительного.
38. Морфологический разбор имени
прилагательного.
39. Морфологический разбор глагола.
40. Части речи.
Гласных букв - 10 Гласных звуков – 6 | ||||||||
а [а] о [о] у [у] ы [ы] э [э] - гласные I ряда обозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют. я ё ю и [и] е - гласные II ряда обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют. | ||||||||
[. , а] [ .,о] [ . ,у] [ . ,э] [ .,и] я ё ю е и [й,а] [й,о] [й,у] [й,э] [й,и] | и – обозначает 2 звука только после разделительных Ь, Ъ | |||||||
я, ё, ю, е - обозначают 2 звука, если стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительных Ь, Ъ | ||||||||
Характеристика согласных звуков по звонкости – глухости | ||||||||
Парные согласные | Непарные согласные | |||||||
звонкие | б | в | г | д | ж | з | всегда звонкие | й л м н р |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | всегда глухие | х ц ч щ |
Запомни! Все глухие согласные есть во фразе: СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? – ФИ! |
Характеристика согласных звуков по твёрдости - мягкости | |
Парные твёрдые | [б п в ф г к д т з с л м н р х] |
Парные мягкие | [б, п, в, ф, г, к, д, т, з, с, л, м, н, р, х,] |
Непарные твёрдые | [ж ш ц] |
Непарные мягкие | [й, ч, щ, ] |
1. Запищи слово. Поставь знак ударения. 2. Определи количество слогов в слове. 3. Запиши транскрипцию слова. [ ] 4. Запиши букву и звук, который она обозначает на письме. 5. Дай характеристику звукам: Гласный : ударный или безударный. Согласный : парный по звонкости - глухости или непарный; звонкий или глухой. парный по твёрдости – мягкости или непарный; твёрдый или мягкий. 6. Укажи количество букв и звуков.
Образец: (на) печке – 2 слога; [ п, э ч, к, и ]
п – [п, ] – согл., парн. глух., парн. мягк. е – [э] – гласн. ударн. ч – [ч,] – согл., непарн. глух., непарн. мягк. к – [к,] – согл., парн. глух., парн. мягк. е – [и] – гл. безуд. 5 б., 5 зв.
Запомни! Дополнительные знаки: [ ] – ударный звук; [ ,] – мягкий согласный; [ ̅ ] – долгий согласный: класс [к л а с ].
Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни букву или слог, где была допущена ошибка.
Перепиши предложение или словосочетание с этим словом.
Образец: корзинка, кор-зин-ка.
На столе стоит корзинка.
Напиши предложение правильно. Придумай ещё одно предложение с таким же знаком препинания, запиши его. Подчеркни прописную букву и точку (.!?) в конце предложения.
Образец: Мальчики играли во дворе .
Вечером выпал первый снег.
Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву. Напиши ещё примеры (2-3 слова ) на это правило, подчеркни в них большую букву.
Образец: Мария, Николай Петрович Иванов.
собака Шарик, кот Матроскин, коза Милка.
Напиши слово правильно, подчеркни гласную вместе с шипящей. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: ежи, малыши, карандаши, ушиб.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения (главные члены). Дай характеристику предложению. Задай вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркни их. Над каждым словом укажи часть речи. Главные члены предложения
Подлежащее ----------------- | Сказуемое ======== |
кто? что? | что делает? что делал? ... |
Второстепенные члены предложения
Определение ~~~~~~~~~~ | Дополнение --- --- --- --- --- | Обстоятельство --- . --- . --- . --- . --- |
какой? какая? какое? какие? чей? | Вопросы косвенных падежей: И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Обстоятельство места: где? куда? откуда? времени: с каких пор? до каких пор? когда? образа действия: как? каким образом? каким способом? |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Главные члены предложения - это грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое.
Предложение может быть:
1. По цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Простое - с одной грамматической основой и сложное – с двумя или более грамматическими основами.
4. По наличию главных членов: односоставное (один главный член) и двусоставное (подлежащее и сказуемое).
5. По наличию второстепенных членов: распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (только главные члены).
6. Предложение может быть:
Осложнённое | Неосложнённое |
с однородными членами, вводными словами или обращениями | без однородных членов, вводных слов или обращений |
Сочетания пиши без мягкого знака.
Напиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило. Подчеркни сочетания.
Образец: точка, дочка, ночка, ручка;
ночной, точный, подручный, печной.
Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем раздели его для переноса.
Образец: поездка - 3 слога, по–езд-ка, по-ездка, поезд-ка.
Оленька –3 слога, О-лень-ка, Олень – ка.
Запомни! При переносе слов с двойными согласными нельзя оставлять или переносить две одинаковые согласные.
Образец: Ин-на, ал-лея, ран-ний.
Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре!
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши целую строчку слов. Подбери и запиши на второй строчке ещё 2-3 однокоренных слова.
Образец: огород, огород, огород, огород,
огород, огородный, огородик, огородный;
Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение!
Выпиши слово. Выдели корень. Поставь ударение, подчеркни орфограмму. Подбери к слову однокоренные слова, запиши проверочное. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.
Образец: трава – травы, река - реки.
Порядок разбора слова по составу: пробежк а
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание и основу.
2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
3. Укажи приставку. Назови слова с такой приставкой.
4. Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом
Наречия бывают с приставками: вдали, внизу, наверх.
Если наречие отвечает на вопрос как?, то на конце пишем о
чудесно, прекрасно, красиво, дружно, быстро, весело.
В наречиях после шипящих:
Под ударением о: горячо, хорошо, свежо
Без ударения е: тягуче, тише, реже
Если наречие оканчивается на ж, ч, ш + ь:
вскачь, сплошь, настежь, но уж, замуж, невтерпёж!
Выпиши наречие, выдели орфограмму по образцу, подбери ещё 3 наречия с такой орфограммой. Обозначь орфограмму графически.
Образец:
(как?) вкусно, тепло, светло, холодно, мрачно;
(где?) вверху, (откуда?) издалека, (куда?) вправо.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни орфограмму (парный согласный в слабой позиции). Запиши проверочное слово. Подчеркни согласную и гласную, стоящую за ней. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.
После мягкого согласного на конце слова пишется буква ь, например: ноль, моль, конь, лось.
После мягкого л в середине слова всегда пишется буква ь, например: мальчик, больной.
После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква ь, например: зорька, письмо, возьму. В других случаях буква ь не пишется, например: бантик (бант), трости (тросточка).
В случае затруднения следует обращаться к словарю. Например: песня (запомни!)
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: пальчик, письма, деньки.
Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Определи время (форму) глагола. Придумай ещё 2-3 глагола на это правило. Подчеркни мягкий знак. Определи форму глагола.
Образец: играет (что делает?) – наст. вр.;
играть (что делать?) – н. ф.;
заиграться (что сделать?) – несов.вид.
Выпиши глагол. Выдели окончание глагола. Определи лицо, время и число глагола. Подчеркни мягкий знак на конце. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: играешь - 2-е лицо, ед.ч., наст. вр.
Выпиши не с глаголом. Подчеркни частицу не. Приведи ещё 2-3 примера на это правило.
Образец: не торопись, не ленись, не болтай, не отвлекайся.
Исключения (запомни!): ненавидеть, невозмож
Не ошибись! Чтобы правильно написать слова с ь на конце, нужно определить, какая это часть речи.
Ь знак пишется: |
в глаголах в неопределённой форме (+ ся): лежать, сидеть, думать, сердиться, умываться |
в глаголах в повелительной форме (+ те): (ты) оставь – (вы) оставьте, (ты) сядь – (вы) сядьте Исключения: ляг, лягте |
в глаголах во 2-м лице ед. числа наст. времени: (ты) сидишь, дремлешь, посапываешь |
в глаголах во 2-м лице ед. числа буд. времени: (ты) поешь, поспишь, улыбнёшься, захрапишь |
в возвратных глаголах: (я) верчусь, (ты) вертишься, (вы) вертитесь |
в прилагательных перед суффиксом – ск- : февральский, апрельский, маршальский Исключение: январский |
в числительных: пять – пятьнадцать – пятьдесят – пятьсот шесть – шестьнадцать – шестьдесят – шестьсот десять – одиннадцать – двенадцать…двадцать…тридцать |
в наречиях: порознь, сплошь, врозь, прочь, наотмашь |
Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую в конце слова и мягкий знак (если он есть). Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: ночь – ж.р., мяч – м.р., дочь – ж.р. плащ – м.р.
Личные окончания глаголов:
Лицо | I спряжение | II спряжение |
Окончание | Окончание | |
1-е 2-е 3-е | -у (-ю) -ем (-ём) -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) -ет (-ёт) -ут (-ют) | -у (-ю) -им -ишь -ите -ит -ат (-ят) |
Выпиши глагол правильно, выдели в нём окончание и ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение (не забудь о глаголах - исключениях). Определи лицо и число глагола.
Образец:
пиш - гл., н. ф.–писать, I спр., 3 л., ед. ч.;
стро -гл., н. ф. – строить, II спр., 1л., мн. ч.;
бре - гл., н. ф. – брить, искл., I спр., 2 л., ед. ч.
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением. Спряжение глагола определяется по его неопределённой форме. Если у глагола безударное окончание, то действуй по алгоритму:
1) поставь глагол в неопределённую форму
что делать? | что сделать? |
2) определи, какая гласная стоит перед –ть:
не на -ить | на -ить |
3) определи спряжение глагола:
I спряжение: не на -ить | II спряжение: на -ить |
К I спряжению относятся все глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть + брить, стелить.
Ко второму же спряженью отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.
А ещё смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя!
пишется | не пишется |
в существительных женского рода 3-го скл. в И.п. и В.п.: брошь – ж.р., вещь - ж.р. | в существительных мужского рода 2-го скл.: меч – м.р., плач – м.р. |
в глаголах в неопределённой форме: лечь - н.ф. гл., испечь - н.ф. гл. | в существительных Р.п. мн. ч. 1-го и 2-го скл.: туча – нет (чего?) туч - сущ. 1 скл., мн.ч., Р.п.. плечо – с (чего?) плеч –сущ. 2 скл., мн.ч., Р.п.. |
в глаголах в повелительной форме: (ты) съешь–гл. в повелит. ф. | |
в глаголах во 2-м лице ед.ч. наст. и буд. времени: (ты) ешь – гл. 2л., ед.ч., н.вр. (ты) сядешь–гл.2л.,ед.ч.,б.вр. | в кратких прилагательных: хорош, пригож, могуч |
в возвратных глаголах: (ты) бьёшься –возвратный гл. | в предлогах: (про)меж |
в наречиях после ч, ж, ш: вскачь, невмочь, сплошь (кроме 3-х) | в наречиях -исключениях: Уж замуж невтерпёж! |
в частицах: лишь |
При произнесении слышен звук [й ,].
Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак и гласную, стоящую после него. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: воробьи, листья, соловьи, вьюга.
При произнесении слышен звук [й ,].
Выпиши слово, подчеркни разделительный твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни гласную после разделительного твёрдого знака. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: подъезд, объявление, съёмка, подъём.
Местоимение. Правописание местоимений с предлогом.
Местоимения бывают 1-го, 2-го и 3-го лица, ед. и мн. числа.
1-е лицо – я, мы.
2-е лицо – ты, вы.
3-е лицо – он, она, оно, они.
Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
К местоимению 3-го лица после предлога прибавляется
буква н, например: подошёл к нему.
Выпиши местоимение. Подставь подходящие предлоги. Между предлогом и местоимением поставь вопрос. Подчеркни предлог. Напиши местоимение с другими предлогами.
Образец: с (кем?) нами, за нами, перед нами.
Помни! Род, число и падеж прилагательного зависят от существительного. Безударные окончания прилагательных нужно проверять вопросом во всех падежах:
м. р. | ж. р. | ср. р. | мн. ч. |
какой? чей? | какая? чья? | какое? чьё? | какие? чьи? |
-ой, -ый, -ий | -ая, -яя | -ое, -ее | -ие, -ые |
Вместо вопроса можно применить вспомогательное слово: молодой (-ая, -ое, -ые).
Выпиши словосочетание с вопросом. Поставь ударение, выдели окончание прилагательного. Проверь окончание вспомогательным словом (устно). Определи род, число и падеж прилагательного.
Образец:
х
озером (как им ?) глубок им - прил., ср.р., в ед.ч., в Т.п.;
устно проверяю: молод ым (-им, -ым), Т.п..
Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.
Выпиши слово. Подбери однокоренные слова. Выдели корень, подчеркни двойные согласные. Напиши ещё 2-3 слова с двойными согласными.
Образец: класс, классный, масса, перрон, грамм.
Образец: ранний, длинный, лимонный, русский,
рассмотреть, рассмешить
Выпиши слово. Подбери несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Выдели корень. Подчеркни орфограмму.
Образец: местность – местный, место, поместье;
чудесный – чудесен, чудеса;
опасный – опасность, опасен;
прекрасный - прекрасен.
Окончание -е пишется у существительных 1-го скл. в Д.п. и П.п. и у существительных 2-го скл. в П.п.
Окончания -и, -ы пишутся у существительных 1-го скл. в Р.п. и у существительных 3-го скл. в Р.п., Д.п. и П.п.
Проверочные слова:
1-е скл. – земля | 2-е скл. – стол | 3-е скл. – степь |
Выпиши словосочетание с падежным вопросом, выдели окончание, определи склонение и падеж. Напиши проверочное слово в таком же падеже, поставь ударение.
Х Образец:
читали (о чём?) об улице - 1 скл., П.п. (о земл е );
х
читать о собрании - сущ. П.п., (на –ия)
Безударные окончания имён существительных (единственного числа) пишутся так же, как и ударные, если слова имеют одно склонение и падеж.
Запомни! Существительные на –ия, -ие, -ий склоняются особым образом!
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.
Выпиши слово. Выдели корень. Выдели орфограмму. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правил
Предлоги пиши отдельно от других слов, так как предлоги – тоже слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. У глаголов нет предлогов.
Выпиши слово и предлог. Поставь между ними вопрос и другое подходящее по смыслу слово. Предлог подчеркни.
Образец: в саду – в (каком?) саду, в городском саду.
Приставки (в-, у-, к-, с-, за-, от-, об-, при-, по, под-, из-, над- и другие) пишутся слитно со словом, между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.
Приставки з- в русском языке не существует.
Правописание приставок не изменяется.
Выпиши слово правильно, выдели приставку и корень. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Образец: написал, записал, списал, приписал.
Союзы пишутся отдельно от других слов. Перед союзами а, но всегда ставится запятая. Перед союзом и запятая не ставится.
Например: Ночью темно, а днём светло. Река узкая, но глубокая. Ира и Оля дружат давно.
Выпиши слова, между которыми стоит союз, подчеркни его. Придумай и запиши ещё словосочетание с таким союзом, подчеркни его.
Образец: собака и щенок, мама и папа.
светит, но не греет; цветёт, но не пахнет.
Гласные е –и в суффиксах существительных –ец, -иц
Если у сущ. м. р. при склонении -е выпадает, то пишется суффикс -ец, например: владелец – владельца.
Если у сущ. ср. р. окончание ударное, то пишется суффикс –ец, например: письмецо.
Если у сущ. ж.р. при склонении и сохраняется, то пишется суффикс -иц, например: красавица – красавицы.
Если у сущ. ср. р. ударение предшествует суффиксу, то пишется суффикс –иц, например: платьице.
Выпиши слово. Выдели часть слова, где допущена ошибка. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Выдели орфограмму.
Гласные о, е после шипящих в суффиксах сущ.
Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв о, е. Запиши ещё 2 слова с таким суффиксом.
Гласные е, и в суффиксах существительных –ек, –ик
Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв е, и. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.
Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами, а также, если они соединены союзами а, но, да(=но). Например:
Листья падали, кружились. ,
Листья не падали, а кружились. , а
Листья падали, но не кружились. , но
Листья падали, да не кружились. , да (= но)
Запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения. Например: Листья падали и кружились.
и и ,и ,и да (=и)
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного разделяются запятой. Например: Налетел ветер, солнце спряталось за тучи. [ _ _ ] , [ _ _ ] Налетел ветер, и солнце спряталось за тучи. [ _ _ ],и [ _ _ ]
Выпиши предложение правильно. Определи вид предложения: простое или сложное. Подчеркни грамматическую основу простого предложения или грамматические основы сложного предложения. Составь схему предложения. Подчеркни знаки препинания и союзы (если есть) в предложении и в схеме.
Снег таял, и лёд на реке покрылся тёмной водой.
[ __ __ ] , и [ __ __ ]
Правописание приставок нужно запоминать.
Приставки с буквой а : за-, на-, над- .
Приставки с буквой о : о-, об-, обо-, от-, ото-, по-, под-,
подо-, со-, до-, про-.
Остальные приставки: в-, с-, у-, вы-, пере-, при-, пре-,
предо-, разо-.
Выпиши слово, выдели приставку. Поставь ударение. Напиши ещё 2-3 слова с этой приставкой. Подчеркни букву в приставке, которую нужно запомнить.
Образец: прибежал, пришёл, приехал, прилетел;
подъехал, подбежал, подлетел, подписал.
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную. Напиши ещё 2-3 сложных слова.
Образец: пароход, самолёт, пулемёт, свежемороженый,
пешеход, птицефабрика.
Если хочешь научиться безошибочно писать,
Постарайся шаг за шагом все этапы выполнять!
1. Поставь в слове ударение.
2. Найди ошибкоопасное место. Определи, в какой
части слова оно находится.
3. Если орфограмма:
в приставке выучить или посмотреть, не перепутал ли ты предлог и приставку ? Орф.: 17,18,19 | в корне проверить или посмотреть в словаре Орф.: 7, 8, 9,16,24 | в суффиксе запомнить или спросить у учителя Орф.: 23 |
в окончании определить часть речи
Орф.: 26, 27, 29 |
4. Подбери нужное правило. (Запомни!)
5. (Важно!) Обозначь орфограмму графически.
Самостоятельные части речи
Имя существительное | кто? что? | В предложении может играть роль подлежащего, именного сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства |
Имя прилагательное | какой? какая? какое? | В предложении может выступать в роли определения и именного сказуемого |
Имя числительное | сколько? | В предложении обычно бывает подлежащим, дополнением или определением |
Местоимение | Слова – указатели вместо имён | В предложении бывает подлежащим и дополнением (как сущ.), определением (как прил.), обстоятельством (как наречия) |
Глагол | что делать? | В предложении обычно является сказуемым |
Наречие | как? когда? где? | В предложении обстоятельство |
Служебные части речи
Предлоги | Союзы | Частицы |
Служат для связи слов в предложении, никогда не стоят перед глаголом | Служат для связи слов и, да (= и) а, но, да (= но) или, чтобы, если, что | Служат для отрицания -не, -ни Служат для изменения форм: -бы, -ли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь. Пиши правильно
Урок риторики...
Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"
С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Протоколя родительских собраний на тему Жизнь дается один раз, Содержание курса основ религиозных культур, Правильная организация дня, правильно ли питаются ваши дети?
Протоколы даны вместе с разработками родительских собраний....
Питайся правильно! Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» Стаж работы в программе 5лет.
Из опыта работы классного руководителя ....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"
Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...