Урок по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени».
Цель урока:
познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.
Задачи:
- Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.
- Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
- Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.
- Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Рисовать, бегала, играть, летать.
- Что общего у этих слов? (Глагол) Докажите.
Значит, объектом исследования – глагол.
Какое слово лишнее? Почему?
Итак, предмет исследования – прошедшее время.
- Какая отличительная черта есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс –Л-)
- Давайте сейчас пропишем эту букву.
3. Минутка чистописания.
- Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.
- Посмотрите, как вы прописали. Если вам понравилось, поставьте себе +.
4. Повторение. Актуализация знаний.
Объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
3 человека работают у доски (выписать глаголы по временам, подчеркнуть орфограммы)
- А мы, ребята, выполним тест. ( У ребят карточки обратной связи с буквами)
Тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
А) предмет
В) действие предмета
2. Глаголы отвечают на вопросы:
А) Что делать? Что сделать?
В) Кто? Что?
3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
А) Что делает? Что делают?
В) Что делала? Что делали?
4. Глаголы изменяются по:
А) падежам
В) временам
5.Каким членом предложения бывает глагол:
А) сказуемым
В) подлежащим
6. У какого глагола нельзя определить время:
А) светил
В) желать
Ну а теперь, кто расскажет всё, что мы знаем о глаголе.
Проверку ребят у доски проводят ученики по ходу работы.
5. Словарно-орфографическая работа.
2 4 5 83 1 6 7
ВРКЬЕСАТ
- Какое слово получилось?
Давайте его исследуем.
- Сколько букв в этом слове, а сколько звуков? Почему?
- Можете вы мне назвать орфограмму в этом слове.(Безударная гласная)
- Можно ли её проверить?(Нет)
- Это новое словарное слово. Запишем его в тетрадь. Выделим орфограмму.
- С точки зрения лексики, что означает слово СВЕРКАТЬ? (……)
- А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь.
СВЕРКАТЬ - ярко блестеть, сиять переливчатым светом.
- Придумайте предложение с этим словом.
- А вот как использовали это слово великие писатели в своих произведениях.
На темной лазури сверкает гряда облаков разноцветных. И. Никитин.
В руке его сабля сверкала. А.С.Некрасов.
Белый снег сверкает синим огоньком. И. Никитин.
- Запишем третье предложение в тетрадь и разберём его.(1 ученик у доски)
- У слова сверкать есть ещё одно значение
СВЕРКАТЬ - 2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть (обычно о глазах). Глаза сверкают гневом. В глазах сверкает радость.
-В прямом или переносном значении употреблено здесь слово сверкать? (переносном)
- А ещё слово СВЕРКАТЬ означает – блестеть при быстрых повторяющихся движениях. Голые ноги сверкают.
- В русском языке встречается такой фразеологический оборот с этим словом.
Только пятки сверкают . - Что означает это выражение?( так говорят о быстром беге).
Запишите выражение в тетрадь.(Поставьте ударение в слове, подчеркните орфограмму)
С точки зрения морфологии, что вы можете сказать, о глаголе сверкать?
- А теперь давайте изменим слово СВЕРКАТЬ по временам: н.в., п.в., б.в. (записать в тетрадь) Поставьте плюс на полях, если считаете, что выполнили правильно.(Самопроверка)
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Какую безуд. гласную написали в этих словах? (е) Запомните написание этого слова.
6. Постановка темы и целей урока.
Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения.
- Снег сверкал .
- Солнце сверкал .
- Заря сверкал .
- Огни сверкал .
- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?
Что необходимо знать о глаголах прошедшего времени?
Как изменяются.
По опорным словам сформулируйте тему исследования.
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени.
- Какова цель нашего исследования? (Выяснить, как изменяются глаголы прошедшего времени)
- Ваши предположения, как могут изменяться глаголы прошедшего времени?
- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.
7. Исследование (работа в паре)
- У вас на столе лежит таблица для исследования.
Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.
Глагол | Прошедшее время | |||
Мужской род он | Женский род она | Средний род оно | Множественное число (они) | |
Петь Играть Рисовать Убежать |
Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.
Таблица
Ед.ч. | Мн.ч. | ||
М.р. | Ж.р. | С.р. | |
л | л -а | л -о | л -и |
- Подтвердилось ли наше предположение, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам? Какая часть слова изменялась у глаголов прошедшего времени?
Вывод:
Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, как пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.)
- У глаголов прошедшего времени есть суффикс …(Л)
- Прочитали правило в учебнике с.65. Сравнили.
- Как же изменятся предложения?
(Появляются окончания глаголов.)
- Снег сверкал .
- Солнце сверкал о .
- Заря сверкал а .
- Огни сверкал и .
Запишите в тетрадь. Определите род и число. У какого глагола не смогли указать род? Почему?
ФИЗМИНУТКА (игра: если глагол м.р.- прыгаем, ж.р.- подымаем вверх руки, ср.р. – приседаем)
- Что вам помогало определять род глаголов прошедшего времени?
8. Закрепление.
- А теперь выполним самостоятельную работу. Писать на карточках.
1 уровень.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
- Дерево стоял…
- Лодка плыл…
- Мальчики бежал…
2 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:
Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.
- Вода ……………
- Яблоки …………….
- Человек ……………..
3 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.
- Ножницы ……………
- Ребёнок ……………
- Радио ……………
(Самопроверка +)
- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
(Глаголы в единственном числе изменяются по родам, а во множественном – нет.)
Идёт
Играет
Бежит
Гремит
- Определите время глаголов.( н.в.)
- Можем ли мы определить род? (Нельзя определить.)
Вывод: глаголы настоящего времени не изменяются по родам.
Убежит
Пойдёт
Возьмёт
Улетит
- Определите время глаголов. ( б.в.)
- Попробуйте определить род. (Нельзя определить.)
Вывод: глаголы будущего времени не изменяются по родам.
Общий вывод: Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
9. Итог урока.
1. Тест. (на карточках) обведите букву с правильным ответом. Самопроверка + (Молодец)
2. Творческая работа: устно составить текст о весне использую глаголы прошедшего времени. (Наступила, начал таять, потекли, проснулся.)
- Знания на уроке мне помогли…
10. Домашнее задание.
На выбор:
- Упр. 407.
- Определить время и, если возможно род, у выделенных глаголов.
2) Написать мини-сочинение о прошедшей зиме, используя глаголы прошедшего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к уроку русского языка 4 класс "Глагол прошедшего времени"
презентация, игра-тест...
урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс
Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...
Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени
Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Глаголы настоящего времени" 3 класс "Перспектива".
Глаголы настоящего времени....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Глаголы прошедшего времени" 3 класс "Перспектива".
Глаголы прошедшего времени...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Глаголы будущего времени" 3 класс "Перспектива".
Глаголы будущего времени...