Урок русского языка "Неопределенная форма глагола" 4 класс
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Яруллина Ольга Николаевна

 

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цели:

Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?

Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую  и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus._yaz.doc71.5 КБ
Файл n.f._gl.1.rar2.64 МБ
Файл n.f._gl._3.rar2.19 МБ
Файл n.f.gl_.2.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределенная форма глагола.

Учитель: Яруллина Ольга Николаевна,                                                    лицей № 273 им. Л.Ю.Гладышевой, 4 класс.

Цели:

Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?

Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую  и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Ход урока: ( слайд 1 )

I. Организационный момент. ( слайд 2 )

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

Прозвенел звонок весёлый. ( слайд 3 )

Мы начать урок готовы.      

Готовы слушать, рассуждать  

И  друг другу помогать.

II. Чистописание. ( слайд 4 )

- Первое задание для чистописания.

Отгадайте мою загадку.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Г г га го гу ги газета, гамак, глобус, Галя. ( слайд 5 )

Гена гладит голубой галстук.

III. Словарь.

1) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета ...).  (багаж ) ( слайд 6 )

2) Он огромный, городской,

Часто он с одной трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. ( завод ) ( слайд 7 )

3) Есть в квартире молодец –  

 Математик и мудрец.

 Постоянно круглый год

 Точный счёт он дням ведёт.

 Вот и сейчас его, как в старь,

 Называют …( каклендарь ) ( слайд 8 )

4) Это громкий инструмент,

Гвоздь вбивает он в момент.

Вечером ты им не бей,

Всех соседей пожалей. ( молоток ) ( слайд 9 )

5) Искры сыплются салютом,

Над проспектом слышен звон.

Это едет по маршруту

Электрический вагон.

Были б рельсы, провода –

Нас прокатит без труда. ( трамвай ) ( слайд 10 )

6) Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит … ( шофёр) ( слайд 11 )

7) Здесь мы овощи сажаем,

Грядки полем, поливаем.

Не ленись и не зевай,

Чтобы вырос урожай. ( огород ) ( слайд 12 )

8) Пространственный промежуток, разделяющий два объекта.

( расстояние ) ( слайд 13 )

9) Как называется утренняя еда?

А  Т  К  В  А  З  Р

Шифр:

6  1  4  2  7  5  3   ( завтрак ) ( слайд 14 )

10) Прочитайте зашифрованное слово:

Р  И  Н  Е  Ж  Н  Е

Шифр:

2  6  5  7  3  4  1 ( инженер ) ( слайд 15 )

IV. Актуализация знаний о глаголе.

Интервью.  ( слайд 16 )

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Интересная часть речи
В русском языке живет
Все что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (
глагол)

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

- Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».  ( слайд 17 )

V. Актуализация знаний.  (составление схемы ) ( слайд 18 )

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные на доске слова: ( слайд 19 )

      Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Распределите данные слова по временам.

        п.в.                      н.в.                      б.в.

(1 у доски, остальные на листочках)

-Проверяем. ( слайд 20 )

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы? ( слайд 21 )

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( слайд 22 )

VII. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? ( слайд 23 )

VIII. Физкультминутка для глаз.

 «О чём идёт речь?» ( слайд 24 )

Учитель: Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.

Ученик: Речь идёт о глазах.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз  ( слайд 25 )

IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный». ( слайд 26 )


Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют окончания: - ти,  - ть

                       и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ? ( слайд 27 )

- Откройте учебники на стр. …., прочитайте вывод. ( слайд 28 )

Такие глаголы имеют 3 названия

                       Начальная форма глагола

                                           

                                               

                        Неопределённая форма глагола

                                       Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?  ( слайд 29 )

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

X. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)  ( слайд 30 )

  • Зарубить на  носу; - запомнить
  • Клевать носом; - дремать
  • Пропустить мимо ушей; - прослушать
  • Вставлять палки в колёса; - мешать
  • Делать из мухи слона; - преувеличивать
  • Обвести вокруг пальца; - обмануть
  • Держать язык за зубами. – молчать

Замените фразеологизмы глаголами  неопределенной формы.

кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»? ( слайд 31)

Значение фразеологизма: в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

XI. Игра «Кто самый внимательный» ( слайд 32 )

Учитель: Сейчас мы проверим, кто из вас очень внимательный. Я буду читать слова, а вы, если это имена существительные, то хлопаем в ладоши, а если глагол – приседаем. Будьте внимательны.

Слова для игры: солить, опасность, область, усталость, дрожать, совесть, скатерть, кататься, радость, написать, трудность, локоть, окрестность, местность, встретить, грусть, бродить.

XII. Задания на закрепление материала.  Упражнение « А я скажу по – другому»  ( слайд 33 )

Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:

  • выходить на встречу – встречать;
  • мыть лицо – умываться;
  • одержать победу – победить;
  • лить слёзы – плакать;
  • говорить неправду – врать, лгать;
  • снять пальто – раздеться.

XIII. Игра «Добавь словечко». 

Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (глагол в неопределённой форме).

В школу чтоб не опоздать

Надо нам пораньше..............вста
ть

Чтобы чистыми нам быть

Руки и лицо …...................помы
ть


Чтобы на каток пойти

Надо нам коньки................най
ти

Посадила мама в печь

Пироги с капустой …........пе
ЧЬ.

XIV. Работа  в парах. Игра “ Четвёртый лишний ”. ( слайд 34 )

А) играть, гулять, думал, петь.

Б) читает, пишет, считает, дружить.

В) говорил, смотрели, читали, считали.

Г) держал, думал, дремлет, делал.

XV. Итог урока. ( слайд 35 )

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.

- Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

XVI. Домашнее задание. ( слайд 36 )

- Спасибо большое за урок. Урок окончен. ( слайд 37 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...

Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие

Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....