Урок русского языка "Неопределенная форма глагола" 4 класс
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Тема: Неопределенная форма глагола.
Цели:
Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?
Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus._yaz.doc | 71.5 КБ |
n.f._gl.1.rar | 2.64 МБ |
n.f._gl._3.rar | 2.19 МБ |
n.f.gl_.2.rar | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Неопределенная форма глагола.
Учитель: Яруллина Ольга Николаевна, лицей № 273 им. Л.Ю.Гладышевой, 4 класс.
Цели:
Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сделать?
Развивающие: Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Воспитывающие: Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Ход урока: ( слайд 1 )
I. Организационный момент. ( слайд 2 )
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.
Прозвенел звонок весёлый. ( слайд 3 )
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Чистописание. ( слайд 4 )
- Первое задание для чистописания.
Отгадайте мою загадку.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Г г га го гу ги газета, гамак, глобус, Галя. ( слайд 5 )
Гена гладит голубой галстук.
III. Словарь.
1) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета ...). (багаж ) ( слайд 6 )
2) Он огромный, городской,
Часто он с одной трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. ( завод ) ( слайд 7 )
3) Есть в квартире молодец –
Математик и мудрец.
Постоянно круглый год
Точный счёт он дням ведёт.
Вот и сейчас его, как в старь,
Называют …( каклендарь ) ( слайд 8 )
4) Это громкий инструмент,
Гвоздь вбивает он в момент.
Вечером ты им не бей,
Всех соседей пожалей. ( молоток ) ( слайд 9 )
5) Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда. ( трамвай ) ( слайд 10 )
6) Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит … ( шофёр) ( слайд 11 )
7) Здесь мы овощи сажаем,
Грядки полем, поливаем.
Не ленись и не зевай,
Чтобы вырос урожай. ( огород ) ( слайд 12 )
8) Пространственный промежуток, разделяющий два объекта.
( расстояние ) ( слайд 13 )
9) Как называется утренняя еда?
А Т К В А З Р
Шифр:
6 1 4 2 7 5 3 ( завтрак ) ( слайд 14 )
10) Прочитайте зашифрованное слово:
Р И Н Е Ж Н Е
Шифр:
2 6 5 7 3 4 1 ( инженер ) ( слайд 15 )
IV. Актуализация знаний о глаголе.
Интервью. ( слайд 16 )
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
Интересная часть речи
В русском языке живет
Все что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (глагол)
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)
- Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка». ( слайд 17 )
V. Актуализация знаний. (составление схемы ) ( слайд 18 )
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Прочитайте написанные на доске слова: ( слайд 19 )
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
(1 у доски, остальные на листочках)
-Проверяем. ( слайд 20 )
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы? ( слайд 21 )
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( слайд 22 )
VII. Изучение нового материала.
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)
_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? ( слайд 23 )
VIII. Физкультминутка для глаз.
«О чём идёт речь?» ( слайд 24 )
Учитель: Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.
Ученик: Речь идёт о глазах.
Учащиеся выполняют упражнения для глаз ( слайд 25 )
IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный». ( слайд 26 )
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Имеют окончания: - ти, - ть
и оканчиваются на - чь
- Кто попробует сделать вывод ? ( слайд 27 )
- Откройте учебники на стр. …., прочитайте вывод. ( слайд 28 )
Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо? ( слайд 29 )
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
X. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) ( слайд 30 )
- Зарубить на носу; - запомнить
- Клевать носом; - дремать
- Пропустить мимо ушей; - прослушать
- Вставлять палки в колёса; - мешать
- Делать из мухи слона; - преувеличивать
- Обвести вокруг пальца; - обмануть
- Держать язык за зубами. – молчать
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»? ( слайд 31)
Значение фразеологизма: в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
XI. Игра «Кто самый внимательный» ( слайд 32 )
Учитель: Сейчас мы проверим, кто из вас очень внимательный. Я буду читать слова, а вы, если это имена существительные, то хлопаем в ладоши, а если глагол – приседаем. Будьте внимательны.
Слова для игры: солить, опасность, область, усталость, дрожать, совесть, скатерть, кататься, радость, написать, трудность, локоть, окрестность, местность, встретить, грусть, бродить.
XII. Задания на закрепление материала. Упражнение « А я скажу по – другому» ( слайд 33 )
Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:
- выходить на встречу – встречать;
- мыть лицо – умываться;
- одержать победу – победить;
- лить слёзы – плакать;
- говорить неправду – врать, лгать;
- снять пальто – раздеться.
XIII. Игра «Добавь словечко».
Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (глагол в неопределённой форме).
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.
XIV. Работа в парах. Игра “ Четвёртый лишний ”. ( слайд 34 )
А) играть, гулять, думал, петь.
Б) читает, пишет, считает, дружить.
В) говорил, смотрели, читали, считали.
Г) держал, думал, дремлет, делал.
XV. Итог урока. ( слайд 35 )
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.
- Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
XVI. Домашнее задание. ( слайд 36 )
- Спасибо большое за урок. Урок окончен. ( слайд 37 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"
Конспект урока русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица" по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие
Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....
- Мне нравится (1)