"Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
конспект урока по русскому языку для 2 класса по ОС "Школа 2100" с презентацией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 112 .
Тема: «Правописание слов с буквосочетаниями
чк, чн, чт, щн и буквой ь».
Технологическая карта урока
русский язык, 2 класс.
ОС «Школа 2100».
Исполнитель:
учитель начальных классов
МБУ СОШ №14
г.о.Тольятти
Яропуд Ольга Павловна.
Тольятти
2014
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тип урока: урок развития умений
Технологическая карта изучения темы: «Правописание слов с буквосочетаниями
чк, чн, чт, щн и буквой ь».
Тема | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь. |
Цели | Цели: развивать умения писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой - отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме. Формировать УУД: - личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (умение работать в паре, фронтально, индивидуально). - познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам. |
Планируемый результат | Предметные: Наблюдать за написанием слов, включающих звуки ч, щ, уметь воспринимать на слух слова с орфограммой -буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме. Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Орфограмма, шипящие, звуки. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, физическая культура. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Русский язык. Учебник. 2-й класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - Слайды с планом урока, заданиями, выводом, эталоном для самопроверки, алгоритмом самооценки, домашним заданием; - карточки с заданиями для работы в группах; - тетради учащихся; - музыкальное сопровождение для физкультминутки; - набор «ПРОслова». -интерактивная доска, ноутбук учителя, проектор. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Используемые технологии | ИКТ, технология оценивания учебных успехов, технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I.Оргмомент.Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
| Организует проговаривание правил поведения на уроке. Демонстрирует слайд «Правила поведения на уроке». Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Слайд 1. -Начинаем урок русского языка. Вспомните правила поведения для урока. Слайд 2. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Слайд 3. -Что мы сейчас делали? (составляли план урока) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
II.Актуализация знаний и формулирование проблемы. (10 мин) Цели: -организовать актуализацию знаний по написанию слов с буквой ь и буквосочетаниями чк,чн, чт, щн; -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Отвечают на вопросы учителя. Работа в тетрадях. Записывают число, классная работа. Нахождение опасного места в слове. Проговаривают слова, записывают в тетрадь по памяти. Самопроверка. Классификация слов по вопросу. Высказывают предположения. Характеристика звука ч (согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий) | Демонстрация слайда со словарными словами. Демонстрация слайда | - Что запишем в тетрадях? -Какие правила должны помнить при работе с тетрадью? Я тетрадь свою открою И наклонно положу Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Слайд 4. Словарная работа. Игра «Кто больше запомнит слов?» -Прочитайте слова хором. (мальчик, сколько, столько, коньки, только, пальто, девочка, сосулька) -Прочитайте самостоятельно про себя. -Запишите слова по памяти. Слайд 5. (исчезновение словарных слов) -Сколько слов удалось записать? Слайд 6. -Запишите оставшиеся слова, проверьте правильность написания. -Найдите среди слов «лишнее». Назовите его. (Девочка) - Почему? (В других словах пишется буква ь.) -На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?) - Есть ли ещё такие слова в данной группе слов? (Мальчик.) - Как называют такие слова в русском языке? (Одушевленные) Слайд 7. -А чем отличаются данные слова? ( В слове «девочка» не пишется буква ь, звук ч всегда мягкий, а в слове «мальчик» для обозначения мягкости согласного звука л пишется ь.) -Какой ещё мягкий шипящий согл. можете назвать? (щ) | Видеть несоответствия произношения и написания в слове Писать изученные слова с буквами непроверяемых безударных гласных. развитие умений анализировать слова Правильно называть звуки в слове | (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану Учиться высказывать свое предположение на основе работы с предложенной информацией Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
III. Планирование деятельности. (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Дети высказывают свои предположения. | Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. | - Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? ( Писать слова с мягким знаком и без него.) -Что мы сейчас делали? (планировали свою работу) -Какая главная задача? (уметь правильно писать слова с мягкими согласными, обозначать орфограммы) | Регулятивные УУД). Учиться высказывать свою версию на основе работы с информацией.
| |
IV. Развитие учебно-языковых и правописных умений-применение знания. (23 мин.) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Физкультминутка. (3 мин.) | Наблюдение за написанием слов с ь и без ь. Высказывают свои мысли. Рассказывают правило. Находят по определённым признакам изучаемые орфограммы в словах. Самопроверка с опорой на текст. Физкультминутка. Самостоятельная работа по заданию из учебника. Нахождение и подчеркивание орфограмм в словах. Взаимопроверка. Конструирование слов из морфем на интерактивной доске. Работа в малых группах (по 5 чел.) с набором «ПРОслова» Представление результатов работы в группе. | Демонстрация слайда Демонстрация текста на слайде.
Демонстрация текста для проверки. Выборочная проверка. Обогащение словарного запаса детей в ходе образования слов с помощью суффиксов, уточнение и разъяснение лексического значения слов. | Слайд 8. Вспоминаем то, что важно для урока. Слайд 9. Правило. В буквосочетаниях чк, чн, чт, щн ь не пишется. Слайд 10. Развиваем умения. Выборочное письмо. На слайде представлены слова. Задание выполняется по вариантам: I вариант: записать слова с ь. II вариант: записать слова без ь. рел_сы, ноч_ной, бор_ба, гаеч_ный, точ_ка, пал_то, прос_ба, овощ_ной Мальчики должны выбрать и записать в тетрадь слова, в которых пишется ь , а девочки – слова без ь. Слайд 11. «Проверь себя» Индивидуальная работа уч-ся с повышенным уровнем по карточкам. Физкультминутка.
Упражнение 196. Самостоятельное списывание с заданием. Слайд 12. Слайд 13. Алгоритм самооценки. -Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что общего у слов носик, ротик, оборотик? (Одинаковый суффикс, значение маленький.) - Образуйте при помощи суффиксов -ник-, -к- новые слова от слов: печь, дача, дочь, ночь, задача. -Какие значения приобретают слова с данными суффиксами? -Соберите по 4 слова с буквосочетаниями чк, чн, щн, чт. -Как члены группы справились с заданием? | Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы в словах. Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. Правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное. Развитие умение писать слова с ь и без ь в составе предложений. Образовывать слова с помощью суффиксов. Подбирать слова с изученными орфограммами. Не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн. | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Умение определять свою роль в малой группе. |
V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Самооценка своей деятельности. Читают и фиксируют домашнее задание. | Организует рефлексию. Демонстрация слайда Организует самооценку учебной деятельности. Демонстрация слайда | Слайд 14. - Чему учились на уроке? – Задайте вопросы по теме урока. (Когда пишется ь в середине слова, а когда не пишется? Почему не пишется ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн?) - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чем испытывали затруднения? -Оцените свою работу на уроке «светофорчиком». (Зелёный цвет – урок прошёл удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый цвет – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными.Мне нужна помощь.) Слайд 15. - Вспомните сказку «Лисичка со скалочкой» Запишите в тетрадь 5 слов с ь и 5 слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн. | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные(УУД) регулятивные: Осуществлять взаимоконтроль; Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Самооценка работы в малой группе.
Показатели | Всегда | Обычно | Иногда | Никогда |
1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать | ||||
2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо | ||||
3. Мы выясняли то, что было нам непонятно | ||||
4. Мы помогали друг другу, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили |
Подписи членов группы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый урок в 1 кл. Тема "Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши"
Урок закрепления знаний, который дает возможность детям прочно усвоить написание слов с буквосочетаниями жи-ши. Урок способствует развитию орфографической зоркости, памяти, внимания....
Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Урок по русскому языку УМК "Школа России"...
Презентация к уроку "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши".
Презентация для урока русского языка по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши....
Урок в 1 классе по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши"
Разработка урока для 1 класса по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши" с использованием групповых форм работы....
Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с буквосочетаниями, чк, чн, щн, чт и буквой мягкий знак"
Использовать на уроках во 2 классе....
Правописание слов с буквосочетаниями ЧК,ЧН,ЩН для учащихся 2 класса
Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме; актуализировать знания о правописание слов с буквосочетаниями чн, щн ...
Конспект урока " Загадки слов.Правописание слов с буквосочетанием жи" УМК Перспектива
Конспект и презентация по теме "Загадки слов . Веселые картинки . Правописание слов с буквосочетанием жи" 1 класс. Умк перспектива. В ходе урока дети закрепляют знания о всегда твердом...