Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Богатыри"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Бабешко Наталья Александровна

Тема: подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Цель:

  • Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;
  • Выражать своё отношение к изображенному на картине;
  • Точно употреблять слова и словосочетания в тексте;
  • Расширить кругозор и пополнить словарный запас;

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», индивидуально на партах репродукции этой картины, презентация «Богатыри»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока51 КБ
Файл презентация "Богатыри" 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Цель:

  • Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;
  • Выражать своё отношение к изображенному на картине;
  • Точно употреблять слова и словосочетания в тексте;
  • Расширить кругозор и пополнить словарный запас;

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», индивидуально на партах репродукции этой картины, презентация «Богатыри»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: (Слайд №1)

     Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».  (Слайд №2)

   Картина воссоздает образы трех популярных героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. (Слайд №3)

   Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Суровость и мощь Ильи, добросердечие Добрыни и юношеская мечтательность Алеши Поповича составляют неделимое целое союза богатырей.  

   Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами.  

   Эта картина в полной мере созвучна народным поэтическим представлениям об эпических витязях.

  1. Целеполагание.  На следующем уроке мы будем писать сочинение по этой картине.  Какова же цель этого урока?  / Подготовка к сочинению/.

- Что именно мы должны подготовить?

/ Рассмотреть картину, узнать названия предметов на старорусском языке, уточнить знания о былинных богатырях, продумать стиль и тип будущего сочинения./

     IV.         Выбор типа текста будущего сочинения

               - Какого типа будет наш текст? : (Слайд №4, 5, 6)

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ

В повествовательных текстах рассказывается о том, что  произошло.

К таким текстам можно поставить вопрос «Что случилось?»

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

В описательных текстах описываются  люди, предметы,

животные, события. К описанию можно поставить вопрос:

« Какой?», «Какая?, «Какое?»

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

В рассуждении говорится о причинах явлений и событий.  

Эти тексты отвечают на вопрос «Почему?»

            /Дети называют тип текста, наиболее подходящий для описания картины, аргументируют свои мнения/

V.     Работа над содержанием и деталями картины.

1.) Молчаливое рассматривание репродукции. : (Слайд №7)

- Как вы понимаете смысл названия картины «Богатыри»?

  / Заслушиваются мнения детей./

См. словарь Даля:  «Богатырь, витязь - человек рослый, дородный, смекалистый, дюжий и видный, смелый и находчивый, удачливый, храбрый и счастливый, воин, витязь.»

 (Определения записываются в тетради)    

2.)  - С чего можно начать описание картины? (Слайд № 8, 9, 10)

Лучше начать с описания места, где происходит событие. Дети описывают пейзаж картины и делают записи в тетради наиболее удачных высказываний.

Степь, бескрайние просторы, русская земля.  Небо грозное, тучи темные, предвещающие беду, нависли над землей.

3.) - Внимательно рассмотрите одеяние, доспехи богатырей. / Дети называют детали одежды, учитель уточняет название и предназначение доспехов богатырей./

Латы (Слайд № 11,12) - носили сверх одежды или под исподом.  Броня, воинский доспех, кованая одежда из металлических пластинок.

Кольчуга(Слайд № 13,14,15)  - воинский доспех, рубаха из соединенных между собой железных колец.

Латы служили для защиты тела от попадания стрел, а  кольчуга  для защиты груди и спины от рубящего удара меча.

Шлем, шелом (Слайд № 16) - воинский доспех.  С гребнем, или как маковка у церкви. Служил для защиты головы и лица от ударов и повреждений.

На ногах: порты (Слайд № 17) холщовые, гачи.

Сапоги  (Слайд № 18) сафьяновые или краги кожаные.

На руках ( У Ильи Муромца) рукавицы (Слайд № 19)  кожаные.

4.) Оружие

Меч  (Слайд № 20) булатный в ножнах. / Булат - азиатская узорочная сталь, с красным или травчатым укладом./

« Шелк не рвется, булат не гнется, красное золото не ржавеет»

Щиты (Слайд № 21)тоже булатные с золотыми насечками, или украшенные драгоценными каменьями.

Щит - служил для защиты от ударов меча, копья, булавы, и стрел. Производные слова: защита, защитник, защищать, защитный.

Палица(Слайд № 22) тяжелая или булава, закомлястая дубинка, кистень.

Лук с тугой тетивой и стрелы вострые в колчане.

Копье с острым наконечником.

5.)  Кони /Определяем масти/

Вороной (Слайд № 23)  - черный.

Белесый (Слайд № 24)  - беловатый, тускло-белый.

Буланый - конь рыжий, в белых лаптах.

/ Под богатырем конь .... ./    

/.... сидит на .... коне./

/ Конь сильный, бесстрашный, боевой, богатырский, верный./

6.) Сбруя упряжная  (Слайд № 25)  - конские принадлежности для верховой езды: уздечка, постромки, седло.

На конях, богатых витязей, сбруя была украшена драгоценными каменьями и золотом, дорогая, богатая, узорчатая, нарядная. ( У Добрыни Никитича)

На конях бедных богатырей сбруя простая, сыромятная, грубая. (У Ильи Муромца)

7.) Музыкальный инструмент. (Слайд № 26)  

Гусли яровчатые - струнный щипковый инструмент. Под наплывные звуки гуслей сказы сказывали, песни пели о подвигах богатырских.  (У Алеши Поповича)

8.) Портретное описание богатырей.  Исторические сведения.

Илья Муромец  . (Слайд № 27)  - русский богатырь, родом из города Мурома.  

Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре.  Не молодой, седой.  Взгляд суровый, встревоженный.

Добрыня Никитич . (Слайд № 28)  - сын богатого князя.

Добрый и смелый, готов в любую минуту бросится в бой.

Длинная борода и волосы с проседью.

Алеша Попович . (Слайд № 29)  - сын священнослужителя, попа. 

Очень молод, мечтателен, но не по годам силен и ловок, меткий стрелок.  Лук, с вложенной стрелой, держит наготове.

Из под шлема вьются русые, золотые кудри, глаза голубые, румянец молодецкий на щеках.

VI.   Определение стиля будущего текста  

 Поскольку в картине воссозданы образы былинных героев, необходимо в наших сочинениях выдержать старорусский стиль, который использовался при сказаниях жития, былин и сказок.

            /После каждого существительного есть прилагательное-эпитет/

Конь вороной

Богатырь русский

Меч булатный

- Продолжите список…

VII. Составление коллективного плана будущего сочинения:

  1.    Степь.
  2.    Богатыри

    а) Илья Муромец;

    б) Добрыня Никитич;

    в) Алеша Попович.

3.   Защитники земли русской.

VIII. Рефлексия

IX.  Д.З. Подготовить высказывания для заключительной части сочинения.

                           P/S

   Огромное удовольствие доставляет мне проверка сочинений моих детей.

Ведь не обходится без смешных казусов, которые я коллекционирую уже много лет.

   Урок работы над ошибками начинается с рубрики «Нарочно не придумаешь».

Не называя авторов,  зачитываю смешные моменты из детских сочинений.

   Дети любят эти уроки, так как имеют возможность посмеяться и сделать необходимые выводы, как правильно выражать свои мысли.

   

  Илья Муромец одет: на голове у него латы, кольчуга и шлем.

  Алеша Попович, у него есть белый конь. У коня есть лук со стрелами и гусли.

  У Ильи Муромца черный конь, у него на голове полоска белая, нога с копытом белая и грива длинная, в одну сторону.

  Илья Муромец смотрит вдаль, в руке у него ручник.

  Вышли три богатыря в поле и смотрят: не идут ли фашисты…

  На улице ветер, небо пасмурное, ветер сильный. Как будто сорвет хвосты у коней.

  Этот конь надулся и смотрит своими глазами.

  У Добрыни Никитича шелом есть, одежда у него из различных лоскутов с животных.

   Алеша Попович был конь булано-рыжий.

  Он навоздрел ноздри…

Богатырь сидит вороном коне, волосы на коне длинные, вот-вот и они предстанут перед врагами…

Витязь сидит на белёсом коне, а конь могучий, с узорами.

Добрыня Никитич храбрый, с белёсым конем в шлеме на голове…

                                                           с.  Протасово

                        Бабешко Наталья Александровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри» 4 класс

Слайд 4

Выбор типа текста будущего сочинения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос «Что случилось?»

Слайд 5

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос: « Какой?», «Какая?», «Какое?»

Слайд 6

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос «Почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»

        Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школ...

Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."

Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Конспект  "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан  для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник  «Русский язык»...

Подготовка к сочинению по картине "Наводнение" - 5 класс

Подготовка к сочинению по картине в виде презентации с иллюстрациями...

Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова "Богатыри"

Сочинения по картине служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося. На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие ...