Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Богатыри"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Цель:
- Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;
- Выражать своё отношение к изображенному на картине;
- Точно употреблять слова и словосочетания в тексте;
- Расширить кругозор и пополнить словарный запас;
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», индивидуально на партах репродукции этой картины, презентация «Богатыри»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 51 КБ |
презентация "Богатыри" | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Цель:
- Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;
- Выражать своё отношение к изображенному на картине;
- Точно употреблять слова и словосочетания в тексте;
- Расширить кругозор и пополнить словарный запас;
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», индивидуально на партах репродукции этой картины, презентация «Богатыри»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Введение в тему: (Слайд №1)
Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». (Слайд №2)
Картина воссоздает образы трех популярных героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. (Слайд №3)
Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Суровость и мощь Ильи, добросердечие Добрыни и юношеская мечтательность Алеши Поповича составляют неделимое целое союза богатырей.
Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами.
Эта картина в полной мере созвучна народным поэтическим представлениям об эпических витязях.
- Целеполагание. На следующем уроке мы будем писать сочинение по этой картине. Какова же цель этого урока? / Подготовка к сочинению/.
- Что именно мы должны подготовить?
/ Рассмотреть картину, узнать названия предметов на старорусском языке, уточнить знания о былинных богатырях, продумать стиль и тип будущего сочинения./
IV. Выбор типа текста будущего сочинения
- Какого типа будет наш текст? : (Слайд №4, 5, 6)
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ
В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло.
К таким текстам можно поставить вопрос «Что случилось?»
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ
В описательных текстах описываются люди, предметы,
животные, события. К описанию можно поставить вопрос:
« Какой?», «Какая?, «Какое?»
ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ
В рассуждении говорится о причинах явлений и событий.
Эти тексты отвечают на вопрос «Почему?»
/Дети называют тип текста, наиболее подходящий для описания картины, аргументируют свои мнения/
V. Работа над содержанием и деталями картины.
1.) Молчаливое рассматривание репродукции. : (Слайд №7)
- Как вы понимаете смысл названия картины «Богатыри»?
/ Заслушиваются мнения детей./
См. словарь Даля: «Богатырь, витязь - человек рослый, дородный, смекалистый, дюжий и видный, смелый и находчивый, удачливый, храбрый и счастливый, воин, витязь.»
(Определения записываются в тетради)
2.) - С чего можно начать описание картины? (Слайд № 8, 9, 10)
Лучше начать с описания места, где происходит событие. Дети описывают пейзаж картины и делают записи в тетради наиболее удачных высказываний.
Степь, бескрайние просторы, русская земля. Небо грозное, тучи темные, предвещающие беду, нависли над землей.
3.) - Внимательно рассмотрите одеяние, доспехи богатырей. / Дети называют детали одежды, учитель уточняет название и предназначение доспехов богатырей./
Латы (Слайд № 11,12) - носили сверх одежды или под исподом. Броня, воинский доспех, кованая одежда из металлических пластинок.
Кольчуга(Слайд № 13,14,15) - воинский доспех, рубаха из соединенных между собой железных колец.
Латы служили для защиты тела от попадания стрел, а кольчуга для защиты груди и спины от рубящего удара меча.
Шлем, шелом (Слайд № 16) - воинский доспех. С гребнем, или как маковка у церкви. Служил для защиты головы и лица от ударов и повреждений.
На ногах: порты (Слайд № 17) холщовые, гачи.
Сапоги (Слайд № 18) сафьяновые или краги кожаные.
На руках ( У Ильи Муромца) рукавицы (Слайд № 19) кожаные.
4.) Оружие
Меч (Слайд № 20) булатный в ножнах. / Булат - азиатская узорочная сталь, с красным или травчатым укладом./
« Шелк не рвется, булат не гнется, красное золото не ржавеет»
Щиты (Слайд № 21)тоже булатные с золотыми насечками, или украшенные драгоценными каменьями.
Щит - служил для защиты от ударов меча, копья, булавы, и стрел. Производные слова: защита, защитник, защищать, защитный.
Палица(Слайд № 22) тяжелая или булава, закомлястая дубинка, кистень.
Лук с тугой тетивой и стрелы вострые в колчане.
Копье с острым наконечником.
5.) Кони /Определяем масти/
Вороной (Слайд № 23) - черный.
Белесый (Слайд № 24) - беловатый, тускло-белый.
Буланый - конь рыжий, в белых лаптах.
/ Под богатырем конь .... ./
/.... сидит на .... коне./
/ Конь сильный, бесстрашный, боевой, богатырский, верный./
6.) Сбруя упряжная (Слайд № 25) - конские принадлежности для верховой езды: уздечка, постромки, седло.
На конях, богатых витязей, сбруя была украшена драгоценными каменьями и золотом, дорогая, богатая, узорчатая, нарядная. ( У Добрыни Никитича)
На конях бедных богатырей сбруя простая, сыромятная, грубая. (У Ильи Муромца)
7.) Музыкальный инструмент. (Слайд № 26)
Гусли яровчатые - струнный щипковый инструмент. Под наплывные звуки гуслей сказы сказывали, песни пели о подвигах богатырских. (У Алеши Поповича)
8.) Портретное описание богатырей. Исторические сведения.
Илья Муромец . (Слайд № 27) - русский богатырь, родом из города Мурома.
Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. Не молодой, седой. Взгляд суровый, встревоженный.
Добрыня Никитич . (Слайд № 28) - сын богатого князя.
Добрый и смелый, готов в любую минуту бросится в бой.
Длинная борода и волосы с проседью.
Алеша Попович . (Слайд № 29) - сын священнослужителя, попа.
Очень молод, мечтателен, но не по годам силен и ловок, меткий стрелок. Лук, с вложенной стрелой, держит наготове.
Из под шлема вьются русые, золотые кудри, глаза голубые, румянец молодецкий на щеках.
VI. Определение стиля будущего текста
Поскольку в картине воссозданы образы былинных героев, необходимо в наших сочинениях выдержать старорусский стиль, который использовался при сказаниях жития, былин и сказок.
/После каждого существительного есть прилагательное-эпитет/
Конь вороной
Богатырь русский
Меч булатный
- Продолжите список…
VII. Составление коллективного плана будущего сочинения:
- Степь.
- Богатыри
а) Илья Муромец;
б) Добрыня Никитич;
в) Алеша Попович.
3. Защитники земли русской.
VIII. Рефлексия
IX. Д.З. Подготовить высказывания для заключительной части сочинения.
P/S
Огромное удовольствие доставляет мне проверка сочинений моих детей.
Ведь не обходится без смешных казусов, которые я коллекционирую уже много лет.
Урок работы над ошибками начинается с рубрики «Нарочно не придумаешь».
Не называя авторов, зачитываю смешные моменты из детских сочинений.
Дети любят эти уроки, так как имеют возможность посмеяться и сделать необходимые выводы, как правильно выражать свои мысли.
Илья Муромец одет: на голове у него латы, кольчуга и шлем.
Алеша Попович, у него есть белый конь. У коня есть лук со стрелами и гусли.
У Ильи Муромца черный конь, у него на голове полоска белая, нога с копытом белая и грива длинная, в одну сторону.
Илья Муромец смотрит вдаль, в руке у него ручник.
Вышли три богатыря в поле и смотрят: не идут ли фашисты…
На улице ветер, небо пасмурное, ветер сильный. Как будто сорвет хвосты у коней.
Этот конь надулся и смотрит своими глазами.
У Добрыни Никитича шелом есть, одежда у него из различных лоскутов с животных.
Алеша Попович был конь булано-рыжий.
Он навоздрел ноздри…
Богатырь сидит вороном коне, волосы на коне длинные, вот-вот и они предстанут перед врагами…
Витязь сидит на белёсом коне, а конь могучий, с узорами.
Добрыня Никитич храбрый, с белёсым конем в шлеме на голове…
с. Протасово
Бабешко Наталья Александровна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбор типа текста будущего сочинения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос «Что случилось?»
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос: « Какой?», «Какая?», «Какое?»
ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос «Почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...
Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»
Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школ...
Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."
Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...
Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".
В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Конспект "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник «Русский язык»...
Подготовка к сочинению по картине "Наводнение" - 5 класс
Подготовка к сочинению по картине в виде презентации с иллюстрациями...
Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова "Богатыри"
Сочинения по картине служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося. На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие ...