Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

          Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школьников, возбуждают их эмоции, прививают интерес к урокам русского языка и чтения, повышают грамотность учащихся.

          В течении двух недель на каждом уроке русского языка я уделяла 7-8 минут подготовке к сочинению по картине И.Левитана «Золотая осень».

          Такие упражнения расширяли кругозор учащихся, помогали им увидеть в осени новые, привлекательные черты, развивали у них художественный вкус, воспитывали детей настоящими гражданами своей страны, любящими родную природу, свой народ, Родину.

          Немаловажно также и то, что повторялись изученные орфографические правила, учащиеся занимались самоанализом, стремились добиваться поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_podgotovka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Открытый урок русского языка

                     

   Подготовка к сочинению

             по  картине И.Левитана

                  « Золотая осень»

Учитель Журавлева О.Л

          Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школьников, возбуждают их эмоции, прививают интерес к урокам русского языка и чтения, повышают грамотность учащихся.

          В течении двух недель на каждом уроке русского языка я уделяла 7-8 минут подготовке к сочинению по картине И.Левитана «Золотая осень».

          Такие упражнения расширяли кругозор учащихся, помогали им увидеть в осени новые, привлекательные черты, развивали у них художественный вкус, воспитывали детей настоящими гражданами своей страны, любящими родную природу, свой народ, Родину.

          Немаловажно также и то, что повторялись изученные орфографические правила, учащиеся занимались самоанализом, стремились добиваться поставленной цели.

         В подготовке к сочинению были использованы следующие упражнения:

1)повторение правописания безударных гласных в корне слова:

        Осенью д.ревья дарят з.лёной ёлочке подарки. Осина под.рила …  .  Клён р.няет …  . Ива засыпает ёлочку …  .

Слова для справок: оранжевые звездочки, красные ф.нарики, тонкими з.л.тистыми рыбками.

( обратить внимание детей на образные выражения)

2)письмо по памяти с предварительным орфографическим разбором:

Есть (в) ос.ни п.рвон.ч.льн

К.ротк, но дивная п.ра –

Весь день ст.ит как бы хрустальный,

И лучезарны в.ч.ра…

3)грамматико-орфографический вид работы:

Найти имена существительные, обозначить падежи, указать склонение, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы:

А) Разыгрался вет.р

(на) л.сной п.лян

Закружил осинку

(в)красн сарафан

И л.сток с б.рёзы

з.л.тист пчёлк

в.ётся и л.тает

над к.лючей ёлк

                        (Е.Трутнева)

Б) Осыпаются астры (в)садах.

Стройный клен (под) .кошком ж.лтеет

И х.лодный туман на п.лях

Целый ден. неподвижно б.леет.

Ближний лес з.т.хает, и и в нем

П.к.залися всюду пр.светы

И красив он в уборе св.ем

З.л.тистой л.ствою одетый.

4)коллективное составление рассказа об осени по опорным словосочетаниям

      Ярко-желтый наряд, стройная березка, багряная осинка, нарядная рябина.

5)объяснительный диктант с последующим заданием :

 - Найдите в тексте образные слова, выражения.

А)Чарующе прекрасна русская осень. Но почему мы называем осень грустной? Так ли это? Оглянись вокруг. Ведь лес нынче даже прекрасней, чем летом. Недавно еще шумел он зеленой листвой. А теперь посмотри: вот дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, словно хочет задержать его. А вокруг пламенно-красные осины, светло-желтые березки, бурый палый лист. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе.

Б)Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими рыбками. Нарядилась елочка, стоит вся в золоте, багрянце и бронзе.

6)вставить пропущенные буквы, в конце  предложений поставить нужный знак.

                                           Осень.

       Быстро летело время  п.ж.лтели б.резки п.кр.снели осинки в.да в р.ке п.т.мнела каждый день на ю.  н.слис.  п.р.летные птиц.  .

7)выполнить синтаксический разбор предложений:

 

            После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

            По прозрачному высокому небу бегут облака. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

8)работа с сюжетными картинками;

- Почему говорится «золотая осень»?

- Можно ли назвать «золотой» всю осень?

- Почему нельзя?

- В каких месяцах осень  именно «золотая»?

- Как вы думаете, уже наступила «золотая осень»?

- Опишите признаки «золотой»осени.

Опишите «золотую» осень в лесу.

9)детям было дано задание понаблюдать за листопадом;

              Под мелодию «Осенней песни» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского составить 4 предложения о листопаде.

10)вставить в предложения нужные по смыслу слова;

- Какой частью речи они являются?

        Как … кружатся над нами пестрые осенние листья. Круглые красные листья осина вспыхивают как …   . Кончилось … лето. Пришла … осень. По небу плывут … облака. Дует … ветер. Закружились в воздухе… листья. Они покрыли землю … ковром.

11)из слов каждой строчки составить предложений ;

Золотая, наступила, осень.

По, плывут, небу, облака, легкие.

В, осень, лес, забрела.

На, молоденькие, накинула, березки, желтые, она, сарафаны.

Хорошо, в, осенью, лесу.

12)ответить на вопросы несколькими предложениями;

- Какое время года наступило после лета?

- Какая стоит погода?

- Опишите небо.

- Как выглядит лес осенью?

Справка: золотая осень, великолепная, легкие облачка, трепетная осинка, как огонь, горит, золотые сарафаны и т.д.

         На уроках чтения дети находили в различных произведениях особенно понравившиеся им описания природы осенью, подбирали эпиграфы к сочинению.

         На уроках рисования оформляли обложки своих сочинений.

         Были собраны гербарии осенних растений. Во время прогулок в группе продленного дня наблюдали за сезонными изменениями в природе, учились наблюдать, сравнивать, слушать тишину осенних звуков.

         Так проходила подготовка к сочинению по картине И.Левитана «Золотая осень». Она длилась две недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....

Презентация "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Яркие слайды портрета автора и картины, а также опорные слова для написания сочинения....

Презентация "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Яркие слайды портрета автора и картины, а также опорные слова для написания сочинения....

Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"

Портрет, картина и опорные слова...

Сочинение И.И. Левитана «Золотая осень»

Урок обучающего сочинения в начальной школе. Разработка авторская....