Открытый урок по русскому языку 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Кумбатова Татьяна Алексеевна

"Словоизменение имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_russk._yaz._attestatsiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Урок русского языка в  4   классе на тему:

                                                             "Словоизменение имен прилагательных" .

                                                             (Программа « Школа2100»).

                             Учитель начальных классов   -   Кумбатова Татьяна Алексеевна.

Цели:

*В ходе наблюдения за языковым материалом подвести учащихся к выводу: имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются; выявить особенности склонения этих частей речи.

*Формировать способность склонять имена прилагательные в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, определять падеж имён прилагательных.

*Развивать орфографическую зоркость, память, умение сравнивать ,делать выводы и  работать в группе.

*Поддерживать интерес к языку, воспитывать устойчивое внимание.

Задачи: планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Предметные УУД : уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД : анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД : формулировать собственное мнение  задавать вопросы договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: проявление интереса к новому материалу и способам решения новых задач, способность к самооценке.

Оборудование урока:

    *интерактивная доска;

*компьютер;

                  * проектор;

                  *используемые ЦОР.

                  *словарь С.И. Ожегова.

                    Ход урока.

                  1.Организационный момент.

                  2. Мотивация учебных действий.

-этот предмет для вас лёгкий или трудный?

-если это трудно, то зачем мы изучаем русский язык?

-тогда продолжим работу по изучению тайн языка.

3. Чтение  художественной  литературы и

орфографическая минутка:

   *найдите в словах известные вам орфограммы;

   *найдите известные вам части речи;

   *найдите слова в которых буквы     е ё ю я  обозначают 2 звука.

4.Проверка работы на доске по карточка

               *фонетический разбор слова      зимняя            ( какие это части речи?)

               *   разбор по составу                    снегопад

                5. Разбор предложения:

             *Оформление даты и вида работы.

             Двадцать трет-е янв-ря.

             Кла-ная  р-бота.

             КОЛЮЧИЕ СНЕЖИНКИ ЗАКРУЖИЛИСЬ В ХОЛОДНОМ ВОЗДУХЕ.

              *( ЗАПИСЬ С ПРОБЕЛАМИ)

            * выписать   СЛОВОСОЧЕТАНИЯ  ПРИЛАГ.+ СУЩ.

 

Найди лишнее слово:

М-розный,  ГРУ-а,  сн-жок,  сн-гирь,  сугро-.

– Какое слово лишнее? /морозный – это имя прилагательное/

Какая часть речи могла бы рассказать о себе такой стишок?

У существительных подчас

 Не жизнь, а просто скука.

 Ни цвета нет  у них без нас,

 Ни запаха, ни звука!

 Но если нас к ним приложить,

 им веселее станет жить.

6.Актуализация знаний:

– Расскажите, что уже знаете об имени прилагательном по плану на доске.

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Для чего служит в речи?

4.Где и как часто мы встречаем эту  часть речи?

4. Как изменяются имена прилагательные?      ( по числам и родам)

5. Какие родовые окончания имеют?

 Зафиксировать знания по таблице на интерактивной доске:

( родовые окончания имён прилагательных)

7. Постановка учебной задачи.

Работа по учебнику -стр. 40

(чтение про себя, затем вслух)

Тема: Словоизменение имен прилагательных.

Проблема: как изменяются имена прилагательные?

Решаем проблему, открываем новые знания.

8. Работа в парах:  просклонять   словосочетания     лесной зверь,   лесные звери

Какой вывод можно сделать? Стр. 41 ,сравнить со стр. 14о учебника.

9. Работа ведётся в группах - провести эксперимент.

1 группа, коллективно обсуждая, склоняет словосочетание       резные узоры

2 группа –   резной узор

3 группа –   родная страна

4 группа –золотое   сердце

5 группа-упр.212- выписать   3  словосочетания  и разобрать.

6 группа -  распределить слова по  группам и сделать вывод, что бывает основа твёрдая и мягкая, в связи с этим и разные окончания.  

Синяя, новое,  лёгкий, крупные,  большой, свежее,  белый, сладкая, мелкие.

Подведение итога работы в группах.

Вывод: дети подтверждают, что имена существительные склоняются. 

– Назовите по таблице окончания имён прилагательных в разных падежах.

– Почему окончания в одном и том же падеже различаются? (Обращается внимание на твердую и мягкую основу).

– Назовите окончания прилагательных мужского и среднего рода.

– Что заметили? (Окончания  прилагательных   одинаковые,  кроме  именительного и винительного падежей).

– Назовите окончания прилагательных женского рода.

– Что заметили? (Кроме   именительного  и  винительного  падежей, окончания одинаковые).

– Как же определить падеж прилагательного?

10. Составим алгоритм: (на доске)

1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.

2. Определить падеж существительного.

3. В том же падеже  стоит  и прилагательное.

Работа по учебнику -  вывод по проблеме урока.

- правило стр.41

Интерактивная доска (выделить словосочетание)

11. Самостоятельная работа

- упр. 213

Кому было трудно - разобрать.

12. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красивой.

Послушайте как звучат прилагательные в  стихотворении Р.Рождественского

О русской природе, о милой природе

С зарёй в материнских глазах,

О  тающем снеге, о ясной погоде,

О яблоне в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,

 О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слёз.

Интерактивная доска: найти все словосочетания сущ.+прил.                    

Итог урока: проблема решена - знания в копилку (интерактивная доска)

13. Рефлексия деятельности.

Оценить именно свою работу на уроке  (встают  ученики, хорошо работавшие на уроке).

Оценить своё настроение - смайлики.

14. Домашнее задание.

Упр. 211.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....