Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. | |||||||||
№ п/п | № | Тема урока | Кол-во часов | Форма проведения | Вид контроля | Оборудование | Страница учебника | Дата По плану | Дата По факту |
I триместр Летописи. Былины. Жития 8(часов) Содержание: Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||||||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Урок беседа | презентация | С. 6-9 | 3.9 | |||
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | 1 | Урок лекция с элементами беседы | Фронтальный опрос | Ил люстрации | С. 10-11 | 4.9 | ||
3 | Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Урок исследования | Выставка книг иллюстрации | С.12-19 | 5.9 | |||
4 | Былина «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | С.19-24 | 10.9 | ||||
5 | «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы | 1 | Комбинированный | Текущий | С. 25-29 | 11.9 | |||
6 | Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | 1 | Комбинированный | Текущий | С. 30-31 | 12.9 | |||
7 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тест (5 мин) | Тесты | С. 32 | 17.9 | ||
8 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Диагностика | иллюстрации | С. 36 | 18.9 | ||
Из русской классической литературы (18 часов) Содержание: Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |||||||||
1 | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок) | 1 | Урок беседа | Тематический. | С. 40-49 | 19.9 | |||
2 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | Комбинированный | Тематическй | Ил.материалы | С. 49-62 | 24.9 | ||
3 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Ил.материалы | С. 63 | 25.09 | ||
4 | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах | 1 | Комбинированный | иллюстрации | С. 66-69 | 26.09 | |||
5 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | Комбинированный | Тематический | Наизусть по выбору | 1.10 | |||
6 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный | Выразительночтение | иллюстрации | С. 72-92 | 2.10 | ||
7 | Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть. | Плакаты | С. 72-92, | 3.10 | ||
8 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | 1 | Комбинированный | Картинный план | Плакаты | С. 92 | 15.10 | ||
9 | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина | 1 | Комбинированный | Тематический | Презентация | Выучить отрыв.по выбору | 16.10 | ||
10 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение - прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | иллюстрации | С. 96-98 | 17.10 | ||
11 | М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Комбинированный | Выразительночтение по ролям | Плакаты | С. 99-113 | 22.10 | ||
12 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Комбинированный | Выразительно чтение. Ответы на вопросы | Выставка книг | С. 113 | 23.10 | ||
13 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Комбинированный | Тематический. Выразительное чтен. | Ил.материалы | С.116-120 | 24.10 | ||
14 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой | 1 | Комбинированный | Вырази-тельное Чтен. | Иллюстрации | С.121 | 29.10 | ||
15 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Комбинированный | Пересказ от лица героев | С.124-135 | 30.10 | |||
16 | Внеклассное чтение. В мире приключений | 1 | Комбинированный | Тематический. Пересказ отрывка | Презентация | Пересказ отрыв.по выбору | 31.10 | ||
17 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана | 1 | Комбинированный | Составление плана | Иллюстрации | С. 125-135 | 6.11 | ||
18 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Диагностика навыка чтения | Выставка книг Иллюстрации | С. 138 | 7.11 | ||
Поэтическая тетрадь 11 (часов) Содержание: Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | |||||||||
19 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид... | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | Выставка книг Иллюстрации | С. 140 | 12.11 | ||
20 | Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко...» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 141-142 | 13.11 | |||
21 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 143-144 | 14.11 | |||
22 | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах - сверстниках | 1 | Комбинированный | Тематический. Пересказ | Выставка книг | Пересказ по выбору | |||
23 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 145-146 | ||||
24 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Комбинированный | Тематический | С. 147, выразит. чт | ||||
25 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...» | 1 | Комбинированный | Иллюстрации | С. 148 | ||||
26 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | С. 149-151 | ||||
27 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | С.152-153 | ||||
28 | Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | 1 | Комбинированный | Иллюстрации | Пересказ отрывка по выбору | ||||
29 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический | Презентация | С. 154-156 | |||
Сказки русских писателей (11часов) Содержание: Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | |||||||||
1 | Научно- познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С.158-170 | ||||
2 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | Иллюстрации | С. 170 | |||
3 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Комбинированный | Пересказ | С.171-180 | ||||
4 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 182-193 | ||||
5 | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | 1 | Комбинированный | Пересказ | Выставка книг | Пересказ отрывка по выбору | |||
6 | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | Иллюстрации | С. 182-193 | |||
7 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 195-206 | ||||
8 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | С.206-216 | ||||
9 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Пересказ | Пересказ по плану | ||||
10 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Урок обобщения и систематиз.зн. | Фронтальный опрос | Тесты | С. 217 | |||
11 | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах - ученых и изобретателях | 1 | Комбинированный | Тематический | Пересказ отрывка по выбору | ||||
Делу время - потехе час (7 часов) Содержание: Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | |||||||||
1 | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | Комбинированный | Текущий | Иллюстрации | С. 4-16 | |||
2 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | 1 | Комбинированный | Текущий | С.16 | ||||
3 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | С. 17-23 | ||||
4 | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | С.24-28 | ||||
5 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 29-34 | ||||
6 | Внекл. чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 1 | Комбинированный | Пересказ | Иллюстрации | Пересказ отрывка по выбору | |||
7 | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час» | 1 | Урок обобщения и систематиз.зн. | Тест (10 мин) | Тесты | С. 36 | |||
Страна далёкого детства (7 часов) Содержание: Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | |||||||||
1 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 38-46 | ||||
2 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Комбинированный | Пересказ | С. 46 | ||||
3 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 47-58 | ||||
4 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | С. 53-58 | ||||
5 | Внеклассное чтение: По страницам былин. «Садко» | 1 | Комбинированный | Тематический | Выставка книг .Иллюстрации | Пересказ по выбору | |||
6 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 59-64 | ||||
7 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Урок обобщения и систематиз.зн. | Тематический | Тесты | С. 66 | |||
Поэтическая тетрадь (5 часов) Содержание: Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | |||||||||
1 | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | С. 68-70 | ||||
2 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Комбинированный | Выразительное чт. | С. 71 | ||||
3 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 72-73 | ||||
4 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Чтение наизусть | Тесты | С. 74 | |||
5 | Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа | 1 | Комбинированный | Пересказ | Выставка книг | Пересказ по выбору | |||
Природа и мы (11ч) Содержание: Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | |||||||||
1 | Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 76-83 | ||||
2 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | С. 76-83 | ||||
3 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | Иллюстрации | С. 85-91 | |||
4 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | С. 85-91 | ||||
5 | Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы – загадки про зверей и птиц | 1 | Комбинированный | Пересказ | Выставка книг | Пересказ по выбору | |||
6 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 92-95 | ||||
7 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | С. 96-99 | ||||
8 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С.100-109 | ||||
9 | Научно- естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | С. 110 | ||||
10 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический. Тест (8 мин) | Тест | С. 112 | |||
11 | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | Выставка книг.Иллюстрации | Пересказ по выбору | |||
Поэтическая тетрадь (7 часов) Содержание: Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | |||||||||
1 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | С.114-115 | ||||
2 | Весна как врем пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С.116-117 | ||||
3 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | С. 118 | ||||
4 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 119 | ||||
5 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С.120-125 | ||||
6 | Внеклассное чтение. В мире фантастики | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | Ил.материалы | Пересказ по выбору | |||
7 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический. Тест (8 мин) | Тесты | С. 126 | |||
Родина (5 часов) Содержание: Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | |||||||||
1 | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 128-132 | ||||
2 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | Иллюстрации | С. 133-135 | |||
3 | Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | Выразительное чтение | С. 138 | |||||
4 | Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 139-140 | ||||
5 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Диагностика Навыка чтения | Тесты | С. 142 | |||
Страна Фантазия (З часа) Содержание: Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | |||||||||
1 | Внеклассное чтение: в мире фантастики | 1 | Комбинированный | Тематический. Пересказ | Пересказ по выбору | ||||
2 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 144-149 | ||||
3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | Иллюстрации | С. 150-157 | |||
Зарубежная литература (9 часов) Содержание: Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | |||||||||
1 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С.160-165 | ||||
2 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Творческий пересказ | С. 167-181 | ||||
3 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев | 1 | Комбинированный | Тематический. Пересказ | Выставка книг. | Пересказ по выбору | |||
4 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 181—193 | ||||
5 | Тема первой любви в произведениях М.Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Пересказ | С.194-200 | ||||
6 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С. 194-200 | ||||
7 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | С.201-208 | ||||
8 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | Презентация | С.209-216 | |||
102 | 9 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев. Что читать летом. | 1 | Комбинирован ный | Пересказ | Иллюстрации | Пересказ по выбору |
Пояснительная записка
1. Статус документа.
Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.
2.Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвёртый класс, перечень учебно-методического обеспечения.
3.Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействия
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
| СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Летописи. Былины. Жития | 8 |
2. | Чудесный мир классики. | 18 |
3. | Поэтическая тетрадь. | 11 |
4. | Литературные сказки | 11 |
5. | Делу время - потехе час. | 7 |
6. | Страна детства. | 7 |
7. | Поэтическая тетрадь. | 5 |
8. | Природа и мы. | 11 |
9. | Поэтическая тетрадь. | 7 |
10. | Родина. | 5 |
11. | Страна фантазия. | 3 |
12. | Зарубежная литература. | 9 |
13 | Внеклассное чтение | 34 |
Всего 136
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Летописи. Былины. Жития» ( 8 ч) ( И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда; И вспомнил Олег коня своего; Ильины три поездочки; Житие Сергея Радонежского; Обобщение по разделу).
«Чудесный мир классики» (18 ч) ( произведения П. Ершова «Конёк-горбунок », А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова ).
«Поэтическая тетрадь»( 11 ч) ( произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина).
«Литературные сказки» (11 ч) ( произведения В. Одоевского «Городок в табакерке», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. Бажова «Серебряное копытце», С. Аксакова «Аленький цветочек », Обобщение по разделу).
«Делу время - потехе час» (7 ч) ( Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Обобщение по разделу).
«Страна детства» (7 ч) ( произведения Б. Житкова, К. Паустовского, М. Зощенко, Обобщение по разделу).
«Поэтическая тетрадь» (5 ч) ( В. Брюсов «Опять сон», «Детская», С. Есенин «Бабушкины сказки», М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Обобщение по разделу).
«Природа и мы» (11 ч) ( Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка», Е, Чарушин «Кабан», В. Астафьев «Стрижонок Скрип»).
«Поэтическая тетрадь» (7 ч) ( Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь», С. Есенин «Лебёдушка»)
«Родина» (5 ч) ( Н. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине», А. Жигулин «О, Родина!», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).
«Страна фантазия» (3 ч) ( Е. Велтисов «Приключения электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»).
«Зарубежная литература» (9 ч) ( Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойра», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»).
Внеклассное чтение ( 34 )
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
-понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
-передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
-составлять план к прочитанному тексту (полный, краткий, кар тинный);
-вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
-самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
-знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль ших фольклорных жанров, а также литературных произведе ний писателей-классиков;
-знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте чественной и зарубежной литературы;
-знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их переска зывать;
-знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа ции можно употребить каждую из них;
-уметь полноценно слушать;
-осознанно и полно восприни мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схваты вать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказа тельствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
-давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Список учебно – методической литературы
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 80 – 93.
2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
3. Тексты по проверке техники чтения /[О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова] Москва, АСТ, Астрель, 2005год.
4. Интернет ресурсы
для обучающихся:
1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
2.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658555-1440706867.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-274284-1580540755.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-265593-1707590757.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...