Начальная форма слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Начальная форма слова
Цели: показать, что слова – названия признаков изменяются по родам; объяснить, как определить начальную форму слов – признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов – названий признаков.
Ход урока
- Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Развиваем эмоции. Учитель просит уч-ся:
А) нахмуриться, как осенняя туча, злой волшебник;
Б) испугаться, как ребенок, который остался дома один во время грозы; заяц, увидевший волка;
В) удивиться, как ребенок, который радугу; нежданный подарок;
Г) улыбнуться, как ученик, получивший пятерку; ребенок, которому купили новую игрушку.
2. Проверка домашнего задания
3. Работа над темой.
На доске записаны слова: дом – дома; домик – домика.
Сравните слова в парах. Какие слова – названия предметов стоят в начальной форме? Как вы догадались. Что вам помогло?
(слова – названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы Кто? Что? – это слова в начальной форме.
Давайте откроем словарь «Пиши правильно» 2 ч. Стр.133. прочитайте первые пять слов. Все ли они стоят в единственном числе? все ли они отвечают на вопросы кто? Что? В какой форме стоят все эти слова? (в начальной форме)
Прочитайте в упражнении 47 стихотворение М. Яснова.
Давайте устно зададим вопросы к словам – названиям признаков.
Всё (какое?) зелёное, травка (какая?) зелёная,
Деревья (какие?) зелёные, забор (какой?) зелёный.
Работа в тетради. Записываем минутку чистописания, дату, классная работа, упражнение 47.
Запишите слова – названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания. У слов – названий признаков одинаковые основы или нет? (одинаковые) Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (разные формы одного слова). Назовите это слово! (зелёный)
У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (зелёное, зелёная, зелёный), а у какого слова на множественное число (зелёные). Значит, слова-названия признаков изменяются по числам. Окончание (- ая) указывает на женский род, на средний род (- ое), на мужской род (-ый). Значит слова – названия признаков изменяются по родам. Начальной формой слов – названий признаков считают форму мужского рода единственного числа.
Получается, что для слов – названий признаков начальная форма – это всегда форма мужского рода? Давайте проверим себя по Толковому словарю. Найдем там слова: ледяная, лубяная. В словаре есть начальная форма, то есть слова «ледяной», «лубяной». После этих слов есть еще –ая, - ое. Что бы это значило? (Это окончание этого слова, но в мужском и среднем роде)
4.Физминутка.
5. Закрепление по теме. Работа по учебнику. На стр. 75 есть правило на плакате летучей Мыши (учитель читает), выучить дома. Выполняем упр.50.
Спишите, вставив нужные окончания. Повторим, какие окончания слов – названий признаков указывают на род.
лубяной домик ледяной дворец
лубяная избушка ледяная горка
лубяное лукошко ледяное кружево
как же вам удалось догадаться, что у слова – названия признака (лубяная). Связанного со словом «избушка», именно такое окончание? Что вам помогло? Почему «избушка лубяная», а «лукошко лубяное»? Почему не наоборот? (Род существительного диктует, какого рода будет прилагательное). Определим род у слов предметов. Чем различаются слова – названия признаков в каждом столбике? (окончаниями). Почему у них разные окончания? (Потому что слова – названия признаков принимают разную форму: мужского, среднего, женского рода)
В какой форме стоят слова – названия признаков в Толковом словаре? (в начальной форме в мужском роде единственном числе)
6.Итог урока.
Наш урок подошел к концу, и я хочу, чтобы вы сами себе дали оценку знаний…. (записать на переносной доске)
Сегодня на уроке я:
Научился….
Было трудно…
Чему вы научились?
Какие задания вам понравились больше всего?
7. Домашнее задание. В тетради стр. 24 упр. 28.
8. Словесное оценивание учащихся учителем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Начальная форма слова»
Проверочная работа по русскому языку на тему "Начальная форма слова" во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс
Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Начальная форма слов-названий признаков" (УМК "Перспективная начальная школа"
Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса. В первом полугодии учащиеся получили представление о начальной форме слова. В настоящий момен...
Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»...
Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"
Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...
Проверочная работа по темам: «Начальная форма слова», «Родственные слова», «Орфографическая зоркость»
Проверочная составлена для учащихся 2 класса по программе "ПНШ"1 четверть...
Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...