Разработка урока по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шарапова Елена Пагбаевна

Урок постановки учебной задачи. Русский язык. 2 класс. Тема:Способ выделени окончания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_iz_opyta_raboty_uchitelyasharapova_e.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Цагатуйская СОШ»

        

Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Урок постановки учебной задачи

по русскому языку во 2 классе

Тема: Способ выделения окончания

    Учитель начальных классов: Шарапова Е.П.

2008-2009 учебный год

Тема: Способ выделения окончания

Цели: 1. Уточнить способ выделения окончания в словах, не изменяющихся по числу.

            2. Отрабатывать способ выделения окончания в словах – названиях.

            3. Воспитывать умение работать в группах, выслушивать мнения друг друга,                                чувство коллективизма.      

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Прочитайте слова, которые записаны на доске

ПАРТА,   ЗЕМЛЯ,   САД,   КОНЬ,  ПРЫГАЛ

  1. Найдите лишнее слово и объясните почему?

(прыгал – название действий, а остальные названия предметов; конь – живой предмет, а остальные неживые)

  1. Перечислите названия – предметов. На какие вопросы они отвечают?
  2. Как изменяются названия предметов?

а) по числам                        б) по падежам

        5.    Найдите в словах окончания. Но сначала вспомните, как вы будете это делать? Вам нужно показать, как вы нашли окончание.

П АР Т А – один   ед.ч.                      З Е М Л Я                     С А Д Ø                К О Н Ь Ø

= = = =  =                                              = = = = =                       = = = =                  =  = = =

П А Р Т Ы – много  мн.ч                    З Е М Л И                     С А Д Ы                К О Н И

        6. Что такое окончание? Петя говорил, что это последние буквы.

             Это буквы или часть слова?

Какую работу они выполняют? (рассказывают о числе предметов)

КУКЛА – один

КУКЛЫ – много

Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

  1. Изменить слово по числу
  2. Сравнить изменения слова
  3. Выделить окончание (изменившуюся часть)

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

      Работа в группах.

Сегодня мы проверим, как вы учитесь выделять окончания в словах – предметах.

Вот такое задание нужно выполнить по группам.

- Выделите окончания в словах. Будьте внимательны. Давайте проверим, можно ли по известному способу выделить окончания в словах.

КАРАНДАШИ                       БРЮКИ                                      МОЛОКО

КАРАНДАШØ               нет  БРЮКØ                                      МОЛОКА

Если не получается, вы вспомните, как изменяются слова – названия предметов, как можно их изменить?

ВЫВОД: Некоторые названия предметов не изменяются по числу. Как тогда выделить    окончание? Можно выделить или нет? Как вы считаете?

Нужно добавить, изменить слово по числу, по падежам.

ΙΥ. Закрепление изученного способа.

      Работа в группах.

Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, изменяющиеся по числу, а во второй – не изменяющиеся по числу. Выделите окончания.

Проверка. Неизменяющиеся: творог, сено, ножницы, железо.

Y. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали? Что понравилось?

Дом. задание упр. 235

                      МОУ «Цагатуйская средняя общеобразовательная школа»

Урок решения частных задач

по русскому  языку во 2 классе

Тема: Необходимость учета состава слова

при проверке орфограмм слабых позиций

                                           Учитель начальных классов: Шарапова Е.П.

                                            2008-2009 учебный год

Предмет: Русский язык.

Класс: 2

Дата: 8.04.09.

Урок решения частных задач.

Тема: Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций.

Цели: 1) Совершенствовать уровень овладения способами проверки                        

                орфограмм слабых позиций.

          2) Развивать умение выделять значимые части слова и учитывать

              состав слова при проверке орфограмм слабых позиций.

          3) Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать друг друга,  

              задавать  вопросы, работать в группах.

                       

                                     Ход урока.

І. Организационный момент.

У: Сегодня мы будем работать в группах. Давайте, вспомним наш договор.

Д: Работать вместе, слушать друг друга, обсуждать, высказывать свое мнение, делать выводы.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений.

  1. У: В русском языке очень много слов. И все они разные, но их мы учимся делить на группы. На какие группы они делятся?

Детские ответы:

  1. Название предметов. 2) Название действий. 3) Название  признаков

2. На доске  карточки со словами: СТРОИТ, БОЛЬШОЙ, ИГРАЕШЬ, УМНЫЕ, КЕНГУРУ, РЕШАЕМ, РЕШАЕМ, КРАСИВ, ДОБРАЯ, УЧИМСЯ, ПЛАВАТЬ, ТВОРОГ, УСПЕТЬ, ЖИДКАЯ,

ЧУДНЫЕ …

- Вы должны эти слова разделить на группы.

- 1 группа, какие слова хотите собирать?

    (2 группа?, 3 группа?).

Проверка задания.

 Обсуждение. Выводы.  

3) - А теперь попробуйте рассказать про свои слова, на какие вопросы отвечают? Как они изменяются?

- Приведите примеры. Чем больше, тем лучше?

4) -  Покажите свои знания. Выделите в словах  окончание и основу. Укажите ударение в словах и подчеркните слабую позицию гласных.

     І группа                    ІІ группа                          ІІІ группа

дождик                           читать                          старый

пальто                            цвела                            добр  

молока                           бегают                          высокая

стена                               живет                           красивое

сороку                            поется                           разные

                                           

- Какие интересные необычные слова среди них заметили?

  Ответы детей:1.Слово пальто - неизменяемое слово.

  2. Молоко – изменяется только в единственном числе.

  3. Улыбаться – окончание находится в середине слова.

  4. Красив – краткое название признаков.

 

ІІІ. Упражнение на выделение основы и окончания значимых частей слова.

- Что такое окончание?

- Что такое основа?

- Сначала, что вы должны выделить основу или окончание?

- А зачем выделили основу и окончание?

 Д: Чтобы правильно определить, где находится слабая позиция, подобрать способ проверки слабых позиций.

- Как мы умеем проверять слабые позиции?

  1) по сильной позиции.

  2) по словарю.

  3) по правилу.

ІV. Физминутка.

V. Работа в группах.

- У каждой группы  карточки с заданием.

 - Вам нужно проверить орфограммы слабых позиций. Над каждой  проверенной орфограммой укажите способ ее проверки.  

   

      На б_регу  р_ки новы_ ог_роды. На гря_ках расту_  п_мидоры, _гурцы  и другие ов_щи. Дети работа_т на уборк_  б_гатого ур_жая.

1.Обсуждение в группах, выполнения задания.

2. Публичная защита работы.

VІ. Итог урока.

- Что вам понравилось? Что у вас хорошо получается? Что еще вам нужно повторить?

- Давайте оценим, как вы работали на этом уроке. Самооценка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс.

Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....

Разработка урока по русскому языку 4 класс

В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Разработка урока по русскому языку 1 класс

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...

Разработка урока по русскому языку 2 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" программа "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...