Безударные гласные, не проверяемые ударением, в словах, называющих птиц
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Планета знаний" (автор учебника "Русский язык" Л.Я. Желтовская) с указанием формируемых УУД на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 83 КБ |
презентация к уроку | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка во 2 классе
(УМК «Планета знаний», автор учебника «Русский язык» Л.Я. Желтовская)
Тема урока | Безударные гласные, не проверяемые ударением, в словах, называющих птиц |
Цель урока | Создание условий для ознакомления учащихся с новым для них способом проверки написания безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением, в словах, называющих птиц, через наблюдение за звуками, которые издают пернатые. |
Задачи урока (планируемые результаты обучения) | Личностные УУД: |
формировать внутреннюю позицию учащихся на уровне положительного отношения к школе, ориентировать на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего учащегося»; | |
формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | |
формировать знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение; | |
формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; | |
формировать чувство прекрасного и чувство ответственности на основе ознакомления с миром природы; | |
формировать установку на здоровый образ жизни и его реализацию; | |
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Регулятивные УУД: | |
учить в сотрудничестве с учителем определять тему урока и ставить новые учебные задачи; | |
учить учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; | |
учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | |
учить осуществлять констатирующую и итоговую рефлексию, а также актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | |
Познавательные УУД: | |
учить стоить речевые высказывания в устной и письменной форме; | |
учить основам смыслового чтения текста, его анализу, выделению главной мысли, определению темы и нахождению изобразительно-выразительных средств языка; | |
учить осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; | |
учить устанавливать причинно-следственные связи и строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; | |
учить обобщать на основе выделения существенных связей. | |
Коммуникативные УУД: | |
учить формулировать и аргументировать собственную точку зрения; | |
учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | |
учить задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; | |
учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, а также владеть монологической и диалогической формой речи. | |
Основные понятия | Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением; способы проверки безударной гласной, звукоподражание как один из способов проверки безударной гласной в корне слова. |
Межпред-метные связи | «Окружающий мир» (Раздел «Природа вокруг нас», тема «В мире живой природы»); «Музыка» (Тема «Звуки природы и музыки»). |
Тип урока | Урок уточнения и конкретизации открытого ранее способа проверки безударных гласных, не проверяемых ударением. |
Ресурсы | Карточки для различных форм работы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитола, CD диск «Музыка счастья», аудиокассета «Шум леса», учебники. |
Ход урока
Этапы рока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Коммуни кативные, регулятив ные | Проверяет готовность учащихся к уроку | Хоровое проговаривание слов: «Долгожданный дан звонок, начинается урок» |
Психологический настрой на урок | Коммуникативные, познавательные, личностные | Просит к детей сесть, улыбнуться друг другу, сесть поудобнее, положить руки на парту, голову на руки, закрыть глаза и повторять за учителем под «Музыку счастья» следующие слова: - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - У меня полная готовность к работе. - Я работаю. Предлагает сесть правильно. | Хоровом проговаривают-повторяют слова учителя. Осуществляют положительный самонастрой на работу на уроке. Принимают правильную рабочую позу за партой. |
Актуализация знаний, какография | Личностные | Представляет текстна доске с ошибками на изученные орфограммы с установкой на поиск и обязательное аргументированное исправление всех ошибок для фронтальной работы. Создаёт ситуацию успеха. | По очереди выходят к доске, исправляют найденные в тексте ошибки, доказывая верность своего варианта написания подбором проверочных слов. Текст. (Зема. В лису замило дорошки. Не знаешь, что тоит в себе каждый сугроп. Только сарока не дремлет) Проживают ситуацию успеха. |
Определение темы, целеполагание и мотивация | Регулятивные | Предоставляет языковой материал для дифференциации проверяемых и непроверяемых орфограмм в словах, называющих птиц, и формулировки выводов для работы в малых группах. Предлагает детям высказать свои предположения о теме, цели урока и ходе дальнейших действиях по достижению цели. Слайд 1. «Тема урока» Все известные способы проверки орфограмм безударной гласной в корне слова фиксирует на дополнительной классной доске (поставь в форму ед. числа, поставь в форму мн. числа, назови ласково). Записывает вопрос, на который надо ответить в конце урока: «Существуют ли другие способы проверки и какие они?» | «Шум леса» (аудиокассета) В группах по 5 человек (совместно-распределённая деятельность) дети рассуждают, распределяют слова в два столбика (с проверяемой и непроверяемой орфограммой). Слова (снегири, вороны, сороки, синицы, клесты, соловьи, воробьи, скворцы). После этого один человек от каждой группы представляет версию выполнения задания на доске, а участники остальных групп участвуют в обсуждении с помощью знаков «согласен» и «не согласен». Затем коллективно формулируют вывод, определяют тема, цель и план урока |
Физкультминутка | Личностные | Высказывает благодарность всем участникам групповой работы и предлагает немного отдохнуть, выполняя движения с проговариванием стихотворного текста. Наблюдает и обращает внимание учащихся на важность выполнения движений с полной амплитудой и бодрым настроением. | Хором проговаривают слова: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Выполняют упражнения с одновременным проговариванием следующих слов: Совушка-сова Большая голова. На суку сидит, Головой вертит. Крыльями хлоп-хлоп, Лапками топ-топ. |
Работа учащихся по «открытию» нового способа проверки | Познавательные, регулятивные | Предлагает сесть правильно, записать в тетради число, название месяца и слова «Классная работа», прописать каллиграфически материал минутки чистописания, а затем работать в тетради с каждым словарным словом (воробей, ворона, синица, снегирь, сорока), начиная с новой строки. Во время самостоятельного выполнения детьми упражнения из учебника проводит дифференцированную работу со склонными к одарённости учащимися, предлагая им выполнить более объёмное и сложное задание на карточке | Хором проговаривают слова: «Сяду тихо, не согнусь, за работу я возьмусь». Выполняют запись в тетради числа, названия месяца и слов «Классная работа». Перед минуткой чистописания хором проговаривают слова Мы в лес за наукой Сегодня пойдём Смекалку, фантазию нашу возьмём, Но чтобы скорее до леса дойти, Должны мы по тропке красиво пройти! Выполняют аналогичную словарную (лексико-орфографическую работу) над каждым из 5-ти изучаемых на данном уроке слов с непроверяемой гласной по плану: Слайды 2-21. - разгадывают загадку о птице, правописание названия которой надо запомнить; |
- рассматривают изображение птицы и одновременно слушают звуки, которые она издаёт, читают краткие научные тексты и акцентируют внимание на интересных фактах и соотнесении названия птицы и звуков, которые она издаёт; - орфографически проговаривают слово-название птицы и запоминают его правильное написание с опорой на звуковую ассоциацию; - работают над фразеологизмами и поговорками с изучаемым словом и записывают их в тетрадь. | |||
Формулировка выводов | Личностные | Предлагает побеседовать по таким вопросам: -Чем необычны слова, которые мы сегодня изучали? Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы – Одним словом – это птицы! -Как проверять написание таких слов? - Почему птиц называют пернатыми? - Что вы о них ещё знаете? - Как и почему надо к ним относиться? У деревьев нет больницы, их на месте лечат птицы. | Думают, рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают, формулируют выводы, отвечая на поставленные вопросы |
Первичное закрепление и взаимопроверка | Регулятивные, личностные, коммуникативные | Слайд 22 (Изображение леса). Каждому учащемуся предлагает карточку с уже написанными изученными словами-названиями птиц, в которых пропущены непроверяемые гласные. Нужно вписать правильно пропущенную букву. Слайд 23, на котором изображены все 5 изученных на уроке слов. Предлагает обменяться с соседом по парте листочками, осуществить взаимопроверку, взаимооценку по указанным на доске критериям (без ошибок – отметка «5», 1 ошибка – отметка «4», 2 ошибки – отметка «3» и более двух ошибок – отметка «2») и вернуть листочек. | Под аудиозапись «Шум леса» вписывают буквы на месте пропусков. Обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку и взаимооценку по указанным учителем на доске критериям оценивания, после чего возвращают работы друг другу. |
Дифференцированное домашнее задание | Личностные, регулятивные | Предлагает дифференцированное домашнее задание в конвертах: «От совы»: для тех, кто легко и безошибочно умеет решать орфографические задачи. «От снегиря»: для тех, кто умеет решать орфографические задачи, но не совсем уверен в своих силах. «От воробья»: для тех, кому трудно, кто не готов к серьёзным испытаниям. | Выполняют предварительную самооценку, а потом выходят к доске, где расположены конверты с домашними заданиями и выбирают себе задание «по силам» от соответствующей птицы |
Обобщение знаний, открытых на уроке | Регулятивные | Предлагает следующие вопросы для обобщающей беседы: - Что мы сейчас изучаем на уроках русского языка? - Кто помнит? Какой сегодня вопрос мы поставили в начале урока? -Кто может ответить на него? -Зачем мы всё это изучаем? - А зачем нам нужно быть грамотными? | Думают, рассуждают, обобщают, формулируют выводы |
Подведение итогов урока | Личностные | Высказывает слова благодарности всем без исключения учащимся за работу на уроке. Поздравляет каждого с замечательной отметкой за урок, а ребят, работавших с карточками – с двумя высокими отметками. | Осуществляют итоговую рефлексию с опорой на недосказанные предложения «Сегодня на уроке я»: - научился(лась) … - понял(а) … - впервые узнал(а) … - затруднялся(лась) … - радовался(лась) … Наводят порядок на парте и готовятся к концу урока. Хором проговаривают в конце урока слова: Прозвени-ка дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята: Поиграть, попрыгать надо. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет – Крохи собирает.
АРМЯК В переводе с тюркского языка - «халат ». Традиционная мужская верхняя одежда — долгополый кафтан халатного покроя, без сборок. Подпоясывался широким цветным поясом – кушаком. В 19 веке армяк стал повседневной крестьянской одеждой.
Маленькая серо-коричневая птичка. Живёт вблизи домов человека. Средняя продолжительность жизни - от 9 месяцев до 2 лет.
В О Р О БЕЙ
Стреляный воробей. Воробью по колено. Воробьиный шаг.
Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая Крикунья хрипловатая. Известная персона. Это - …
Всеядная птица семейства вороновых. Хорошо приручается и поддаётся дрессировке. Любит дразнить других животных и отбирать у них еду.
В О Р О НА
Считать ворон. Каркает как ворона. Пуганая ворона и куста боится.
Я, как сажа черна, Как сметана, бела. Люблю всем в лесу рассказать, где была.
Птица из семейства вороновых с белыми перьями в хвосте и крыльях, не улетающая на зиму в теплые края, при строительстве гнезда укладывает в него сорок веточек.
С О Р О КА
Трещит как сорока. Сорока на хвосте принесла. Заладила сорока Якова одно про всякого.
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.
Относятся к отряду воробьиных. Истребляют вредных насекомых и тем самым приносят неоценимую пользу человеку. Гнездятся в дуплах.
С И НИЦА
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Синица в руках лучше соловья в лесу.
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это …
Прилетает с севера вместе со снегом. Передразнивает свистовые фразы песен других птиц и иные звуки. Быстро привыкает к домашним условиям содержания.
СН Е ГИРЬ
Снегирь под окном чирикает - к оттепели.
В О Р О БЕЙ В О Р О НА С О Р О КА С И Н И ЦА СН Е ГИРЬ
Сегодня на уроке я: научился( лась ) … понял(а) … почувствовал(а) … в первые узнал(а) … з атруднялся( лась ) … р адовался( лась ) …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Безударные гласные, не проверяемые ударением".
Закрепить знания, умения, навыки правописания слов спроверяемыми и непроверяемыми орфограммами; совершенствованиетехники письма; развитие орфографической зоркости, внимания, устной vписьменной р...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе по теме "Безударная гласная, не проверяемая ударением"
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему "Безударная гласная, не проверяемая ударением" содержит интересный и познавательный материал не только для быстрого усвоения указанной...
Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"
ТЕМА: Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...
Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"
ТЕМА: Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...
урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова
правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова...
Карточка № 2 "Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением" (3 класс)
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и уч...
Урок по русскому языку во 2 классе. Тема "Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением"
На уроке обучающиеся знакомятся с новыми словами из словаря (январь, февраль, месяц). Цели урока: формировать умение находить ранее изученные и запоминать новые слова с непроверяемыми безударными...