Правописание слов о "ь" знаке.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Афанасьева Ольга Михайловна

Обобщение и систематизация знаний о разделительном ь знаке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение по теме: «  Правописание слов о ь знаке.»

Цель: обобщение и систематизация знаний о разделительном ь знаке.

Ход урока.

Организационный момент. Настрой на работу.  (Слайд 1)

-Ребята, у нас сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем им хорошего настроения и удачи. А сейчас повернитесь и друг другу улыбнитесь, какое у вас настроение? А сейчас каждый улыбнитесь  мне и у меня хорошее настроение и с таким хорошим настроением мы будем работать на протяжении всего урока  и закончим урок .

Урок русского языка. Откройте тетради , запишите число. Классная работа.

А сейчас вы посмотрите на эталон и скажите, что вы на нём видите? (Нам дано неправильное предложение) (Слайд 2).

Ребята, а какая  цель стоит перед вами  сейчас? ( Надо из данных слов составить красивое предложение).

А сейчас. Работая в паре составляем предложение. Чья пара уже составила?

Какое предложение у вас получилось? (Слайд 3). У нас сегодня всё получится!

Ребята, это и будет девизом нашего урока.

2.Целеполагание. Работа в парах.

Ребята, у вас на партах лежат карточки и вы будете работать в парах.

Ваша цель: вы должны исследовать в каждой строчке слова, найти лишнее слово и написать их в тетрадь.

  1. Ш..ло, ж..раф, листья;
  2. Ч..щ.., ч..шка, деревья;
  3. Ч..лок, щ..ка, зверь.

А как вы думаете, какое задание вы ещё должны выполнить? (мы должны применяя изученную орфограмму, вставить пропущенные буквы)

Ребята, а что такое орфограмма? ( Орфограмма-это написание по правилу)

А сейчас сделайте самопроверку по эталону,и оцените сами себя.( слайд4)

3.Проблемный вопрос.

Назовите слова,ко торые вы подчеркнули? (Листья, деревья, зверь)

А  что общего в этих словах?( Ьзнак.)

4. Формулировка темы и цели урока.

Ребята , о чём мы сегодня будем говорить на уроке?( о ь знаке).

Да ,тема нашего урока : Обобщение знаний о  правописаниии  мягкого знака на конце и в середине слова.(Слайд5)

5.А какую цель поставим?(Обобщение знаний о   разделительном  мягком  знаке )      .(Слайд 6)

6.Ребята, а что вы знаете про ь знак?

-   ь знак не обозначает звука;

- так может быть он нам и не нужен?(Нужен)

 -а какую роль он выполняет в словах?(ь знак показатель мягкости согласных)

А сейчас послушайте стихотворение   про ь знак и назовите ещё тайну мягкого знака.

Мягкий знак-хитрый знак,

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился в слово уголь?

Без подсказки просто так-

Это сделал ь знак.

-а какую роль он выполняет в словах?(ь знак - показатель мягкости согласных)

7.Сейчас мы с вами проведём исследование: из какого слова при помощи мягкого знака получилось слово с новым значением?(Угол-уголь)

Ребята, а где вы встречались с этим словом  - угол? (Слайд7)

А когда добавили ь знак, какое слово получилось? (уголь)(Слайд8)

А что такое уголь? ( Это полезное ископаемое)

А где у нас в Забайкальском крае добывают каменный уголь? ( Харанор, Букачача)

Ребята, какой можно сделать вывод?(ь знак вносит в слово новое слово.)

А какие слова вы ещё знаете, в которых можно добавить ь знак и   будет иметь другое значение.мел-мель(Слайд 9)

Хор- хорь (Слайд10)

8.Игра «Угадай слово»

А сейчас я вам буду читать предложение, а вы должны это предложение заменить одним словом.

1.домики для пчёл?(Ульи)

2.Снежная буря, метель?(вьюга)

3.Женская одежда? ( Платье)

4.Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе?(Варенье)

5.Плохая погода? (Ненастье)

6.Мясной отвар? (Бульон)

7.Лежит в луже и совсем не тужит.(Свинья)

8.Служащий, разносящий почту. (Почтальон)

(Самопроверка, самооценка, итог)(Слайд11)

Ребята, а что вы здесь заметили?(Что ь пишется в корне слова)

А какую роль он играет в словах? ( что пишется после согласных перед гласными и, е, ё, ю, я)

А сейчас вы должны написать 2 слова ,где ь знак будет стоять  в корне слова.

5.Физкультминутка.

Я вам буду называть слова, а вы если в слове услышали ь знак на конце слова – вы приседаете, а если в середине слова – вы хлопаете в ладоши.

Приседаете                          Хлопаем в ладоши

Зверь                                         Коньки

Уголь                                           Письмо

Дверь                                         кольцо

Учитель                                     соловьи

Зарядка для глаз

Зажмурьте глаза и произносим 1,2,3,4,5 открываем глаза и повторить 2 раза.

6. Дифференцированная работа (Слайд12)

А сейчас мы с вами выполним следующее задание по выбору, то есть вы сами выберите задания по своим знаниям.

«5»

Составить 2 предложения о весне, чтобы в   были слова с  разделительным  ь знаком.

(Читают вслух)

«4»

Написать по 3 слова с ь знаком в середине слова; (пальто, письмо, коньки)

3 слова с ь знаком на конце слова.(День, дверь, пень)

3 слова с ь знаком в корне слова.(воробьи, соловьи, ручьи)

(Взаимопроверка, взаимооценка, итог)

«3»

Списать и вставить ь знак с слова.

 (Проверка по эталону)

Работа над ребусами.

А сейчас,  я вам задавала задания, чтобы вы нашли загадки, где в отгадках будет ь знак.

1. То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я….(Тетрадь).

2.Корчит рожицы и дразнит,

Думает, что без изъяна,

Быстро скачет по деревьям

Маленькая …(Обезьяна).

3.Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.(Медведь).

4.Рад своей он трудной доле,

Учит он ребяток в школе,

Буквы складывать, считать,

И за труд им ставить «5» (Учитель).

5.Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

С первым снегом прилетит.(Снегирь.)

6.Красная девица,

Сидит в темницё,

А коса на улице.(Морковь).

Рефлексия.

А сейчас посмотрим, как у нас всё получилось, для этого мы проведём диктант «Плюс-Минус.»

«Плюс» поставь, когда в словах,

Ты напишешь мягкий знак,

Если в слове его нет

«Минус» напиши в ответ.

День,динь,сон, тень,                  + + - -

Сын,слон, лось, лень,                 -  -  +  +

Нос, нёс, рыть, ныть,                  -  -  +   +

Кон, конь,шум, пить.                  - + -   +

(Самопроверка, самооценка, итог)(Слайд 13)

Ребята, поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе 5.

Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки, поставьте 4.

А кто допустил 3 ошибки,-оценку 3

А кто более 4 ошибок, то вам нужно ещё раз поработать над этой темой.

Какую орфограмму мы сегодня исследовали?

Что предаёт ь знак?

Какое задание вам больше понравилось?

Какое было самым трудным?

А вам в жизни эти знания пригодятся? А зачем? (Чтобы грамотно писать)

А сейчас вернёмся к девизу нашего урока, кто его назовёт?

У нас сегодня всё получится!

Да, действительно у нас сегодня всё получилось.

А сейчас оцените себя, кто и как работал на уроке:

«5»-красный

«4»-зелёный

«3»- синий.

Домашнее задание.

1)Написать сказку о ь знаке.( 5предложений)

2)Упр.205, стр.132

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.

Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....