Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Соболева Людмила Анатольевна

Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык. 2 класс23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Правописание слов с непроверяемым безударным  гласным звуком в корне слова.

Цель урока:  отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. 

Задачи урока:
продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип; обогащать речь и словарный запас.

развивать познавательные и творческие способности учащихся, аналитическое мышление, орфографическую зоркость; умение анализа, синтеза, обобщения; расширение кругозора учащихся.

воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности и уважения к русскому языку.

                                                     

                                         Ход урока. 

1. Организационный момент. Мотивация.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.      

           Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,                                                Возможно, есть классы и лучше и краше.                                                        Но пусть в нашем классе вам будет светло,                                                Пусть будет уютно и очень легко!           (Дети  приветствуют  гостей)          

 -Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

  -Я желаю вам старанья, пониманья и желанья

  -Много нового узнать, чтобы грамотными  стать.

– Девизом нашего урока послужит пословица, которую надо собрать из рассыпанных слов:

день, нам, каждый, мудрости, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу составили?  Как вы ее понимаете?

(Каждый день (урок) прибавляет нам частичку мудрости.)

–Закройте глаза. Что заметили? ( «день» заменили на «урок»)

-Смысл пословицы изменился?

- Какая задача стоит перед нами на уроке? (Стать умнее, получить новые знания)

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем мы стали умнее и мудрее за этот урок.

2.Минутка чистописания.

-Какой у нас сейчас урок?  (русского языка)

-Чему мы учимся на этом уроке? (красиво писать, быть грамотными)

-С чего же  начинаем наш урок? Для чего она нужна?

На доске написаны буквы:

а, о, у, е, я, и

-Что общего заметили? (все буквы гласные)

-В написании каких гласных вы чаще всего допускаете ошибки? (Это гласные о,а,я,е,и).Какая буква лишняя?(у).

-Скоро зима, декабрь,  снег  покроет землю, словно одеялом. Станет красиво вокруг. А вы любите зиму? Ждете ее прихода?

- Давайте напишем узоры в тетради. Дедушка  Мороз  увидит, как красиво вы умеете писать и наметет много-много снега  и этим порадует вас.

-Но сначала гимнастика  для рук.

Гимнастика для кисти руки.

Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево (10 раз). Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке и 5 - против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

(Учитель предлагает детям по образцу повторить элементы букв.)

3.Определение  темы и целей урока.

                                                                                                                                                        -Какой следующий этап урока? Как  вы думаете? ( Будем закреплять или узнавать что-то новое)

-Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?

-Да, мы будем продолжать исследовать безударные гласные в корне слова.

-И сегодня узнаем еще что-то новое о безударных гласных.

-А что нового узнаем - вам поможет  следующее задание.

 Прочитайте слова.

З.МА    СН.ГОВИК     М.РОЗ

-Какие буквы пропущены? ( Гласные)

 -А какие бывают гласные? ( Ударные и безударные)

-Давайте  определим  какие гласные пропущены. Что нужно сделать?   (Поставить ударение)

-В какой  части слова пропущена гласная?

- Кто помнит как нужно работать с такими словами?

-Давайте вспомним алгоритм  работы.

  1. Ставлю ударение.
  2.  Выделяю корень.
  3. Подбираю проверочное слово.

- Запишем эти слова вставляя нужные гласные.

  • Зима – ударение падает на а, корень зим, безударная гласная и; проверочное слово зимы.
  •  Снеговик– ударение падает на и, корень снег, безударная гласная е; проверочное слово снег.
  • Мороз- ударение падает на о, корень мороз,……Проверочное подобрать не можем.
  • Значит в этом слове непроверяемая безударная гласная.

 -Какое слово, из представленных на доске, лишнее? Почему?

-Это слово  появилось на уроке неслучайно,  такие слова нам сегодня пригодятся.

- Какая же тема нашего урока? Над чем мы будем работать?

Слова с непроверяемой безударной гласной. Это и будет  темой нашего урока.

-А какую цель мы поставим? Зачем? ( научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова).

-Ребята, а у вас есть предположения, как проверить слова с непроверяемой  безударной гласной в корне слова.

1.Спросить у учителя, у родителей.

2.Надо запомнить, как пишется это слово.

3.Надо проверить по словарю.

-Какие словари вам уже знакомы? (выставка словарей)

Толковый словарь – объясняет лексическое значение слов.

Словарь синонимов.

Словарь антонимов.

Орфографический словарь.

-В каком же словаре мы будем проверять правописание слов?

-От какого слова произошло слово «орфографический»? (Орфограмма )

-Что такое орфограмма? Что мы проверяем в слове?   ( Букву, которую нужно запомнить или проверить.)

Физкультминутка. 

-Найдите слова с непроверяемой безударной гласной, на доске.                      Работа, ноябрь (выделение безударной гласной).

- Как называются эти слова? Почему такие слова называют словарными?   (Такие слова называют словарными, потому что их можно проверить по словарю.)

Выделим орфограмму в этих словах: найдём ударную гласную, безударную гласную, которую нужно запомнить отметим буквой С.

Работа со словарём  У вас в учебнике тоже есть орфографический словарь. Откройте его. (Где расположены все словарики в учебнике?  Стр. 136 . На какой странице орфографический словарь?)

-Как расположены слова в словаре? (Слова расположены по алфавиту).

-Что отмечено в словах?  (В словах отмечено ударение, жирным шрифтом выделены безударные гласные или согласные, которые надо запомнить, подчёркнуты удвоенные согласные.)

-Найдите в словаре слова мороз . 

-Какую же непроверяемую безударную гласную надо писать?

-Итак, делаем вывод .

 Гласные бывают : 1) ударные  и  безударные ;

                                2) проверяемые  и  непроверяемые.

Физкультминутка. 

4.  Закрепление.

   1)Работа по учебнику.

-Прочитаем , что нам предлагают авторы учебника вспомнить о гласных.

-Выполним упр.167.

    2) Работа в парах.   

-А сейчас вы будете работать в парах.

 -Совещаясь друг с другом вы должны вставить пропущенные буквы.

Наступили  сильные  м_розы . Снег  завалил  с_довые   д_рожки.  Птицы з_мой   г_лодают.  Дети устроили  для птиц  к_рмушки.                                    Как  х_рошо, что  у  птиц  есть настоящие друзья!                   (Проверка)

-В каких словах встретилась  непроверяемая  безударная  гласная?

Как проверить их? ( Надо запомнить или проверить по словарю.)

Итог урока.

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия.

 Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу.      

                           

З_ма  сп_шит,  хл_почет, 
Укутала в сн_га 
Все кочки и  п_нёчки, 
Скамейки и  ст_га. 

Наступили сильные м_розы . Снег завалил с_довые  д_рожки. Птицы з_мой  г_лодают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья! 

Загадки, отгадками которых являются словарные слова.

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

                                 (горох)

Растёт трава Алёнка

В красной рубашонке.

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

                                    (земляника)

На лесной опушке

Стояли две подружки:

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

                                  (берёзки)

В детский сад с бахчи

Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

Сладкий он и как кумач.

                                   (арбуз)

Щиплет щёки, щиплет нос.

Но не страшен нам… (мороз)

Ранним утром у школьных ворот

Собирается дружный … (народ)

Сарафан на сарафане,

Платьице на платьице.

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься.

                                   (лук)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

                                       (сорока)

Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

                                  (собака)

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

                                       (медведь)

Забор стоит,

 а за забором огурцы и помидоры.                                               (огород)

Кто шагает с сумкой книг утром в школу?

                             (ученик)

Наступили  сильные  м_розы . Снег  завалил  с_довые   д_рожки.  Птицы з_мой   г_лодают.  Дети устроили  для птиц  к_рмушки.                                    Как  х_р_шо, что  у  птиц  есть настоящие друзья! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....