Рабочая программа по русскому языку 3 класс Канакина
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верховская средняя общеобразовательная школа №1»
“СОГЛАСОВАНО” на методическом объединении “УТВЕРЖДАЮ”
учителей начальных классов Директор МБОУ « Верховская средняя
Руководитель МО учителей общеобразовательная школа №1
начальных классов
_________О.И.Варковская __________________Л. И.Должикова
Рабочая программа по русскому языку
на 2013-2014 учебный год
УМК «Школа России»
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, 1 ч.
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, 2 ч
Разработано
учителем начальных классов
Семенихиной Т.Н.
п. Верховье
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2011г., М.: «Просвещение».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты: пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень. приставка, суффикс, окончание и др.).
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Перечень технологий | Используемые элементы | Оценка эффективности |
Здоровьесберегающие: | Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
| Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса. |
Информационно–коммуникационные технологии | Работа с CD, использование Интернет ресурсов | Повышение мотивации учащихся |
Развивающее и проблемное обучение | Исследовательская, экспериментальная работа | Повышение мотивации учащихся |
Методы творческой групповой работы | Работа в группах | Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы |
Метод проектного обучения | Составление проекта | Участие в конкурсах |
Элементы тренинговых методик | Тестирование | Отработка техники, знаний |
Инновационные методы оценки результатов | тестирование, тестовые оболочки (ИКТ) | Возможность увидеть результат своих знаний, объективность |
Компетентностно-деятельностный подход | Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда | Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения |
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 166 часов в год при 5 часах в неделю.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники должны уметь:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
7) способность проверять написанное.
Содержание учебного предмета:
Язык и речь (2 ч.)
Наша речь. Виды речи |
Наш язык |
Текст. Предложения. Словосочетание ( 15 ч.)
Текст. Типы текстов |
Предложение |
Виды предложений по цели высказывания |
Виды предложений по интонации |
Предложения с обращением |
Обучающее изложение |
Работа над ошибками |
Главные и второстепенные члены предложений |
Простое и сложное предложение |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Простое и сложное предложение. Работа над ошибками |
Словосочетание |
Слово в языке и речи (40 ч.)
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные. |
Синонимы и антонимы |
Омонимы |
Слово и словосочетание |
Фразеологизмы |
Обучающее изложение |
Части речи. Работа над ошибками |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Сочинение «Осенний лес» |
Что такое имя числительное? Работа над ошибками |
Однокоренные слова. |
Звуки и буквы. Гласные звуки |
Звуки и буквы. Согласные звуки |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак |
Сочинение «Запомнившийся случай» |
Работа над ошибками |
Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Слово в языке и речи» |
Проект «Рассказ о слове» |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» |
Работа над ошибками |
Что такое корень слова? |
Как найти в слове корень? |
Контрольное списывание |
Сложные слова. Работа над ошибками |
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
Значение приставок |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
Значение суффиксов |
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» |
Работа над ошибками |
Что такое основа слова? |
Обобщение знаний о составе слова |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
Анализ контрольного диктанта. |
Обобщение знаний о составе слова |
Обучающее изложение |
Работа над ошибками |
Правописание частей слова (22 ч.)
В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
Контрольное изложение |
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
Правописание слов с удвоенными согласными |
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» |
Работа над ошибками. Работа с тестом по теме «Правописание корней слов» |
Правописание суффиксов и приставок |
Правописание предлогов и приставок |
Правописание слов с разделительным твердым знаком |
Разделительный твердый и мягкий знаки |
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» |
Работа над ошибками |
Разделительный твердый и мягкий знаки |
Повторение изученного материала по теме «Правописание частей слова» |
Части речи (68 ч.)
Части речи |
Имя существительное ( 27 ч.) Имя существительное и его роль в речи |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Собственные и нарицательные имена существительные |
Проект «Тайна имени» |
Число имен существительных |
Род имен существительных |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
Работа над ошибками. Склонение имен существительных |
Падеж имен существительных |
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» |
Работа над ошибками. Именительный падеж |
Родительный падеж |
Дательный падеж |
Винительный падеж |
Творительный падеж |
Предложный падеж |
Обучающее изложение |
Работа над ошибками. Все падежи |
Обобщение знаний об имени существительном |
Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» |
Имя прилагательное ( 16 ч.) Значение и употребление имен прилагательных. Работа над ошибками |
Роль прилагательных в тексте |
Текст-описание |
Контрольное списывание |
Род имен прилагательных. Работа над ошибками |
Изменение имен прилагательных |
Обучающее изложение |
Число имен прилагательных. Работа над ошибками |
Изменение по падежам имен прилагательных |
Обобщение знаний об имени прилагательном |
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
Местоимение ( 4 ч.) Личные местоимения. Работа над ошибками |
Изменение личных местоимений по родам |
Местоимение |
Обучающее изложение |
Глагол ( 21 ч.) Значение и употребление глаголов в речи. Работа над ошибками |
Неопределенная форма глагола |
Число глаголов |
Сочинение на тему «Почему надо читать книги» |
Времена глаголов |
Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов |
Изменение глаголов по временам |
Обучающее изложение |
Род глаголов в прошедшем времени. Работа над ошибками |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
Обобщение знаний о глаголе |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
Работа над ошибками |
Обобщение знаний о глаголе |
Повторение ( 19 ч.)
Части речи |
Обобщение изученного о слове, предложении |
Контрольное изложение |
Работа над ошибками |
Правописание окончаний имен прилагательных |
Правописание приставок и предлогов |
Правописание безударных гласных |
Правописание значимых частей слов |
Итоговый контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова |
Текст |
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» |
КВН «Знатоки русского языка». Работа над ошибками |
Обобщение изученного за год |
№ п/п | Дата по плану | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 02.09 | Язык и речь Наша речь. Виды речи | Различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке; объяснять, каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь |
2 | 03.09 | Наш язык | Распознавать язык и речь; развивать устную речь; анализировать высказывания о русском языке (высказывание Куприна); находить выразительные средства русской речи в поэтических строках Пушкина (работа в паре) |
3, 4 | 04.09, 05.09 | Текст. Предложения. Словосочетание Текст. Типы текстов | Различать текст и предложения; отличать предложения от группы слов; выделять части текста; различать типы текстов (работа в группах); классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков препинания в конце предложений; различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания |
5 | 06.09 | Предложение | Повторять изученное ранее о предложении (работа с тестом); отличать предложения от группы слов |
6 | 09.09 | Виды предложений по цели высказывания | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте; соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения |
7 | 10.09 | Виды предложений по интонации | Повторять материал о видах предложений по интонации (работа в группах); интонационно правильно произносить предложения; составлять сообщение о типах предложений |
8 | 11.09 | Предложения с обращением | Выделять обращение в предложении в письменной и устной речи; составлять предложения с обращением (работа в парах) |
9 | 12.09 | Обучающее изложение | Подбирать к тексту заголовок; записывать составленный текст; оценивать результат выполненного задания |
10 | 13.09 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
11, 12 | 16.09, 17.09 | Главные и второстепенные члены предложений | Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространенное предложение второстепенными членами; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте (работа в группах) |
13 | 18.09 | Простое и сложное предложение | Различать простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; составлять из двух простых предложений одно сложное; составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение»; работать с памяткой «как дать характеристику предложению» |
14 | 19.09 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Предложение»; выявлять уровень сформированности навыков правописания |
15 | 20.09 | Простое и сложное предложение. Работа над ошибками | Различать простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; составлять из двух простых предложений одно сложное; составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение»; работать с памяткой «как дать характеристику предложению»; прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; |
16, 17 | 23.09, 24.09 | Словосочетание | Выделять словосочетания в предложениях; устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов (работа в парах) |
18 | 25.09 | Слово в языке и речи Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные. | Распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем; работать со страничкой для любознательных: знакомство со значением слова погода |
19 | 26.09 | Синонимы и антонимы | Распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов; подбирать к слову синонимы и антонимы |
20 | 27.09 | Омонимы | Распознавать омонимы, работать со словарем омонимов; подбирать к слову омонимы, объяснять их лексическое значение |
21 | 30.09 | Слово и словосочетание | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета |
22 | 01.10 | Фразеологизмы | Находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний; объяснять значение фразеологизмов; работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию |
23 | 02.10 | Обучающее изложение | Передавать содержание текста по вопросам; развивать орфографическую зоркость |
24 | 03.10 | Части речи. Работа над ошибками | Распознавать части речи; развивать устную речь; прорабатывать ошибки, допущенные в изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; классифицировать части речи; приводить примеры слов изученных частей речи |
25 | 04.10 | Имя существительное | Распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные; делать сообщение об имени существительном |
26 | 07.10 | Имя прилагательное | Распознавать имена прилагательные, подбирать к ним синонимы и антонимы; делать сообщение об имени прилагательном |
27 | 08.10 | Глагол | Распознавать глаголы, определять число глаголов; делать сообщение о глаголе |
28 | 09.10 | Сочинение «Осенний лес» | Собрать материал об осени; составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста; излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями |
29 | 10.10 | Что такое имя числительное? Работа над ошибками | Находить имена числительные, составлять предложения с именами числительными; приводить примеры слов – имен числительных; прорабатывать ошибки, допущенные в сочинении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
30 | 11.10 | Однокоренные слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в словах корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова с омонимичными корнями, приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем |
31 | 14.10 | Звуки и буквы. Гласные звуки | Различать слово и слог, звук и букву (работа с тестом) |
32 | 15.10 | Звуки и буквы. Согласные звуки | Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки |
33 | 16.10 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | Распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными, с разделительным мягким знаком; работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов»; выполнять звуко-буквенный разбор слов |
34 | 17.10 | Сочинение «Запомнившийся случай» | Составлять текст на заданную тему; соблюдать структуру текста; излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями |
35 | 18.10 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в сочинении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
36 | 21.10 | Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Слово в языке и речи» | Оценить результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
37 | 22.10 | Проект «Рассказ о слове» | Подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации |
38 | 23.10 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Слово в языке и речи»; оценивать уровень сформированности навыков правописания, разбирать слова по составу |
39 | 24.10 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
40 | 25.10 | Что такое корень слова? | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень; подбирать примеры однокоренных слов |
41 | 28.10 | Как найти в слове корень? | Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию о слове; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень; работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок), находить чередующиеся звуки в корне слова |
42 | 29.10 | Контрольное списывание | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполнения письменной работы |
43 | 30.10 | Сложные слова. Работа над ошибками | Различать сложные слова, находить в них корни; прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном списывании; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
44 | 31.10 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова |
45 | 11.11 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | Формулировать определение приставки; объяснять значение приставок в словах, выделять в словах приставки, образовывать слова с помощью приставки |
46 | 12.11 | Значение приставок | Формулировать определение приставки; объяснять значение приставок в словах, выделять в словах приставки, образовывать слова с помощью приставки |
47 | 13.11 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | Формулировать определение суффикса; объяснять значение суффикса в словах, выделять в словах суффикс, образовывать слова с помощью суффиксов |
48 | 14.11 | Значение суффиксов | Формулировать определение суффикса; объяснять значение суффикса в словах, выделять в словах суффикс, образовывать слова с помощью суффиксов |
49 | 15.11 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | Воспитывать любовь к природе; составлять текст на заданную тему по картине; соблюдать структуру текста; излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями |
50 | 18.11 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в сочинении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
51 | 19.11 | Что такое основа слова? | Выделять основу в словах; разбирать слова по составу |
52 | 20.11 | Обобщение знаний о составе слова | Выделять значимые части слова; разбирать слова по составу, пользуясь памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей |
53 | 21.11 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Состав слова»; оценивать уровень сформированности навыков правописания |
54 | 22.11 | Анализ контрольного диктанта. | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
55 | 25.11 | Обобщение знаний о составе слова | Выделять значимые части слова; разбирать слова по составу, пользуясь памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей |
56 | 26.11 | Обучающее изложение | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение и письменно излагать содержание текста -образца |
57 | 27.11 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
58 | 28.11 | Правописание частей слова В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Находить орфограммы в словах, обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
59, 60 | 29.11, 02.12 | Правописание слов с безударными гласными в корне | Находить данную орфограмму в словах; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова |
61, 62 | 03.12, 04.12 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | Находить данную орфограмму в словах; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова |
63 | 05.12 | Контрольное изложение | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение и письменно излагать содержание текста –образца |
64, 65 | 06.12, 09.12 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки; прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; находить данную орфограмму в словах; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова |
66, 67 | 10.12, 11.12 | Правописание слов с удвоенными согласными | Находить данную орфограмму в словах; составлять словарики слов с определенной орфограммой |
68 | 12.12 | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» | Составлять текст по репродукции картины Васнецова «Снегурочка» и опорным словам; соблюдать структуру текста; излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями |
69 | 13.12 | Работа над ошибками. Работа с тестом по теме «Правописание корней слов» | Прорабатывать ошибки, допущенные в сочинении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; находить изученные орфограммы в словах |
70, 71 | 16.12, 17.12 | Правописание суффиксов и приставок | Находить орфограммы в суффиксах и приставках; правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик; составлять словарики слов с данной орфограммой |
72, 73 | 18.12, 19.12 | Правописание предлогов и приставок | Различать предлоги и приставки; правильно писать их и употреблять в речи |
74 | 20.12 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | Находить слова с разделительным твердым знаком; приводить примеры слов с заданной орфограммой |
75 | 23.12 | Разделительный твердый и мягкий знаки | Различать слова с разделительным твердым и мягким знаками, придумывать свои слова на заданную орфограмму (игра «Кто больше…») |
76 | 24.12 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Правописание частей слова»; оценивать уровень сформированности навыков правописания |
77 | 25.12 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
78 | 26.12 | Разделительный твердый и мягкий знаки | Различать слова с разделительным твердым и мягким знаками, придумывать свои слова на заданную орфограмму (игра «Кто больше…») |
79 | 27.12 | Повторение изученного материала по теме «Правописание частей слова» | Выделять части слова; находить, в какой части слова пропущена орфограмма; называть орфограмму и объяснять ее написание |
80 | 13.01 | Части речи Части речи | Распознавать части речи; классифицировать слова по частям речи; подбирать примеры слов изученных частей речи |
81 | 14.01 | Имя существительное Имя существительное и его роль в речи | Распознавать имя существительное среди слов других частей речи; определять лексическое значение имен существительных; находить устаревшие слова – имена существительные |
82, 83 | 15.01, 16.01 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Выделять одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и по значению |
84 | 17.01 | Собственные и нарицательные имена существительные | Выделять собственные и нарицательные имена существительные; обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных |
85 | 20.01 | Проект «Тайна имени» | Наблюдать над толкованием значения некоторых имен, составлять с помощью дополнительных источников рассказ о своем имени |
86, 87 | 21.01, 22.01 | Число имен существительных | Определять число имен существительных; изменять их по числам; распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа |
88, 89 | 23.01, 24.01 | Род имен существительных | Определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду; обосновывать правильность определения рода |
90, 91 | 27.01, 28.01 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь; правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи |
92 | 29.01 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Имя существительное»; оценивать уровень сформированности навыков правописания |
93, 94 | 30.01, 31.01 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; сформулировать правило о склонении; составить таблицу |
95, 96 | 03.02, 04.02 | Падеж имен существительных | Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника; изменять имена существительные по падежам; запомнить названия падежей |
97 | 05.02 | Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Составлять рассказ по репродукции картины; соблюдать структуру текста; излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями |
98 | 06.02 | Работа над ошибками. Именительный падеж | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; распознавать именительный падеж среди других падежей; составлять предложения (словосочетания), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме |
99 | 07.02 | Родительный падеж | Распознавать родительный падеж среди других падежей; составлять предложения (словосочетания), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме |
100 | 10.02 | Дательный падеж | Распознавать дательный падеж среди других падежей; составлять предложения (словосочетания), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме |
101 | 11.02 | Винительный падеж | Распознавать винительный падеж среди других падежей; составлять предложения (словосочетания), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме, различать винительный и именительный падежи |
102 | 12.02 | Творительный падеж | Распознавать творительный падеж среди других падежей; составлять предложения (словосочетания), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме |
103 | 13.02 | Предложный падеж | Распознавать предложный падеж среди других падежей; составлять предложения (словосочетания), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме; составлять сообщения об изученных падежах; находить в тексте имена существительные и определять падеж |
104 | 14.02 | Обучающее изложение | Осмысленно читать; отвечать на вопросы к тексту; определять тип текста, тему и главную мысль; подбирать заголовок; самостоятельно составлять план; подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану |
105 | 17.02 | Работа над ошибками. Все падежи | Прорабатывать ошибки, допущенные в изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; составлять сообщение об изученных падежах имен существительных |
106 | 18.02 | Обобщение знаний об имени существительном | Определять начальную форму имени существительного; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного» |
107 | 19.02 | Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | Составлять устно текст по вопросам к данной картине; высказывать своё мнение о картине и письменно излагать мысли |
108 | 20.02 | Имя прилагательное Значение и употребление имен прилагательных. Работа над ошибками | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных ; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
109 | 21.02 | Роль прилагательных в тексте | Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложений; подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные; определять каким членом предложения является имя прилагательное |
110 | 24.02 | Текст-описание | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах; составлять текст – описание о растениях в научном стиле |
111 | 25.02 | Контрольное списывание | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполнения письменной работы |
112 | 26.02 | Род имен прилагательных. Работа над ошибками | Определять род имен прилагательных; классифицировать имена прилагательные по роду; прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном списывании; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
113 | 27.02 | Изменение имен прилагательных | Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения |
114 | 28.02 | Обучающее изложение | Осмысленно читать; отвечать на вопросы к тексту; определять тип текста, тему и главную мысль; подбирать заголовок; самостоятельно составлять план; подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану |
115, 116 | 03.03, 04.03 | Число имен прилагательных. Работа над ошибками | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам; подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов; прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
117, 118 | 05.03, 06.03 | Изменение по падежам имен прилагательных | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам»; изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам |
119, 120 | 07.03, 11.03 | Обобщение знаний об имени прилагательном | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения |
121 | 12.03 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное | |
122 | 13.03 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное»; оценивать уровень сформированности навыков правописания |
123 | 14.03 | Местоимение Личные местоимения. Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений; обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями; оценивать уместность употребления местоимений в тексте |
124 | 17.03 | Изменение личных местоимений по родам | Изменять личные местоимения 3-ьего лица ед.ч. по родам; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями |
125 | 18.03 | Местоимение | Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; разбирать личные местоимения как часть речи» оценивать результаты выполненного задания по учебнику «Проверь себя»; работать с тестом |
126 | 19.03 | Обучающее изложение | Анализировать текст; отбирать содержание для выборочного изложения; составлять план предстоящего текста; выбирать опорные слова; письменно излагать содержание текста |
127, 128 | 20.03, 21.03 | Глагол Значение и употребление глаголов в речи. Работа над ошибками | Распознавать глаголы среди других частей речи; различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос; определять лексическое значение глаголов; прорабатывать ошибки, допущенные в изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
129, 130 | 02.04, 03.04 | Неопределенная форма глагола | Узнавать неопределенную форму глагола по вопросу; образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы; обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме |
131 | 04.04 | Число глаголов | Распознавать число глаголов; изменять глаголы по числам |
132 | 07.04 | Сочинение на тему «Почему надо читать книги» | Составлять текст рассуждение на данную тему с предварительным обсуждением структуры текста |
133, 134 | 08.04, 09.04 | Времена глаголов | Распознавать время глагола; изменять глаголы по временам; образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов |
135, 136 | 10.04, 11.04 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов | Распознавать время глагола; изменять глаголы по временам; образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов |
137, 138 | 14.04, 15.04 | Изменение глаголов по временам | Распознавать время глагола; изменять глаголы по временам; образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов |
139 | 16.04 | Обучающее изложение | Анализировать текст; составлять план предстоящего текста; выбирать опорные слова; письменно излагать содержание текста |
140, 141 | 17.04, 18.04 | Род глаголов в прошедшем времени. Работа над ошибками | Определять род и число глаголов в прошедшем времени; правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени; правильно произносить глаголы в прошедшем времени; работать с орфоэпическим словарем; прорабатывать ошибки, допущенные в изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
142, 143 | 21.04, 22.04 | Правописание частицы НЕ с глаголами | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола»; разбирать глагол как часть речи; определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения; придавать глаголам отрицательный смысл с помощью отрицательной частицы не |
144 | 23.04 | Обобщение знаний о глаголе | Разбирать глагол как часть речи; работать с тестом; оценивать результаты выполненного задания «проверь себя» по учебнику |
145 | 24.04 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Проверять знания, умения и навыки по теме «Глагол»; оценивать уровень сформированности навыков правописания |
146 | 25.04 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
147 | 28.04 | Обобщение знаний о глаголе | Разбирать глагол как часть речи; работать с тестом; оценивать результаты выполненного задания «проверь себя» по учебнику |
148, 149 | 29.03, 30.04 | Повторение Части речи | Классифицировать слова по частям речи; составить таблицу части речи |
150 | 05.05 | Обобщение изученного о слове, предложении | Работать с тестом; оценивать свой результат и результат товарищей |
151 | 06.05 | Контрольное изложение | Анализировать текст; составлять план предстоящего текста; выбирать опорные слова; письменно излагать содержание текста |
152 | 07.05 | Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в контрольном изложении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
153, 154 | 08.05, 12.05 | Правописание окончаний имен прилагательных | Изменять имена прилагательные по вопросам; составить таблицу; работать с тестом |
155, 156 | 13.05, 14.05 | Правописание приставок и предлогов | Различать предлоги и приставки; правильно писать их и употреблять в речи |
157 | 15.05 | Правописание безударных гласных | Разбирать слова по составу; определять в какой части слова пропущена гласная и классифицировать слова по изученным орфограммам |
158, 159 | 16.05, 19.05 | Правописание значимых частей слов | Разбирать слова по составу; находить значимые части слов и правильно их писать |
160 | 20.05 | Итоговый контрольный диктант | Проверять знания, умения и навыки, полученные в 3-ьем классе; оценивать уровень сформированности навыков правописания |
161 | 21.05 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | Прорабатывать ошибки, допущенные в итоговом контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; распознавать однокоренные слова, выделять в словах корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова с омонимичными корнями, приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем |
162, 163 | 22.05, 23.05 | Текст | Различать текст и предложения; выделять части текста; различать типы текстов (работа в группах); определять заголовок текста; составлять план текста |
164 | 26.05 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | Составлять текст повествование на данную тему с предварительным обсуждением структуры текста |
165 | 27.05 | КВН «Знатоки русского языка». Работа над ошибками | Прорабатывать ошибки, допущенные в сочинении; развивать орфографическую зоркость; самостоятельно выполнять работу над ошибками; оценить свои знания и знания товарищей |
166 | 28.05 | Обобщение изученного за год | Составлять сообщения на заданную тему; работать с тестом; повторять изученные орфограммы |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Доска
- Телевизор
- DVD - плеер
- Ноутбук
- Проектор
- КИМы
- Дидактические раздаточные материалы
- Интерактивное учебное пособие Академия младшего школьника
- Интерактивное учебное пособие Страна Лингвиния. Русский язык в алгоритмах, стихах и рисунках
- Комплект таблиц по русскому языку:
- Мягкий знак после шипящих
- Правописание непроизносимых согласных в корне
- Род имен существительных
- Род имен прилагательных
- Правописание окончаний имен прилагательных
- Правописание НЕ с глаголами
- Части речи
- Разделительный Ъ
- Второстепенные и главные члены предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс....
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...