Рабочая программа по русскому языку 1 класс ОС 2100
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass_os_2100.doc | 536 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
«Рассмотрена» Руководитель МО учителей базового начального образования ______________ Т.В.Поддубная Протокол № 4 от «27» мая 2013г. | «Согласована» Заместитель директора по УВР МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда» ______________ С..А.Мертюкова
«___»_________________2013г. | «Утверждена» Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда» ______________И.А.Малинин Приказ №____от «___»__________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык »
1 класс (базовый уровень)
Поддубной Татьяны Владимировны,
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «___ » августа 2013 г.
Ныда
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной образовательной программы «Образовательная система «Школа 2100. Русский язык» (Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, с.4) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Пронина, О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» : в 5 тетрадях / О. В. Пронина ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Пронина, О. В. Тетрадь для письменных упражнений. 1 класс / О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2012.
3. Бунеев, Р. Н. Русский язык (первые уроки): учебник для 1 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Бунеева, Е. В. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
5. Бунеева, Е. В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева [и др.] ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2009.
6. Бунеева, Е. В. Русский язык. 1 и 2 классы: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2010.
7. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011.
8. Слова с непроверяемыми написаниями: пособие к учебнику «Русский язык – первые уроки» / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс, 2009.
9.Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 1 класса. В 2 ч. – М.: Баласс. Ювента, 2013
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следующие цели:
познавательная предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
социокультурная – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Обучение грамоте и развитие речи.
Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, обозначающие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период.
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой – учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения, именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; при изучении буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом.
На материале текстов прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н. Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
I. Работа с текстом до чтения.
1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
Русский язык.
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово.
Звуки речи гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Алфавит.
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн.
Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст.
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях
по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Формы организации уроков: урок-игра, урок – викторина, ролевая игра.
Методы обучения: словесный (объяснение, разъяснение, беседа и др.), наглядный (таблицы, плакаты, рисунки и др.), практический (работа по карточках, по учебнику, у доски и др.).
При реализации программы осуществляются межпредметная интеграция с литературным чтением, окружающим миром, литературным краеведением. Программа составлена с учётом регионального компонента.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:
- Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
- Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
- Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Центральным новообразованием данного возраста – полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основная для младшего школьника.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 578 ч, из них в 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 165 часов (обучение грамоте – 97 часов, русский язык – 60 часов, из них 33 часа на риторику)
В том числе, для проведения:
– экскурсии – 1 ч;
– проверочной работы – 1 ч;
– контрольного списывания – 1 ч.
Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы и контрольного списывания. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего, навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Ее результаты позволят дифференцировать продемонстрированные способности по уровню достижения. Кроме того, в качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления предметной странички портфолио и ее публичной презентации (по желанию учащегося).
Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самоконтроля и самооценки учащегося.
Для сохранения результатов учебной деятельности предполагается использовать «Тетрадь открытий», общеклассный справочник.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в таблично-схематической форме ниже.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на контроль- ные работы | В том числе на работы по развитию речи | Количество часов на самостоя-тельные работы |
Обучение грамоте | |||||
1 | Подготовка к письму. | 15 | |||
2 | Письмо букв. | 15 | |||
3 | Письмо букв, слогов, предложений. | 23 | 1 | ||
4 | Каллиграфическое письмо букв, слогов, предложений, текстов. | 14 | 2 | ||
5 | Списывание предложений, текстов. | 34 | 2 | ||
Всего: | 101 | ||||
| Русский язык | ||||
1 | Повторяем звуки и буквы. | 10 | 1 | ||
2 | Слоги и ударения. | 8 | 1 | ||
3 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 7 | 1 | 1 | |
4 | Повторяем написание большой буквы и разделительного Ь в словах. | 6 | 1 | ||
5 | Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк в словах. | 6 | 1 | 1 | |
6 | Корень слова. | 11 | 1 | ||
7 | Словарные слова. | 5 | Сл.д. 1 | ||
8 | Предложение и текст. | 7 | 1 | ||
Всего: | 60 | ||||
Итого: | 161 | 3 |
| 12 |
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
– овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
– овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
– приобретение и систематизация знаний о языке;
– овладение орфографией и пунктуацией;
– раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
– развитие чувства языка.
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики – дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; ударением, ударными и безударными гласными; делением слова на слоги; обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звукобуквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии – первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий), предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст».
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, разделы «Предложение» и «Текст».
В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Раздел «Слово».
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1 классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, то есть написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й’] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, то есть обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
На этом подходе уже основан пропедевтический курс русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, необходимо обращение к составу слова уже в 1 классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью, переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, как средство повышения орфографической грамотности.
В 1 классе в курсе обучения грамоте дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Результаты освоения учебного предмета
Содержание обучения русскому языку подчинено требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:
усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;
обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности (интеллектуальных – обобщение, классифицирование, сравнение; познавательных – учебно-познавательные мотивы, учебная самостоятельность и потребность в творческом самовыражении, умения принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности, работать над их достижением; организационных – сотрудничество и планирование деятельности);
усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.
Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока (дети занимаются собственно русским языком), а с другой – позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.
Это определило цели обучения русскому языку в 1 классе:
– заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;
– помочь младшему школьнику освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладеть элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
– воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробудить познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
– уделить особое внимание умениям правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный подход, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке (первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка);
усвоение гигиенических требований при письме; овладение аккуратным, разборчивым письмом;
овладение индивидуальными и групповыми способами учебной деятельности;
освоение правил орфографического письма, применение правил правописания.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке даны первичные сведения о речи, языке, литературе; во втором – дидактические единицы, которые позволяют активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь и представить речь и ее средства объектом осознания детьми. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.
Функции слова, предложения текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в Обязательном минимуме во взаимосвязи, все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и речеведческом аспектах.
Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Основная идея курса русского языка – его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а развивает умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.
Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения.
Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим особое значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.
Содержание обучения русскому языку предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, обучению детей способности находить нужную информацию; создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценке их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, предвидеть трудности, не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.
Курс русского языка в первом классе представлен двумя разделами: «Пропедевтический курс обучения грамоте» и «Систематический курс русского языка». Первый раздел (обучение грамоте) нацелен на решение задач формирования первоначальных навыков письма, обеспечивает пропедевтику курса русского языка. Второй раздел (систематический курс русского языка) нацелен на дальнейшее формирование грамотного письма, выяснение особенностей языка как знаковой системы и развитие речи. В рамках этого раздела обобщаются и систематизируются знания и умения, сформированные у обучающихся в течение курса обучения грамоте.
Уроки обучения грамоте представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением обучающимися элементарного письма и чтения. После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Такое структурирование содержания дает возможность обучать письму параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Обучающиеся овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по русскому языку стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.
Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста.
Выбранная базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.
Требования к уровню предметной подготовки обучающихся 1 класса (базовый уровень) с учетом требований к результатам начального общего образования ФГОС.
Должны знать:
– признаки предложения;
– оформление предложений; первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? !;
– звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
– признаки гласные и согласных звуков;
– признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
– написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;
– алфавит.
Должны уметь:
– использовать необходимые правила речевого общения в школе, классе, со взрослыми, детьми;
– голосом показывать различия в цели высказывания;
– пользоваться учебными книгами;
– читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами;
– списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста, правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
– писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пунктограммы;
– соотносить схему слова с названием предмета, записывать в виде буквенных схем диктуемые слова, схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;
– различать на слух звуки речи;
– различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
– определять место ударения в двусложных словах;
– делить слова на слоги;
– находить в ряду слов родственные слова;
– применять правила написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать писать предложения с большой буквы, заканчивать знаками ( . ! ? ).
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– создавать несложные тексты в устной речи по интересующей школьника тематике;
– соблюдать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
– адекватно воспринимать звучащую речь;
– работать со словарями; соблюдать орфоэпические нормы.
Требования к уровню подготовки в области универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– определять, формулировать учебную проблему (задачу), цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
– совместно с учителем и другими обучающимися оценивать результат решения учебной задачи по плану (Какую учебную задачу решали? Решена ли учебная задача? Что нам необходимо было знать и уметь, чтобы решить задачу? Как мы решали задачу? Что нового узнали, чему научились?);
– выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
– вести «Тетрадь открытий», пользоваться ею в случаях затруднений;
– определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного (пошаговый контроль правильности написания буквы и слова в составлении предложений);
– проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций, опираясь на схему способа;
– находить ошибки, соотносить их с операциями способа действия;
– корректировать графические и орфографические ошибки.
Познавательные УУД:
– применять общеучебные умения (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– моделировать звуковой состав слова;
– сокращать предложения в соответствии с моделью;
– классифицировать звуки, слова по заданному основанию;
– анализировать предложенный для восприятия текст или серию сюжетных картинок;
– производить синтез (составление целого текста из частей);
– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– владеть смысловым чтением, выбирать вид чтения в зависимости от цели;
– выделять основную и второстепенную информацию;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– использовать наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира, ориентироваться в универсальных знаковых системах (алфавит и т. п.);
– строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– формулировать вопросы для поиска и сбора информации;
– точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
– обращаться к одноклассникам и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы, использовать специальные знаки;
– задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы: в паре, группе: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «А это можно доказать?»;
– работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе (лидер, организатор, исполнитель, критик, секретарь, докладчик).
Личностные УУД:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
– иметь представление о себе и своих возможностях, объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет;
– использовать приобретенные знания в обучении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.
Материально-техническая база
1. Дополнительная литература.
1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка – М. : Рольф, 2000.
2. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.
3. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
4. Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
5. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
6. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева ; под ред. О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010.
8. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
9. Лопатин, В. В. Русский орфографический словарь / В. В. Лопатин. – М. : Азбуковник, 1999.
10. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : Сфера, 2005.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info|about|193
5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100.ru
3. Наглядные пособия.
1. Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамоте : в 4 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева [и др.]. – М. : Баласс, 2010.
2. Лото с предметными картинками, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок, образцы печатных и прописных букв, образцы элементов, таблицы «Гласные и согласные звуки», «Алфавит», схемы звуков «Звуковички», слоговая таблица, лента букв, таблица с орфограммами.
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).
2. Большая электронная детская энциклопедия (СD).
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Компьютер.
3. Проектор.
4. Экран.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Штатив для таблиц.
3. Ящики для хранения таблиц.
4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
7. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, село Ныда
(территориальный, административный округ (город, поселок, село)
МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
(название образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку на 2013/2014 учебный год
Класс: 1 а
Учитель: Поддубная Татьяна Владимировна
Количество часов на I и ΙΙ полугодие: всего 161 ч, в неделю 5 ч;
Планирование составлено на основе примерной основной образовательной программы «Образовательная система «Школа 2100» Книга 2.- М.: БАЛАСС, 2011
Литература:
1. Пронина, О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» : в 5 тетрадях / О. В. Пронина ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Пронина, О. В. Тетрадь для письменных упражнений. 1 класс / О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2012.
3. Бунеев, Р. Н. Русский язык (первые уроки): учебник для 1 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Бунеева, Е. В. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
5. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 1 класса. В 2 ч. – М.: Баласс. Ювента, 2013
Дата | № п/п | Раздел | Тема урока | Тип урока | Развитие УУД | Ресурсное обеспечение | Дом. задание | |
план | факт | |||||||
Раздел 1. РУССКИЙ ЯЗЫК – ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» 101 ч | ||||||||
02.09 | 1 | Подготовка к письму 15 ч | Календарь и календарные праздники. Знакомство с прописями (презентация) | УИПЗЗ | Предметные: знание гигиенических правил письма, структурных единиц графической системы печатных и письменных букв (линии и элементы): Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужную дидактическую иллюстрацию. выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками; осваивать умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимися класса. Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; выбирать освоить способы ориентировки в пространстве учебника, тетради; организовывать свое рабочее место, правильно оформлять и вести тетради Коммуникативные: устно давать полный ответ; слушать и понимать речь других; комментировать этапы письма; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах общения и поведения в школе, следовать им. Личностные: положительно относиться | презентация | ||
03.09 | 2 | Правила письма | УИПЗЗ | |||||
04.09 | 3 | Прямые и наклонные вертикальные линии | УИПЗЗ | |||||
04.09 | 4 | Обведение по контуру, штриховки | УИПЗЗ | |||||
06.09 | 5 | Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. | УИПЗЗ | |||||
09.09 | 6 | Обведение по контуру, штриховка | УИПЗЗ | |||||
09.09 | 7 | Обведение по контуру, письмо овалов | УИПЗЗ | |||||
10.09 | 8 | Письмо наклонных линий и овалов | УЗЗВУ | |||||
11.09 | 9 | Письмо наклонных линий и овалов с петлей внизу и вверху | УЗЗВУ | |||||
13.09 | 10 | Учимся вежливости. | УИПЗЗ | |||||
16.09 | 11 | Письмо прямой линии с закруглением внизу | УЗЗВУ | |||||
17.09 | 12 | Письмо е-образных элементов | УИПЗЗ | |||||
18.09 | 13 | Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением вверху и внизу) | УИПЗЗ | |||||
18.09 | 14 | Повторение основных графических элементов. Письмо прямых и наклонных линий | УКИЗ | |||||
20.09 | 15 | Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | УИПЗЗ | |||||
23.09 | 16 | Письмо наиболее часто встречающихся букв, их соединений в словах 15 ч | Строчные буквы и, г, п, т, р (презентация) | УИПЗЗ | Предметные: знание единиц графической системы печатных и письменных букв (элементы букв и их пространственно-количественное соотношение), видов соединения букв Метапредметные: Познавательные: строить монологическую Регулятивные: ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа Коммуникативные: обращаться к одноклассникам и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы, использовать специальные знаки; задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы: в паре, группе: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?»; сообщать товарищу о найденных ошибках. Личностные: оценивать ситуации учения с позиции важности сохранения здоровья, стараться соблюдать соответствующие | Медиауроки 1 класс | ||
23.09 | 17 | Письмо слов с этими буквами | УЗЗВУ | |||||
24.09 | 18 | Строчная буква о (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
25.09 | 19 | Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами | УКИЗ | |||||
27.09 | 20 | Вывески, их информационная роль. (экскурсия) | УИПЗЗ | |||||
30.09 | 21 | Письмо заглавной буквы О. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами | УЗЗВУ | Медиауроки 1 класс | ||||
01.10 | 22 | Письмо строчной буквы а (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
01.10 | 23 | Письмо буквы ы, письмо слов с изученными буквами | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
02.10 | 24 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Упражнения в чтении и письме (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
04.10 | 25 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. (урок-игра) | УИПЗЗ | |||||
07.10 | 26 | Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
08.10 | 27 | Письмо (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
09.10 | 28 | Письмо строчной буквы к (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
09.10 | 29 | Упражнение в письме изученных букв | УОСЗ | |||||
11.10 | 30 | Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | УИПЗЗ | |||||
14.10 | 31 | Письмо заглавной | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
15.10 | 32 | Письмо букв, слогов, слов, предложений 23 ч | Упражнения в чтении и письме | УЗЗВУ | Предметные: знание способа написания букв, их соединений в словах; о строчных и заглавных буквах, способ письма по заданному образцу; Способ письма по заданному образцу (списывание). Метапредметные: Познавательные: понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один–два шага Регулятивные: выделять, фиксировать различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от не- понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками; – оценивать свое продвижение в освоении письма. Коммуникативные: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них; выполнять свою часть задания при работе в паре; давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение; стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение. Личностные: проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; осознавать роль языка и письменной речи в жизни людей. | |||
16.10 | 33 | Письмо строчной буквы с | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
16.10 | 34 | Упражнения в чтении и письме | УЗЗВУ | |||||
18.10 | 35 | Давайте договоримся (урок-игра) | УИПЗЗ | |||||
21.10 21.10 | 36-37 | Упражнения в чтении и письме | УКИЗ | |||||
22.10 | 38 | Строчные согласные буквы л, м (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
23.10 | 39 | Упражнения в чтении и письме | УЗЗВУ | |||||
25.10 | 40 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | УИПЗЗ | |||||
28.10 | 41 | Заглавные буквы К, Н (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
29.10 | 42 | Упражнения в чтении и письме. Заглавная и строчная буквы С, с (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
30.10 30.10 | 43-44 | Упражнения в чтении и письме | УЗЗВУ | |||||
01.11 | 45 | Устная речь. Громко–тихо. (урок-игра) | УИПЗЗ | |||||
11.11 | 46 | Упражнение в чтении и письме | УКИЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
12.11 | 47 | Письмо заглавных | УИПЗЗ | |||||
13.11 14.11 | 48-49 | Упражнения в чтении, анализе и списывании текста | УЗЗВУ | |||||
15.11 | 50 | Быстро–медленно. Узнай по голосу. (урок-игра) | УИПЗЗ | |||||
18.11 | 51 | Повторение правописания заглавной буквы | УКИЗ | |||||
19.11 20.11 | 52-53 | Согласная строчная (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
21.11 | 54 | Каллиграфическое письмо букв, слогов, слов, предложений, текстов 14 ч | Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, (презентация) | УИПЗЗ | Предметные: знание о каллиграфическом письме слов в предложении и тексте. Метапредметные: Познавательные: находить главное, делать выводы в результате совместной работы класса; определять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками; самостоятельно строить Регулятивные: высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки; объяснять, для чего нужно контролировать и оценивать свои действия; отбирать в диалоге с учителем (родителями) материалы для «Портфолио»; оценивать свои возможности и выбирать задания из предложенных (обведение по образцу или самостоятельно); выбирать место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку». Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); устно дать Личностные: проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; иметь пред-ставление о себе и своих возможностях. | Медиауроки 1 класс | ||
22.11 | 55 | Правила разговора по телефону. (урок-игра) | УИПЗЗ | |||||
25.11 | 56 | Упражнение в чтении и письме | УЗЗВУ | |||||
26.11 | 57 | Формирование навыка различения звуков [с] (презентация) | УКИЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
27.11 | 58 | Заглавная буква А. Упражнения в чтении и письме. Чтение и анализ текста (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
28.11 | 59 | Самостоятельная | УПОКЗ | |||||
29.11 | 60 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | УИПЗЗ | |||||
02.12 | 61 | Согласная строчная | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
03.12 | 62 | Заглавная буква Д (презентация) | УИПЗЗ | |||||
04.12 | 63 | Строчная буква в. (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
05.12 | 64 | Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
06.12 | 65 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. (урок-игра) | УИПЗЗ |
| ||||
09.12 | 66 | Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме | УИПЗЗ | |||||
10.12 | 67 | Строчная гласная | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
11.12 | 68 | Списывание предложений, текстов, проверка и оценка списанного по заданным критериям. 34 ч | Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме(презентация) | УИПЗЗ | Предметные: знание правил написания гласных после шипящих. Метапредметные: Познавательные: выделяет и формулирует проблему, отличает неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками; осваивает Регулятивные: определять, формулировать учебную проблему (задачу), цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; совместно с учителем и другими учениками оценивать результат решения учебной задачи по плану; высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки; корректировать способ совместно с другими (в том числе с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы. Коммуникативные: обращаться к одноклассникам и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы, использовать специальные знаки; задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы: в паре, группе: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», Личностные: может объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет | Медиауроки 1 класс | ||
12.12 | 69 | Упражнения в чтении и письме | УЗЗВУ | |||||
13.12 | 70 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | УЗЗВУ | Медиауроки 1 класс | ||||
16.12 | 71 | Строчная буква б (презентация) | УИПЗЗ | |||||
17.12 | 72 | Заглавная буква Б. Упражнения в чтении и письме | УИПЗЗ | |||||
18.12 | 73 | Строчная буква з (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
19.12 | 74 | Заглавная буква З | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
20.12 | 75 | Прощаемся в разных ситуациях общения. | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
23.12 | 76 | Строчная гласная | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
24.12 | 77 | Заглавная буква Я. Обозначение мягкости со- | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
25.12 | 78 | Строчная согласная буква х | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
26.12 | 79 | Письмо строчной буквы ж (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
27.12 | 80 | Правила вежливого поведения во время разговора. | УЗЗВУ |
| ||||
13.01 | 81 | Заглавные буквы (презентация) | УИПЗЗ | |||||
14.01 | 82 | Строчная и заглавная буквы й, Й | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
15.01 | 83 | Строчная согласная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, ч у (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
16.01 | 84 | Заглавная буква Ч | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
17.01 | 85 | Благодарим за подарок, услугу. | УИПЗЗ | |||||
20.01 | 86 | Согласные звуки и буквы ц, щ (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
21.01 | 87 | Заглавные буквы Ц Буквосочетания ща – щу (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
22.01 | 88 | Строчная буква ф (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
23.01 | 89 | Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
24.01 | 90 | Повторение и обобщение. | УОСЗ | |||||
27.01 | 91 | Строчная гласная буква э (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
28.01 | 92 | Заглавная буква Э | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
29.01 | 93 | Упражнения в написании слов с изученными буквами | УОСЗ | |||||
30.01 | 94 | Строчная гласная | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
31.01 | 95 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). | УИПЗЗ | |||||
03.02 | 96 | Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
04.02 | 97 | Буква ь (мягкий знак) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
05.02 | 98 | Разделительный Ь | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
06.02 | 99 | Буква Ъ (презентация) | УИПЗЗ | Медиауроки 1 класс | ||||
07.02 | 100 | Заголовок. | УИПЗЗ | |||||
10.02 | 101 | Алфавит. Упражнения в чтении и письме | УОСЗ | |||||
Раздел 2. РУССКИЙ ЯЗЫК (систематический курс) 60 ч | ||||||||
11.02 | 1 | Повторяем звуки и буквы 10 ч | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык. | УИПЗЗ | Предметные: знание гласных и согласных звуков и букв. Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебнике Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться, приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; осознавать роль семьи как помощника в учении, оценивать свою учебную деятельность как составную часть успешной жизни семьи, ее истории | |||
12.02 13.02 | 2-3 | Повторяем гласные звуки и буквы | УКИЗ | |||||
14.02 | 4 | Разные заголовки. | УЗЗВУ | |||||
25.02 | 5 | Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме | УКИЗ | |||||
26.02 | 6 | Согласные звуки и буквы
| УИПЗЗ | |||||
27.02 | 7 | Что мы знаем о звуках и буквах? | УОСЗ | |||||
28.02 | 8 | Проверочная работа | УПОКЗ | |||||
03.03 | 9 | Извинение. (урок-практикум) | УИПЗЗ | |||||
04.03 | 10 | «Пишу правильно» | УПОКЗ | |||||
05.03 06.03 | 11-12 | Слоги и ударения 8 ч | Повторяем слоги и ударения | УКИЗ | Предметные: знание о слогах, ударении и переносе слов. Метапредметные: Познавательные: ставить ударение, делить слова на слоги; подбирать слова, соответствующие схеме; делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; проговаривать последовательность на уроке и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе; вступать в беседу на уроке. Личностные: уметь применять на практике знания о переносе слов; пользоваться орфоэпическим словарем | |||
07.03 | 13 | Перенос слов | УИПЗЗ | |||||
10.03 | 14 | Очень важные слова. (урок-сказка) | УЗЗВУ | |||||
11.03 12.03 | 15-16 | Развитие умения | УЗЗВУ | |||||
13.03 | 17 | Проверочная работа по теме | УПОКЗ | |||||
14.03 | 18 | «Пишу правильно» | УПОКЗ | |||||
17.03 | 19 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме 8 ч | Знакомые незнакомцы. | УИПЗЗ | Предметные: знание о гласных, обозначающих мягкость согласных. Метапредметные: Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике (оглавлении, упражнении, словаре); уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; владеть общим приемом решения задач. Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; понимать необходимость работы над Коммуникативные: договариваться и приходить Личностные: уметь объяснить самому себе, | |||
18.03 | 20 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | УЗЗВУ | |||||
19.03 20.03 | 21-22 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь | УЗЗВУ | |||||
21.03 | 23 | Проверочная работа | УПОКЗ | |||||
01.04 | 24 | Ключ к тексту (основная мысль текста). | УИПЗЗ | |||||
02.04 | 25 | Работа над ошибками | УПОКЗ | |||||
03.04 | 26 | Комплексная письменная работа | УПОКЗ | |||||
04.04 | 27 | Повторяем написание большой буквы и разделительного Ь в словах 6 ч | Повторяем написание большой буквы и разделитель- ного Ь в словах | УКИЗ | Предметные: знание о написании большой буквы и разделительного Ь в словах Метапредметные: Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; называть Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться о правилах общения и поведения на уроке, следовать им, учиться выполнять различные роли в группе. Личностные: иметь убеждение в необходимости грамотного письма | |||
07.04 | 28 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с прописной и строчной буквы | УКИЗ | |||||
08.04 | 29 | Оформление текста на письме. | УИПЗЗ | |||||
09.04 | 30 | Упражнения в написании слов с прописной буквы и слов с разделительным Ь | УОСЗ | |||||
10.04 | 31 | Проверочная работа | УПОКЗ | |||||
11.04 | 32 | Работа над ошибками | УПОКЗ | |||||
14.04 | 33 | Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн в словах 6 ч | Повторение написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | УКИЗ | Предметные: знание о написании жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн; способ приме- Метапредметные: Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действие партнера; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: видеть изученные орфограммы и использовать знания в повседневной жизни. | Презентация - Режим доступа : http://nachalka. info|about|193 | ||
15.04 | 34 | Знаки в тексте. Абзацы. | УИПЗЗ | |||||
16.04 | 35 | Повторение написания буквосочетаний чк, чн | УКИЗ | Презентация – Режим доступа : http://nachalka. info|about|193 | ||||
17.04 | 36 | Проверочная работа | УПОКЗ | |||||
18.04 | 37 | Работа над ошибками | УПОКЗ | |||||
21.04 | 38 | Итоговая проверочная работа | УПОКЗ | |||||
22.04 | 39 | Корень слова 11 ч | Как построен текст. | УИПЗЗ | Предметные: знание об однокоренных словах; способ выделения корня слова. Метапредметные: Познавательные: находить однокоренные слова в группе слов; выделять корень слова; подбирать проверочные слова. Репродуктивные: уметь самостоятельно назначать критерии для оценки; уметь контро- Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации Личностные: устойчивое стремление писать грамотно, без ошибок; уметь признавать свои | |||
23.04 | 40 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень (урок-путешествие) | УИПЗЗ | Презентация – Режим доступа : http://nachalka. info|about|193 | ||||
24.04 | 41 | Правописание безударных гласных в корне слова | УИПЗЗ | |||||
25.04 28.04 | 42-43 | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной в корне | УИПЗЗ | |||||
29.04 | 44 |
Как построен текст. | УЗЗВУ | |||||
30.04 | 45 | Написание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением | УЗЗВУ | |||||
02.05 | 46 | Написание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением | УОСЗ | |||||
05.05 | 47 | Проверочная работа | УПОКЗ | |||||
06.05 | 48 | «Пишу правильно». Работа над ошибками по теме: | УПОКЗ | |||||
07.05 | 49 | Обращение. (урок-практикум) | УИПЗЗ | |||||
08.05 12.05 | 50-51 | Словарные слова 5 ч | Повторение слов, написание которых надо запомнить | УОСЗ | Предметные: знание словарных слов, умение правильно их писать. Метапредметные: Познавательные: использовать поиск необходи- мой информации для выполнения учебных заданий с использованием орфографического словаря; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить Регулятивные: осуществлять итоговый и по- Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действие партнера. Личностные: уверенно стремиться писать грамотно, без ошибок, пользоваться орфо-графическим словарем; положительно относиться к изучению русского языка | |||
13.05 | 52 | Словарный диктант. Повторение изученного материала | УПОКЗ | |||||
14.05 | 53 | Работа над ошибками | УПОКЗ | |||||
15.05 | 54 | Обращение. (урок-игра) | УЗЗВУ | Презентация – Режим доступа : http://nachalka. info|about|193 | ||||
16.05 | 55 | Предложение и текст 6 ч | Что мы знаем о предлогах в предложениях | УЗЗВУ | Предметные: умение списывать слова и предложения в соответствии со способом, умение записывать под диктовку отдельные предложения и текст; владеть разборчивым, аккуратным письмом. Метапредметные: Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; называть Репродуктивные: умение сопоставлять свои действия с наглядно заданным образцом и адекватно оценивать себя после проверки работы учителем; умение самостоятельно назначать критерии для оценки. Коммуникативные: учитывать разные мнения Личностные: пользоваться устной и письменной речью для передачи информации, участвовать в коммуникации | |||
19.05 | 56 | Повторяем правила оформления предложения на письме | УОСЗ | |||||
20.05 | 57 | Проверочная работа по теме: «Предложение | УПОКЗ | |||||
21.05 | 58 | Повторение и обобщение. | УОСЗ | |||||
22.05 | 59 | Пишу правильно», работа над ошибками по теме: «Предложение» | УПОКЗ | |||||
23.05 | 60 | Чему мы | УОСЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....