Употребление заглавной буквы в именах собственных
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Бондаренко Наталья Петровна

1) Закрепление знаний учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран.

2) Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.

3)Воспитание нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russrochnoskiy_yazyk_0.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе

    Тема: «Употребление заглавной буквы в именах собственных »

Цель: Формирование умений употребления заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

1) Закрепление знаний учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран.

2) Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.

3)Воспитание нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками.

Оборудование: компьютерная презентация урока, загадки, карточки со словарными словами, тесты, оценочные листы, магнитофон.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Структура урока:

1.Организационно- мотивационный этап.

2.Постановка проблемы.

3.Практическая работа.  (При выполнении каждого задания практической работы дети оценивают себя. Оценивание производится по схеме «сравниваю с образцом» ставлю в оценочный лист 1 балл  если правильно, не ставлю балл  если ошибся )

4.Физминутка.

5.Подведение итогов практической работы. Формулировка темы урока.

6.Операционно - исполнительный этап.

7.Физминутка.

8.Рефлексивно-оценочный этап.

9 .Домашнее задание.

                                                 Ход урока.

  1. Организационно – мотивационный этап.

Учитель Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям.

- Покажите свое настроение.

Аутогенная тренировка.

- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.»

- Пусть урок принесет вам радость.

II.Постановка проблемы

2 слайд (картинка из сказки «Гуси-лебеди»)

Учитель.Сегодня все ученики нашего класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси- лебеди». Помните, гуси – лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони и речки. Но прежде чем помощь девочке, они просили ее исполнить их желания.

 3 слайд (картинка из сказки «Гуси-лебеди»)

Учитель . Девочка, конечно, спешит, волнуется. А нас много, мы поможем ей. Если в сказке у девочки были одни испытания, то у нас с вами – другие и намного сложнее. Испытания будут связаны с темой сегодняшнего урока.

А тему сформулируете сами. В путь! Добро пожаловать в сказку.

                             III. Практическая работа.  

(При выполнении каждого задания практической работы дети оценивают себя. Оценивание производится по схеме «сравниваю с образцом» ставлю в оценочный лист 1 балл  если правильно, не ставлю балл  если ошибся )

4 слайд (картинка печки)

Учитель. Итак, девочка догадалась, что гуси – лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.

- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели? Печка ей в ответ: «исполни мое желание, скажу!»

- В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси – лебеди полетели? Мы поможем девочке. А чтобы ошибок избежать, будем память развивать. Задание для развития памяти.

- Прочитать пословицы вслух, запомнить, записать, проверить.

5,6  слайд (пословицы)

 «Не дорого начало, а похвален конец».

 «Худо тому, кто добра не делает никому».

7 слайд (изображение яблони)

Учитель. Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

- Что сказала яблоня?

- Как поступила девочка?

- Мы поможем девочке.

Минутка чистописания.

Учитель. Чтобы помочь девочке, нам нужно красиво, каллиграфически правильно и без ошибок списать эти строчки.

           

                      IV. Физминутка.

Гимнастика для пальцев «Мы капусту рубим, рубим…»

На доске.

Иван Иванушка Иванов

Дорогая яблоня, помоги найти Ивана!

Учитель. Подчеркните самые красивые буквы. Оцените свою работу.

- Что интересного заметили? (Все слова первой строчки написаны с большой буквы. На второй строчке слово Иван в конце предложения написано с большой буквы).

- Почему? Какой вывод можно сделать?

Обсуждение в группах.

Сформулируйте тему урока.

 

  V.Подведение итогов практической работы. Формулировка темы урока.

8 слайд (тема урока)

               

             VI .Операционно- исполнительный этап.

9 слайд (изображение реки)

Учитель. Бежит девочка дальше. Течет молочная река, кисельные берега.

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?

- Какое желание просит исполнить молочная река?

- Помогла ли она девочке?

- Почему же и печка, и речка, и яблоня не сказали девочке, куда гуси – лебеди полетели?

  Словарная работа.

Учитель. Мы поможем девочке исправить ее ошибки.

 10 слайд (загадки)

Я загадаю вам загадки.

Девочкам.                                                Мальчикам.

Белое да не вода,                                    Рыжий молокозавод

Сладкое, да не мед.                                День жует и ночь жует.

От рогатой беру                                     Ведь траву не так легко

И деточкам даю.                                    Переделать в молоко.

   Какое правило нужно помнить, чтобы грамотно написать эти слова? Назовите орфограмму (-оро-, -оло-).

К…рова, м…л…ко ,м..роз,

В…рона, с…рока, в…р…бей (учитель показыкает карточки со словами)

  Взаимопроверка

Дайте корове кличку. Составьте предложение и разберите по членам предложения.

11 слайд (картинка избушки)

Учитель. Долго девочка бегала по полям и лесам.

Вдруг видит избушку на курьих ножках. Стоит, поворачивается. В избушке баба – яга прядет, а на лавочке сидит братец. Ежик помог девочке. Взяла она братца и побежала.

12 слайд (картинка речки)

Учитель.Сестра с братцем добежала до речки.

- Речка – матушка, спрячь меня!

- Исполни мое желание. (Девочка съела простого киселька с молоком). Помогите девочке, выполните свое задание.

13 слайд (выбери верное утверждение)

- Имена собственные пишутся с большой буквы

- Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

Обсуждение в группах.

      VII.Физминутка (магнитофонная запись: шум воды, голоса птиц).

14 слайд (картинка из сказки «Гуси- лебеди»)

Учитель. Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели. Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

Молодцы! Вы выполнили задание. Речка укрыла  девочку с братом под кисельным берегом.

Девочка с братом опять побежали. А гуси – лебеди летят, крыльями машут. Вот – вот схватят.

  15 слайд (картинка яблони)

Учитель. Стоит яблоня. Обратилась девочка к ней.

Яблоня: «Съешь мое лесное яблоко»

- Как поступила девочка?

16 слайд (задание)

А нам яблоня дает такое задание: «В моем лесу обитают разные животные и птицы. Познакомьтесь с ними. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями».

17 слайд (правильный ответ на экране).

     Кошка        Шарик

Собака       Мурка

Корова       Сокол

Конь          Зорька

Гусь           Гришка

Проверка. С какой буквы написали клички животных?

Физкультминутка  по тренажерам В. Ф. Базарного (таблица на доске)

Глазами водят за указкой по:

- горизонтали,

- вертикали,

- овалу по часовой стрелке,

- овалу против часовой стрелке,

- восьмерке.

Учитель.  Животных мы называем нашими младшими братьями, нашими друзьями. За что же мы любим их? Как нужно относиться к животным?

 18 слайд(картинка яблони)

  Вы отлично справились с заданием. Яблоня заслонила ветвями детей. Гуси – лебеди их не заметили . Девочка опять побежала. А гуси – лебеди летят. Того гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.

19 слайд(картинка печки)

- Печка – сударыня, спрячь меня.

- Съешь моего ржаного пирожка.

А нам печка дает такое задание: «Образуйте фамилии от названий цветов, клички животных – от слов, названия сел – от имен».

Работа в группах.

20 слайд (задание)

1) Колокольчик -                                       2) Шар –

    Василек -                                                    Стрела –

    Ромашка -                                                   Пух –

                              3) Семен –

                                  Иван –

                                  Николай –

Проверка.

Вывод. Как написали имена собственные?

21 слайд (тест) Работа с тестом организована по карточкам, после выполнения предлагается правильный ответ.

        Тест.

Учитель. Заштрихуйте только те слова, которые следует писать    

с большой буквы. При правильном ответе – закрасится

цифра «5».

                        (У,у)читель

(И,и)ван (П,п)етрович

        (М,м)альчик

(П,п)аша

(С,с)обака

     (Д,д)ружок

               (К,к)от

               (П,п)ушок

             (Г,г)ород

             (О,о)мск

(У,у)лица

(Ф,ф)рунзе

VIII.Рефлексивно – оценочный этап.

Учитель.

- Какая задача вами была поставлена на уроке?

- Что вы узнали на этом уроке?

- Какие выводы сделали?

    - Какие слова пишутся с большой буквы?

22 слайд (схема)

Имена, Отчества,

Фамилии

Клички животных

Названия городов, сел, рек, морей, озёр

Пишутся с большой буквы

- Прочитайте правило вслух по схеме.

- Прочитайте про себя.

- Расскажите друг – другу.

Учитель. Молодцы! Печка осталась довольна и спрятала девочку. Гуси – лебеди улетели. А девочка с братом вернулись домой.

-Как вы думаете, изменилась ли девочка?

- Поняла ли она свою ошибку?

     Вывод. Чтобы вернуть утраченное, приходится принимать помощь друзей, слушать их советы, иногда приходится следовать требованиям против воли.

«Худо тому, кто добра не делает никому!»

     А девочка в знак благодарности дарит вам на память стихотворение - памятку, чтобы оно помогало вам в жизни.

23 слайд (стихотворение)

Прочитать стихотворение - памятку вслух.

   

Посчитайте количество баллов , которые вы себе поставили.

5,6 баллов – «5»

4 балла- «4»

3 балла – «3»

   На листочках, которые у вас на столе нарисуйте своё настроение .

IX. Домашнее задание.

   Выпишите 3 предложения из книги для чтения, в которых встречаются имена собственные.

Рефлексивно- оценочная деятельность учащихся.

При выполнении каждого задания практической работы дети оценивают себя, ставя балл в оценочный лист. После выполнения практической работы запланирован рефлексивно- оценочный этап. Где ребята дают качественную характеристику своей работы на уроке, высчитывают количество правильно и неправильно выполненных заданий. Оценивают себя по шкале, предложенной учителем.

 5,6 баллов – «5» , 4 балла- «4»  , 3 балла – «3»

Методическая характеристика учебного занятия.

Структура урока строится на основе электронной презентации по сказке «Гуси - лебеди». Иллюстрациисказки демонстрируются на экране и позволяют провести постановку проблемы и организовать ход практической работы. Так же в электронную презентацию включены слайды с заданиями для самостоятельной работы.

Организационной формой урока кроме электронной презентации выбраны следующие формы : практическая работа, самостоятельная , работа в парах, взаимопроверка, самооценка.

В результате данных организационных форм работы происходит формирование навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

Решается задача Воспитание нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками.

Данные формы позволяют организовать работу на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.

Перспективный анализ занятия

В ходе данного урока ребятам предстоит выполнить большое число  самостоятельных работ. Необходим навык самостоятельной работы.

80 %  ребят владеют этим навыком и могут сами справиться с заданиями, 20%  нуждаются в помощи это Груздева Света, Нифонтов Никита, Бухарова Света, Сутурин Андрей ,Рябуха Руслан, Кожоев Сталбек.

При формулировке темы урока, если дети будут затрудняться могут потребоваться дополнительные вопросы:

-Почему все слова написаны с большой буквы?

-Почему слово в конце предложения написано с большой буквы?

Задание 10 слайда позволяет повторить сочетания –оро-, -оло- , которое потребуется на следующих уроках.

 Задание слайда 20 позволяет расширить знания детей об образовании имен, фамилий, сёл.

При проведении рефлексивно-оценочного этапа диалог о поведении девочки должен привести к выводу: « Чтобы вернуть утраченное, приходится принимать помощь друзей, слушать их советы, иногда приходится следовать требованиям против воли». «Худо тому, кто добра не делает никому!»

Домашнее задание творческого характера позволяет привлечь внимание ребят к текстам книги для чтения.

Методика поэтапной самооценки должна обеспечить успешность каждого ученика на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Употребление заглавной буквы в именах собственных."

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных. Задачи:Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...