Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk.yaz_rabochaya_programmaosn.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку
Рабочая программа разработана на основе программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык» 1-4 класс (2005), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии со стандартом начального общего образования по русскому языку.
Программа по русскому языку из УМК «Гармония» рассчитана на 170 часов из них 34 часа – резервные (34 недели).
Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:
- Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С.
«К тайнам нашего языка 4 класс» в 2 ч.: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век», 2009г.
- Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка 4» в трёх частях. Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век»,2012 г.
- К тайнам нашего языка. Методические рекомендации по русскому языку для начальной школы: 4 класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006г.
Проводилась коррекция рабочей программы, т. к. программа по русскому языку из УМК «Гармония» рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), а по учебному плану в 4 классе предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа разработана в соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, т.к. были убраны только резервные часы.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (34 недели).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение русского языка в четвёртом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач:
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетики, грамматики русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление
совершенствовать свою речь;
Тематическое распределение количества часов:
№п/п | Разделы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 16 | |
1.1 | Повторение. | 7 | |
1.2 | Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора | 4 | |
1.3 | Совершенствование грамматических и орфографических умений | 4 | |
1.4 | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | 1 | |
2 | Знакомимся со словосочетаниями | 11 | |
2.1 | Словосочетание | 5 | |
2.2 | Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях | 6 | |
3 | Представляем ещё одну часть речи | 5 | |
3.1 | Наречие | 5 | |
4 | Проверяем себя | 2 | |
5 | Пишем объявления | 2 | |
6 | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 28 | |
4 | Части речи: что мы о них знаем? | 7 | |
4.1 | Секреты имен числительных | 3 | |
4.2 | Повторение изученного о глаголе | 4 | |
5 | Обучение правописанию личных окончаний глаголов | 15 | |
6 | Новое о строении предложений | 10 | |
6.1 | Однородные члены предложения | 5 | |
6.2 | Предложения бывают сложными | 3 | |
6.3 | Подведение итогов | 2 | |
7 | Учимся рассуждать | 3 | |
8 | Повторение, систематизация и расширение знаний о слове | 18 | |
8.1 | Слово и его значение | 7 | |
8.2 | Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание | 11 | |
9 | Размышляем, рассказываем, сочиняем | 13 | |
10 | Перелистаем учебник | 3 |
Содержание обучения.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.
Обучающиеся должны
знать:
— различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;
— название значимых частей слов, способы их выделения;
— название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;
— признаки предложения, виды предложений по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без их разграничения);
— способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;
уметь:
Речевые
— участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
— самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;
— обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;
— замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;
— правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, приводимые в словарях учебника;
— понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
— письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексты - рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
— создавать тексты освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;
— соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи;
языковые (фонетико - графические и грамматические):
— выполнять звукобуквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость- мягкость согласных и звук [й,];
— отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;
— определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
— выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;
— разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;
— проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные.
Орфографические
— обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
— верно определять правило, по которому следует
действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;
— применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:
— большая буква в начале предложения и в именах собственных;
— раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;
— перенос слов;
— ударные сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу;
— буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);
— буквы парных по глухости - звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными;
— обозначение мягкости согласного в положении перед согласным (в освоенном объеме);
— буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;
— удвоенные согласные;
— сочетания цы_ци в корнях слов и в окончаниях (освоенные случаи);
— соединительные гласные в сложных словах (простые случаи);
— суффиксы _ек, _ик;
— суффиксы _е, _и, _я, _а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени (в освоенном объеме);
— ь после шипящих в начальной форме имен существительных;
— ь в неопределенной форме глагола;
— ь форме 2'го лица ед.ч. глагола;
— частица не с глаголами (без глаголов - исключений);
— использовать прием письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой вызывает трудности или способ решения неизвестен);
— обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
— выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;
— списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Неделя | Содержание | Общ. кол-во час по разделу | Кол- во час. по теме | Дата К\р с\р | |
I четверть (36ч) | ||||||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 16 | |||||
Повторение | 7 | |||||
1. | Начинаем повторять… («Перечитываем письмо») | 1 | ||||
2. | Повторение основных грамматических понятий. («Обо всем понемногу») | 1 | ||||
3. | Систематизация освоенных орфографических правил | 1 | ||||
4. | Входная диагностическая работа | 1 | ||||
5. | Повторение изученного о частях речи | 1 | ||||
6. | Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи») | 1 | ||||
7. | Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?») | 1 | ||||
Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?») | 4 | |||||
8. | Звуки и буквы в слове; значение и строение слова. | 1 | ||||
9. | Состав слова и его значение | 1 | ||||
10. | Разграничение слов по частям речи | 1 | ||||
11. | Повторение изученного о формах глагола Упражнение в выполнении различных грамматических действий | 1 | ||||
Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений») | 4 | |||||
12,13. | Орфографические умения как правильные орфографические действия | 2 | ||||
14 | Тренировочно-проверочные работы | 1 | ||||
15. | Контрольный диктант по итогам повторения | 1 | ||||
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | 1 | |||||
16. | Изложение: обучение пересказу от другого лица. Написание воспоминаний «Летние встречи» | 1 | ||||
Словосочетание | 11 | 5 | ||||
17. | Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») | 1 | ||||
18. | Уточнение сведений о словосочетании и обучение их записи | 1 | ||||
19. | Составление словосочетаний и включение их в предложение | 1 | ||||
20. | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | 1 | ||||
21. | Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений; постановка смысловых и падежных вопросов | 1 | ||||
Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях | 6 | |||||
22,23. | Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний | 2 | ||||
24. | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному; упражнение в определении падежей | 1 | ||||
25. | Закрепление изученного о словосочетании и решение разных орфографических задач | 1 | ||||
26,27. | Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи») | 2 | ||||
Наречие («Представляем еще одну часть речи») | 5 | |||||
28. | Знакомство с особенностями наречия как части речи | 1 | ||||
29. | Правописание наречий | 1 | ||||
30. | Закрепление правописания наречий; построение объяснений, как куда-то пройти | 1 | ||||
31. | Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | 1 | ||||
32. | Закрепление изученного о наречии; продолжение работы над умением объяснять (описывать) дорогу | 1 | ||||
Проверяем себя | 2 | |||||
33. | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
34. | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | ||||
Пишем объявления | 2 | |||||
35. | Знакомство с особенностями построения объявлений | 1 | ||||
36. | Создание текстов-объявлений | 1 | ||||
II четверть (28 ч) | ||||||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 28 | |||||
37. | Повторение изученного об именах существительных | 1 | ||||
38. | Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения | 1 | ||||
39,40. | Формирование умения определять склонение имени существительного | 2 | ||||
41. | Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении | 1 | ||||
42,43. | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных («Известное правило подсказывает новое») | 2 | ||||
44-47 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных | 4 | ||||
48,49. | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного | 2 | ||||
50,51. | Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных | 2 | ||||
52. | Контрольное списывание | 1 | ||||
53. | Изложение: обучение художественной («картинной») речи Этюд по картине А.Пластова «Первый снег» | 1 | ||||
54,55. | Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | 2 | ||||
56. | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных; обучение пользованию словарем «Как правильно изменить слово» | 1 | ||||
57-59 | Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») | 3 | ||||
60. | Контрольный диктант | 1 | ||||
61,62. | Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных («Открываем еще несколько секретов правильной речи») | 2 | ||||
63. | Написание изложения на основе делового или сказочного текста | 1 | ||||
64. | Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…») | 1 | ||||
III четверть (39ч) | ||||||
Части речи: что мы о них знаем? | 3 | |||||
65,66. | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имен прилагательных сведениями о роли в предложении | 2 | ||||
67. | Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения | 1 | ||||
Секреты имен числительных | 3 | |||||
68. | Количественные числительные и их изменения по падежам | 1 | ||||
69. | Сложные числительные и особенности их изменения | 1 | ||||
70. | Употребление имен числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений | 1 | ||||
Повторение изученного о глаголе | 4 | |||||
71. | Неопределенная форма глагола: особенности, строение и написание | 1 | ||||
72,73. | Совершенствование умения находить неопределенную форму глагола и правильно ее писать | 2 | ||||
74. | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чем рассказывают глагольные окончания») | 1 | ||||
Обучение правописанию личных окончаний глаголов | 15 | |||||
75. | Введение понятия «спряжение» | 1 | ||||
76. | «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами | 1 | ||||
77. | Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написании ь в глаголах 2-го л. ед.ч., суффиксов и ь в неопределенной форме) | 1 | ||||
78. | Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?») | 1 | ||||
79. | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределенной форме | 1 | ||||
80,81. | Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола | 2 | ||||
82-84 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | 3 | ||||
85. | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении | 1 | ||||
86-87 | Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения») | 2 | ||||
88. | Подробное изложение: обучение деловому повествованию | 1 | ||||
89. | Контрольный диктант | 1 | ||||
Новое о строении предложений | ||||||
Однородные члены предложения | 5 | |||||
90. | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | 1 | ||||
91. | Союзы и знаки препинания при однородных членах | 1 | ||||
92. | Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами | 1 | ||||
93. | Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами | 1 | ||||
94. | Использование в речи предложений с однородными членами | 1 | ||||
Предложения бывают сложными | 3 | |||||
95. | Общее знакомство со сложными предложениями | 1 | ||||
96. | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами | 1 | ||||
97. | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | 1 | ||||
Подведение итогов | 2 | |||||
98. | Совершенствование всех приобретенных грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
99. | Итоговая контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||||
Учимся рассуждать | 3 | |||||
100. | Знакомство с построением рассуждения | 1 | ||||
101. | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления | 1 | ||||
102. | Обучение написанию объяснительной записки Письменный пересказ текста-рассуждения | 1 | ||||
IV четверть (35ч) | ||||||
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове | ||||||
Слово и его значение | 7 | |||||
103. | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | 1 | ||||
104. | О словах, которые выходят из употребления | 1 | ||||
105. | Объясняем происхождение некоторых слов | 1 | ||||
106. | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста | 1 | ||||
107. | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарем | 1 | ||||
108. | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | 1 | ||||
109. | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 | ||||
Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание | 11 | |||||
110. | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию») | 1 | ||||
111. | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 | ||||
112. | Рассказываем истории некоторых выражений | 1 | ||||
113. | Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?») | 1 | ||||
114. | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | 1 | ||||
115. | Контрольное списывание | 1 | ||||
116. | Чтобы писать грамотно, нужно…(систематизация умений) | 1 | ||||
117. | Совершенствование комплекса орфографических умений | 1 | ||||
118. | Проверяем себя: обучение выполнению тестового задания; тренировочный диктант | 1 | ||||
119. | Итоговый контрольный диктант | 1 | ||||
120. | Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь ли, как правильно?») | 1 | ||||
Размышляем, рассказываем, сочиняем | 13 | |||||
121. | Наблюдения за способами связи предложений в тексте | 1 | ||||
122. | Обучение связи предложений в тексте | 1 | ||||
123. | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | 1 | ||||
124. | Подробное изложение: обучение построению рассказа | 1 | ||||
125. | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 | ||||
126. | Создание текста-объяснения | 1 | ||||
127. | Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений | 1 | ||||
128. | Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и ее первичное освоение | 1 | ||||
129. | Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | 1 | ||||
130. | Контрольный диктант | 1 | ||||
131. | Написание сочинений-рассуждений | 1 | ||||
132. | Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков | 1 | ||||
133. | Письмо учителю | 1 | ||||
Перелистаем учебник | 3 | |||||
134. | Обсуждаем письмо в газету и ответ С.Маршака | 1 | ||||
135. | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, решаем кроссворды… | 1 | ||||
136. | Размышляем об уроках русского языка… | 1 | ||||
КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1.Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С.«К тайнам нашего языка 4 класс» в 2 ч.: Учебник для четырёхлетней начальной школы. Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век», 2009г.
2.Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С. Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка 4» в трёх частях. Смоленск, Издательство «Ассоциация 21 век»,2012 г.
3. «К тайнам нашего языка. 4 кл» . Поурочные планы по учебнику Соловейчик Н.С. К тайнам нашего языка»« (1-4 чет.) / Сост. Е.А. Илюши - Волгоград, 2008г.
4. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации по русскому языку для начальной школы: 2 класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006г.
5.Т.В. Корешкова .Тетрадь для самостоятельной работы №1,2 «Потренируйся!» Русский язык. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Программа "Гармония"
В 2012-13 году я работала по программе "Гармония".Класс учится по стандартам 2004г, поэтому в данном материале отсутствуют модули....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс
Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" ФГОС...