РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Цели:  познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;  учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализировать свою работу;  развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имён существительных;  продолжить работу в малых группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchaniya_sushchestvitelnyh_v_datelnom_padezhe.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России»)

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;
  • учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализировать свою работу;
  • развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имён существительных;
  • продолжить работу в малых группах.

№ п/п

Ход урока

УУД

Учитель

Учащиеся

1

Орг. момент. (Слайд № 2)

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?

Высказывают свои предположения.

Личностные, познавательные: высказывают своё понимание смысла пословицы, нацеливание на получение нового знания.

2

 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (Слайд № 3)

- Прочитайте строки из сказок.

Гости князю поклонились.
Воротился старик ко
старухе.
Гости к
пристани идут.
Вот пошёл он к синему
морю.

- Откуда эти строчки?

- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили?

А.С.Пушкин.

“Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о золотой рыбке”

Все существительные стоят в Д.п., но имеют разные окончания.

Познавательные: применяют знание, полученное на уроке литературного чтения.

Постановка проблемы. (Слайд № 4)

- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже?

- Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.

Высказывают свои предположения.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные: учатся высказывать свою точку зрения на вопрос учителя, слушать мнение других детей, формулировать учебную задачу.

3

Поиск решения.

Работа в группах.

- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей. (Слайд № 5)

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание и выполняет его.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные: учатся проводить анализ задания, выстраивать логическую цепочку рассуждения, доносить своё мнение до других, принимать другие точки зрения, договариваться друг с другом.

Задание для 1 группы. (Слайд № 6)

Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке, обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.

Задания:

  1. Определите падеж и склонение имён существительных.
  2. Выделите окончания имён существительных.
  3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён

существительных в данном падеже и склонении.

4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте

пропущенные окончания. Объясни их написание.

Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .

Задание  для 2 группы. (Слайд № 7)

Идёт (к чему?) к столу, к морю обратился (к кому?) к петушку, к коню.

Задания:

  1. Определите падеж и склонение имён существительных.
  2. Выделите окончания имён существительных.
  3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён

существительных в данном падеже и склонении.

4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте

пропущенные окончания. Объясни их написание.

Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .

Задание для 3 группы. (Слайд № 8)

Дивятся (чему?) печи, совести, храбрости подошёл (к кому?) к матери, к дочери.

Задания:

  1. Определите падеж и склонение имён существительных.
  2. Выделите окончания имён существительных.
  3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён

существительных в данном падеже и склонении.

4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.

Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .

Проверка выполнения заданий в группах.

Учитель по ходу выступления вывешивает на доске опорные сигналы.

Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.

1 группа (слайды № 9 – 10):

Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.

2 группа (слайды № 11 – 12):

Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на – у, - ю.

3 группа(слайды № 13 – 14):

Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.

Решение проблемы. (Слайды № 15 – 16)

- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.?

- Вернёмся к началу нашего урока.

Отчего же в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже?

- Объясните правописание окончаний выделенных существительных.

- В дательном падеже существительные 1 скл. имеют окончание – е, 2 склонения – окончания – у, - ю, 3 склонения – окончание  – и.

- Потому что окончание существительного в Д.п. зависит от склонения.

- Подошёл (к кому?) к князю – Д.п., 2 скл., воротился (к кому?) ко старухе – Д.п.,  1 скл., пристают (к чему?) – к пристани – 3 скл., Д.п., подошёл (к чему?) к морю – 2 скл., Д.п.

(Слайд № 17)

- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено. А теперь закрепим правило.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо . . .

(Слайд № 18)

Построение алгоритма определения безударного окончания имени существительного.

Определить падеж имени существительного.

Определить склонение имени существительного.

По падежу и склонению вспомнить окончание имени существительного.

4

Физкультминутка. (Слайд № 19)

5

Первичное закрепление нового знания.

(Слайд № 20)

- Запишите словосочетания. Используя полученные знания и алгоритм, вставьте пропущенные окончания существительных.

Бежал по деревн…, писал по тетрад…, подарил дочер…, скачет по дорожк…, гуляла по алл…,  подошёл к площад…, письмо сестр…, вернулся к пристан… .

(Можно предложить списывание или запись под диктовку. 1 – 2 человек можно вызвать к доске.)

Учащиеся списывают словосочетания с доски (записывают под диктовку), вставляют пропущенные окончания.

Регулятивные, познавательные, личностные: учатся работать по алгоритму, сохранять учебную задачу, выстраивать цепочку рассуждений, самоконтроль.

Проверка.

- Объясните, какие окончания вы вставили и почему?

Учащиеся доказывают, почему они написали такие окончания, используя новые знания.

(Для проверки можно использовать средства обратной связи.)

6

Итог урока. (Слайд № 21)

- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»?

- Что же вы сегодня узнали на уроке?

- Сегодня мы получили новые знания.

- Мы узнали, что в дательном падеже существительные 1 скл. имеют окончание – е, 2 склонения – окончания – у, - ю, 3 склонения – окончание  – и.

Личностные, познавательные: самооценка, формулирование полученного знания.

7

(Слайд № 22)

Домашнее задание:

стр. ___, упр. ____.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Презентация к уроку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"....

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений»

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  1, 2 и 3 склонений» Цели урока: 1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний...

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...

Презентация к уроку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Цель:формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи:развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существи...