РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchaniya_sushchestvitelnyh_v_datelnom_padezhe.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России»)
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
Цели:
- познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;
- учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализировать свою работу;
- развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имён существительных;
- продолжить работу в малых группах.
№ п/п | Ход урока | УУД | |
Учитель | Учащиеся | ||
1 | Орг. момент. (Слайд № 2) Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? | Высказывают свои предположения. | Личностные, познавательные: высказывают своё понимание смысла пословицы, нацеливание на получение нового знания. |
2 | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (Слайд № 3) - Прочитайте строки из сказок. Гости князю поклонились. | ||
- Откуда эти строчки? - У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили? | А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о золотой рыбке” Все существительные стоят в Д.п., но имеют разные окончания. | Познавательные: применяют знание, полученное на уроке литературного чтения. | |
Постановка проблемы. (Слайд № 4) - Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? - Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке. | Высказывают свои предположения. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные: учатся высказывать свою точку зрения на вопрос учителя, слушать мнение других детей, формулировать учебную задачу. | |
3 | Поиск решения. Работа в группах. - Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей. (Слайд № 5) | Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание и выполняет его. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные: учатся проводить анализ задания, выстраивать логическую цепочку рассуждения, доносить своё мнение до других, принимать другие точки зрения, договариваться друг с другом. |
Задание для 1 группы. (Слайд № 6) Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке, обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне. Задания:
существительных в данном падеже и склонении. 4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание. Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… . | |||
Задание для 2 группы. (Слайд № 7) Идёт (к чему?) к столу, к морю обратился (к кому?) к петушку, к коню. Задания:
существительных в данном падеже и склонении. 4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание. Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… . | |||
Задание для 3 группы. (Слайд № 8) Дивятся (чему?) печи, совести, храбрости подошёл (к кому?) к матери, к дочери. Задания:
существительных в данном падеже и склонении. 4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание. Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… . | |||
Проверка выполнения заданий в группах. Учитель по ходу выступления вывешивает на доске опорные сигналы. | Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы. 1 группа (слайды № 9 – 10): Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е. 2 группа (слайды № 11 – 12): Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на – у, - ю. 3 группа(слайды № 13 – 14): Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и. | ||
Решение проблемы. (Слайды № 15 – 16) - Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.? - Вернёмся к началу нашего урока. Отчего же в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже? - Объясните правописание окончаний выделенных существительных. | - В дательном падеже существительные 1 скл. имеют окончание – е, 2 склонения – окончания – у, - ю, 3 склонения – окончание – и. - Потому что окончание существительного в Д.п. зависит от склонения. - Подошёл (к кому?) к князю – Д.п., 2 скл., воротился (к кому?) ко старухе – Д.п., 1 скл., пристают (к чему?) – к пристани – 3 скл., Д.п., подошёл (к чему?) к морю – 2 скл., Д.п. | ||
(Слайд № 17) - Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено. А теперь закрепим правило. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо . . . (Слайд № 18) Построение алгоритма определения безударного окончания имени существительного. | Определить падеж имени существительного. Определить склонение имени существительного. По падежу и склонению вспомнить окончание имени существительного. | ||
4 | Физкультминутка. (Слайд № 19) | ||
5 | Первичное закрепление нового знания. (Слайд № 20) - Запишите словосочетания. Используя полученные знания и алгоритм, вставьте пропущенные окончания существительных. Бежал по деревн…, писал по тетрад…, подарил дочер…, скачет по дорожк…, гуляла по алл…, подошёл к площад…, письмо сестр…, вернулся к пристан… . (Можно предложить списывание или запись под диктовку. 1 – 2 человек можно вызвать к доске.) | Учащиеся списывают словосочетания с доски (записывают под диктовку), вставляют пропущенные окончания. | Регулятивные, познавательные, личностные: учатся работать по алгоритму, сохранять учебную задачу, выстраивать цепочку рассуждений, самоконтроль. |
Проверка. - Объясните, какие окончания вы вставили и почему? | Учащиеся доказывают, почему они написали такие окончания, используя новые знания. (Для проверки можно использовать средства обратной связи.) | ||
6 | Итог урока. (Слайд № 21) - Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»? - Что же вы сегодня узнали на уроке? | - Сегодня мы получили новые знания. - Мы узнали, что в дательном падеже существительные 1 скл. имеют окончание – е, 2 склонения – окончания – у, - ю, 3 склонения – окончание – и. | Личностные, познавательные: самооценка, формулирование полученного знания. |
7 | (Слайд № 22) Домашнее задание: стр. ___, упр. ____. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Презентация к уроку в форме ролевой игры....
Презентация к уроку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Презентация к уроку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"....
ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений»
ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений» Цели урока: 1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний...
Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Тип урока: обощение и систематизация знаний. Урок проводится с использованием оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...
Презентация к уроку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Цель:формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи:развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существи...