Тема: "Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?" Конспект урока + презентация
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Барсукова Наталья Васильевна

Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"Цель: учить распознавать спряжение глагола по неопределённой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kak_po_neopredelennoy_forme_uznat_spryazhenie_glagola.zip220.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"

Подготовила: Барсукова Наталья Васильевна, учитель начальных классов,  

                       МОУ СШ №2 п. Селижарово

Конспект урока + презентация.

Тема: "Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?"

Цель: учить распознавать спряжение глагола по неопределённой форме.

Задачи:

- выделять существенные признаки глагола как части речи

- уточнить знания об особенностях глаголов I   и II спряжения;

-учить писать безударные окончания глаголов;

- узнавать  спряжение глаголов по суффиксу  неопределенной формы;

-развивать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование : презентация, проектор, компьютер, карточки с заданиями, тесты, сигнальные  карточки, «веер» с буквами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Хочу наш урок начать с этого стихотворения.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу…

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II. Постановка темы, цели урока.

- Внимательно послушайте и определите, кто пришел на урок?

"Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник всегда при деле. По частоте употребления занимает второе место после существительного".

- Ответ обоснуйте.

- Верно. Это - Его Величество Глагол.

- Предположите,  о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано. Он вам предлагает на сегодняшнем уроке:

 «Думать»,

«Наблюдать»,

«Слушать»,

 «Доказывать»,

«Рассуждать».  Слайд.

- Прочитаем вместе. Следуя этим правилам, мы сможем,  выполнит все задания, которые нам приготовил его Величество Глагол.

III. Проверка знаний по теме «Глагол»

- Я предлагаю вам представить, что вы журналисты, и собрать информацию о глаголе.

1.Соедини понятия правого и левого столбика. Разноуровневые карточки. Взаимопроверка .Слайд.

 глагол                 

что делать? что сделать? что делал?

отвечаю на вопросы

часть речи

обозначаю

действие предмета

имею 

по временам, числам

изменяюсь

сказуемым

в прошедшем времени изменяюсь  

по родам

имею спряжение

неопределённую форму

в предложении чаще всего бываю                                                                                                                                                                                                                

I и II

           

2 .Какие окончания имеют глаголы I спряжения? ...II спряжения? Карточки разноуровневые .

1 спряжение                                                                    2 спряжение

                                             единственное число

1-е л.

       

2-е л.

3-е л.                                          

множественное число

1-е л.

 

2-е л

3-е л.  

Проверим. Слайд.

Будем на уроках использовать карточки как памятки.

IV. Работа по теме.

1.  На прошлом уроке смогли мы найти ответ на вопрос, как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? (Нет)

Посмотрите на запись на доске. Может быть она поможет вам найти ответ? Определите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению?

II спряжение

строить

купить

лепить

кормить

Iспряжение

читать

жалеть

таять

колоть

Проверим свои предположения по записи в учебнике на  с.33.

Ваши предположения верны?

С новыми знаниями отправляемся в путь за новыми открытиями.

 2. - Упр.414., с.33, ТПО

Какую орфографическую задачу необходимо решить (Вставить суффикс глагола  в неопределённой форме).

Вставьте  буквы , ответ покажите  буквой «веера»,.

Что нам помогает писать безударный суффикс глагола в неопределённой форме? (Словарь)

Заполним второй столбик самостоятельно.

Напротив каких глаголов поставили «+»?

Как будем рассуждать, определяя спряжение глагола?

Какие местоимения помогут образовать необходимые глагольные формы? Подпиши их.

Какие глагольные окончания будут у этих форм?(-ет,- ут, -ют - Iспр.,- ит, -ат, -ят – II спр.)

Рассуждать, чтобы не ошибиться в окончаниях.

(Таблица заполняется коллективно с пояснением каждого действия.)

3. Хорошие журналисты всегда умело используют  богатый русский язык. Замените, одним словом. Полученные слова запишите в столбик. Работа у доски и в тетради.

Обращаться к кому-либо с вопросом (спросить)

Переместить снизу вверх (поднять)

Становиться зелёным (зеленеть)

Сделать чистым (чистить)

Отдавать деньги за покупку (платить)

Бояться опоздать куда-либо (спешить)

Убирать сорняки на грядке (полоть)

Набрать воздух в воздушный шарик (надуть)

Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать)

Испытывать желание, хотеть (желать)

Ярко блистать, сияя переливчатым светом (сверкать).

Проверим. Слайд.

- Слова какой части речи написали? Что объединяет эти глаголы? Слайд.

- Почему неопределенная форма глагола так называется?

- А зачем глагол ставить в неопределенную форму? (Определить спряжение глагола.)

 - Ставя глагол в неопределённую форму, вы научились определять спряжение глаголов, а для чего нужно знать спряжение глаголов? (Правильно писать безударные окончания глагола)

- Определим спряжение у полученных слов.

Показываем ответ карточкой. Как рассуждал?

Физкультминутка.

Если услышите глагол. Который оканчивается на –ИТЬ, - хлопайте в ладоши 2 раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете 2 раза.

     Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, встречать, помогать.

Упражнения для глаз.

4- Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов, давайте вспомним алгоритм рассуждения:

1. Поставим глагол в неопределённую форму.

2. Определим спряжение глагола.

3. Вспомним окончание. Слайд.

 5. - Заполним таблицу. Упр.415, с.34 .ТПО

Перечислите по порядку все действия, которые будешь выполнять, записывая глагол с безударным окончанием?

 Будь внимателен! Действия 2,3,7 выполняй устно, а 4,5,6,8 – письменно в графах.

Заполним вместе  первые две строчки.

Теперь вы самостоятельно попробуете применить полученные знания. Можно работать в парах.

Проверка. Кто согласен? Почему?

6. Отгадайте загадку.

Зверька узна .  мы с тобой

по двум таким приметам:

он в шубк.  сереньк .  зимой,

 а в рыжей шубк.  летом.

У каких частей речи в загадке пропущены окончания?

Теперь мы сможем закрыть все окошки?

Как определить безударное окончание у глагола?   …у  имени существительного? … у имени прилагательного?

Запиши загадку, окончания выделите.

Проверка. Слайд.

V. Итог. Релаксация.

- Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение.

- Что же здесь должно быть написано? Догадались?

Ко – ч – л   д- л -    г – л – й   см – л - ! (Кончил дело – гуляй смело!)

- Вот и мы заканчиваем нашу работу.

- Выбери утверждение.

Сегодня я на уроке: Научилась (научился)...

Было интересно....

Было трудно...

Я понял (а), что....

VI. Домашнее задание.

Упр.416, правила с.33,  с.27, тест.

Карточка.

1.Какая часть речи называется глаголом?

а)Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?;

б)Глагол – это часть слова, которая обозначает действие предмета

2.Что такое неопределённая форма глагола?

а)Это форма, у которой можно определить только время;

б)Это форма, по которой нельзя определить ни время, ни лицо, ни число, ни род, только спряжение

3.Что называют спряжением?

а)Изменение глагола по падежам;

б)Изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени

4.Какие глаголы имеют суффикс - л-?

а)в прошедшем времени;

б)в будущем времени;

5.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а)По числам, в единственном числе и по родам;

б)По родам, лицам и числам

6.Как определить спряжение глагола?

а)надо посмотреть на окончание;

б)если личное окончание ударное, то определяем по нему, если же безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на суффикс перед –ть.

7.Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

а)-у (-ю), -ем, - ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);

б)-у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят)

9.Как определить родовое окончание глагола?

а)найти существительное, от которого поставим вопрос к глаголу, определить его род;

б)по неопределённой форме

11.Как определить лицо глагола?

а)подставить личное местоимение; вспомнить, какого оно лица;

б)по имени существительному, с которым связан глагол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

"Как по неопределенной форме узнать спряжение глаголов"

Презентация к уроку  русского языка -Как по неопределенной форме узнать спряжение глаголов-...

Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс

МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....

Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола

Конспект урока "Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Определение спряжения глагола по неопределенной форме"

Урок построен в соответствии с деятельностным подходом.  Учащиеся научатся определять спряжение глаголов по их неопределенной форме....