Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Данный урок входит в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость согласных звуков с помощью букв А-Я. На уроке ребятам предстоит открыть и освоить секрет обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков с помощью гласных букв О- Ё. Форма деятельности учеников - групповая, парная, индивидуальная, способствующая развитию коммуникативных компетенций, логического мышления, внимания, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_1_kl.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
(Якутия)
Муниципальное образовательное учреждение Алданского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
факс (41145) 52-5-16, sh5len@rambler.ru
Урок обучения грамоте по программе
развивающего обучения системы
Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова
1-4
среди учащихся 1 класса
учитель Полтавченко Н.Н.
2013-2014 уч. год
Урок обучения грамоте в 1 классе
по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Тема: ««Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв О-Ё»
Цель урока:
1.Научиться обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв О-Ё. через составление звуковых моделей., указать на две работы, которые выполняют буквы.
2.Учиться читать слова, высказывания с гласными О, Ё., находить их в незнакомом тексте.
3.Начать знакомство с коротенькими текстами.
4.Расширять кругозор, через выяснение лексического значения незнакомых слов, развивать логическое мышление, творческое воображение, умения сравнивать, анализировать.
Метапредметные результаты: любознательность, внимание, логика, функции контроля, самоконтроля, умения работать в парах, семейках (коммуникативные компетенции)
Тип урока: урок отработки частных задач.
Оборудование: букварь В.В. Репкин, Е.В. Восторгова В.А. Левин ч. 1, иллюстрации с изображением МОЛА, учебный словарь В.В. Репкина, лента изученных букв, текст сказки Г. Юдина «Ёжик и ёршик», дидактическая кукла Дядюшка Ус.
Ход урока:
Комментарии учителя: «На данном этапе обучения учащиеся знают, что такое имена собственные, могут составлять звуковые модели слов, умеют сравнивать звуки, выявлять различие и сходство лексического значения слов. Ребята познакомились с обозначением твёрдости- мягкости согласных звуков с помощью А-Я. »
I. Актуализация полученных знаний:
Учитель: «С какими секретами мы познакомились на прошлом уроке чтения?»
Учащиеся «Мы узнали, что мягкость согласного звука зависит от рядом стоящей буквы.»
II. Закрепление пройденного материала:
Учитель предлагает проверить домашнее задание, используя метод выборочного чтения (слова записаны на доске, букварь на данном этапе не используется).
Маня Аня марля
няня Аля маляры
мала мяла Ляля
- Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Объясните, почему они так написаны? Прочитайте слоги в этих словах, где согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где все согласные звучат мягко? Какая буква им помогает? (Звучат ответы учащихся)
- Назовите слово, в котором все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?
- Назовите слово, обозначающее профессию. Кто может объяснить кто такие маляры? Назовите слог с мягкой согласной. Где он стоит?
-Давайте сделаем вывод-обобщение.
Обобщение: Мы познакомились с гласной Я. Если она стоит после согласного звука, значит данный звук будем читать мягко.
III. Постановка учебной задачи:
Учитель: «Вот мы и узнали секрет чтения слов с Я, стоящей после согласных. Наверно, больше секретов нет.»
Ученики: «Мы познакомились только с обозначением мягких согласных с помощью буквы Я. А если другие гласные буквы, которые тоже стоят после гласных и помогают при чтении читать их мягко?»
(на доске появляется знак ?, фиксирующий цель урока)
IV. Физминутка.
Ёжик в бане вымыл ушки, ( выполняются движения)
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту Ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»
V. Новый материал:
1.Учитель предлагает учащимся на доске и в тетрадях по чтению записать звуками слово МОЛ, при этом выяснив его лексическое значение. Уточнение лексического значения данного слова происходит по Учебному словарю русского языка В.В. Репкина.
МОЛ-
2. Элементы сюжетной игры: Один из учащихся вызывается к доске, и учитель шёпотом предлагает ему выполнить действия с веником (подмести пол). «Что делал ученик? Ребята отвечают, что он мёл пол. Учитель предлагает назвать действие, которое выполнил ученик.
3.Слово «МЁЛ» ученики записывают звуками.
4.Затем сравнивается их лексическое значение.
5.Учитель: «Обозначьте буквами слово МОЛ». Идёт работа в парах . Данное слово обозначение буквами не вызывает затруднения..
6.Обозначение слова МЁЛ буквами. (Идёт работа в семейках. Ребята записывают слово на индивидуальных дощечках, которые затем выставляются к доске для всеобщего обсуждения). На дощечках появились записи « МЬОЛ», «МОЛ», «МЬОЛ».
7. На следующем этапе идёт анализ записанных слов. Слово «МОЛ» ученики записывают без затруднений и ошибок. Учитель обращается к анализу записи слова «МЁЛ»:
- «Какой буквой обозначим первый звук М»
Дети отвечают, что буквой М. (Подтверждается выбор буквы.)
Учитель: «Какой второй звук в слове МЁЛ?»
Дети отвечают, что звук О. «Звук О»,- подтверждает учитель. «Какой же буквой обозначается звук О?»
Дети: «О».
Учитель: «Какой третий звук в этом слове? А буква?»
Дети: звук Л, который обозначается буквой Л.
Учащиеся с удивлением обнаруживают, что слово, которое они записали - слово «МОЛ», а не «МЁЛ».
М О Л
М ? Л
Учитель: Какое же главное отличие слов МОЛ и МЁЛ?
Учащиеся: «Главное отличие в первом звуке. В первом слове первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. Можно обозначить мягкость звука с помощью Ь, Запись МЬОЛ. (часть детей стала сомневаться в правильности написания данного слова.)
Учитель: «Как же нам узнать, кто поможет согласному звуку М стать мягким?
Учащиеся предложили два выхода: спросить у учителя, (мол, он всё знает) посмотреть как записано это слово в букваре, который пишут учёные и допустить ошибок они не могут.
8.Учитель предложил открыть Букварь В.В. Репкина на стр. 61 , где Дядюшка УС ( «Намотаем все знания на ус») предлагает записи слов «МОЛ», «МЁЛ», отыскать слово МЁЛ, подчеркнуть карандашом букву, которая стоит после М.
Ребята вместе с Дядюшкой Усом сделали вывод» Мягкость согласного звука в слове МЁЛ обозначается с помощью специальной гласной Ё , которая обозначает звук О и указывает на мягкость предыдущего согласного звука, то есть выполняет две работы».
М Ё Л М О Л
И в слове МОЛ у гласной О тоже две работы: указывать на звук О и твёрдость предыдущего согласного звука.
О
ё
VI. Закрепление нового материала.
1. Составление и чтение слогов изученных букв М, Л, Н, Р с помощью изученных гласных А, Я, О, Ё, У, Ы, Э. Учитель обращает внимание на чтение слогов с помощью гласных Я, Ё.
2. Чтение сказки Г.Юдина « Ёжик и ёршик». Запомните слова, с буквой Ё , которые встретятся в сказке.
Ёжик и ёршик.
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спиться.
- Мам! Что это мы всё спим да спим? Можно я схожу к своему другу ёршику?
- Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!
Лежал- лежал ёжик, ёрзал- ёрзал, дождался , пока мама уснула и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым – бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
- Ой, как здорово! А ёршик – то сидит в реке, ничего этого не видит!
Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд и прорубь посредине.
-Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!
Долго звал ёжик , замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:
- Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
- А вы разве тоже спите?
- Ещё как! До самой весны. Шёл бы и ты, а?
Затрусил ёжик домой, в тёплую норку. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть и залёг спать до весны.
Учитель: «Назовите слова с буквой Ё. А каких вы ещё знаете животных, которые впадают в спячку?»
3. Работа с Букварём, ч. 1 стр.61.
- Чтение слов в столбиках, выяснение их лексического значения, нахождение слов, слогов , в которых находятся мягкие согласные? Выясняются работы гласных О-Ё.
Лом орёл Алёна
Лён Роман мыло
Эля умён Лёна
- Чтение высказываний:
У Алёны Рома. Он мал. Алёна у Ромы няня. (идёт первоначальное знакомство с понятием – текст.)
-Творческая работа. Учащимся предлагается нарисовать подружек О-Ё в окружении согласных звуков.
VII. Рефлексия. Постановка целей на следующий урок.
Учитель:
- С каким секретом мы ознакомились на уроке чтения?
-Чему учились?
- Что понравилось?
-О чём дома расскажите своим родителям?
Учитель: «На уроке мы познакомились с секретами обозначения твёрдости- мягкости буквами О-Ё., мы уже знаем, что твёрдость- мягкость обозначается и буквами А-Я. Вот сколько мы уже много знаем. Может, больше и нет никаких секретов, которые могут встретиться на уроках чтения.
Учащиеся: «Мы познакомились с секретами обозначения твёрдости-мягкости с помощью букв А-Я, О-Ё. А если ещё гласные, с помощью которых можно обозначать твёрдость- мягкость согласных звуков?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".
Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....
Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".
Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....
Уроки обучения грамоте в первом классе.
Урок в первом классе "Звук и буква "о"....
Конспект урока русского языка во 2 классе (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Конспект урока....
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...
Звуковые разминки на уроках обучения грамоте в первом классе.
Здесь представленны небольшие звуковые разминки в виде презентаций для использования на уроках обучения грамоте в первом классе.Главной особенностью является то, что каждый слайд - это вопрос с выборо...
Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.
Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.https://vk.com/wall-21245411_7395 Ссылка...